Программа просвященной умеренности Первеза Мушаррафа

20 декабря 2006
Н.А. Замараева

Впервые Программа просвещенной умеренности была официально провозглашена президентом Исламской Республики Пакистан Первезом Мушаррафом на 10-м саммите организации «Исламская конференция» (ОИК) в Малайзии 16–17 октября 2003 г. В целом, она представляет собой концепцию стратегии развития исламского мира в ХХI веке.

Программа направлена на развитие внутренних и внешних устремлений исламского мира, построение взаимоотношений, способствующих преодолению той пропасти непонимания и недоверия, которая образовалась между исламским миром и Западом после событий 11 сентября 2001 г.

Развитие Программы просвещенной умеренности предлагается по двум направлениям:

— сдерживание экстремизма и социально-экономическое развитие мусульманских стран в мире в целом;

— поддержка мусульманского мира со стороны международного сообщества в: а) решении конфликтных вопросов, куда вовлечены мусульмане; б) экономической помощи внутренним административным, политическим, образовательным и социальным реформам, проводимым в исламском мире.

Первое направление программы связано с необходимостью дальнейшего активного социально-экономического развития мусульманских стран с одновременным отходом от политики обструкционизма, экстремизма и решения конфликтов военными методами. Для обеспечения динамичного процветания и гарантии мира внутри самого исламского сообщества предлагается провести ряд социально-экономических реформ, направленных на снижение уровня бедности, ликвидацию неграмотности, повышение образовательного уровня, увеличение количества рабочих мест, совершенствование системы здравоохранения и повышение социального благосостояния населения мусульманских стран в целом.

Именно бедность, нищета, неграмотность, как считает автор программы, порождают экстремизм и терроризм.

Второе направление Программы просвещенной умеренности президент П. Мушарраф связывает с обращением к международному сообществу с целью обеспечения безопасного мира и дальнейшего процветания и гармонии во всем мире, которое может быть реализовано двумя путями:

— содействие решению международных конфликтных ситуаций, где одной из сторон выступают мусульмане, на которых, как подчеркивает президент П. Мушарраф, международное сообщество оказывает сильное давление;

— предоставление странами Запада всесторонней помощи мусульманскому миру в социально-экономической сфере.

Программа просвещенной умеренности включает как политические, так и экономические составляющие.

Политический аспект Программы просвещенной умеренности:

— отход от политики конфронтации с Западом (исключая в то же время капитуляцию перед Западом), следование политике умеренного развития и взаимовыгодного сотрудничества путем диалога цивилизаций. Проведение внутренних реформ внутри стран ОИК, отвергающих экстремизм, терроризм; развитие социально-экономических реформ, уважение прав меньшинств и т.д.;

— повышение роли всех социальных институтов гражданского общества, и в первую очередь обеспечения законности и правопорядка, проведение политики открытости, плюрализма, ответственности и следование практике уважения прав человека, право на свободу, которое, по словам президента П. Мушаррафа, не противоречит канонам ислама;

— учреждение Аналитического центра/think-tank при организации «Исламская конференция», основная цель которого — разработка методик адекватного и эффективного ответа на идеологические и интеллектуальные вызовы XXI века;

—учреждение Института стратегических исследований и обороны при ОИК под руководством секретаря организации.

Экономический аспект Программы просвещенной умеренности:

— разработка экономической стратегии Программы просвещенной умеренности;

— активизация и дальнейшее развитие исламских финансовых институтов, таких как Исламский банк развития, Исламский фонд солидарности, сбор мусульманских налогов, например, закят /Zakat collection и других пожертвований/Endowments для дальнейшего предоставления социальной и финансовой поддержки мусульманским странам с низким уровнем дохода;

— учреждение Фонда пожертвований/ Endowment Fund в размере 100 млн долларов. Основными источниками финансирования фонда должны стать отчисления в размере 10% суммы собранного закята в мусульманских странах;

— учреждение наблюдательного органа – COMCEC/Standing Committee on Economic and Commercial Cooperation (Постоянный комитет по экономическому и торговому сотрудничеству). Основная цель комитета — мониторинг прогрессивных экономических процессов в странах ОИК, таких, например, как развитие Исламского рынка товаров, Исламской промышленной и коммерческой палаты/Islamic Chamber of Commerce and Industry, Исламского банка развития и Союза исламских бирж.

