Закон о комитете по принесению клятвы: внутрисаудовская реакция

25 октября 2006
Г.Г. Косач

Саудовское общественное мнение приветствовало появление закона о Комитете по принесению клятвы. Высказываемые различными его представителями оценки этого документа подчеркивают, что саудовский правящий режим «вступил в новый этап своего развития».

Отныне, как подчеркивала 21 октября 2006 г. в посвященной этому событию публикации «Король Абдалла утверждает закон о Комитете по принесению клятвы как основы для передачи власти» лондонская «Аль-Хайят», режим будет более стабильным в силу того, что «правящая династия в определении порядка престолонаследия будет опираться на конституционный закон». Стабильность режима, по мнению газеты, будет, несомненно, содействовать и «стабильности страны», поскольку впервые с момента создания нынешнего саудовского государства «принцип совещательности (аль-мишвара), пропаганда которого стала одной из основных задач истеблишмента в течение нескольких последних лет, распространен и на потомков основателя третьего саудовского государства».

Иными словами, по словам «Аль-Хайят», «сделан огромный и решающий шаг, обеспечивающий стабильность страны, который должен рассматриваться и как сигнал для национальной общественности и для мира в отношении будущего власти и механизма ее передачи».

В этой связи, одно из замечаний газеты заслуживает особого внимания. «Аль-Хайят» подчеркивала, что публикация закона о Комитете по принесению клятвы означает, в частности, что «сегодня уже абсолютно ясно, что будущим саудовским королем станет нынешний наследный принц Султан бен Абдель Азиз, уже давно играющий одну из ведущих ролей в управлении государством». Далее газета добавляла: «Нынешний наследный принц будет первым из представителей династии Аль Сауд, кто займет в будущем престол, основываясь на положениях нового закона, дающему будущему монарху право представлять состоящему из потомков короля-основателя Комитету по принесению клятвы собственные кандидатуры на занятие поста наследника престола». Саудовский дискурс «умерен», он несет в себе многочисленные, но, чаще всего, не высказываемые вслух намеки, расшифровка которых, тем не менее, не представляет значительного труда.

Впрочем, газета приводит и цитату из заявления Саудовского информационного агентства, расшифровывающую ее намек: «Цель закона – упрочить существующую в королевской семье традицию совещательности (ат-ташавур) и консенсуса (аль-иджмаъа) в отношении выбора руководителей государства и наследников престола». Иными словами, акцент на «совещательности» предполагает, что возможные разногласия в королевской семье преодолены?

Все так же 21 октября 2006 г. лондонская «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала заявление генерального секретаря (аль-амин аль-амм) саудовского Консультативного совета Салеха Аль-Малека, подчеркивавшего, что вновь принятый закон о Комитете по принесению клятвы «равновелик четырем основным конституционным актам страны (Основной закон правления, Закон о Консультативном совете, Закон о Совете министров и Закон об управлении провинциями – Г.К.)». Вместе с тем, основное внимание второго ведущего руководителя саудовского протопарламента привлекло то положение нового закона, в котором говорится о поддержании «единства королевской семьи», члены которой должны «сотрудничать между собой, а не разделяться». Вновь присущий саудовскому дискурсу скрытый, но сколь красноречивый намек. И вновь это намек сопровождается высказыванием С. Аль-Малека о том, что соответствующее положение закона – «сигнал, понятный обществу и его элите (аль-амма ва аль-хасса)».

Впрочем, заявление С. Аль-Малека сопровождали и высказывания некоторых членов Консультативного совета. Одним из них был Бандар Аль-Айбан – председатель комиссии по внешним сношениям. Его точка зрения также заслуживает внимания. Б. Аль-Айбан настойчиво проводил мысль о том, что публикация закона о Комитете по принесению клятвы поможет «сохранить реализованные к настоящему времени важные и действительно отвечающие духу современной цивилизации достижения». Среди этих достижений он видел главное – страна вступила в этап, когда «власть будет передаваться конституционно», а уже существующие в королевстве ветви власти «будут более активно взаимодействовать». «Образованный класс» полон оптимизма? Да, несомненно, если другой депутат Консультативного совета Халиль Аль-Халиль подчеркивал: «Политическое руководство страны действительно обновляет национальное законодательство, что позволит в еще большей мере опираться на обретающие силу институты власти в деле управления малыми и большими государственными делами, а не исходить из единолично издаваемых указов и распоряжений».

