Юго-восточная Азия: реакция на события на Ближнем Востоке

28 сентября 2006
М.Н. Гусев

События, связанные с военными действиями между Израилем и мусульманским движением “Хизбалла”, явились еще одним поводом для проявления чувства мусульманской солидарности среди поборников ислама в Юго-Восточной Азии. Вместе с тем, говоря об исламской солидарности вообще и об ее проявлениях в Юго-Восточной Азии, в частности, следует иметь в виду, что за этими словами могут стоять разнородные представления, неоднозначность их понимания и различные задачи тех, кто тем или иным образом стремятся реализовать действиями свое понимание мусульманской солидарности.

Большинство мусульман региона составляют адепты умеренного ислама. Для них попрание прав мусульман вне зависимости от политической ситуации и несовпадения взглядов с оппонентами внутри уммы уже является вторжением во внутренний мир, взламыванием душевной гармонии, подрывом устоев понимания религии и религиозного мироощущениия, то есть вмешательством в те сферы, где формируются ценностные ориентации и духовные установки. Неприятие умеренными мусульманами агрессии в отношении любых поборников ислама, по своей сути, и есть проявление исламской солидарности в данном контексте. Они также не приемлют ответные действия на агрессию со стороны своих радикальных единоверцев.

По существу, их позицию по данному вопросу выразил в те дни премьер-министр Малайзии Абдулла Ахмад Бадави — богослов в третьем поколении, знающий Коран практически наизусть. На Второй международной конференции исламских ученых-богословов, проходившей в Индонезии, он сказал: “Ислам прежде всего учит сдержанности, ему должны быть чужды экстремизм, фанатизм и насилие”. Потомственный исламовед считает, что мусульманская религия никоим образом не противостоит Западу и не должна рассматриваться как застывшая догма, не поддающаяся веяниям прогресса.

Весьма показательна в этом плане реакция умеренных мусульман на выход из тюрьмы в июне с.г. духовного лидера радикально настроенных мусульман региона Абу Бакар Башира, в которой он находился по обвинению в причастности к террористической деятельности. В то время как тысячи сторонников приветствовали его на улицах индонезийской столицы, большинство умеренных мусульман в этой стране с тревогой отнеслись к отмеченному событию, полагая, что оно повлечет за собой новый всплеск экстремизма, тем более что международная ситуация, как то напряженность на Ближнем Востоке, дает экстремистам, в их понимании, очередной шанс заявить о своей политической значимости.

В подобных случаях они прибегают к испытанному средству – манипулированию чувствами, связанными с международной исламской солидарностью, основанными скорее на эмоциях, чем на объективном анализе ситуации. Это дает им повод заявлять о новом крестовом походе Запада против ислама.

Под этим лозунгом, как свидетельствуют местные СМИ, более трех тысяч молодых индонезийских мусульман записались добровольцами в Ливан. В частности, группа из 200 учеников школы восточных единоборств в городе Понтианаке – административном центре провинции Западный Калимантан – объявила себя воинами джихада и потребовала от Израиля незамедлительно прекратить боевые действия. Как заявил в телеинтервью командир “отряда подрывников” Суиб Дидуо, “мы выведем из строя их военные объекты не только на Ближнем Востоке, но и в других странах, оказывающих военную поддержку еврейскому государству”. По его словам, из трех тысяч зарегистрированных воинов джихада, принявших решение покинуть регион ЮВА и переместиться “в места запланированных акций отмщения”, немало тех, кто прошел школу военных действий в Афганистане, Палестине и на южнофилиппинском фронте.

Отправилась воевать в Ливан и группа из 20 активистов полувоенизированной исламистской группировки “Фронт защитников ислама”, их цель — остановить израильских “захватчиков”. Хотя представители национальной полиции и генпрокуратуры Индонезии предупредили всех мусульман, записавшихся добровольцами на “ливанский фронт”, о незаконности их действий и запретили дальнейшую вербовку, объявленную целым рядом давно известных и новообразованных с началом военного вторжения Израиля в Ливан и Палестину радикальных мусульманских организаций, число добровольцев не уменьшилось.

Не упускают случая воспользоваться конфликтной ситуацией на Ближнем Востоке и отдельные политические деятели, надеясь таким образом повысить уровень своего влияния. С пламенными речами выступает недовольный своим положением отставника бывший премьер-министр Малайзии и экс-глава организации «Исламская конференция» (ОИК) Махатхир Мохамад. По его утверждению, мусульмане должны создавать собственные образцы оружия массового поражения с использованием высоких технологий, чтобы защитить себя от нападения врагов ислама.

