За конфликтом в Газе стоит борьба за транзитные пути и водные ресурсы

13 января 2009
A A A


Как и 60 лет назад, кровавая бойня в секторе Газа угрожает стабильности всего Ближнего Востока. Но происходящее в Газе - далеко не первый в этом районе конфликт такого рода, обусловленный взаимосвязанными, традиционными причинами. В том числе борьбой за транзитные пути и дефицитные на Ближнем Востоке водные ресурсы. К середине января 1949 года - 60 лет тому назад - завершились военные действия между арабскими странами и Израилем: то была первая арабо-израильская война (она продолжалась в ряде районов Палестины до апреля 1949-го). Которая окончательно "похоронила" документы о создании в бывшей британской Палестине арабского государства, включавшего и сектор Газа. Тем временем, в этом районе продолжаются военные действия: общее число погибших и пропавших без вести на 12 января превышает 1300 человек с обеих сторон. Но в основном это мирные жители, в том числе дети и люди пожилого возраста. Причем до 85 процентов этих жертв - арабское население сектора Газа. Кровавые события в том регионе всколыхнули, было, мировые цены на нефть, но ненадолго: сразу после объявления французско-египетского плана урегулирования конфликта, хотя его пока не приняли конфликтующие стороны, - эти цены вновь понизились. То есть, снова подтвердилось решающее значение политических факторов в формировании мировых цен на нефть. Израиль "оправдывается" антиизраильским терроризмом со стороны радикальных арабских группировок (особенно ХАМАС) в Газе, с которыми пора покончить. А эти группировки считают происходящее израильской агрессией, причем против законно избранного правительства сектора Газа. То есть, против организации ХАМАС. Сам же сектор Газа - едва ли не самый многострадальный район в мире. Судите сами: когда в конце 1947-го года ООН определила этот район в состав арабского государства в Палестине, соседние арабские страны через четыре месяца начали войну с Израилем (официально провозглашенным в мае 1948-го) и... за территории, отведенные под арабское палестинское государство. Но для арабских стран, да и для арабов Палестины эта война завершилась плачевно. Свыше половины палестинской территории оказалось у Израиля, а на оставшихся арабских территориях Палестины "утвердились" соседние арабские государства. Так, свыше трети территории сектора Газа (включая г. Газа) получил Египет, остальную часть - Израиль. Нефтяные акценты Одной из причин той войны было желание арабских стран полностью контролировать транзитные нефтепроводы, построенные в 1946-1951 годах, из Аравии и Ирака к средиземноморским портам Сирии, Ливана и Палестины. Если точнее - борьба шла и за нефтепровод к порту Хайфа, а этот район ООН включила в состав Израиля. В 1967-м оставшиеся арабо-палестинские территории захватил Израиль. И ни о каком арабском палестинском государстве не было речи, подчеркнём, до конца ХХ века... Естественно, что ТАКОЕ отношение к созданию государства палестинских арабов резко ужесточило их настроения. И, хотя палестинская арабская администрация была-таки недавно создана на Западном берегу Иордана и в Газе, на недавних парламентских выборах в секторе Газа победила ультрарадикальная арабская организация ХАМАС, чуть ли не отрицающая право Израиля на существование! Но ведь что еще интересно: если в 1973-м, в связи с новой арабо-израильской войной, арабо-мусульманские страны-поставщики нефти ввели временное эмбарго на поставки нефти в страны, поддерживающие Израиль, то сейчас об этом методе давления на Израиль и Запад даже не намекают. Что еще раз подтверждает заинтересованность этих стран в большей подконтрольности и меньшей самостоятельности палестинской администрации. Между водой и пустыней Во многих СМИ сообщалось, со ссылками на некоторых египетских, иорданских и израильских чиновников, что вскоре может начаться строительство оросительного канала Средиземное море - Мертвое море - Иордан. Причем канал этот пройдёт из той части сектора Газа, которая с 1950-х годов у Израиля (район Ашкелон-Ашдод), примерно в 30 км к северу от г. Газа. Арабо-палестинские же деятели настаивали, чтобы канал был проведён непосредственно из г. Газа. Дело в том, что быстрое высыхание Мертвого моря и впадающей в него реки Иордан (как и связанного с ней Тивериадского озера, что вблизи Сирии и Ливана) ставит под угрозу сельское хозяйство, да и вообще проживание на той территории. Эта ситуация едва ли не напоминает то, что произошло в бассейне Аральского моря. А соперничество за водные ресурсы существовало в Палестине с незапамятных времён. Естественно, что территория, где пройдёт упомянутый канал, получит широкие возможности для развития. Поэтому не исключено, что соперничество за водоресурсы и, соответственно, за саму трассу канала Средиземное море - Мертвое море - Иордан - одна из причин нынешнего конфликта. Есть даже проект судоходного канала между Средиземным и Красным морями по территории Израиля - до порта Эйлат. Однако пройти он может только через сектор Газа, что невыгодно не только Израилю, но и Египту, ибо это приведёт к падению доходов соседнего египетского Суэцкого канала. Словом, на небольшой территории Палестины, которая почти вдвое меньше Московской области, "сошлись" очень многие проблемы - национальные, общерегиональные, пограничные, экономические. Но расширение конфликта в Газе вполне может разжечь другие конфликты на Ближнем Востоке, с очевидными последствиями не только для этого региона.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.