Энергетическая безопасность Пакистана: реальность и перспективы

24 октября 2006
Н.А. Замараева

В современном мире энергоресурсы играют одну из ключевых ролей. Наличие или отсутствие углеводородного сырья влияет на статус и положение государства, его роль в системе международных экономических и политических отношений.

На ближайшие 20 лет в мире в целом ожидается значительное увеличение потребления топливно-энергетических ресурсов. Основные причин две: рост численности населения планеты (по подсчетам демографов, через 20 лет она увеличится в три раза) и экономический рост в мире. Согласно данным International Energy Outlook, потребление углеводородного сырья в развивающихся странах, к которым относится и Пакистан, возрастет на 116%.

Разведанные запасы углеводородного сырья в Пакистане достаточно скудны по сравнению с соседней Индией. По оценкам 2005 г., они составляют 27 млрд баррелей, запасы природного газа – 282 трлн куб. м, к настоящему времени обустроено 620 нефтяных и газовых скважин. Сегодня за счет собственных ресурсов страна обеспечивает внутренний рынок только на 18%, остальные 82% Исламабад вынужден покупать на международном рынке. Каждый год потребление энергоресурсов в стране увеличивается на 10% — это огромная цифра для государственного бюджета Пакистана. Отсутствие достаточного объема энергоресурсов служит одной из причин сдерживания экономического роста Пакистана.

Стремление военной администрации Первеза Мушаррафа вывести экономику страны из состояния стагнации увенчалось успехом благодаря структурным реформам, начатым его администрацией в конце 90-х годов ХХ века, что привело к определенной стабильности на макроэкономическом уровне и привлечению иностранного капитала. Указанные преобразования дали мощный толчок росту экономики, который в 2005 г. составил 8,4%. В частности, добыча нефти в 2004/2005 финансовом году увеличилась на 7%, а природного газа на 11,8% по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Тем не менее энергетическая зависимость внутреннего рынка Пакистана от импорта сырой нефти и газа в объемах, требуемых для поступательного развития экономики, стоит очень остро. Так, по итогам 2005/2006 финансового года импорт сырой нефти и нефтепродуктов составил 3033,4 млн долларов США, что на 62% выше по сравнению с предыдущим годом, и занимает второе место по объемам импорта после ввозимого оборудования.

Основными потребителями нефти и нефтепродуктов являются такие отрасли народного хозяйства, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

За последние семь лет правительство Пакистана при поддержке Всемирного банка реконструкции и развития разработало ряд проектов, направленных на обеспечение местных потребителей энергоресурсами. Один из них — привлечение иностранных инвестиций, направляемых на разработку нефтегазовых месторождений, переработку углеводородного сырья и их дальнейшую транспортировку.

Согласно политике дерегулирования, разработанной Комиссией по приватизации для нефтегазовой промышленности, с помощью национального и иностранного капитала предусматривается ввести в эксплуатацию от 15 до 100 разведочных скважин, увеличить добычу нефти от 56 до 100 тыс. баррелей в сутки, а природного газа от 2,4 до 5,0 млрд куб. м в день; в целом снизить до 90% импорт нефти, нефтепродуктов и газа. Поставленные амбициозные задачи в свою очередь требуют качественного технического и технологического перевооружения имеющихся перерабатывающих мощностей, а также строительства новых с целью достижения совокупного объема переработки углеводородного сырья до 6 млн тонн в год.

Для реализации подобных планов Пакистан уже в течение нескольких лет стремится привлечь в нефтегазовый сектор иностранные инвестиции в размере 40 млрд долларов США, а также дополнительно 3 млрд долларов для реализации Программы поставки сжиженного газа (бутана, пропана, широкой фракции легких углеводородов). В настоящее время Пакистан уже подписал контракты на сумму 42 млн долларов с крупными международными и национальными нефтяными и газовыми компаниями.

Строительство трубопроводов – второе направление по привлечению энергоресурсов, которое также усиленно продвигается правительством ИРП. Ожидается, что ситуация с энергоресурсами значительно улучшится после завершения строительства трубопроводов из Ирана и республик Центральной Азии.

Разговоры о строительстве газопровода Иран – Афганистан – Пакистан – Индия ведутся с начала 90-х годов ХХ века. Для реализации этого проекта правительство Пакистана, как одного из основных участников, должно было привлечь инвестиции на сумму до 7 млрд долларов США. С целью продвижения данного проекта в 1995 г. Пакистан и Иран подписали соглашение о строительстве газопровода. Прокачка природного газа планировалась от иранского газового месторождения Южный Парс/South Pars до пакистанского порта Карачи, основного морского терминала страны в 90-х годах прошлого века.

Индия также крайне заинтересована в поставках природного газа из Ирана и, начиная с весны 2006 г., вновь активизирует усилия по продвижению проектов. Проведены переговоры с Пакистаном, Мьянмой, Бангладеш, Туркменистаном и Афганистаном по вопросу об импорте природного газа в страну. В настоящее время рассматриваются три варианта поставок газа в Индию по газопроводу: из Ирана через Пакистан, из Туркменистана через Афганистан и из Мьянмы через Бангладеш.

