Деятельность экономической комиссии для Западной Азии (ESCWA)

04 октября 2006
А.А. Волович

По данным Комиссии для Западной Азии ООН, страны, находящиеся в зоне ответственности комиссии в 2005–2006 гг., переживают экономический бум, который в известной мере стимулируется высокими ценами на нефть.

Экономический бум в регионе сопровождается увеличением количества рабочих мест, ростом объемов экспорта и активизацией в сфере туризма. Однако уровень экономического роста в странах региона является неравномерным. Политическая нестабильность в регионе и отсутствие соответствующих структурных реформ продолжают сдерживать экономическое развитие таких стран, как Ливан, Сирия и Йемен. Чрезвычайно сложной остается экономическая ситуация в Ираке и на палестинских территориях из-за отсутствия безопасности и проявлений терроризма. Невзирая на достаточно высокие темпы роста ВВП в странах региона, уровень безработицы, особенно среди молодежи, является довольно высоким — в среднем в 2005 г. он составил около 13,2%.

По оценкам ОПЕК, в случае, если цены на нефть будут удерживаться на уровне 52–57 долларов за баррель, поступления от реализации сырой нефти в арабских странах Персидского залива в 2006 г. вырастут до 322–353 млрд долларов. Однако, как известно, сегодня цена на нефть уже превысила 70 долларов за баррель.

Без учета Ирака и палестинских территорий темпы роста ВВП в странах региона в 2005 г. составляли в среднем 6,3%. Предусматривается, что в 2006 г., благодаря высокой цене на нефть (до 70 долларов за баррель), темпы роста ВВП в отмеченных арабских странах Персидского залива достигнут 7-8% и больше; соответственно, и поступления от продажи нефти вырастут до 500 млрд долларов и выше. Это в свою очередь приведет к накоплению свободных капиталов, которые могут быть использованы для инвестиций как в регионе, так и за его пределами. Кроме того, нефтедобывающие страны будут пытаться диверсифицировать нефтегазовую промышленность путем наращивания объемов производства нефтепродуктов.

Тем не менее ситуация в социальной сфере в регионе остается сложной. По состоянию на 2002 г., около 20% детей школьного возраста не охвачены школьной учебой. Около 44 млн женщин в возрасте старше 15 лет полностью неграмотны. По состоянию на 2000 г., ниже уровня бедности в Арабском Машрике находилось 15,7% населения, в Арабском Магрибе – 9,1% населения, а в наименее развитых арабских странах – 47,1% населения.

Женщины в арабских странах составляют лишь 29% рабочей силы, что является одним из самых низких показателей в мире. В 2003 г. в арабских странах смертность среди детей до пяти лет составляла 70 смертей на 1000 рожденных детей.

По состоянию на 2003 г., лишь 78% арабского населения могло пользоваться электроэнергией, причем этот показатель очень различается в разных арабских странах. Так, население арабских стран Персидского залива обеспечено электроэнергией на 100%, в то время как в наиболее бедных арабских странах электроэнергией пользуется лишь 8% населения. В среднем в арабских странах лишь 70% населения обеспечено качественной питьевой водой.

В 2003 г. арабские страны получили 8,32 млрд долларов помощи сравнительно с 5,33 млрд долларов в 1999 г. Более половины этой суммы в 2003 г. получили Египет, Ирак и Иордания. С 2000 по 2003 гг. арабские страны Персидского залива оказали помощь бедным арабским странам на сумму 13,7 млрд долларов. Наиболее активным донором является Саудовская Аравия, которая лишь в 2003 г. предоставила 58% отмеченной суммы, то есть 2,8 млрд долларов, что составило 1,3% ВВП этой страны.

