Иракские курды после поражения республиканцев на парламентских выборах в США

27 ноября 2006
О.И. Жигалина

Прошедшие в США 7 ноября с.г. выборы продемонстрировали уверенную победу демократов. Неудача республиканской партии во многом определяется провалом политики администрации Дж. Буша в Ираке, где продолжаются вооруженные столкновения и террористические акты, затрудняющие мирный политический процесс в стране. Демократы тотчас же заявили о стремлении вывести коалиционные войска из Ирака, а ответственность за безопасность страны возложить на иракское правительство. В связи с этим в военно-политических и научных кругах США началось широкое обсуждение проблемы будущего обустройства Ирака и судьбы Курдского автономного района (КАР).

При этом важно отметить мнение «Иракской аналитической группы» (Iraq Study Group), возглавляемой республиканцем Джеймсом А. Бейкером, бывшим государственным секретарем США, и демократом Л. Гамильтоном. В январе будущего года эта группа собирается представить рекомендации «о размежевании Ирака три в одном», на суннитский, шиитский и курдский регионы с сильным центром в Багдаде. Эта схема, по мнению американских экспертов, должна способствовать не разделу, а консолидации иракского общества.

Новый проект, по прогнозам зарубежных аналитиков, может встретить одобрение курдов, которые надеются на то, что район Киркука и некоторые другие спорные территории будут включены в состав КАР. В то же время аятолла аль-Хаким, глава Высшего совета исламской революции в Ираке, не сможет принять его без поправок.

А руководитель шиитской экстремистской группировки «Армия Махди» М. ас-Садр вовсе отвергнет этот проект. При этом премьер-министр Нури ал-Малики и его партия «Даава» встанут перед серьезной дилеммой между принципами и реальной политикой. Очевидно, что арабы-сунниты, которые лишились полноты власти, будут протестовать, угрожать, но, возможно, в конце концов пойдут на уступки.

Такие американские политики, как П. Гэлбрейт, Р. Питер, сенатор Дж. Бэйден, Л. Гелб, сходятся во мнении, что размежевание Ирака — единственный путь, способный обеспечить цели США. По мысли Гэлбрейта, изложенной им в книге «Конец Ирака: как американцы некомпетентно развязали войну без конца», раздел Ирака на полунезависимые субъекты федерации является «опасной концепцией». П. Гэлбрейт уже заявил, что Соединенные Штаты выведут свои войска из контролируемого шиитами Юга, включая Багдад, где наиболее часто происходят конфликты на религиозной почве и террористические акты суннитских повстанцев. Они переместят их в «дружественный Курдистан».

Аналогичного мнения придерживаются и некоторые представители американских научных кругов, считающие, что американские войска желанны в Курдистане. Они также полагают, что это не будет способствовать политическому усилению влияния Ирана в Ираке, поскольку американцы якобы уже сделали многое для того, чтобы иракский народ отверг амбиции ИРИ в регионе. В то же время перемещенные в КАР американские войска будут участвовать в борьбе с повстанцами вблизи иракско-турецкой границы в случае активизации деятельности «Аль-Каиды».

Такая стратегия позволит, по мнению американских военно-политических и научных кругов, продолжить подготовку иракских вооруженных сил и строить инфраструктуру. Части американской армии, расквартированные в КАР, будут служить заслоном для военных поползновений Турции и некоторых других соседних стран (Сирии и Ирана) на территорию Ирака.

Курдские лидеры позитивно оценивают такой вариант. В нынешней геополитической ситуации курдские политические круги отдают предпочтение демократическому Ираку, а не уязвимому и независимому Курдистану. Они поддерживают иракскую конституцию и правительство в надежде на решение их проблемы в рамках демократического Ирака. Курдские политические круги полагают, что вопрос о выводе коалиционных сил позитивно скажется на судьбе КАР. Президент КАР М. Барзани считает, что Вашингтон нуждается в пересмотре своей политики, потому что «существующая стратегия не эффективна». Американские силы, по его мнению, могут быть сокращены на половину, но только тогда, когда иракские силы будут готовы навести порядок в стране.

Перемещение американских войск в Курдистан, по заверениям М. Барзани, будет встречено благоприятно курдами, рассматривающими их не как «оккупантов» и «врагов», а как «освободителей». Их присутствие в КАР предотвратит не только вторжение соседних стран на иракскую территорию, но и будет сдерживать активность исламистских группировок и амбиции Ирана относительно шиитского района.

Курдские лидеры прилагают усилия для изменения отношения региональных соседей к КАР. Поэтому не случайно М. Барзани отметил, что внешнеполитическая деятельность иракских курдов направлена на улучшение турецко-курдских и курдско-иранских отношений. Руководство КАР и центральные органы страны стараются сдерживать процессы, ведущие к распаду иракского государства. Президент КАР подчеркнул, что курды прилагают усилия для привлечения суннитов к этой работе, создания управляющих советов, местных и временных правительств и внесения определенных поправок в конституцию. В то же время он выразил сожаление, что «Иракская аналитическая группа», вырабатывающая альтернативную для Ирака политику, не посещает Курдистан для консультаций с курдским руководством. Очевидно, М. Барзани не собирается давать Вашингтону советы. Однако его понимание ситуации реалистично.

