Туркменистан и энергетическая политика Ирана

09 октября 2008
Известно, что энергетическая безопасность является жизненно важной частью для нормального функционирования государства. Поэтому в современной политике данному вопросу уделяется особое внимание.

После распада СССР одним из важнейших направлений энергетической политики стран Запада на постсоветском пространстве стал доступ к богатым углеводородным источникам, находившимся на Кавказе и в Центральной Азии.

Доктрина данной политики основывалась в основном на достижении двух целей:

1. Доступ к новым, альтернативным источникам углеводородов и тем самим уменьшение энергетической зависимости от России.
2. Включение кавказско-центральноазиатского географического пояса в сферу геополитических и экономических интересов Запада и, как следствие, создание «санитарного кордона» вокруг России.

В силу географической близости газовых месторождений Туркменистана и Афганистана еще в 90-х годах прошлого века был разработан южный маршрут транспортировки туркменского природного газа через территорию Афганистана в Пакистан и Индию.

Авторы проекта не скрывали, что выбор данного маршрута носил сугубо политический характер и должен был не только вынудить Иран отказаться от мысли о транспортировке туркменского газа через свою территорию в Пакистан и Индию, но и показать тщетность попыток Ирана провести свой газопровод (IPI) в эти страны. Однако нестабильная, все ухудшающаяся внутриполитическая ситуация в Афганистане на фоне усиления террористической деятельности движения «Талибан» не оставляет никаких шансов для осуществления данного газового проекта.

Что касается западного маршрута транспортировки туркменского природного газа в страны Центральной Европы (с последующим подключением к нему узбекского и казахского газа), разработанного в 2002 г. в соответствии с международным газовым проектом Набукко, его осуществление, как известно, также встречает на своем пути немало преград.

Тем не менее интерес Запада к энергетическим источникам Центральной Азии еще не иссяк. В первую очередь, это касается огромных запасов природного газа Туркменистана. Согласно неподтвержденным данным, по запасам природного газа Туркменистан занимает четвертое-пятое место в мире (до 24 трлн кубических метров). Однако по причине неразвитости газотранспортной инфраструктуры, в частности, отсутствия своих газопроводов, Туркменистан во многом зависит от российской системы транспортировки природного газа. Поэтому Туркменистан вынужден предлагать потенциальным покупателям поставку природного газа на своей внешней границе. Хотя потенциальных покупателей туркменского газа хоть отбавляй, однако в настоящее время только два его соседа — Россия и Иран — закупают у него природный газ, причем Туркменистан экспортирует две трети своего природного газа в Россию.

Для транспортировки туркменского природного газа на Запад возможны три маршрута:

1. По имеющемуся прикаспийскому газопроводу через территорию России.
2. В случае строительства транскаспийского газопровода экспорт природного газа через Турцию в страны Центральной Европы.

3. Использование иранской территории для транзита туркменского, а в дальнейшем узбекского и казахского природного газа в Турцию и далее в Европу.

На сегодняшний день из перечисленных маршрутов действует только первый. Причем из общего объема экспортируемых Туркменистаном 60 млрд кубометров природного газа Россия закупает 50 млрд кубометров в год. При этом она собирается довести объем закупаемого в Туркменистане природного газа до 90 млрд кубометров в год.

Что касается второго маршрута, то, по мнению многих аналитиков, августовские события на Южном Кавказе нанесли немалый ущерб идее строительства и безопасного функционирования транскаспийского газопровода. К этому еще следует добавить трения по определению статуса Каспийского моря и его национальных секторов.

Вместе с тем в Иране опасаются, что, несмотря на свои огромные энергетические возможности, в случае строительства транскаспийского газопровода снизится потребность в иранском природном газе и из-за ядерной программы Ирана продолжится его международная изоляция. По этой причине Иран выступает против строительства газопровода через Каспийское море.

Будучи в курсе основного направления европейской энергетической политики на востоке, Иран предпринимает попытку использовать августовский конфликт на Южном Кавказе, а также специфику политической ситуации в Центральной Азии для убеждения европейцев в уязвимости существующих и возможных энергетических проектов стран Запада. В результате сложившейся внешнеполитической ситуации перед иранским природным газом может открыться широкая дорога в страны Европы. Иран призывает европейские страны, импортирующие иранский газ, подписывать контракт непосредственно с иранской Национальной газовой компанией, без участия посредников. Это объясняется желанием Ирана выйти из политической изоляции.

Как известно, Иран уделяет особое внимание своему северному соседу — Туркменистану, сухопутная граница с которым тянется от Гасан-Кули на Каспии до реки Теджен. Не следует забывать, что Туркменистан лежит на пути Ирана в Центральную Азию, таким образом полностью перекрывая доступ в упомянутый обширный регион. Поэтому, можно предположить,что от уровня отношений с Туркменистаном во многом будет зависеть и степень влияния Ирана в Центральной Азии.

Следует заметить, что Иран проявляет интерес к Туркменистану не только как к «вратам» в Центральную Азию, но и к его энергетическим ресурсам. Иран заинтересован в закупке туркменского природного газа, добываемого сравнительно недалеко от ирано-туркменской границы и имеющего немалое хозяйственно-экономическое значение для развития северо-восточных областей этой страны. Вместе с тем Иран добивается признания за ним статуса транзитной страны для транспортировки центрально-азиатских энергоносителей на Запад.

На открывшейся 4 октября в Тегеране Второй международной конференции по вопросам экспорта иранского природного газа министр нефти ИРИ Голям Хосейн Нозари озвучил идею участия Ирана в газовом проекте Набукко, подразумевая участие своей страны в качестве транзитера туркменского природного газа. Согласно его заявлениям, после завершения газового проекта Парс Европа может получить альтернативный путь газоснабжения.

Конечно, ситуация могла быть иной, если бы Иран не развивал свою ядерную программу. Поэтому нельзя ожидать какого-то прорыва в плане участия Ирана в газовом проекте Набукко. И вместе с тем маловероятно,что Европа, задействовавшая экономические санкции против этой страны, вдруг начнет покупать иранский природный газ.

Об этом пишет эксперт Института Ближнего Востока.

НЕФТЬ РОССИИ

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03801 sec