Силы сопротивления «Басидж» в оборонной политике ИРИ

01 декабря 2006
М.М. Юрьев

Религиозно-политическое руководство Исламской Республики Иран в условиях сложной международной обстановки вокруг страны и отсутствия надежных военных союзников в регионе предъявляет повышенные требования к боеготовности и боеспособности вооруженных сил. В этой связи особое внимание уделяется развитию системы иррегулярных военизированных формирований народного ополчения (Сил сопротивления "Басидж" — ССБ), которые рассматриваются в качестве наиболее подготовленной части мобилизационного резерва государства.

ССБ были образованы в рамках концепции идеолога исламской революции имама Р. Хомейни о создании народной "армии двадцати миллионов" и в настоящее время организационно входят в состав Корпуса стражей исламской революции (КСИР). После окончания ирано-иракской войны у иррегулярных ССБ появились новые функции и предназначение. На них возлагаются задачи по формированию резерва первой очереди для доукомплектования регулярных соединений и частей КСИР до штатов военного времени и расширения мобилизационных возможностей страны в угрожаемый период за счет гражданских лиц, прошедших начальную военную подготовку в мирное время. Поэтому в ССБ наличествуют как бы две структуры: военная и идеологическая.

Во исполнение 151 статьи Конституции ИРИ на базе военно-стратегической концепции строительства вооруженных сил «Исламской армии 20 миллионов», разработанной основателем Исламской Республики Иран (ИРИ) покойным аятоллой Хомейни, уже в первые месяцы существования ИРИ в 1980 г. была создана «Организация мобилизации обездоленных иранского народа» («Саземане басидже мостазефине мардоме Иран») или кратко – «басидж».

В соответствии с предназначением ССБ, на них возложено решение следующих основных задач: организация военной подготовки всего населения страны, в том числе целенаправленной подготовки резервистов; политико-идеологическое воспитание иранцев в духе фанатичной преданности исламу и правящему режиму; учет военнообязанных и резервистов; осуществление мероприятий по гражданской обороне населения и промышленных объектов; оказание помощи органам безопасности в борьбе с оппозицией и преступными элементами; охрана государственных учреждений и важных военно-экономических объектов страны.

Во главе Сил сопротивления «Басидж» стоит командующий, который непосредственно подчиняется командующему КСИР и через него в оперативном отношении — начальнику генерального штаба ВС ИРИ и Верховному главнокомандующему (Духовному лидеру).

Командующий ССБ несет полную ответственность перед главкомом КСИР и Верховным главнокомандующим за военное обучение гражданского населения, подготовку резервистов, деятельность и эффективность всей разветвленной системы вневойсковой подготовки населения страны, поддержание боеспособности и боеготовности иррегулярных частей «Басидж», организацию и проведение их оперативной и боевой подготовки. Командующий организует материально-техническое обеспечение подчиненных ему ССБ.

Руководство войсками командующий осуществляет через свой аппарат, включающий заместителя, секретариат и Центральный штаб ССБ. Особую роль в структуре управления ССБ занимает Консультативный совет, в который входят высокопоставленные офицеры и генералы КСИР, разрабатывающие рекомендации по всем вопросам функционирования «Басидж».

Законодательные акты, регламентирующие деятельность ССБ

В соответствии с указом имама Р. Хомейни, в Иране должна быть создана "двадцатимиллионная армия для предотвращения и ликвидации любых возникающих угроз и борьбы с возможной агрессией".

Статья 151 Конституции ИРИ, принятой в 1979 г., гласит: "Государство обязано обеспечить всем гражданам возможность проходить военную подготовку в соответствии с нормами ислама с тем, чтобы они были способны с оружием в руках защищать территориальную целостность и государственный строй ИРИ".

Концепция “асимметричной войны”

На одном из военных учений сухопутных войск президентом страны М. Ахмадинежадом была озвучена концепция «асимметричной войны», значительная роль в реализации которой отводится ССБ. Суть данной концепции сводится к тому, что иранское руководство прекрасно понимает неспособность нынешних ВС ИРИ противостоять оснащенному высокотехнологичными вооружением и военной техникой противнику (имеются в виду США). Поэтому основное значение в борьбе с агрессором в «асимметричной войне» отводится Силам сопротивления «Басидж», Силам охраны правопорядка и Силам специального назначения «Кодс».

