Саудовская инициатива: суннитско-шиитское урегулирование в Ираке

24 октября 2006
Г.Г. Косач

20 октября 2006 г. в Мекке под эгидой Организации Исламская Конференция (ОИК) суннитские и шиитские религиозные лидеры Ирака участвовали в подписании Мекканского документа (Васика Макка), предусматривающего прекращение кровавого межконфессионального конфликта в этой стране. Стоило бы подчеркнуть, что ведущая роль саудовского королевства в создании и финансировании ОИК позволяет говорить о том, что инициатива выдвижения этого документа принадлежит Саудовской Аравии, уже давно и последовательно играющей роль посредника в урегулировании многих конфликтных ситуаций в регионе арабо-мусульманского мира.

Вместе с тем, очевидно, что саудовское королевство, как и патронируемая им ОИК, понимают, что инициатива суннитско-шиитского примирения, хотя и получившая, как это подчеркивало специальное заявление ОИК, распространенное в канун встречи в Мекке, «всеобщую поддержку (в суннитских и шиитских кругах Ирака – Г.К.), поскольку она не содержит каких-либо положений, способных вызвать разногласия между участниками церемонии подписания», всего лишь первый шаг к решению одной из труднейших проблем.

Именно поэтому цитируемое заявление ОИК подчеркивало, что Мекканский документ «не является инициативой, направленной на достижение примирения (в Ираке – Г.К.), напротив, это не более чем определенное усилие, предпринимаемое ради того, чтобы остановить основанное на конфессионализме межиракское братоубийство».

Тем не менее, каковы основные положения Мекканского документа, подписание которого произошло в непосредственной близости от «священного дома Господа (Каабы – Г.К.)»?

Этот документ содержит десять пунктов, связанных с различными аспектами нынешних кровавых событий в стране-соседе Саудовской Аравии. Речь идет, прежде всего, о том, что этот документ акцентированно подчеркивает единство суннитов и шиитов: «Мусульманин – тот, кто свидетельствует, что “нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – Его Пророк”, а это свидетельство делает запретной его кровь и имущество.

Это относится ко всем шиитам и суннитам. Объединяющие оба направления черты значительнее, чем разделяющие их расхождения и порождающие эти расхождения причины. Сами же эти расхождения вытекают из различия в точках зрения и толкования, а вовсе не из различий в понимании основ веры и столпов ислама. Никто из представителей того или иного направления не может отлучать от веры представителя другого направления, как и нельзя юридически осуждать то или иное направление, отталкиваясь от преступлений, совершаемых кем-либо из его последователей».

Содержание следующих пунктов Мекканского документа не менее серьезно.

Второй пункт документа подчеркивает, что «кровь и имущество мусульман запретно». Иными словами, «ни мусульманин-суннит, ни мусульманин-шиит не может быть убит, подвергнут унижению или ущербу». Никого из них «нельзя заставить покинуть место его рождения, он не может быть похищен, никто из его родственников не может быть взят в качестве заложника только потому, что он исповедует иное направление в исламе».

Любой «дом Господа», подчеркивает третий пункт Мекканского документа, «запретен», идет ли речь о «мечетях, хусейнийях (шиитские молитвенные дома – Г.К.) или местах поклонения Богу, принадлежащих немусульманам». Эти «дома Господа» не могут быть «конфискованы, использованы для противоречащих Закону деяний или подвергаться нападению». Все то, что ныне происходит в Ираке, подчеркивает четвертый пункт Мекканского документа, это – «порок, творимый на Земле, отвергнутый и запрещенный Господом».

В своих дальнейших пунктах Мекканский документ подчеркивает необходимость полного отказа от каких-либо действий, «возбуждающих религиозные, этнические, языковые или регионалистские противоречия». Напротив, задачей всех иракцев становится «сохранение единства, сплоченности и сотрудничества ради добра и благодеяния». Документ требует немедленного прекращения «насилия, освобождения всех похищенных мусульман и немусульман и возвращения в родные места всех, кто был оттуда изгнан».

