Тюркский фактор во внешней политике Турции

29 сентября 2006
А.А. Гурьев

18 – 20 сентября 2006 года в небольшом турецком курортном городке Кемере, что на Средиземноморском побережье Турции, состоялся 10-й международный тюркский курултай. В его работе приняли участие около 600 делегатов. Они представляли Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан, Монголию, Северный Кипр, мусульманские субъекты РФ Татарстан, Чувашию, Туву, Саха-Якутию, Алтай, Карачаево-Черкесию, тюркские общины государств Восточной и Западной Европы, США, Украины, Молдавии, Ирана, Сирии и ряда других стран.

Непосредственное участие в организации курултая приняли правительство Турции, Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию, являющееся структурным подразделением аппарата премьер-министра /Turk Isbirligi ve Kalk?nma Idaresi Baskanl?g? – TIKA/, а также Фонд дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и общин /Turk devlet ve Topluluklar? Dostluk Kardeslik ve Isbirligi Vakf? - TUDEV/. Правительство Турции выделило на проведение этого тюркского форума 1,2 млн. долларов.

Думается, есть смысл коротко остановиться на истории данного вопроса, так как ряд авторов и исследователей допускают ошибку, смешивая два параллельных мероприятия, проводимых в тюркском мире с начала 90-х годов прошлого столетия. Современная история проведения международных тюркских курултаев началась 21 марта 1993 года. Именно тогда состоялся первый курултай. Инициатива его проведения принадлежит лидеру Партии националистического движения /ПНД/ А. Тюркешу, дочь которого профессор Умай Тюркеш-Гюнай выступала на заключительном заседании нынешнего 10-го курултая. Делегатам форума была представлена ее книга «История турок. Из прошлого в будущее».

Курултаи были задуманы как международные съезды представителей, прежде всего, общественных организаций тюркских государств и общин всего мира. Они проводились параллельно саммитам глав тюркских государств, идея организации которых принадлежит восьмому президенту Турции Тургуту Озалу. В саммитах же, первый из которых состоялся в Анкаре 30 – 31 октября 1992 года, принимали участие высшие представители государственных структур стран-участниц. До 2001 года курултаи проводись ежегодно в различных городах Турции. Пятилетний перерыв между 9-м и 10-м курултаем объясняется финансовыми трудностями и внутрипартийными разногласиями в ПНД, которая в результате парламентских выборов 2002 года потеряла свои позиции в высшем законодательном органе страны и как следствие перестала быть правительственной партией. Понадобилось пять лет для принятия в 2006 году решения ныне правящей Партией справедливости и развития возобновить практику проведения всемирных тюркских курултаев.

Главная особенность нынешнего 10-го курултая по сравнению с предыдущими, и это неоднократно отмечалось его организаторами и делегатами, заключается в том, что в этот раз турецкая сторона наряду с лидерами тюркских общественных организаций пригласила представителей государственных органов власти государств-участников. Целью данного шага является попытка создания в рамках курултая дееспособного механизма для практической реализации решений, принимаемых на этих тюркских форумах. Это связано, в первую очередь, с тем, что решения предыдущих курултаев практически оставались на бумаге из-за отсутствия исполнительного органа, контролирующего их выполнение. По словам государственного министра Турции Б. Аталая, курирующего в правительстве работу с тюркскими государствами и общинами, на нынешнем этапе эту функцию будет выполнять Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию.

На открытии Курултая выступили премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев, лидер Северного Кипра Мехмет Али Талат, госсекретарь Казахстана Оралбай Абдикаримов, заместитель председателя премьер-министра Киргизии Данияр Усенов. На заключительном заседании Курултая выступил 9-й президент Турции Сулейман Демирель.

Глава турецкого правительства призвал участников Курултая сделать тюркское сотрудничество значимым элементом внешней политики, объединить усилия тюркских государств, общин и диаспор для укрепления своих позиций в международных организациях с целью эффективного противостояния попыткам изолировать друг от друга тюркоязычные страны, скорейшего урегулирования кипрской и карабахской проблем, ситуации в Северном Ираке, Афганистане. «Я выступаю с инициативой создания Содружества тюркоязычных государств, которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единой позиции. История предоставляет нам уникальный шанс для объединения усилий наших стран, имеющих общие культуры и исторические корни», - подчеркнул в своем выступлении Р.Т. Эрдоган.