Главная цель данной войны – сохранение в боеспособном состоянии национальных вооруженных сил для сокрушительного отпора агрессору. Кроме того, по словам М. Ахмадинежада, объектом ответного удара иранских ВС будут служить не только военные объекты агрессора, но и сугубо гражданские, даже если действия иранских ВС будут подпадать под международное определение «террористических действий» и «терроризма».

Закон о мерах по созданию Организации народного ополчения (принят Революционным советом 29.04.1980 г.)

Ст. 1. Во исполнение указа лидера революции и основателя ИРИ о создании, обучении и подготовке двадцатимиллионной армии с целью предотвращения и ликвидации любых угроз, борьбы с агрессией в политической, экономической и культурной сферах, а также для ликвидации последствий разрушительных природных явлений в рамках министерства внутренних дел (МВД) создается Организация народного ополчения, которая будет действовать под руководством Верховного главнокомандующего ВС ИРИ.

Ст. 2. Конкретные задачи, организационная структура и штатное расписание Организации народного ополчения будут разработаны при взаимодействии с Организацией государственного административного планирования ИРИ.

Ст. 3. Положение об исполнении данного закона будет подготовлено совместно МВД и Организацией государственного административного планирования, после чего оно должно быть представлено на утверждение в правительство ИРИ.

Закон о вхождении Организации гражданского ополчения и Организации гражданской обороны в Организацию народного ополчения (принят Революционным советом 24.06.1980 г.)

С момента принятия данного закона Организация гражданского ополчения и Организация гражданской обороны входят в состав Организации народного ополчения, которой передаются бюджет и все материальные средства вышеупомянутых структур.

Закон о создании Организации народного ополчения (принят Революционным советом 09.07.1980 г.)

Ст. 1. На основании положений священного Корана о том, что каждый мусульманин должен быть полностью готов к священной войне против агрессоров, в соответствии со статьей 151 Конституции ИРИ, с учетом революционной необходимости в подготовке всех граждан страны к борьбе против врагов государства, а также во исполнение указа лидера революции имама Хомейни об образовании двадцатимиллионной армии при президенте создается Организация народного ополчения, которая будет подчиняться руководителю либо руководящему совету ИРИ. Задачами Организации народного ополчения являются привлечение и подготовка добровольцев с целью ликвидации возникающих угроз, борьбы с внешней и внутренней агрессией, защиты завоеваний исламской революции, а также для обучения населения действиям в условиях разрушительных природных явлений и чрезвычайных ситуаций.

Примечание. Привлечение 20-миллионной армии в интересах обороны государства осуществляется только по распоряжению руководителя либо руководящего совета ИРИ.

Ст. 2. Основные задачи Организации народного ополчения:

— разработка и практическое осуществление планов по военному и идеологическому обучению добровольцев на всей территории страны;

— организация и оснащение добровольцев двадцатимиллионной армии с целью борьбы с агрессией, ликвидации угроз, а также противодействия попыткам вмешательства со стороны внешних врагов и их пособников внутри страны;

— разработка планов и предложений по повышению эффективности и расширению масштабов деятельности организации на территории всей страны;

— разработка планов с целью подготовки населения к действиям в условиях разрушительных природных явлений и чрезвычайных ситуаций, координация деятельности соответствующих органов в экстремальной обстановке;

— контроль и оценка эффективности деятельности народного ополчения на территории всей страны, подготовка докладов в соответствующие органы.

Ст. 3. Документы по исполнению данного закона и определению организационно-штатной структуры должны быть разработаны при взаимодействии Организации народного ополчения, канцелярии президента, МВД, министерства национальной обороны, Объединенных штабов армии и КСИР. После утверждения организацией государственного административного планирования (в части штатной структуры) и правительством ИРИ они вступят в законную силу.