Барзани считает, что Курдистан останется частью федеративного, светского и демократичного Ирака и будет проводить политику соответственно принятой конституции. Он четко осознает, что провозглашение независимости Иракского Курдистана может спровоцировать военные действия со стороны Турции на севере Ирака. Турецкое правительство опасается того, что независимость КАР активизирует стремление 18-миллионного курдского населения Турции на подобные акции, усилит активность Рабочей партии Курдистана (РПК) в зоне турецко-иракской границы.

М. Барзани уточнил, что отказ от форсирования вопроса о курдской независимости определяется не опасениями негативных действий относительно КАР со стороны его региональных соседей, а решением парламента Курдистана на данном этапе оставить Иракский Курдистан в рамках федеративного, демократического Ирака.

С этой точкой зрения во многом сходна позиция президента Ирака, лидера Патриотического союза Курдистана (ПСК) Дж. Талабани. Он полагает, что движение страны вперед зависит от трех основополагающих моментов – политического курса, обеспечения национальной безопасности и экономического развития. Страна нуждается в правительстве, вооруженном национальной стратегией, основанной на принципах консенсуса и компромисса, принципах, которых последовательно придерживаются иракские курды. Они прилагают усилия, чтобы объединить Ирак и создать «мост» между суннитами и шиитами.

Президент отметил ключевую роль курдских боевых подразделений в борьбе с «Аль-Каидой», подчеркнув, что безопасность страны обеспечивает 240-тысячная армия. В нее частично включены и курдские подразделения «пешмерга», занимающиеся в основном охраной КАР. Замирение служит важным фактором обеспечения социально-экономического развития Ирака.

Дж. Талабани солидарен с М. Барзани в оценке роли США в Ираке. Он считает важным установление партнерских отношений между новым Ираком и Соединенными Штатами. Курды являются союзниками Вашингтона в его усилиях по демократизации Ирака.

Совместно с американцами иракские курды пытаются решить важные проблемы. В их числе, например, вопрос о распределении прибыли от продажи нефти, который согласовывается с центром. Решение этого вопроса осложняется из-за отсутствия федерального закона о распределении прибыли от нефти. США и другие иностранные покровители заинтересованы в скорейшем принятии такого закона, который устранит сложности в нефтяном секторе, привлечет инвестиции и обеспечит справедливое распределение нефтяных доходов по всей стране.

Экономисты полагают, что нефтяные доходы составляют 95% иракского бюджета. Этот вопрос обсуждался, в частности, М. Барзани и К. Райс во время ее двухдневного визита в Эрбиль в начале октября с.г. Райс поинтересовалась мнением М. Барзани по поводу распределения нефтяных доходов. Президент КАР сказал, что Курдистан будет контролировать новые объекты нефтедобычи и переработки нефти этого региона. И в то же время он не подтвердил предлагаемые национальным законодательством условия распределения доходов от нефти.

Несмотря на то, что Курдистан и Багдад распределяют нефтяные доходы между собой, вопрос о процентном соотношении их распределения остается весьма актуальным для КАР, равно как и проблема включения нефтеносного района Киркука в состав Иракского Курдистана. М. Барзани считает, что эти проблемы могут быть решены путем переговоров с Багдадом. Но если принятое решение вызовет негативную реакцию со стороны оппонентов курдов, то КАР воспримет это спокойно и не станет причиной распада Ирака.

Таким образом, после поражения республиканцев на парламентских выборах в США иракские курды и их западные партнеры высказали общее мнение о необходимости изменения нынешней политики США в Ираке, которая не способствует достижению стабильности в стране. Перемещение контингента американских войск из центра и юга на территорию КАР, а также их расположение вдоль иракских границ, по их мнению, будет способствовать установлению мира в Ираке. Это вполне устраивает и турок.

При этом П. Гэлбрейт высказывается за то, чтобы Турция приняла приемлемую и «реалистичную» позицию в отношении независимого курдского государства на севере Ирака. Теперь администрация Дж. Буша стремится перенести акцент своей политики в Ираке на сокращение нанесенного ему ущерба, отстраняясь от участия в противоборстве между суннитами и шиитами.

Соединенные Штаты намерены решать проблемы, в том числе и курдскую, мирным переговорным путем. Вместе с тем продуманная политика, проводимая руководством КАР, не направленная на немедленное провозглашение независимости Иракского Курдистана, способствует сохранению определенного баланса сил на севере Ирака. Заявления К. Райс и некоторых других видных американских политиков о намерении США скорректировать свой курс в регионе вселяет в Турции, Сирии и Иране определенную надежду на то, что их региональные интересы не будут ущемлены Соединенными Штатами с помощью нового сильного иракского (антииирански настроенного) государства и за счет курдов.

Иракские политические круги признают, что суннито-шиитские противоречия остаются для Ирака серьезной проблемой. Дело даже не в том, кому подчинены иракские силы безопасности (премьер-министру или министру обороны). Дело в неспособности армии защищать интересы иракской нации.

В целом, несмотря на благие пожелания курдских и американских политиков, ситуация в Ираке все еще остается нестабильной. В то же время курдские политические круги прилагают усилия для превращения Иракского Курдистана в самодостаточный район, хотя порой заявления о немедленном выходе КАР из состава Ирака используются некоторыми представителями курдских политических кругов для достижения уступок в решении спорных вопросов с центральной иракской администрацией.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03624 sec