О визите в Россию министра обороны Турции

02 октября 2006
В.В.Куделев

Вопросы координации политики Москвы и Анкары в сфере безопасности находились в центре внимания в ходе переговоров, которые прошли 15 сентября в Москве между вице-премьером, министром обороны России Сергеем Ивановым и министром национальной обороны Турции Веджди Генюлем. Приоритет именно этим вопросам - хотя по логике вещей два министра должны были больше внимания уделить состоянию и перспективам развития двусторонних отношений в военной и военно-технической сфере - был отдан не случайно.

Долгое время по ним складывалась достаточно двойственная ситуация - обе страны столкнулись с одними и теми же вызовами собственной безопасности, однако у России было немало претензий к Турции относительно роли последней на Кавказе в целом, и в Чечне - в частности. Ведь не секрет, что среди убитых в Чечне иностранных наемников граждане Турции по численности далеко впереди представителей других национальностей. Понятно, что Анкара регулярно делала вид, что ее никак не касается подобная ситуация.

Открывая переговоры с В.Генюлем, глава российского военного ведомства заявил: "Современные угрозы и вызовы негативно влияют на положение дел как в Турции, так и в России. В этом смысле наша скоординированная политика в области безопасности и обороны очень важна". С.Иванов выразил надежду, что визит турецкого министра послужит развитию двусторонних контактов в военной и военно-технической сфере, подчеркнул позитивное развитие взаимодействия между Военно-морскими флотами двух стран.

В свою очередь, министр обороны Турции отметил: "Для нас Россия в высшей степени важная страна. Мы счастливы, что Россия наш сосед и важный элемент стабильности при том, что рядом с нами много точек нестабильности".

Главной новостью по итогам переговоров стало объявленное С.Ивановым решение о том, что по инициативе Анкары ВМФ России примет участие в операции "Черноморская гарантия-2006", проводимой ВМС Турции. "Наша страна примет участие в операции "Черноморская гарантия-2006", проводимой ВМС Турции. Главная задача этих учений - постоянный мониторинг за торговыми судами и получение информации об их передвижениях для выявления незаконной деятельности", - сообщил С.Иванов. Он подчеркнул, что "безопасность на Черном море должна обеспечиваться силами самих черноморских государств".

Несколько дней спустя, совершая поездку по России, С.Иванов развил эту посылку: "Мы убеждены в том, что безопасность в зоне Черного моря должна обеспечиваться только силами государств региона. В этом нас поддерживает Турция. Это означает, что за безопасность в Черном море должны отвечать две ведущих страны бассейна - Россия и Турция".

На простом языке это означает, что Россия добилась четкого разделения зон ответственности, в которых проводятся антитеррористическая операция НАТО "Активные усилия" и аналогичная операция "Черноморская гармония". Зоной проведения первой является исключительно Средиземное море, второй - Черное море. Ранее некоторые западные политики добивались распространения зоны проведения "Активных усилий" на черноморский бассейн, против чего категорически против выступала Москва.

По оценке С.Иванова, Россию и Турцию связывают "очень тесные отношения на Черном море в рамках оперативной группы "Блэксифор", а также на двусторонней основе.

В свою очередь турецкий министр отметил, что "Черное море не разделяет наши государства, а объединяет". "Наше сотрудничество в рамках "Блэксифор" и "Черноморская гармония" служит нашей общей борьбе с терроризмом, незаконной торговлей наркотиками и оружием", - сказал Генюль.

Как известно, очередной этап миссии оперативного взаимодействия "Блэксифор" завершился в августе с.г. Соглашение о создании этого оперативного соединения подписали 2 апреля 2001 года в Стамбуле Болгария, Грузия, Румыния, Россия, Турция и Украина. Эта операция осуществляется в целях обеспечения стабильности и безопасности в Черноморском регионе. Целью же операции "Черноморская гармония" является организация постоянного мониторинга за торговыми судами и получение исчерпывающей информации об их передвижениях для выявления незаконной деятельности.