Примечание 1. Глава Организации народного ополчения назначается руководителем либо руководящим советом ИРИ.

Примечание 2. Стратегические направления политики, касающиеся народного ополчения, разрабатываются и утверждаются Высшим советом национальной обороны.

Примечание 3. Решения в части практического воплощения стратегических направлений деятельности народного ополчения и определения конкретных задач в этой связи принимаются штабом Организации народного ополчения, в который входят ее руководитель и главы ведущих подразделений.

Ст. 4. Тыловое и материальное обеспечение Организации народного ополчения возлагается на министерство национальной обороны, все военные и правоохранительные структуры и КСИР. Оно должно осуществляться с учетом принципа самообеспечения 20-миллионной армии. Конкретные задачи по всестороннему обеспечению Организации народного ополчения будут определены в соответствующих подзаконных актах.

Ст. 5. Территориальные подразделения Организации народного ополчения будут действовать в соответствии с документами, принятыми во исполнение данного закона при взаимодействии с представителями местных властей.

Закон о вхождении Организации народного ополчения (обездоленных) в КСИР (принят парламентом (меджлисом) 17.01.1981 г.)

Ст. 1. С момента принятия данного закона Организация народного ополчения (обездоленных) входит в состав КСИР под названием "ополчение обездоленных". Обязанности по командованию и административному управлению данной структурой возлагаются на КСИР.

Ст. 2. КСИР обязан в течение одного месяца с момента принятия данного закона разработать внутренние документы, регламентирующие деятельность ополчения обездоленных и представить их для утверждения в парламент.

Ст. 3. Бюджет и все материальные средства Организации переходят в распоряжение КСИР.

Закон о Корпусе стражей исламской революции (принят парламентом (меджлисом) 05.07.1982 г.)

Ст. 35. Целью создания ополчения обездоленных является обеспечение возможности для всех граждан, верных Конституции и преданных идеалам исламской революции, защищать территориальную целостность и государственный строй страны, а также принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при взаимодействии с соответствующими государственными органами.

Ст. 36. Задачами ополчения обездоленных являются:

— военное обучение населения с целью подготовки его к защите территориальной целостности и государственного строя ИРИ;

— обучение и воспитание населения в идеологической и политической сферах, а также его подготовка по необходимым военным специальностям;

— развитие организационно-штатной структуры ополчения обездоленных;

— участие в разработке планов по обороне страны при взаимодействии с другими государственными органами.

Закон о порядке прохождения службы личным составом КСИР (принят парламентом (меджлисом) 12.10.1991 г.)

Ст. 6. Личный состав — граждане ИРИ, принятые в ряды КСИР на основании положений настоящего закона либо закона о срочной военной службе. Личный состав КСИР подразделяется на следующие категории:

а) кадровый (постоянный) состав;

б) личный состав, находящийся в запасе и проходящий срочную службу;

в) личный состав, проходящий службу по контракту;

г) «Басидж» (ополчение).

Ст. 13. Категория «Басидж» включает личный состав, вступивший в ряды КСИР в рамках осуществления концепции двадцатимиллионной армии. Данная категория подразделяется на:

— обыкновенный «Басидж» — граждане, верные Конституции и преданные целям исламской революции, которые после прохождения общей военной подготовки зачислены в ряды двадцатимиллионной армии;

— действующий «Басидж» — добровольцы из числа обыкновенного «Басиджа», которые удовлетворяют необходимым условиям и после прохождения специальных курсов военной подготовки периодически принимают участие в решении отдельных задач регулярными подразделениями КСИР;

— специальный «Басидж» — личный состав, соответствующий всем требованиям, предъявляемым к военнослужащим, прошедший указанные в данном законе этапы военной подготовки и готовый в случае необходимости вступить в регулярные подразделения КСИР.

Ст. 23. В случае необходимости КСИР может заключать контракты с личным составом категории «специальный Басидж», достигшим 18-летнего возраста. В соответствии с контрактом, данный личный состав после окончания необходимых курсов подготовки проходит срочную военную службу в течение максимум десяти лет как минимум по одному месяцу ежегодно. Таким образом, достигается постоянная готовность этой категории личного состава к выполнению поставленных задач в особых условиях.