21 октября 2006 г. «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала также резюме высказываний саудовских юристов, связанных с законом о Комитете по принесению клятвы. Речь действительно шла о резюме, поскольку газета не приводила имен тех, кого интервьюировали ее корреспонденты в Саудовской Аравии. Но и на эту публикацию стоило бы обратить внимание, поскольку этого заслуживает одно из приведенных лондонским изданием высказываний. Его стоило бы процитировать полностью: «Новый закон, введший в систему власти принцип “ А дело их – по совещанию между ними (Ва амрухум шура байнахум)”, положил конец тем многочисленным провоцируемым извне кампаниям, которые пытались посеять беспокойство среди саудовцев в отношении того, насколько гарантировано сохранение власти в руках сыновей короля Абдель Азиза (Ибн Сауда – Г.К.).

Эти кампании были направлены и на то, чтобы убедить саудовцев в том, что существуют трудности, связанные с передачей власти, как и внушить им мысль, связанную с тем, что те, кто будут в будущем править страной, недееспособны и в физическом, и в управленческом отношении». Красноречивые слова, не теряющие своего истинного смысла даже в обрамлении подробностями из столь привычной для саудовского королевства (да и многих других стран) риторики о внешних заговорах.

«Аш-Шарк Аль-Аусат» интервьюировала и этих саудовцев, - в том же номере от 21 октября 2006 г. она поместила и резюме их высказываний. По словам газеты, наибольшее внимание «обычных граждан, разных по уровню своего образования и социального статуса», привлекла та статья закона о Комитете по принесению клятвы, где подчеркивается, что его члены будут руководствоваться «Книгой Всевышнего Господа и Сунной Его Пророка Мухаммада», идеей «сохранения государства», как и поддержания «единства королевской семьи», члены которой должны «сотрудничать между собой, а не разделяться». Они, кроме того, должны исходить в ходе своей деятельности из задачи «сохранения национального единства и удовлетворения интересов народа». Саудовский дискурс вновь оказывается «умеренным» и, одновременно, многозначным.

Из цитируемого пассажа вытекает, что, вне зависимости от того, влияли ли «провоцируемые извне» кампании на граждан Саудовской Аравии, но эти граждане, конечно же, имели (пусть и на уровне слухов, передаваемых в ходе бесед в домашних диванийях) представление о реальных разногласиях в рядах правящего семейства. Но важны и «интересы народа», как и «национальное единство». Не менее важно и указание на «Книгу Всевышнего Господа (Коран – Г.К.) и Сунну Его Пророка Мухаммада». Саудовские граждане, конечно же, религиозны.

Но именно эта религиозность и вызывает потребность в социальной справедливости, в борьбе с коррупцией и непотизмом (об этом сегодня слишком часто говорят в саудовском королевстве), - это и есть «интересы народа». Их религиозность требует обретения равных стартовых возможностей для всех граждан, включая и тех, кто все еще проживает в депрессивных регионах страны (и, не видя выхода, включаются в деятельность антисистемного оппозиционного подполья), - стремление обрести эти возможности и есть сохранение «национального единства». Наконец, только «Книга Всевышнего Господа и Сунна Его Пророка Мухаммада» есть, как считают «обычные» саудовские граждане, и есть источник желанной и все еще отсутствующей для многих из них социальной справедливости.

Однако, как реагировала на вновь обнародованный закон саудовская «внутренняя» пресса?

