Тюркский саммит в Анталье

22 ноября 2006
С.А. Корицкий

17 ноября с.г. в турецком курортном городе Анталья состоялся очередной саммит лидеров тюркских государств. Первое такое мероприятие в рамках тюркского мира было организовано в Анкаре в 1992 году по предложению президента Турции Тургута Озала, который выступил тогда с инициативой создания экономического союза тюркских стран. Попытки реализовать эту идею в ходе последующих конференций на высшем уровне не увенчались успехом.

В нынешней 8-й по счету конференции глав тюркских государств, работа которой продолжалась один день, приняли участие президенты Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Турции. Вопрос на каком уровне будут представлены Туркменистан и Узбекистан, президенты которых также получили приглашения, оставался открытым практически до самого начала саммита.

Высокопоставленный чиновник МИД Турции на вопрос об участии Ислама Каримова и Сапармурада Туркменбаши, которые уже долгое время не участвовали в тюркских саммитах, ответил: «Нам пока ничего неизвестно, однако мы от всего сердца желаем участия лидеров этих среднеазиатских государств в анталийском саммите».

Турецкие средства массовой информации, ссылаясь на дипломатические источники, выдвигали свои различные версии по вопросу участия Ашхабада и Ташкента. Так, например, высказывались предположения, что Узбекистан будет представлять спикер парламента, а Туркмению – вице-премьер правительства. Однако, в действительности, имел место не совсем желательный, но все же прогнозируемый для организаторов саммита вариант: Туркменистан был представлен послом республики в Анкаре, а Узбекистан вообще не прислал своего представителя.

Эксперты обратили внимание и на тот факт, что подготовка к нынешнему саммиту велась практически параллельно с работой по организации 10-го международного тюркского курултая, который состоялся 18 – 20 сентября с.г. также в Анталье. В его работе участвовали около 600 делегатов. Они представляли Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан, Монголию, Северный Кипр, мусульманские субъекты РФ Татарстан, Чувашию, Туву, Саха-Якутию, Алтай, Карачаево-Черкесию, тюркские общины государств Восточной и Западной Европы, США, Украины, Молдавии, Ирана, Сирии и ряда других стран.

Именно на этом курултае, в работе которого приняли участие премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев, лидер Северного Кипра Мехмет Али Талат, госсекретарь Казахстана Оралбай Абдикаримов, заместитель председателя премьер-министра Киргизии Данияр Усенов, а также 9-й президент Турции Сулейман Демирель, были озвучены на высоком уровне ряд важных предложений, касающихся тюркского мира.

Глава турецкого правительства призвал, в частности, участников курултая сделать тюркское сотрудничество значимым элементом внешней политики, объединить усилия тюркских государств, общин и диаспор для укрепления своих позиций в международных организациях с целью эффективного противостояния попыткам изолировать друг от друга тюркоязычные страны, скорейшего урегулирования кипрской и карабахской проблем, ситуации в Северном Ираке, Афганистане.

«Я выступаю с инициативой создания Содружества тюркоязычных государств, которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единой позиции. История предоставляет нам уникальный шанс для объединения усилий наших стран, имеющих общие культуры и исторические корни. Население региона не может позволить себе такой роскоши – просто сидеть и ждать, наблюдая за событиями на мировой арене... Либо мы станем субъектом мировой политики, либо ее объектом», - подчеркнул в своем выступлении Р.Т. Эрдоган.

Турецкий премьер, очевидно, предвидя возможные обвинения в адрес Анкары в пантюркизме и панисламизме, заявил, обращаясь к участникам курултая: «…есть содружества франкоговорящих, англоязычных и испаноязычных стран. Почему бы и нам не создать свое содружество. Нам надо заново переписать нашу общую историю и преподавать ее в наших школах».

Он также призвал тюркские государства, в первую очередь Азербайджан и Казахстан, и общины действовать «единым фронтом» в энергетической сфере. Такие транснациональные проекты транспортировки энергоресурсов как Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум уже создали, по его мнению, для совместных действий тюркских государств и общин хорошую основу.

Исходя из этой установки, поддержанной участниками сентябрьского международного курултая тюркских государств и общин, эксперты практически единодушно сделали вывод о том, что сделан первый шаг в направлении создания Тюркского содружества.

Организационное же оформление новой международной структуры, по их мнению, и должно было состояться 17 ноября на саммите лидеров тюркских государств. Однако отказ от участия в нем Узбекистана и вялая позиция Туркменистана сделали невозможным на нынешнем этапе этот шаг по превращению тюркского фактора во влиятельный субъект мировой политики.

По итогам саммита была принята совместная Декларация. В документе, в частности, зафиксирована решимость стран-участниц активизировать сотрудничество как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом, распространением оружия массового поражения, организованной преступностью, контрабандой наркотиков и оружия, торговли людьми.

Особое место в Декларации заняла негативная оценка развития ситуации в Ираке, Афганистане, Палестине и Ливане. В связи с этим участники саммита высказались за сохранение территориальной целостности Ирака, обеспечение основных прав и свобод иракских туркменов.