Примечание 1. При объявлении войны и в экстренной обстановке данная категория личного состава призывается на военную службу, срок которой засчитывается в срок срочной службы.

Примечание 2. После заключения контракта данная категория личного состава ССБ пользуется всеми правами граждан, прошедших срочную военную службу. В случае досрочного прекращения действия контракта прохождение оставшегося срока срочной службы является обязательным.

Примечание 3. Все государственные предприятия, организации и частные работодатели, привлекающие к работе данную категорию личного состава ССБ, обязаны сохранять за ним рабочее место без выплаты заработной платы на время ежегодного прохождения срочной службы.

Примечание 4. Во время прохождения срочной военной службы данной категории личного состава ССБ выплачивается денежное довольствие в соответствии с нормами, установленными для кадрового состава КСИР.

Ст. 61. Этапы подготовки личного состава категорий «обыкновенный и действующий Басидж»:

а) курс общей начальной подготовки;

б) курс общей дополнительной подготовки;

в) курс специальной подготовки;

г) курс поддержания боеготовности.

Ст. 62. Курс общей начальной подготовки включает начальное военное обучение и проводится ССБ для всего личного состава «Басидж» в течение 15 дней в государственных и частных организациях. В программу включаются вопросы военной и гражданской обороны, а также аспекты организации обороны района проживания.

Ст. 63. Курс общей дополнительной подготовки организуется для личного состава «Басидж», прошедшего начальную подготовку, и проводится в течение 45 дней в учебных центрах ССБ. Программа данного курса должна быть составлена таким образом, чтобы обеспечить усвоение материалов, предусмотренных для изучения военнослужащими срочной военной службы в течение первых двух месяцев.

Ст. 64. Министерство просвещения обязано при взаимодействии и под контролем КСИР обеспечить проведение теоретических и практических занятий для учащихся начальных и средних учебных заведений. Целью данных занятий должно стать решение задачи по созданию двадцатимиллионной армии, а также развитие у учащихся стремления и способности к защите родины. В программу должны быть включены вопросы военной и гражданской обороны, а также защиты района проживания. При этом определяется следующий порядок проведения обязательных занятий:

а) в начальной школе — минимум 2 часа теоретических занятий в неделю и 1 день практических тренировок в год;

б) в средней школе — минимум 3 часа теоретических занятий в неделю и 3 дня практических тренировок в год с тем расчетом, чтобы к моменту окончания среднего учебного заведения выпускники прошли курс начальной военной подготовки, предусмотренный для военнослужащих срочной службы.

Примечание 1. Положение об исполнении данной статьи закона, включающее вопросы взаимодействия между КСИР и министерством просвещения, конкретное содержание и порядок составления учебных программ, порядок освобождения от практических занятий, а также критерии выставления оценок, будет разработано при взаимодействии Объединенного штаба КСИР, министерства обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС) и министерства просвещения. После этого оно должно быть утверждено в генеральном штабе (ГШ) ВС и направлено на рассмотрение в правительство ИРИ.

Примечание 2. Составление планов и проведение практических мероприятий по привлечению молодежи к защите страны с использованием учебной литературы и программ государственной телерадиокомпании должны осуществляться на основании отдельного положения, разработанного совместно министерством просвещения и КСИР и утвержденного правительством.

Примечание 3. Обучение в соответствии с данной статьей закона для женщин должно строиться с учетом особых условий и преимущественно затрагивать вопросы оказания первой помощи, обороны района проживания и гражданской обороны.

Примечание 4. Программа обучения в начальной школе должна содержать материалы курса общей начальной подготовки «Басидж», а программа средней школы — материалы курса общей дополнительной подготовки «Басидж».

Ст. 65. Курс специальной подготовки организуется для личного состава действующего «Басиджа», который прошел курс общей дополнительной подготовки, и проводится в течение одного месяца в учебных центрах ССБ. Программа данного курса должна быть составлена таким образом, чтобы обеспечить усвоение материалов, предусмотренных для изучения военнослужащими срочной военной службы в течение одного месяца.