Суннитские и шиитские богословы, участвовавшие в мекканской встрече, подчеркивали, что «долгом иракского правительства является обеспечение безопасности всех иракцев, вне зависимости от их религиозной или этнической принадлежности». Правительство «должно восстановить справедливость» в стране, что означает, что должны быть «освобождены все невинные заключенные» и, напротив, «те, в отношении которых существуют убедительные доказательства их уголовных деяний, должны подвергнуться справедливому и скорому суду».

Суннитские и шиитские законоучители четко заявили, что поддерживают «все усилия и инициативы, направленные на достижение всеобъемлющего национального примирения в Ираке». Наконец, они отметили: «Все мусульмане, как сунниты, так и шииты должны быть едины в их общей задаче сохранения независимости Ирака, его единства, целостности его территории, в выражении подлинных устремлений его народа. Они должны вместе строить вооруженные силы и экономику, участвовать в политической жизни, действовать в направлении приближения срока окончания оккупации и восстановления той роли, которую Ирак всегда играл в сфере арабской, исламской и общечеловеческой культуры и цивилизации».

Естественно, что саудовская инициатива, связанная с подготовкой суннитско-шиитской встречи в Мекке, готовилась. Еще 18 сентября 2006 г. саудовский министр иностранных дел принц Сауд Аль-Фейсал, выступая на специальном заседании в ООН по вопросам, связанным с развитием событий в Ираке, подчеркивал: «Ирак продолжает жить в обстановке нестабильности и межконфессионального насилия. Мы видим, что иракцев все более разделяют линии внутреннего разлома, представляющие собой огромную опасность для ближайшего и отдаленного будущего этой страны».

С. Аль-Фейсал возлагал основную ответственность за кровавое развитие событий в стране-соседе королевства на «внешние силы, вмешивающиеся во внутренние дела Ирака». Более того, он подчеркивал: «Законоучители всех иракских общин несут наибольшую ответственность. Они обязаны максимально использовать свое влияние для того, чтобы укрепить единство, братство и солидарность между всеми сыновьями иракского народа».

Присутствовавшая в заявлении С. Аль-Фейсала идея внешнего вмешательства как важнейшей причины происходящих в Ираке событий оставалась основным элементом и последующей саудовской деятельности. Встречаясь с участниками церемонии подписания документа, король Абдалла подчеркивал: «Я приветствую вас на вашей второй родине. Я желаю вам успеха. Все вы - братья по исламу, и нам бы не хотелось, чтобы в ваши внутренние дела вмешивался бы кто-либо из сыновей нашей общей мусульманской нации».

Стоит, тем не менее, отметить, что в Мекку не прибыли некоторые ведущие представители шиитской общины Ирака. Среди них, в частности, аятолла Али Ас-Систани, как и известная в иракской шиитской среде фигура – Муктада Ас-Садр. Их отсутствие (как и отсутствие их представителей на церемонии подписания) не означает, тем не менее, как подчеркивают в саудовских религиозных кругах, а также в ОИК, что эти люди отказались «поддержать и благословить встречу в Мекке».

По словам аятоллы А. Ас-Систани, «участники церемонии подписания – люди, пользующиеся доверием и способные решить стоящие проблемы». Иными словами, осуществленная ОИК саудовская инициатива не привела к тому, что участниками церемонии подписания Мекканского документа стали все ведущие законоучители, представляющие обе крупнейшие мусульманские общины Ирака.

Тем не менее, эта инициатива важна, являясь, по сути дела, первой попыткой ведущей страны-соседа Ирака активно содействовать началу процесса восстановления внутрииракской стабильности. При этом, движение в этом направлении пролегает не через отрицании роли нынешнего иракского политического руководства, а, напротив, лежит в русле тех действий, которые уже были предприняты правительством Н. Аль-Малики.

Наконец, воплощенная в Мекканском документе новая саудовская внешнеполитическая инициатива лежит в русле и тех усилий, которые предпринимаются ведущими мировыми державами ради прекращения кровопролития в Ираке, его восстановления и ликвидации системы оккупационного управления.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03989 sec