С момента подписания первых соглашений о прокладке трубопроводов прошло более десяти лет. Произошли качественные изменения в региональной политике в целом, структурные изменения в экономике заинтересованных стран, разработаны и вводятся в эксплуатацию новые инфраструктурные проекты по перевалке углеводородного сырья.

Время выдвинуло две основные причины, которые тормозят реализацию проекта Иран – Афганистан – Пакистан – Индия. Первая — ядерная программа Ирана, которая привела страну к международной изоляции и замораживанию ряда проектов, в том числе газового. Вторая — строительство и ввод в эксплуатацию новейшего глубоководного пакистанского порта Гвадар, расположенного в непосредственной близости от границы с Ираном и заявившего о себе как об основных морских воротах страны.

В реализации иранского варианта прокладки газопровода заинтересована Россия. По крайней мере, газовый вопрос стал одним из центральных во время встречи президента Ирана Ахмадинежада и президента России В. Путина, где обсуждалось участие «Газпрома» в этом многообещающем проекте. В то же время Соединенные Штаты стремятся отстранить Иран от проектов транспортировки природного газа, лоббируя независимый от России вариант прокачки природного газа из стран — бывших республик Советского Союза, в частности Туркмении. Проект строительства туркменского трубопровода позволит нефтяным и строительным компаниям США участвовать в борьбе за контракты по строительству трубопровода на территории Туркменистана. В случае участия Ирана подобные контракты исключены.

Одним из основных участников нефтегазового «консорциума» в регионе Южной Азии является Китай, который крайне нуждается в поставках нефти и газа для своих западных провинций. Именно с этой целью Пекин вкладывает инвестиции (по состоянию на 2006 г., освоено до 198 млн долларов США) в строительство порта Гвадар, а также стремится выйти на рынки стран Центральной Азии.

С этой целью в апреле 2006 г. Китай подписал с Туркменистаном Генеральное соглашение о проекте строительстве газопровода и продаже природного газа из Туркменистана в Китай, согласно которому китайская сторона будет ежегодно покупать у туркменской стороны 30 млрд куб. м. Соглашение подписано сроком на 30 лет. Согласно технико-экономическому обоснованию, газопровод будет сдан в эксплуатацию 1 января 2009 г. В настоящее время стороны совместно ведут геологоразведку и обустройство газовых скважин.

Для Пакистана в данном Генеральном соглашении важен пункт 5: «Китайская сторона обязуется провести переговоры с правительствами транзитных стран с целью достижения соглашений на взаимовыгодной основе о транспортировке природного газа по их территории». Иными словами, Китай обязан «убедить» Афганистан и Пакистан в необходимости прокладки газопровода по их территории.

Со своей стороны, Пакистан крайне заинтересован в участии в транснациональных проектах. В интервью Российскому телевидению на конференции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 13 июня 2006 г. президент Пакистана генерал Первез Мушарраф подчеркнул: «Пакистан станет «транспортным коридором», где будут проложены торговые пути из стран Азиатского региона на Ближний Восток, в Европу и обратно…» Действительно, в настоящее время Пакистан осуществляет крупные проекты международного значения, так как участие в них предполагает не только предоставление территории под строительство, а также доступ к углеводородному сырью. Сегодня преждевременно говорить, какой точно объем нефти и газа пойдет на внутренний рынок Пакистана в счет платы за аренду земли. Но важно, что транснациональные трубопроводы – гарантированный дополнительный источник углеводородного сырья для ИРП в ближайшей перспективе.

В то же время Пакистан не отказывается от проекта строительства газопровода Катар – Пакистан – Индия. Данный проект рассматривается как один из перспективных. Но его стоимость составляет 8 млрд долларов США, то есть для Пакистана в два раза превышает расчетные данные других проектов. На сегодняшний день Исламабад еще не принял окончательного решения о его строительстве. Однако инициатива по предоставлению иностранных инвестиций для прокладки трубопровода может исходить от стран Персидского залива. В случае предоставления Исламабаду подобной финансовой помощи проект может быть осуществлен в кратчайшие сроки.

Таким образом, вопросы энергетической безопасности стоят для Пакистана очень остро, особенно учитывая амбициозные планы Исламабада увеличить ВВП до уровня 700 млрд долларов США на ближайшие 25 лет. С этой целью Пакистан стремится развивать многосторонние торговые и экономические связи как на региональном, так и на международном уровне, в первую очередь со странами Южной Азии, а также с республиками Центральной Азии. Исламабад приветствует любую возможность реализации совместных проектов со странами региона по совершенствованию или строительству транспортных каналов в Центральную и Южную Азию.

В то же время для достижения поставленной цели Пакистан стремится укрепить свои позиции и на международной арене. Так, в 2005 г. Исламабад добился предоставления ему статуса наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества. Для администрации президента Первеза Мушаррафа крайне важно сотрудничество со странами ШОС, которое способствует совместному осуществлению на всем пространстве ШОС таких инфраструктурных мегапроектов, как строительство газопровода Иран – Афганистан – Пакистан – Индия, прокладка железнодорожного полотна Иран – Пакистан – Китай, передача электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана и т.д.

Пакистан отчетливо осознает, что только налаживание тесных отношений с уже действующими региональными организациями и структурами, ориентация на координацию усилий позволит выработать согласованные подходы в сфере обеспечения безопасности, включая энергетическую, на азиатском континенте.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03906 sec