Ст. 66. КСИР обязан при взаимодействии с министерствами высшего образования и здравоохранения организовать теоретические и практические занятия по программе курса специальной подготовки для лиц, которые до начала срочной военной службы поступили в высшие учебные заведения.

Примечание 1. Курс специальной подготовки «Басидж» должен быть организован в форме обязательных занятий на всех стадиях обучения в высших учебных заведениях и строиться с таким расчетом, чтобы обеспечить усвоение материалов, предусмотренных для изучения военнослужащими срочной военной службы в течение одного месяца.

Примечание 2. Обучение, предусмотренное статьями 65 и 66 настоящего закона, для женщин должно строиться с учетом особых условий и преимущественно затрагивать вопросы оказания первой помощи, обороны района проживания и гражданской обороны.

Примечание 3. Количество теоретических занятий и практических тренировок, а также порядок освобождения от них будут определены специальным положением, которое должно быть разработано КСИР и соответствующими министерствами, а также утверждено в Высшем совете по культурной революции.

Ст. 67. Обучение по программе курса поддержания боевой готовности для лиц, находящихся в резерве, должно строиться с учетом положений Закона о всеобщей воинской обязанности и проводиться в специально созданных батальонах резерва на базе воинских частей армии и КСИР, а также в военных учебных центрах. Срок обучения — от 5 до 15 дней в год.

Ст. 68. Обучение по программе курса поддержания боевой готовности для лиц, находящихся в запасе, должно строиться с учетом положений Закона о всеобщей воинской обязанности и проводиться для личного состава категорий «обыкновенный» и «действующий» «Басидж» в течение максимум одной недели каждые два года.

Примечание 1: Данная категория личного состава входит в подразделения ССБ по месту проживания.

Примечание 2: КСИР обязан разработать и представить на утверждение Верховному главнокомандующему положение, регламентирующее конкретный порядок исполнения статей 67 и 68 настоящего закона.

Ст. 69. Срок обучения по программам предусмотренных в настоящем законе курсов, а также срок нахождения в регулярных подразделениях КСИР личным составом категорий «действующий» и «специальный» «Басидж» для лиц, подпадающих под действие Закона о всеобщей воинской обязанности, засчитывается в срок срочной военной службы либо нахождения в резерве.

Ст. 70. Все государственные организации, в которых заняты лица, подпадающие под действие Закона о всеобщей воинской обязанности, в соответствии с инструкцией, утвержденной в ГШ ВС, должны обеспечить им возможность проходить установленные курсы военной подготовки.

Примечание. Призыв на военную службу лиц, находящихся в резерве и запасе, осуществляется в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности, а призыв личного состава «Басидж» — в соответствии с инструкцией, утвержденной Верховным главнокомандующим.

Ст. 71. В соответствии со статьей 147 Конституции ИРИ, КСИР обязан формировать из личного состава обычного и действующего «Басиджа» после прохождения им курсов общей подготовки специальные подразделения для работы в сфере культуры, обучения, здравоохранения и благоустройства. В соответствии с планами министерств и других исполнительных государственных структур, а также с учетом необходимости продолжения личным составом данных подразделений обучения, они направляются в районы страны, где существует недостаток подобных специалистов.

Примечание 1. Данный порядок действует только в мирное время, при объявлении войны и в кризисных ситуациях личный состав этих подразделений задействуется в соответствии с планами ГШ ВС.

Примечание 2. Численность личного состава «Басидж» различных категорий, необходимая для участия в подобных планах, определяется ежегодно ГШ ВС в соответствии с предложениями правительства.

Примечание 3. Положение, регламентирующее порядок исполнения данной статьи, будет разработано МОПВС при взаимодействии с ГШ ВС и Объединенным штабом КСИР, после чего оно должно быть утверждено правительством.

Ст. 93. Учащиеся начальных и средних учебных заведений, не достигшие 15-летнего возраста и удовлетворяющие требованиям к члену 20-миллионной армии, относятся к категории «обыкновенный Басидж».