Значительное внимание уделено ситуации на Южном Кавказе, урегулированию кипрской и карабахской проблем, выработке плана совместных действий тюркских государств на этих внешнеполитических направлениях.

В итоговой Декларации зафиксирована готовность стран-участниц саммита поддержать кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году и кандидатуры Турции, Казахстана и Киргизии в состав непостоянных членов СБ ООН, а также оказывать всяческое содействие Турции на ее пути к полноправному членству в ЕС.

Из экономических вопросов повестки дня саммита в Анталье следует отметить намерение его участников превратить энергетические богатства в силу коллективного геополитического влияния, усилить координацию своих действий по диверсификации путей транспортировки углеводородных ресурсов странам-потребителям, что будет способствовать, по их мнению, укреплению экономической независимости тюркоязычных стран, стабильности региона в целом. В Декларации отмечается также важность строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, эффективной эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Эти проекты говорят о том, что тюркоязычные государства, если они сумеют принять решение действовать сообща, вполне способны создать организацию, которая могла бы оказывать ощутимое влияние на ведущуюся в Евразии и все более обостряющуюся конкурентную борьбу за энергоносители и маршруты их экспорта.

С другой стороны, хотя идея Тюркского содружества и кажется вполне осуществимой, ее реализация, думается, все же сопряжена с преодолением серьезных преград. Одной их них является распространенное в Средней Азии мнение о том, что Турция стремится занять доминирующее положение в таком содружестве. Опасения такого рода – одна из основных причин того, что тюркские саммиты не проводились в последние пять лет. Именно поэтому высокопоставленные сотрудники МИД Турции в ходе работы нынешнего 8-го саммита всячески подчеркивали отсутствие у Анкары претензий на положение «старшего брата» в тюркском содружестве, однако здесь же отмечали, что поступающие от партнеров предложения на такую роль вызывают у турецкой стороны удовлетворение.

Содружество, убеждали они – это не попытка достижения турецкого господства. Это механизм для дальнейшего развития сотрудничества в формате многосторонности, укрепления мира и стабильности в регионе, обмена взглядами по важным региональным и международным вопросам и сохранения общего социального, культурного и исторического и языкового наследия братских тюркских народов.

В этой связи также обращает на себя внимание выступление на 10-м международном Курултае тюркских государств и общин экс-президента и премьер-министра Турции, одного из самых активных сторонников реализации идеи создания тюркского содружества Сулеймана Демиреля, а также его интервью, опубликованное ежедневной газетой New Anatolian. Он заявил, что мировоззрение Анкары никогда не основывалось на идеологии пантюркизма. «Новые независимые республики не хотят появления нового большого брата», - сказал С. Демирель, имея в виду попытки предыдущих турецких правительств, включая его собственное, создать под эгидой Анкары тюркское содружество.

«Речь идет о том, чтобы сплотить тюрков всего мира. Во всех своих шагах мы должны добиваться сплочения тюркского мира – не опираясь при этом на принципы пантюркизма и панисламизма», - констатировал С. Демирель. Кстати, кандидатура этого известного и влиятельного политического и государственного деятеля является единственной на пост Совета старейшин тюркского содружества, который в ходе работы нынешнего саммита предложил создать президент Казахстана Н. Назарбаев.

Наряду с проблемой «старшего брата» не менее сложным является вопрос действительной способности и готовности центральноазиатских государств к многостороннему партнерству, который потребует от них компромисса по ряду важных направлений их внешней политики. В частности, государства ЦА пока так и не договорились о новом порядке управления водными ресурсами региона, а между государствами Каспийского бассейна сохраняются серьезные разногласия по вопросу о делимитации морского дна и соответствующих природных ресурсов.

В этом плане показательным является неучастие в нынешнем анталийском саммите Ташкента, который этим шагом продемонстрировал свое негативное отношение к турецкой позиции по одному из вопросов в ООН. Как известно, на заседании одной из комиссий ООН Анкара проголосовала за резолюцию, осуждающую нарушения прав человека в Узбекистане.

Кроме этого, обращает на себя внимание и тот факт, что еще один важный представитель тюркского мира Туркменистан, хотя и принял участие в саммите на уровне посла республики в Турции, но все же не подписал заключительную Декларацию. Это, учитывая практику работы туркменских делегаций на международных форумах, связано с отсутствием соответствующего распоряжения на самом высоком уровне из Ашхабада.

Исходя из этого, аналитики, отмечая наличие существенных предпосылок для укрепления сотрудничества и координации действий тюркоязычных стран на международной арене, все же в определенной мере скептически оценивают шансы Анкары на сколько-нибудь существенное продвижение в ближайшем будущем по пути создания тюркского содружества. Это показал и 8-ой саммит в Анталье. Вместе с тем, реальный интерес Азербайджана, Казахстана и Киргизии, продемонстрированный ими на саммите к этой идее Турции, и ряд озвученных на форуме инициатив, в т.ч. по созданию межпарламентской ассамблеи тюркоязычных государств, позволит, по всей видимости, данной «четверке» в перспективе поэтапно решать эту сложную задачу.

Следующим значимым и показательным в этом плане шагом на пути реализации идеи формирования тюркского содружества станет очередной саммит, который состоится в будущем году в Баку.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03742 sec