Общая информация о деятельности ESCWA

Экономическая комиссия для Западной Азии (The Economic Commission for Western Asia — ECWA) была основана в Бейруте 9 августа 1973 г. в соответствии с резолюцией 1818 (LV) Экономического и социального совета ООН вместо Экономического и социального бюро ООН в Бейруте (United Nations Economic and Social Office in Beirut – UNESOB). В 1985 г. комиссия была реорганизована в Экономическую и социальную комиссию ООН для Западной Азии (United Nations Economic and Social Commission for Western Asia (UNESCWA) в соответствии с резолюцией 1985/79 от 26.07.1985 Экономического и социального совета ООН как социальная составляющая в деятельности комиссии.

Большинство программ комиссии осуществляется на региональном уровне. Некоторые программы рассчитаны на их внедрение в отдельных странах, однако они имеют значение для всего региона Арабского Машрика, который включает следующие страны: Бахрейн, Египет, Ирак, Иорданию, Кувейт, Ливан, Оман, Палестину, Катар, Саудовскую Аравию, Сирию, ОАЕ, Йемен (см. Дополнение № 1. Карта региона ESCWA). Однако география деятельности ESCWA не ограничивается упомянутыми странами и охватывает практически все страны Арабского Востока от Марокко до Ирака.

ESCWA является одной из пяти региональных комиссий, которые подчинены Экономическому и социальному совету ООН. Она отвечает за координацию экономической и социальной деятельности ООН. Бюджет ESCWA формируется из финансовых ресурсов ООН, большая часть которых поступает в виде взносов государств — членов ООН. В то же время, кроме основного бюджета, ESCWA получает дополнительные финансовые средства, которые используются для внедрения специфических проектов на основе соглашений, заключаемых с правительственными и неправительственными донорами.

Структура ESCWA

Руководитель ESCWA – Исполнительный секретарь в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Аппарат ESCWA возглавляет секретарь комиссии.

Основными структурными подразделениями комиссии являются департаменты: глобализации и региональной интеграции; информационных и коммуникационных технологий; устойчивого развития и производительности; социального развития; экономического анализа; программного планирования и технического сотрудничества; администрации.

Отделы: статистики, документации, организационно-издательский, документации, почты и архива, снабжения, информационных технологий, транспорта, оформления виз и командировок, связи, хозяйственный, библиотека.

Секции: бюджетно-финансовая, безопасности, обслуживания конференций, поддержки и обслуживания, кадровых ресурсов (см. Дополнение № 2 “Структура ESCWA”).

Исполнительный секретарь комиссии — г-жа Мирфат Таллави, египтянка. В 1961 г. окончила факультет политических наук и бизнесового менеджмента в Американском университете в Каире. Назначена на должность Исполнительного секретаря ESCWA 22 ноября 2000 г. До этого назначения М. Таллави возглавляла Национальный совет женщин Египта. С 1997 по 1999 гг. — министр социального обеспечения Египта. Длительное время находилась на дипломатической работе, включая работу в структурах ООН. В 1991–1993 гг. – заместитель министра иностранных дел Египта по вопросам международной политики и экономического сотрудничества. С 1993 по 1997 гг. — посол Египта в Японии.

Секретарь комиссии – Халед Абдель Хамид, египтянин, назначенный на должность в сентябре 2004 г., карьерный дипломат с 1985 г.

В штате ESCWA 112 должностей экспертов и специалистов высшей категории. На эти должности назначаются специалисты из разных стран мира (31), преимущественно арабских. 44% штатных должностей занято женщинами. Деятельность ESCWA обеспечивают 209 технических работников из местного (ливанского) населения.

Консультативный комитет (КК) был создан при ESCWA согласно резолюции 175 (XV) от 18 мая 1989 г. с целью усилить эффективность деятельности комиссии. В состав КК входят руководители дипломатических миссий (преимущественно азиатских арабских стран), аккредитованных в Ливане, а также правительственные чиновники из самого Ливана. Кроме КК, в мае 2001 г. была создана Консультативная комиссия по вопросам наук, технологического развития и технологических инноваций. В ее состав входят эксперты и специалисты государственных и негосударственных организаций, представители частного сектора, гражданского общества и научно-исследовательских центров. Комиссия собирается не чаще одного раз в год или в два года.