Ст. 94. Вводятся следующие звания для личного состава обыкновенного «Басиджа» старше 15 лет и специального «Басиджа»: боец; воин; отважный; моджахед.

Примечание 1. В соответствии со штатным расписанием ССБ, должности до командира района могут занимать лица, имеющие звания, предусмотренные статьей 94, а вышестоящие должности — лица, имеющие воинские звания, предусмотренные статьей 75 настоящего закона.

Примечание 2. Командиры районов ССБ назначаются из числа личного состава специального «Басиджа» или кадрового состава КСИР. Командиры баз и групп ССБ назначаются из числа личного состава действующего «Басиджа», имеющего звания не ниже «воина».

Примечание 3. Личному составу категории «обычный Басидж» присваивается звание боец, а личному составу категории «действующий Басидж» — звания «воин» и выше.

Ст. 95. Личному составу ССБ звание «боец» присваивается после окончания курса общей начальной подготовки, предусмотренного статьей 62 настоящего закона, а звание «воин» — после окончания курса специальной подготовки, предусмотренного статьей 65 настоящего закона.

Примечание 1. Присвоение последующих званий личному составу ССБ осуществляется с учетом прохождения курсов поддержания боеготовности, предусмотренных пунктом «г» статьи 61 настоящего закона, степени участия в деятельности ССБ и регулярных подразделений КСИР, а также уровня образования и квалификации на основании инструкции, разработанной Объединенным штабом КСИР и утвержденной Верховным главнокомандующим ВС.

Примечание 2. Минимальный срок выслуги в званиях «воин» и «отважный» составляет пять лет.

Ст. 96. Личному составу ССБ категорий «обычный» и «действующий» «Басидж», который привлекается к службе в регулярных подразделениях КСИР или проходит срочную военную службу, а также личному составу ССБ категории «специальный Басидж» присваиваются воинские звания в соответствии со статьей 75 настоящего закона в следующем порядке:

а) личному составу категории «обычный Басидж» — в соответствии с нормами, установленными для всех граждан, подпадающих под действие Закона о всеобщей воинской обязанности;

б) личному составу категории «действующий Басидж» — с учетом степени участия в деятельности ССБ, прохождения курсов подготовки «Басидж», а также уровня образования и квалификации максимум на два звания выше личного состава категории «обычный Басидж»;

в) личному составу категории «специальный Басидж» — в соответствии с нормами, установленными для кадрового состава КСИР и с учетом уровня образования, прохождения курсов подготовки «Басидж», а также степени участия в деятельности ССБ максимум до воинского звания генерал армии. Срок выслуги в каждом звании данной категории личного состава ССБ соответствует сроку выслуги, установленному для кадрового состава КСИР.

Примечание. Положение, регламентирующее порядок исполнения данной статьи, а также определяющее критерии оценки степени участия личного состава в деятельности ССБ, уровня образования и квалификации при присвоении воинских званий, должно быть разработано Объединенным штабом КСИР и утверждено Верховным главнокомандующим ВС.

Общее руководство ССБ осуществляет Главнокомандующий КСИР через Объединенный штаб и командующих силами корпуса в провинциях ИРИ. Задачи непосредственного руководства ССБ возложены на их командующего — заместителя главкома КСИР.

Организационно Силы сопротивления состоят из центрального аппарата, периферийных органов управления, системы иррегулярных подразделений.

Центральный аппарат представлен Консультативным советом, Центральным штабом, Центром постановки задач и аппаратом представителя руководителя страны.

Консультативный совет, состоящий из высокопоставленных генералов и офицеров КСИР, занимается разработкой основополагающих концепций военного строительства "Басидж" и общих рекомендаций по всем вопросам жизнедеятельности Сил сопротивления.

Центральный штаб ССБ является основным органом оперативного управления, в состав которого входят главные управления. Их возглавляют заместители начальника Центрального штаба.

Центр постановки задач — основной координирующий орган в вопросах функционального использования сил и средств ССБ и контроля за соответствием поставленных задач их предназначению.