Турецкий премьер, полагают эксперты, предвидя возможные обвинения в адрес Анкары в пантюркизме и панисламизме, заявил, обращаясь к участникам курултая: «…есть содружества франкоговорящих, англоязычных и испаноязычных стран. Почему бы и нам не создать свое содружество. Нам надо заново переписать нашу общую историю и преподавать ее в наших школах». Он также призвал тюркские государства, в первую очередь Азербайджан и Казахстан, и общины действовать «единым фронтом» в энергетической сфере. Такие транснациональные проекты транспортировки энергоресурсов как Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум уже создали, по его мнению, для совместных действий тюркских государств и общин хорошую основу.

Президент Азербайджана И. Алиев поддержал в своем выступлении предложения турецкого премьера и подробно остановился на карабахской проблеме. Он, в частности, заявил, что Баку будет решать этот вопрос, используя дипломатические, политические и экономические возможности, а также не исключил принятия и военных мер. «Азербайджан не допустит создания на наших землях второго армянского государства», - подчеркнул И. Алиев, отметив необходимость «совместными усилиями тюркских государств и общин разрушить лживую и агрессивную пропаганду организованной армянской диаспоры».

Работа Курултая проходила в шести комиссиях: международные отношения, торгово-экономическое сотрудничество, образование, наука, передовые технологии, взаимодействие в области культуры, молодежные организации и общества. По его итогам принята заключительная Декларация. Анализ этого документа позволяет сделать вывод о том, что Анкара намерена уже в ближайшей перспективе существенно активизировать использование тюркского фактора в своей внешней политике, прежде всего, для решения таких вопросов как кипрский, карабахский, проблем туркоманов в Северном Ираке, а также для более успешного преодоления препятствий в ходе переговоров с ЕС о полноправном членстве Турции в этой организации.

В Декларации, в частности, отмечается необходимость прекращения изоляции непризнанной ТРСК, установления и расширения отношений во всех областях с Северным Кипром, подчеркивается, что карабахский вопрос должен стать проблемой не только Азербайджана, но всего тюркского мира. Наряду с этим, указывается на важность активной, целенаправленной, плановой и согласованной работы тюркской диаспоры в европейских странах, направленной на содействие процессу вступления Турции в ЕС. Отдельно выделена задача не допустить насильственных изменений в нынешней демографической структуре нефтяной столицы Северного Ирака Киркуке.

Кроме того, в заключительном документе по итогам работы комиссии курултая по международным отношениям отмечена необходимость совместных действий тюркского мира, направленных на справедливое решение проблем уйгур в Синьцзян-Уйгурском автономном районе /СУАР/ КНР. Принято решение о подготовке визитов делегации курултая в Пекин и СУАР для ознакомления на месте с положением дел по этой острой проблеме. Тюркские государства и общины, как указано в документе, объединят свои усилия также для решения проблем турок-месхетинцев, становления Афганистана, обретения национальных самосознания и культурных ценностей чувашами, ногайцами, крымскими татарами.

Делегаты Курултая с одобрением восприняли выступление представителя тюркской диаспоры Ирана Мухаммеда Каяни. Иранский делегат подверг резкой критике силовую внешнюю политику нынешней американской администрации, в результате которой ситуация на Ближнем Востоке резко обострилась. В качестве примера он привел обстановку в Ираке, где ежедневно гибнут ни в чем не виновные люди, а также угрозы Вашингтона в адрес Тегерана.

Местные эксперты рассматривают 10-й международный тюркский курултай как этап подготовки к саммиту глав тюркских государств, который пройдет в Турции 17 ноября этого года. Анализ итогов работы нынешнего курултая позволяет также сделать вывод, что сегодня Анкара на государственном уровне наделяет тюркский фактор статусом одного из основных направлений своей внешней политики. Главным союзником для решения задач на этом направлении избран Азербайджан. «Два государства – один народ», - так называл Турцию и Азербайджан покойный президент Гейдар Алиев, которого в своем выступлении на курултае цитировал турецкий премьер, - попытаются заново переписать историю тюрков и сделать их весомыми актерами на сцене глобальной международной политики. Первый шаг в этом направлении – объединение усилий турецкой и азербайджанской диаспор для совместного решения общих задач. Конкретные аспекты этого процесса стороны обсудят в первой половине будущего года в Баку. Серьезность намерений Анкары подтвердил и государственный министр Турции Б. Аталай, который, выступая на 10-м курултае, подчеркнул, что «время романтики в отношениях Турции и тюркских государств и общин прошло. Сегодня необходимы конкретные, практические шаги для развития целенаправленного и взаимовыгодного сотрудничества».

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04047 sec