По оценке Иванова, переговоры с турецким коллегой были "продолжительными и плодотворными". Министры говорили с глазу на глаз в течение двух часов, и полтора часа в составе делегаций. "Мы обсудили широкий круг вопросов военного и военно-технического сотрудничества, региональной безопасности, ситуацию на Ближнем Востоке, - сказал российский министр. - Пока нестабильность в регионе либо непосредственно влияет, либо может повлиять и на Россию, и на Турцию".

Определенная интрига накануне переговоров возникла вокруг возможного намерения Турции объявить очередной, уже третий по счету, тендер на налаживание производства в стране боевых вертолетов, уже получивших условное наименование "Эрдоган". Как известно, российская фирма "Камов" имела определенные виды на участие в тендере со своим вертолетом Ка-50. Однако, как пояснил высокопоставленный источник в Минобороны, "турецкая сторона выдвинула такие условия конкурса, что в итоге напоролась на то, за что боролась - по итогам второго тендера победителями стали компании ЮАР и Италии, хотя общеизвестно, что мировыми лидерами в вертолетостроении являются Россия и США".

По прогнозам источника, подобная ситуация делает вероятным третий тендер, который может быть проведен уже в ноябре. Однако по итогам переговоров он же пояснил, что вопрос о тендере и возможном участии в нем России даже не обсуждался. Не исключено, что здесь речь идет не о каких-то закулисных играх, а о вещи более прозаической - просто у Турции сейчас нет средств на заключение подобного контракта.

Что касается ВТС, то турецкий министр дал ясно понять: главная цель Турции - закупать не вооружения, а технологии с тем, чтобы развивать собственное военное производство. "Мы обсудили вопросы того, как Турция могла бы сама производить оружие", - пояснил Генюль. Понятно, что подобное направление ВТС сопряжено для России с определенными рисками, в том числе и с перспективой ужесточения конкуренции на и без того сложном рынке оружия.

В настоящее время Россия и Турция строят свои отношения в сфере ВТС на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим вопросам в области оборонной промышленности. Этот документ регламентирует двусторонние контакты по разработке, производству и поставкам продукции военного назначения. Очередное, пятое заседание межправительственной комиссии запланировано на октябрь с.г.в Турции.

Пока же удельный вес военной техники российского производства в общем объеме ВТС Турции за последние 10 лет составил всего 1 проц., что соответствует примерно 190 млн долларов. Турция закупила в России, в частности, около 240 бронетранспортеров, около 20 вертолетов Ми-17, свыше 14 тыс.единиц стрелкового оружия, боеприпасы, морской спасательный буксир проекта 1454, а также три морских пассажирских судна проекта 14613. Часть поставок военной продукции - примерно на 100 млн долларов - осуществлялась в виде погашения госдолга России Турецкой Республике.

Наша справка: до 1976г.СССР и Турция не обменивались визитами военных делегаций. Первый официальный визит в СССР заместителя начальника генштаба ВС Турции состоялся в мае 1976г. Начальник Генштаба ВС СССР посетил Турцию с ответным визитом в апреле 1978г. В том же году был осуществлен обмен визитами военных кораблей. В 1979г.был разработан и согласован с турецкой стороной первый План контактов по военной линии на 1980 - 1981гг. Однако из-за отказа турецкой стороны мероприятия плана не были выполнены. В 1985г.по инициативе турецкой стороны СССР с официальным визитом посетил начальник генштаба ВС Турции и был согласован План мероприятий по развитию советско-турецких контактов в военной области на 1986 - 1987гг.

В дальнейшем все официальные двусторонние контакты по военной линии осуществлялись на основании двухгодичных Планов на 1988 - 1989гг., 1990 - 1991гг., 1992 - 1993гг. За эти годы состоялся обмен визитами начальников генштабов и их первых заместителей, главнокомандующих Сухопутными войсками и Военно-морскими флотами, отрядов кораблей и делегаций различных военных училищ. В январе 1994г.стороны подписали соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. В мае 1998г. - Меморандум о взаимопонимании между генеральными штабами ВС России и Турции.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03914 sec