Аппарат представителя руководителя Ирана в ССБ решает следующие основные задачи:

— планирование и организация процесса религиозного, политико-идеологического воспитания личного состава на основе строжайшего соблюдения законов ислама и положений Корана;

— планирование и проведение мероприятий по морально-психологической подготовке личного состава ССБ;

— организация постоянного наблюдения и целенаправленного контроля за политико-идеологическим и морально-психологическим состоянием ополченцев и резервистов и их лояльностью режиму;

— планирование и проведение широких пропагандистских кампаний в периоды мусульманских праздников, в «недели «Басидж», в дни поминовения погибших за веру членов ССБ и КСИР (организация демонстраций, маршей, шествий, митингов, распространение наглядной агитации и т.д.);

— взаимодействие с финансовыми и тыловыми органами ССБ и КСИР в вопросах обеспечения финансовыми, материально-техническими средствами религиозной и политико-идеологической работы, строительства и оснащения культовых сооружений;

— организация и постоянное проведение широких агитационно-пропагандистских кампаний среди всех слоев населения с целью привлечения в ряды ССБ как можно большего числа людей;

— осуществление контроля за уровнем компетентности преподавательского состава и духовных наставников, проверка их лояльности существующему режиму.

Периферийные органы управления ССБ созданы во всех провинциях ИРИ, уездах и крупных населенных пунктах.

Во главе "Басидж" каждой провинции стоит командир — кадровый офицер КСИР, который является заместителем командующего силами корпуса данной провинции. В его подчинении находится штаб, на который возлагаются следующие задачи:

— привлечение населения в Силы сопротивления;

— организация учебного процесса на местах;

— содержание учебно-материальной базы;

— уточнение совместно с командованием КСИР планов мобилизационного развертывания в мирное время и обеспечение их выполнения в угрожаемый период и с началом войны;

— формирование батальонов и баз сопротивления "Басидж";

— решение задач гражданской обороны;

— всестороннее обеспечение деятельности ССБ на подведомственной территории.

В соответствии с административно-территориальным устройством страны в каждой провинции сформированы районы сопротивления, общее число которых превышает три тысячи. Низшим звеном в системе ССБ являются базы сопротивления ("пайгах-е могавемат-е басидж"), число которых в настоящее время превышает 50 тысяч.

Основная боевая единица Сил сопротивления — батальоны "Ашура" (мужского состава) и "Аль-Зохра" (женского состава), насчитывающие в среднем по 400 человек, прошедших подготовку в системе ССБ. Данные батальоны, командирами которых являются кадровые офицеры КСИР, представляют собой оформленные в организационно-штатном отношении иррегулярные подразделения. Закрепленное за ополченцами стрелковое оружие в мирное время хранится на складах частей и подразделений КСИР. Как правило, в каждой провинции имеется от 15 до 50 батальонов, в зависимости от мобилизационных ресурсов. В настоящее время в Иране сформировано более 2500 таких батальонов, которые планируется использовать для решения следующих задач:

— доукомплектование соединений и частей КСИР сокращенного состава;

— формирование бригад и создание на их базе легких пехотных дивизий;

— развертывание дивизий на основе имеющихся бригад и формирование из них корпусов КСИР;

— восполнение боевых потерь;

— участие в организации обороны территории страны в районах баз сопротивления;

— проведение аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ в очагах поражения и районах стихийных бедствий.

Кроме того, данные батальоны, а также ополченцы из состава баз сопротивления привлекаются к выполнению задач по обеспечению безопасности в приграничных районах, борьбе с контрабандой товаров и наркобизнесом.

В середине сентября с.г. Совет по определению целесообразности принимаемых решений (СОЦПР) завершил разработку законопроекта о создании Организации гражданской обороны, которой планируется передать часть функций ССБ. В частности, на нее будут возложены задачи по организации жизнедеятельности мирного населения в условиях военного времени, ликвидации последствий ракетно-бомбовых ударов по важнейшим объектам инфраструктуры, координации работы учреждений здравоохранения и коммунального хозяйства. В мирное время создаваемая организация будет отвечать за ликвидацию последствий масштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Предусматривается, что принятие этого закона позволит командованию ССБ КСИР сосредоточить усилия на подготовке личного состава к непосредственному участию в отражении агрессии и вооруженному подавлению вероятных антиправительственных выступлений внутри страны.