ESCWA осуществляет планирование, программирование, мониторинг и экспертизу с целью:

- определения основных приоритетов и возможностей социально-экономического развития региона с учетом существующих условий;

- выбора реальных и политически приемлемых проектов для государств — членов комиссии;

- определения ресурсов, необходимых для осуществления тех или других проектов и программ;

- мониторинга имплементации реализации запланированных программ и проектов;

- оценки достигнутых результатов и эффективности деятельности ESCWA для каждой страны.

Департамент ESCWA программного планирования и технического сотрудничества кроме планирования и программирования отвечает за предоставление технической помощи и консультаций странам — членам комиссии со стороны высокопрофессиональных экспертов комиссии.

Высшим руководящим органом комиссии является Министерская сессия. В соответствии с резолюцией 196 (XVII) ESCWA она проходит раз в два года. В рамках министерской сессии действуют следующие постоянные комитеты: статистики, социального развития; энергетики, водных ресурсов, транспорта, а также либерализации внешней торговли и экономической глобализации.

Предпоследняя, 23-я министерская сессия состоялась в Дамаске 9-12 мая 2005 г. Последняя, 24-я сессия состоялась 8-11 мая 2006 г. в Бейруте. Среди проблем, которые обсуждались на министерской сессии в Бейруте, были следующие:

- новые вызовы в регионе и их влияние на деятельность ESCWA;

- проблема безработицы среди молодежи в странах — членах ESCWA;

- итоги реализации программы «Задания развития тысячелетия» (Millennium Development Goals);

- обзор выполнения Йеменом Программы действий для наименее развитых стран (Least Developed Countries) на период с 2001 по 2010 гг.;

- состояние выполнения резолюций, принятых 23-й министерской сессией.

В работе сессии принимали участие представители стран — членов ESCWA на министерском уровне, наблюдатели из разных структур ООН, представители стран — членов ООН, представители правительственных и неправительственных и донорских организаций, представители Ливана и дипмиссий, аккредитованных в Ливане.

Сайт комиссии (http://www.escwa.org.lb) является чрезвычайно информативным и функционирует на двух языках – английском и арабском. На сайте приводится информация не только о деятельности собственно комиссии, но и дается много линков к сайтам разнообразных региональных структур ООН и других международных организаций. На сайте комиссии можно получить исчерпывающую информацию о странах Арабского Машрика, включая сайты министерств, государственных учреждений, научно-исследовательских организаций, структур бизнеса, общественных объединений и политических партий.

Уникально, что на сайте ESCWA представлены реквизиты (имена, телефоны, факсы и электронные адреса) десятков ведущих специалистов комиссии, с которыми можно при необходимости связаться и получить необходимую информацию. На сайте размещен каталог библиотеки ESCWA, документы (соглашения, конвенции, резолюции), информация об основных конференциях и семинарах, основные публикации по разным направлениям деятельности комиссии. Подавляющее большинство публикаций и документов подается бесплатно, однако материалы последнего года, которые включают значительную фактологическую информацию, можно получить лишь по подписке.

Стоимость материалов колеблется от 5 до 50 долларов. На сайте предусмотрена услуга бесплатного получения текущей информации о деятельности комиссии после соответствующей регистрации пользователей.

Основные направления деятельности ESCWA реализуются в сферах экономического и социального развития региона ответственности, а также путем предоставления консалтинговых услуг, проведения большого количества конференций, семинаров и круглых столов по разнообразным проблемам жизнедеятельности стран региона.

Основные направления исследований ESCWA в сфере экономического развития стран региона

Ежегодный обзор социально-экономического развития в странах региона.

Совершенствование технологии производства на малых и средних предприятиях и определение возможностей прямых внутренних и иностранных инвестиций для них.

Улучшение производительности и укрепление конкурентоспособности малых и средних предприятий путем внедрения кластерной сети.

Осуществление прогнозирования экономического развития региона.

Исследование экономических тенденций в регионе ESCWA.

Анализ макроэкономической политики для потребностей региональной интеграции.

Развитие и институционная реформа финансового рынка в регионе.