“Настало время для мусульман научиться самим делать истребители, ракеты, пушки и пистолеты вместо того, чтобы закупать оружие у других”. С таким призывом к обладанию “мусульманским оружием массовой самообороны” он обратился к учащимся техникума. “Учите физику и математику на английском языке, чтобы самим делать необходимые расчеты и познавать секреты иноземных конструкторов”, – отмечал бывший премьер, подчеркивая, что “мусульмане по всему миру страдают потому, что не могут постоять за себя”.

В августе Махатхира Мохамада посетила группа активистов антивоенного движения из США. Эти сторонники “теории заговора” американских властей против собственного народа призвали авторитетного лидера исламского мира поддержать их требование о возобновлении следствия по делу о трагедии 11 сентября – на этот раз под международным контролем. Один из участников встречи с американской стороны заявил: “У нас есть все доказательства того, что теракты 2001 года в США, в частности в Нью-Йорке, во Всемирном торговом центре (ВТЦ), были подстроены теми, кто наживается теперь на продаже вооружений американскому правительству, начавшему после них войну в Афганистане и Ираке. Правительство Буша знало о минировании ВТЦ, но ничего не предприняло для того, чтобы предотвратить взрыв”.

Министр иностранных дел Малайзии Сайед Хамид Албар заявил на проходившей в Баку в конце июня с.г. 33-й сессии Совета министров иностранных дел ОИК, что основными целями этой организации являются “создание развитого исламского общества и борьба с экстремизмом”. “Мы должны сделать исламскую умму сильной”, - сказал Албар и призвал мусульманскую общину объединить усилия для того, чтобы противодействовать попыкам искажения роли ислама и покончить с давленем на него. “Мы должны защитить свою религию”.

Малайзия призвала все государства мусульманского мира разорвать дипломатические и любые другие отношения с Израилем. “Только так мы можем выразить наш коллективный протест против его вторжения в Ливан, жертвами которого становятся большей частью мирные жители”, – отметил министр. Из 57 стран – членов ОИК лишь Египет, Турция, Иордания и Мавритания, а также постсоветские республики поддерживают с Израилем дипломатические отношения, а Катар – торговые. В августе Малайзия категорически отвергла призыв израильского посла в Сингапуре о “нормализации” двусторонних отношений.

Решение об отправке в Ливан под флагом ООН подразделений “голубых касок” из мусульманских стран было принято на внеочередной сессии ОИК в Малайзии. Три страны ЮВА – Индонезия, Малайзия и Бруней — обязались выделить в общей сложности более 2 тыс. военнослужащих. Между тем, как признал главком вооруженных сил Малайзии адмирал Анвар Мохамед Нур, численность малайзийского контингента пока не определена и будет зависеть от требований ООН.

Во время конфликта на Ближнем Востоке Албар заявил, что правительства стран — участниц ОИК должны рассмотреть вопрос о поставках оружия движению “Хизбалла” в Ливане, чтобы ему было чем защищаться от израильского военного вторжения. Он подчеркнул, что “мусульманские страны не позволят Израилю оставаться безнаказанным за те преступления, которые он совершил в этой стране”. Министр также призвал не забывать о сложностях, которые испытывает палестинский народ, ставший “жертвой израильской оккупации”. ”Никто не должен вмешиваться в дела народа Палестины”.

Эти настроениия оказались весьма созвучны событиям, произошедшим в июле с.г. в Джакарте, когда более 10 тысяч индонезийских мусульман пришли к посольству США в центре города, чтобы выразить протест против военного вторжения Израиля в сектор Газы. Поскольку Индонезия не поддерживает дипломатических отношений с еврейским государством, весь гнев они обрушили на его главного союзника. Демонстранты скандировали лозунги солидарности с правительством ХАМАСа, палестинским народом и требовали немедленного вывода израильских войск с оккупированных территорий. По данным полиции, это была самая мощная антиизраильская акция из прошедших в индонезийской столице с момента убийства Израилем в марте 2004 года Ахмеда Ясина, основателя ХАМАСа.

Как и два года назад, индонезийцы несли его портреты вместе со знаменами и символикой этого палестинского движения. Кульминацией их выступлений стал мусульманский обряд “бросания камней в дьявола”, обычно совершаемый паломниками во время ежегодного хаджа к святым местам в Мекке. В Джакарте же олицетворением “сил зла” стал портрет Дж. Буша, помещенный между национальнами флагами США и Израиля.

Власти 270-миллионной Индонезии, где около 90% населения исповедуют ислам, не только осудили действия Израиля, но и призвали Совет Безопасности ООН “заставить его прекратить боевые действия против народа Палестины”. Индонезия традиционно занимает пропалестинскую позицию на международной арене. Правительство и парламент Индонезии выразили озабоченность в связи с “похищением” израильскими военными зампредседателя правительства Палестинской национальной автономии. Вице-президент Индонезии Юсуф Калла призвал “обе стороны ближневосточного конфликта к мирному диалогу за столом переговоров”. Джакарта также предложила направить своих военнослужащих в состав миротворческих сил ООН в Южном Ливане.