21 октября 2006 г. столичная «Ар-Рияд» в своей передовой «Руководитель, верный родине и задаче ее развития» констатировала: «Закон о создании нового Комитета является качественным изменением, направленным на модернизацию системы власти. Впервые со времени короля-основателя страна будет жить на основе юридически оформленного закона, определяющего порядок престолонаследия, а не руководствоваться при возникновении трудностей и разногласий, как это было раньше, спонтанностью». «Трудности и разногласия»? Существенное замечание. «Спонтанность»? Это уже принципиально, тем более, когда речь идет об Ибн Сауде.

Но «спонтанность» это, в том числе, и полная закрытость процесса принятия важнейшего для страны политического решения. Этот процесс, конечно же, вовсе не стал открытым, что прекрасно понимает и сама «Ар-Рияд»: «Заложены лишь, - подчеркивает газета, - основы будущих действий». Однако главное заключается в том, что «свершившееся качественное изменение отвечает потребностям сегодняшнего дня и дня будущего».

Это «изменение» - итог «осуществляемого королем Абдаллой движения по пути реформ». А это «движение – не импровизация», тем более, что в стране осуществляются «судьбоносные преобразования» под руководством человека, обладающего «смелостью и четким умом». Не стоит видеть в этих эпитетах (в тексте, опубликованном «Ар-Рияд», их немало, и они, порой, слишком подобострастны) всего лишь славословия в честь правящего монарха. Они нужны, чтобы подтвердить только одно, - «образованный класс» королевства вновь полон оптимизма.

Это действительно оптимизм, но оптимизм взвешенный. В тот же день «Аль-Ватан» в своей передовой «Закон о Комитете по принесению клятвы – четвертый столп идущего по пути постепенных реформ саудовского правящего дома» писала: «Король-реформатор Абдалла бен Абдель Азиз идет по пути, в полной мере, отвечающем потребностям и природе общества». Итак, это поддержка движения, которое сам правящий монарх всегда называл «основанным на умеренности».

«Образованный класс» королевства менее всего стремится (тому помогли и совсем недавно наносившиеся самой властью удары по его наиболее «нетерпеливым» представителям) к решительному изменению внутриполитической ситуации, - кроме ударов власти, он страшится и выхода вперед антисистемной оппозиции. Но для него важно другое обстоятельство, четко выражаемое «Аль-Ватан»: «Это – не последнее преобразование и не последняя реформа, как это обещал король Абдалла бен Абдель Азиз».

Наконец, выраженная 21 октября 2006 г. точка зрения газеты «Аль-Джазира» в ее передовой статье «Королевство и эволюция системы власти». «Аль-Джазира» писала о том, что «королевство стало современным государством, поскольку оно последовательно обновляется». Но, более того, саудовское государство, по мнению газеты, все более становится «современным государством» и потому, что оно превращается в «государство институтов». Слова, сказанные 22 января 2003 г. (в то время) наследному принцу Абдалле во время встречи, означавшей начало саудовской «перестройки», группой «либеральных» интеллигентов и предпринимателей, вручивших ему подготовленный его собеседниками документ – «Видение настоящего и будущего родины», вновь актуальны для королевства. Итак, как продолжала далее «Аль-Джазира», «отныне королевство – институционализированное государство (дауля муссасатийя)».

Для газеты «Аль-Джазира» принципиально важно то, как построен закон о Комитете по принесению клятвы. Он, как она пишет, отталкивается «от важного для саудовского общества принципа уважения старшего, поскольку во главе Комитета встанет старший по возрасту потомок короля-основателя». Но серьезнее то, что этот принцип сочетается с понятиями ««достоинство и способность».

При этом газета трактует понятие «достоинство» как качество, определяющее умственные и практические способности руководителя. Иными словами, она считает, что не только нынешний монарх, но и последующие правители государства будут все так же идти по пути реформ. Именно в этом она видит «залог политической стабильности государства, без которой общество не только не сможет добиться реализации целей развития, но и жить в мире». Чеканные слова!

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03572 sec