Роль частного сектора в развитии и управлении водным хозяйством в отдельных странах региона.

Планирование устойчивого экономического развития в странах региона.

Перспективы выработки возобновляемой электрической энергии в регионе.

Эффективное использование энергии в промышленности стран региона.

Информационные и коммуникационные технологии для создания рабочих мест и борьбы с бедностью.

Методология управления знаниями: эмпирический подход для основных секторов экономики.

Региональная схема сертификации и стандартизации: состояние инфраструктуры сертификации и стандартизации в странах региона.

Управление внешними долгами и состояние задолженности в странах региона на примере Иордании и Ливана.

Внедрение технологии сбережения водных ресурсов.

Оптимизация управления водными ресурсами. Анализ мероприятий, проведенных странами региона в 90-х гг. с целью оптимизации управления водными ресурсами.

Основные направления исследований ESCWA в социальной сфере стран региона

Сравнительный анализ социальной политики в странах региона.

Население и развитие: демографическая ситуация в арабских странах.

Ответ вызовам глобализации: политика борьбы с безработицей.

На пути к политике интегрированного социального развития: концептуальный анализ.

Арабский план вековой структуризации населения до 2012 г.;

На пути к равноправию в арабской семье: гендерная ситуация, ценности и идентичность.

Глобализация и рынок рабочей силы в странах Арабского Машрика.

Децентрализация и усиление роли муниципалитетов в странах региона.

Процессы глобализации и региональной интеграции.

Развитие информационного общества в Западной Азии.

Общество интегрированных знаний в арабских странах.

Региональный план действий для создания информационного общества.

По вышеупомянутым направлениям исследований на сайте ESCWA размещено значительное количество публикаций, 70% которых можно получить бесплатно, а остальные по подписке.

Основные проекты ESCWA:

Традиционно ESCWA разрабатывает и реализует проекты в сфере строительства железнодорожных и шоссейных дорог, гидроэлектростанций, дамб и водохранилищ, проекты производства сельскохозяйственной продукции, прокладки газо- и нефтепроводов, линий электропередачи.

В апреле 2003 г. в резиденции ESCWA было подписано соглашение о строительстве международной железной дороги, которая должна соединить все страны Арабского Машрика. Подробную информацию об этом проекте можно получить на веб-странице:

http://www.escwa.org.lb/information/publications/edit/upload/trans-02-01-rev.2.pdfи

На протяжении 2005-2006 гг. проводятся экспертные исследования о создании международных транспортных коридоров между странами Европы, Западной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Предусматривается, что транспортные коридоры будут созданы путем строительства новых и модернизации существующих железнодорожных, шоссейных и морских паромных соединений. Основное направление коридора - Болгария - Стамбул - Анкара - Захо - Мосул -Багдад - Басра - Кувейт - Абу-Даби - Дубай - Фуджейра - Маскат - Салала (порт в Омане). От Басры (Ирак) начинается ветвь на Иран, Пакистан, Индию и Западный Китай. От Анкары начинается ветвь на Алеппо - Хомс - Дамаск - Амман (Иордания) - Маан - Акаба (порт).

С этим проектом можно ознакомиться на веб-странице:

http://www.escwa.org.lb/information/publications/edit/upload/grid-05-4.pdf

На седьмой сессии Комитета по транспорту ЕSCWA, которая состоялась 17-19 апреля с.г. в Бейруте, был проанализирован ход выполнения вышеупомянутых проектов. 23-я министерская сессия в своей резолюции 255 (XXIII) обязала Исполнительного секретаря подготовить исследование относительно механизма использования странами региона общих водных ресурсов. Такое исследование было представлено 24-й министерской сессии в мае с.г.

Специальные программы для Ирака

Значительное внимание в деятельности ESCWA уделяется проблемам развития отдельных стран, в частности Ирака и Палестины, в рамках специальных программ ESCWA (Iraq Task ForceandProfessionals For Iraq Reconstruction, а также Rehabilitation and Development in the Occupied Palestinian Territory: Towards an Independent State).