Согласование политических подходов разных мусульманских стран при взаимодействии с Исламским центром развития и торговли /Islamic Centre for Development of Trade (ICDT) при ОИК;

— обозначение и провозглашение региональных зон свободной торговли при одновременном проведении политики сбалансированных инвестиций, охраны окружающей среды и социальной политики;

— координация позиций мусульманских стран по важным экономическим и социальным вопросам с такими международными организациями, как ООН и ВТО.

Механизмом реализации стратегии просвещенной умеренности служит резолюция «Ислам и мусульманский мир в XXI веке – путь просвещенной умеренности», одобренная на том же 10-м саммите ОИК. Основные ее положения — продвижение исламским миром тезиса умеренности и социально-экономического развития, в частности, реформирование и укрепление позиций ОИК как эффективной международной организации.

Ключевым моментом резолюции является принятое решение об учреждении так называемой Комиссии выдающихся людей/ Commission of Eminent Persons/ СЕР, основная цель которой заключается в разработке планов активных действий ОИК как в идеологической, так и в экономической сферах:

а) разработка всеобщего плана продвижения Программы просвещенной умеренности;

б) подготовка рекомендаций по проведению реформ и реструктуризации ОИК, а также программы финансирования ОИК.

Кроме того, еще в Малайзии были предложены и одобрены кандидатуры стран — участниц ОИК, которые в дальнейшем вошли в состав СЕР: Буркина-Фасо, Египет, Индонезия, Иран, Казахстан, Катар, Малайзия, Марокко, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Судан, Турция и Йемен. Пять представителей являются постоянными членами комиссии, избранными от трех регионов; Азии, Африки и Арабского Востока. Пакистан был представлен Мушахидом Хусейном/ Mushahid Hussain, бывшим членом кабинета министров и известным ученым.

Первая встреча членов комиссии прошла в 27–29 января 2005 г. В целом, деятельность комиссии разворачивается по трем направлениям:

— разработка вопросов политической, экономической, интеллектуальной, идеологической активности ОИК, а также вопросов, связанных со средствами массовой информации и с безопасностью как организации, так и мусульманского мира в целом;

— подготовка повестки дня следующего саммита ОИК, а также вопросы реформирования самой организации;

— работа над декларацией «Диалог цивилизаций».

Комиссия провела две встречи в Патраджае и Исламабаде 27 января и 28–29 мая 2005 г. соответственно.

Особое место занимает резолюция ОИК по конфликтам и спорным вопросам, которая подчеркивает, что «мир не может быть восстановлен без решения международных конфликтов, которые осаждают исламский мир сегодня». В резолюции приводится длинный список таких конфликтов: палестино-израильский, кашмирский, афганский, чеченский, иракский, военные операции в Ираке, Судане и т.д.

Однако, как подчеркивает президент П. Мушарраф, решение поставленных ОИК задач далеко не всегда зависит от позиции и влияния международного сообщества. Одним из основных препятствий консолидации мусульманских сил, по его мнению, являются существующие разногласия внутри самого исламского мира, различия их политических, экономических интересов, а также способов решения вопросов, относящихся к сфере безопасности.

Во-вторых, по мнению президента П. Мушаррафа, структура самой организации «Исламская конференция» не отвечает задачам современности, что делает ее крайне уязвимой, не способной адекватно реагировать от имени исламского мира на вызовы современности. Отсюда, по его мнению, логично вытекает задача скорейшего реформирования ОИК.

В-третьих, политическая и финансовая поддержка, которую оказывают мусульманские страны самой организации «Исламская конференция» неадекватна и неравноценна.

Неоднозначный подход стран — членов ОИК проявился, в частности, и в оценке методики реализации Программы просвещенной умеренности.

Следует отдать должное и ОИК, и ее комитетам, в частности СЕР — указанные «уязвимые места» рассматриваются странами — членами ОИК как программа дальнейшего реформирования самой организации.

Западный мир со своей стороны не только приветствовал обращение исламского мира в лице президента Пакистана Первеза Мушаррафа к странам Запада, но и выразил поддержку намеченным социально-экономическим реформам и высказал намерение оказать всестороннюю помощь в поиске справедливых решений политических кризисов, когда одной из конфликтующих сторон являются мусульмане.

Что же касается ИРП, то, как заявил президент Первез Мушарраф на международном семинаре «Нетрадиционные формы безопасности в Южной Азии: вода, энергоресурсы, торговля, человеческие ресурсы, здравоохранение», прошедшем 31 октября – 1 ноября текущего года в Исламабаде, «Пакистан сегодня проводит политику территориальной целостности, внутреннего социально-экономического развития и укрепления отношений с соседними странами».

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03141 sec