Севак Саруханян: Иран-США. Первым делом самолеты?

18 октября 2006
8 октября в США имело место событие, которое довольно долго ждали иранцы: Государственный департамент США заявил о своем принципиальном согласии на снятие ограничений с продаж запасных частей для иранских самолетов. На данный момент Федеральное казначейство США начало чисто юридическую процедуру по выдаче соответствующего разрешения (лицензии) американским компаниям для ведения дел с Ираном.

Событие это само по себе не заслуживало бы никакого особого внимания, если бы не существовало довольно долгой истории ирано-американской "авиационной войны": сразу после исламской революции США минимизировали, а потом и вообще запретили контакты между иранскими авиакомпаниями и американскими производителями самолетов и комплектующих, что, в представлении американцев, должно было стать весомой частью санкций против исламского режима в Иране.

Нельзя, конечно, сказать, что позиции иранского режима после введения данных санкций особо пошатнулись. Но на безопасности авиаперевозок в Иране, это, естественно сказалось: многие иранские Боинги вышли из строя, частыми стали авиакатастрофы и т.д.

Недовольные падениями гражданских авиалайнеров иранцы, вопреки ожиданиям Вашингтона и во многом благодаря самому Вашингтону (американцы в 1988-м по ошибке сбили ракетой иранский самолет с 290 пассажирами на борту и, по сути, даже не извинились), в основном в неудачах своих авиаперевозчиков начали обвинять США. Отказ США продавать запчасти иранской стороне официальный Тегеран довольно долго и удачно использовал в информационной войне с США, объективно обвиняя Вашингтон в косвенной причастности к неудачам иранского гражданского воздушного флота.

И теперь американцы снимают запрет с продаж запчастей. Чем обусловлено такое решение США?

Версия 1. 26 сентября глава правления иранской авиакомпании Iran Air Tour объявил об окончательном решении его компании купить 5 российских самолетов Ту-204. Именно данное заявление менеджера иранской компании стало информационным фундаментом основной российской версии, объясняющей причину снятия ограничений с продаж запчастей Ирану: американцы поняли, что русские завоюют иранский рынок, и решили пойти на контрмеры.

Сюда еще надо бы приплюсовать особые настроения российских "патриотов" по поводу вопроса: "кто же погубил российскую авиационную промышленность?" (ответ понятен - США), - и получится замечательная и весьма убедительная картина: американцы закрывают путь суперсовременным Ту-204 на иранский рынок, что обусловлено не только нежеланием видеть российских конкурентов в Иране, но и желанием окончательно погубить российское авиастроение.

Версия, повторяю, вполне убедительная. В особенности для людей, которые не владеют историей вопроса. Но для того чтобы принять эту версию за основу, надо быть уверенным по крайней мере в следующем:

российские самолеты на самом деле являются конкурентами Боингов и Аэробусов;

для США важнее "погубить" российское авиастроение, чем "разобраться" с Ираном.

иранский рынок запчастей настолько огромен, что американцы, оставив в стороне всю историю конфликта с иранским режимом, ядерную проблему, роль Ирана в Ираке, связи Тегерана с "Хезболлой", бросились завоевывать иранский рынок.

По правде говоря, в это верится с трудом.

Версия 2. Недавняя поездка бывшего президента Ирана М.Хатами в США стала основой для целой серии анализов по поводу скорого ирано-американского сближения. Окончание "авиационной войны" можно, с этой точки зрения, объяснить именно через предположение, что США и Иран уже начали сближаться. Иначе говоря, в знак доброй воли американцы согласились на продажу запчастей иранской стороне.

Но, опять-таки, для того чтобы принять эту версию за основу, надо быть уверенным по крайней мере в следующем:

активно ищущий свое место в иранском внутриполитическом процессе и критикующий нынешнего президента фактический политический маргинал М.Хатами был наделен правом вести в Вашингтоне переговоры с американской стороной от лица иранского руководства и пришел-таки к определенным договоренностям с США;

Иран, в лице М.Хатами, заверил США, что Иран не будет делать ядерную бомбу, либо американская сторона, в лице бывшего президента Дж.Картера, заверила иранское руководство в лице М.Хатами в том, что "делайте на здоровье бомбу, мы не против. Давайте только дружить";

радикалы-неоконсерваторы в США отказались от мысли "демократизации" Ирана.

С этим, конечно, трудно согласиться.

По нашему глубокому убеждению, решение американской стороны надо объяснять не желанием США окончательно угробить российское самолетостроение, не желанием Вашингтона помириться с Ираном и, тем более, не изменением позиций американских неоконсерваторов в отношении Тегерана, - наоборот, как бы парадоксально это ни звучало, но решение начать продажи запчастей Ирану призвано решать задачи, противоположные интересам самого Ирана.

Главная из них: падение цен на нефть. После 31 августа, когда мировое сообщество поняло, что Иран не откажется от обогащения урана, несмотря на угрозы ввести против него санкции, произошла поразительная вещь: Вашингтон начал смягчать свою позицию по Ирану. Более того, после того, как Иран, казалось бы, "окончательно отказал" мировому сообществу в его просьбах прекратить обогащение, возможность военного решения иранской ядерной проблемы начала меньше обсуждаться в американской прессе и в выступлениях госчиновников, чем, скажем, два года назад, когда Иран под условным предводительством условного либерала М.Хатами, остановив обогащение, со всей готовностью обсуждал перспективы выхода из тупика.

Так на самом ли деле американцы отказались от жестких мер против Ирана (речь идет как о санкциях, так и о маловероятной военной интервенции)? Думаю, что нет. Во всеуслышание комментируя значимость поездки М.Хатами в США, американская, даже самая ультраконсервативная пресса, решение Госдепартамента разрешить продажи запчастей иранским авиаперевозчикам постоянно сопровождает "выбросом" информации о налаживании добрососедства между двумя (так сильно друг на друга похожими) элитами Кумы и Вашингтона, будучи призванной решить одну из важнейших целей сегодняшней американской политики: снизить цены на нефть.

А чем ниже цены на нефть, тем с экономической точки зрения безболезненнее будут санкции против Ирана. А вот как в России отразятся низкие цены на нефть на реализацию экономических обещаний "партии власти" - мало кто сомневается. Так что начало продаж американских запчастей Ирану в чем-то направлено и против России, но никак не против перспектив Ту-204 на мировом рынке самолетов.

Севак Саруханян - эксперт, заместитель директора фонда «Нораванк»

Regnum.Ru

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02932 sec