Об этом президент страны Сусило Бамбанг Юдхойоно заявил на встрече с послами ближневосточных стран, в том числе Саудовской Аравии, Сирии, Иордании и Египта. Позднее президент принял решение об увеличении индонезийского миротворческого батальона до 1 тыс. военнослужащих. Как было отмечено, Джакарта внимательно следит за ходом дебатов в Совете Безопасности ООН по вопросу о статусе и составе муждународного контингента.

“Малайзия пристально рассматривает вопрос об отправке своих миротворцев в составе международных сил на юг Ливана в случае принятия Советом Безопасности ООН соответствующего решения.” Об этом заявил заместитель премьер-министра, глава оборонного ведомства Малайзии Наджиб Тун Разак, комментируя предложение генерального секретаря ООН Кофи Аннана направить “большое число” миротворческих войск на ливано-израильскую границу с тем, чтобы остановить кровопролитие. Он выразил уверенность, что участие Малайзии в многонациональных силах ООН в Ливане будет полезным, учитывая ее опыт проведения подобной операции в Боснии, а также то обстоятельство, что Малайзия в настоящее время является председателем ОИК.

Для Юго-Восточной Азии участие в операции по урегулированию конфликта имеет особое значение. В ней проживает значительное число приверженцев ислама и находится наиболее крупная мусульманская страна — Индонезия, что предопределяет претензии Джакарты на одну из ведущих ролей в мировом исламском сообществе – “умме”. Особое положение в мусульманском мире занимает и Малайзия, где более 50% 24-миллионного населения страны – мусульмане, к тому же на текущий момент она является председателем ОИК – наиболее влиятельным и авторитетным объединением мусульман всего мира. Уместно вспомнить, что ОИК была учреждена в 1969 году по инициативе Абдул Рахмана, первого премьер-министра и “отца-основателя” Малайзии. С тех пор Малайзия претендует на роль носителя наиболее умеренных и взвешенных идей в мусульманском мире, олицетворения идеалов терпимости и сдержанности, что еще раз прозвучало в отмеченном выступлении ее премьера. В Малайзии и Брунее (где ислам исповедует свыше 70% населения) эта религия признана государственной.

Вместе с тем в силу исторически сложившихся условий Юго-Восточная Азия является периферией исламского мира. Скорее всего, объяснение этого кроется в том, что Аравия была местом ниспослания исламского Откровения, а арабский язык – языком Корана. Очевидно, по этой же причине мусульманский мир нередко сводят к арабскому миру, пусть даже при этом допускается существование “периферийного” ислама, находящегося в подчиненном положении по отношении к арабскому. И это при том, что на последнем рубеже веков арабы не составляли и пятой части более чем миллиардного мусульманского населения планеты, демографические центры которого находятся на Индийском субконтиненте и в Юго-Восточной Азии. Такое же упрощение допускается нередко и в отношении современного исламизма, который не ограничивается ни арабским миром, ни Ближним Востоком, а уже глубоко укоренился на так называемой периферии.

Очевидно, в периферийности ислама ЮВА кроется и его бескомпромиссность. Исламисты в ЮВА недовольны тем, что часть арабских стран признала Израиль. Как Индонезия, так и Малайзия не поддерживают с Израилем дипломатических отношений. У мусульман Юго-Восточной Азии сильная идеологическая база “противостояния сионизму”, и предпринимавшиеся в последние годы различными администрациями Индонезии слабые попытки наладить связи с Израилем, что явно инспирировалось из Вашингтона, неизбежно наталкивались на возмущение и протесты мусульманских организаций. По этой причине мусульмане ЮВА имеют возможность гордиться собой и рассматривать себя в качестве даже более ”правоверных”, чем их арабские братья.

Эти же мотивы (связанные с периферийностью) в значительной степени предопределяют двойственную позицию мусульман Юго-Восточной Азии во взаимоотношениях внутри исламского мира, а также их реакцию на все возрастающие осложнение межцивилизационных отношений в глобальном масштабе. С одной стороны, в вопросах, касающихся взаимоотношений религии и власти, мусульманские страны региона вынуждены следовать по пути, пройденному странами — изначальными носителями ислама. С другой стороны, на гребне собственной активности, играя на мусульманской солидарности, они стремятся, по крайней мере, стать равными среди равных в иерархии мусульманских стран в той новой расстановке сил в исламском мире, которая обусловливается активизацией исламского фактора.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.033 sec