Разработанный законопроект уже прошел все необходимые согласования. В заседании СОЦПР, на котором он был окончательно утвержден, принимали участие министр внутренних дел, начальники Объединенных штабов армии и КСИР, председатель парламентской комиссии по внешней политике и национальной безопасности, председатель Организации планирования и бюджета. Ожидается, что законопроект будет передан в парламент в ближайшее время и рассмотрен депутатами во внеочередном порядке.

Согласно иранскому законодательству, в ряды КСИР через структуру ССБ должно призываться в период мобилизации 10% общей численности сотрудников каждого учреждения или предприятия вне зависимости от их форм собственности. В целом в настоящее время в Иране системой "Басидж" охвачено более 12 миллионов человек, из которых около 200 тысяч человек являются кадровыми военнослужащими. Всего в Иране насчитывается более шести тысяч учебных центров подготовки резервистов. В настоящее время командование ВС ИРИ имеет возможность при необходимости в течение пяти суток сформировать на базе батальонов "Ашура" и "Аль-Зохра" до 20 легких пехотных дивизий (порядка 300 тыс. человек), а через месяц — отмобилизовать еще до трех миллионов резервистов.

Программой военной подготовки предусматриваются обучение обращению со стрелковым оружием, основам тактики ведения боевых действий, правилам оказания первой помощи, а также физическая подготовка. Значительное время отводится на политико-идеологическую работу (изучение истории ислама, Корана).

Особое внимание командование ССБ уделяет военно-религиозной обработке молодежи. В целях оказания необходимого воздействия на студентов и школьников, наиболее подверженных влиянию пропаганды, ежегодно в период летних каникул для них организуется курс специальной подготовки с задействованием учебно-материальной базы КСИР и ССБ.

Учения ССБ на уровне провинций проводятся не реже одного раза в год. Показательными в плане изучения изменений в направленности оперативной и боевой подготовки ССБ являются совместные учения подразделений специального назначения Сил охраны правопорядка, министерства информации, КСИР с участием нескольких батальонов "Ашура", проводимые ежегодно в окрестностях Тегерана. В процессе учений отрабатываются вопросы локализации массовых беспорядков в столице, разгона демонстраций, ареста участников, восстановления разрушенных объектов инфраструктуры города.

Следует подчеркнуть, что члены формирований ССБ привлекаются на все крупные учения сухопутных войск армии и КСИР. Учениям предшествует мобилизационный этап (до семи дней), в ходе которого, как правило, под личным руководством главкома КСИР проводится скрытая мобилизация резерва первой очереди, доукомплектование подразделений до штата военного времени, развертывание на базе отдельных бригад пехотных дивизий и формирование легких дивизий на основе батальонов "Ашура" и "Аль-Зохра".

Финансирование деятельности ССБ осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых КСИР. Кроме того, органам местной власти вменяется в обязанность за счет изыскания собственных резервов обеспечить освобождение объектов ССБ, находящихся на подконтрольной территории, от коммунальных платежей.

В целом, система Сил сопротивления "Басидж" наряду с обеспечением потребностей ВС ИРИ в подготовленном резерве позволяет руководству страны в определенной степени реализовать планы по осуществлению тотальной военной и религиозно-идеологической подготовки населения страны. Кроме того, наличие в Иране разветвленной системы организационных иррегулярных военизированных формирований дает возможность оперативно использовать их для обеспечения безопасности в приграничных районах, а также в периоды резкого обострения внутриполитической обстановки в целях подавления массовых выступлений против режима.

Таким образом, Тегерану удалось создать на основе ССБ отлаженную систему централизованного военного обучения гражданского населения, а также идеологической и морально-психологической подготовки. Продолжая ее совершенствование, руководство ИРИ стремится повысить уровень обученности ССБ с целью наиболее эффективного их использования в качестве резерва первой очереди КСИР и расширения мобилизационных возможностей страны.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03136 sec