ESCWA Iraq Task Force: в рамках этой программы на протяжении последних трех лет был проведен ряд мероприятий:

март 2003 - создание иракской страницы на сайте ESCWA;

июль 2003 - международный семинар «Регион после войны»;

декабрь 2003 - семинар по проблемам возобновления строительной индустрии в Ираке;

март 2004- конференция по проблемам телекоммуникаций в Ираке;

июль 2004 - роль женщины в политических процессах в Ираке;

сентябрь 2004 – предоставление помощи в воссоздании библиотеки в министерстве планирования Ирака;

декабрь 2004 - предоставление консультаций иракским женщинам в избирательных процессах;

февраль 2005 – тренинг старшего управленческого аппарата Министерства планирования и развития;

май 2005 - повышение квалификации 14 иракских чиновников;

сентябрь - ноябрь 2005 - курсы менеджмента для иракских муниципалитетов Ербиля и Басри;

июнь 2005 - курсы менеджмента и стратегического планирования для иракского сектора жилищного строительства;

ноябрь 2005 - курсы менеджмента для министерства прав человека Ирака.

Professionals for Iraq Reconstruction

На сайте ESCWA открыта отдельная страница по Ираку:

http://www.escwa.org.lb/information/iraq/IPR/main.asp, на которой можно получить исчерпывающую информацию об этой стране: веб-сайты структур ООН, которые работают в Ираке, сайт правительства Ирака, включая все министерства, сайт международной коалиции, сайт посольства США и USAID в Ираке.

В частности, ESCWA взяла на себя обязательство проводить отбор специалистов из всех стран мира для участия в реализации проектов, направленных на восстановление Ирака. На этой странице размещена анкета, которую должны заполнить кандидаты для работы в Ираке. На данное время анкету заполнили около 800 кандидатов из более чем 70 стран всех континентов мира.

Отбор прошли лишь около 200 из них. Примечательно, что среди кандидатов нет ни одного человека из стран СНГ, что свидетельствует о том, что в этих странах даже специалисты мало осведомлены о деятельности ESCWA.

Кандидаты набираются по следующим специальностям: менеджмент (администрация), агрономия, биология, химия, экономика, образование, инженерия, финансы, геология, информационные технологии, филология, информационные технологии, право (юриспруденция), математика, медицина, социальные науки.

Деятельность ESCWA в социально-экономической и научно-исследовательской сферах является чрезвычайно широкой и высокопрофессиональной. Информационные ресурсы ESCWA легко доступны и важны для изучения социально-экономической ситуации не только в странах Арабского Машрика, но и практически во всех странах Арабского Востока.

Вопрос привлечения той или иной страны на тендерных основах к участию в проектах ESCWA может решаться лишь на двусторонней основе с правительствами тех арабских стран, на территории которых такие проекты будут осуществляться. Однако ESCWA может быть основным источником получения квалифицированной консалтинговой информации относительно этих проектов, условий и сроков их реализации.

Дополнение № 1

Карта стран Арабского Машрика – зоны ответственности ESCWA


Дополнение № 2. Структура ESCWA

Дополнение № 3. Перечень международных научных конференций ESCWA, запланированных на 2006-2007 гг.:

1. World Telecommunication Development Conference. March 7-15, 2006, Doha, Qatar.

2. Tenth International Water Technology Conference. March 23-25,2006, Egypt.

3. Future IT Conference. April 15-19, 2006, Bahrain.

4. ICT Policy Making in ESCWA Member Countries. May 2-4,2006, UN-House, Beirut, Lebanon.

5. HR-The Missing Puzzle in Oil and Gas Forum. May 7-8, 2006, Muscat, Oman.

6. Experts Group Meeting. Challenges and Opportunities of International Migration and Developmentin the Arab Region. May 15-17, 2006, Beirut, Lebanon.

7. Second International Conference, Exhibition on Geo-Resources in the Middle East and North Africa. February 24-28, 2007, Egypt.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03811 sec