Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18 - 24 сентября 2006 года)

25 сентября 2006
На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне арабо-израильского конфликта и вокруг вопросов, связанных с ядерной программой Ирана. Действующий глава палестинского правительства И. Хания вновь заявил, что отвергает требование международного сообщества о признании Государства Израиль, и подтвердил «правомерность сопротивления» израильской оккупации.

В Ливане продолжается развертывание дополнительных сил миротворческого контингента ООН. Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил в Нью-Йорке о готовности его страны обсуждать «на честных и справедливых условиях» вопрос о возможной приостановке работ, связанных с обогащением урана.

Напряженной сохраняется обстановка в районе палестино-израильского конфликта. ВВС Израиля продолжают наносить удары по объектам палестинских боевиков в секторе Газа, а армейские подразделения проводят в анклаве рейды по розыску и задержанию лиц, причастных к террористической деятельности. Со своей стороны, палестинские боевики периодически осуществляют пуски ракет по израильской территории.

«Квартет» международных посредников по ближневосточному урегулированию (ЕС, ООН, РФ, США) в своем заявлении выразил обеспокоенность «серьезным кризисом в секторе Газа и продолжающимся тупиком» в палестино-израильских отношениях. «Квартет» поддержал усилия главы ПНА М. Аббаса по формированию правительства национального единства, выразив надежду, что его платформа будет отражать такие основные принципы как признание Израиля, отказ от террористической деятельности и соблюдение всех ранее подписанных палестино-израильских соглашений.

Международная «четверка» также приняла решение о продлении на три месяца временного механизма по финансированию гуманитарных потребностей палестинцев (в обход правительства во главе с ХАМАС) и призвала Израиль возобновить перевод налогов и пошлин, используя этот механизм.

В Нью-Йорке состоялась встреча главы ПНА М. Аббаса с министром иностранных дел Израиля Ц. Ливни, в ходе которой была достигнута договоренность о продолжении двусторонних контактов и организации встречи премьер-министра Израиля Э. Ольмерта с М. Аббасом. По итогам встречи президента США Дж. Буша с М. Аббасом глава американской администрации заявил о поддержке идеи создания независимого палестинского государства.

Вместе с тем, отказ руководства радикального движения ХАМАС признать Израиль и осудить террористические действия против него, а также серьезные разногласия с движением ФАТХ по вопросам распределения постов в кабинете министров не позволяют говорить о возможности создания в короткие сроки палестинского правительства национального единства.

22 сентября лидер радикального шиитского движения «Хизбалла» шейх Х. Насрулла выступил на массовом митинге с программной речью, в которой объявил, что выступает за создание в Ливане нового правительства, т. к. нынешний кабинет министров, по его мнению, не способен выполнять свои задачи, не в состоянии защищать и восстанавливать страну после войны. Насрулла сообщил, что возглавляемое им движение полностью восстановило свои боевые силы после войны с Израилем и не собирается разоружать их до тех пор, пока ливанское правительство «не станет достаточно сильным, чтобы защитить свою страну от израильской угрозы». «Хизбалла» также обвиняет официальные ливанские власти в растрате международной финансовой помощи, предназначенной для ливанцев, пострадавших в результате недавних военных действий, и восстановления разрушенных районов.

Одновременно с митингом в Бейруте активисты «Хизбаллы» устроили демонстрацию вблизи ливано-израильской границы, забросав камнями разделительные заграждения.

Продолжается наращивание международных миротворческих сил ООН (UNIFIL) в Ливане. Германский бундестаг утвердил решение правительства о направлении к ливанским берегам восьми боевых кораблей ВМС ФРГ. Решение о направлении боевого корабля в ливанские воды приняло правительство Нидерландов. В настоящее время патрулирование прибрежных вод Ливана осуществляют сил флотов Греции, Италии и Франции. Ожидается прибытие кораблей Дании, Норвегии и Швеции.

Китай намерен увеличить численность своих миротворцев в Ливане со 182 до примерно 1000 человек. ООН дала согласие прибытие в Ливан подразделения армии Малайзии (300 чел.). Общая численность контингента UNIFIL составляет в настоящее время 4,8 тыс. человек.

По мере прибытия в Ливан новых подразделений международных миротворцев и размещения на юге страны сил ливанской правительственной армии израильские войска выводятся на родину. 23 сентября первые подразделения ливанских ВС начали размещаться непосредственно вдоль т. н. «голубой линии», разделяющей Ливан и Израиль. К настоящему времени части Армии обороны Израиля (АОИ) остаются лишь примерно на 20% территории, занятой ими в ходе последней войны. Ожидается, что вывод сил АОИ из Ливана будет завершен к концу следующей недели.

Руководство «Хизбаллы» с настороженностью относится к размещению на ливанском юге дополнительного контингента UNIFIL, считая, что нет необходимости в размещении здесь «иностранных войск в таком количестве и при таком вооружении». В тоже время руководство исламистов заявляет о координации своих действий с командованием вооруженных сил Ливана.

Министр обороны Израиля А. Перец заявил 23 сентября, что Сирия является ключом к стабильности на Ближнем Востоке и, несмотря на ее связи с исламскими радикалами в Ливане и Иране, «я против закрытия двери для возможных переговоров с Сирией в будущем». Одновременно Перец подчеркнул, что Израиль должен быть готов ответить на любую угрозу, исходящую со стороны Дамаска.

Ведущие страны Запада определили Ирану очередной срок (четвертый по счету за последние четыре месяца) для приостановки работ по обогащению урана. На сей раз – до начала октября. При этом подчеркивается, что если Тегеран «проверяемым образом приостановит свою программу по обогащению урана», то вопрос о его ядерной программе не будет выноситься на обсуждение Совета Безопасности ООН. Одновременно США и их западноевропейские союзники считают приостановку работ, связанных с обогащением уран, непременным условием возобновления переговорного процесса с ИРИ по ядерной тематике. В случае несогласия с этим условием Тегерану угрожают введением санкций.

Иранское руководство, со своей стороны, продолжает выражать готовность к ведению «конструктивных переговоров» с Евросоюзом для урегулирования разногласий в ядерной сфере, но предупреждает, что если против ИРИ будут введены международные санкции, то Тегеран пересмотрит свое сотрудничество с МАГАТЭ.

Следует отметить, что в последнее время высказывания президента Ирана М. Ахмадинежада как по ядерной тематике, так и по некоторым другим вопросам международной политики отличаются большей сдержанностью и отсутствием откровенно радикальной риторики.

Обстановка в Ираке продолжает оставаться очень напряженной. В стране с началом священного для мусульман месяца Рамадан увеличивается количество терактов, большинство из которых совершается в Багдаде и прилегающих к нему районам. Напряженная ситуация сохраняется и в районе крупнейшего города иракского юга – Басры. В стране неуклонно растет число жертв вооруженного насилия. Меры, принимаемые командованием ВС США и иракским правительством по стабилизации обстановки, заметного успеха не имеют. На фоне растущей внутриполитической напряженности усиливаются сепаратистские тенденции в Иракском Курдистане и южных провинциях.

Ухудшается обстановка в Афганистане. Несмотря на победные реляции командования силами НАТО, в юго-восточных районах страны продолжаются тяжелые бои войск международной коалиции и афганской правительственной армии с вооруженными формированиями радикального движения «Талибан». Действия антиталибских сил активно поддерживают артиллерия и авиация, включая американские стратегические бомбардировщики В-1В. Тем не менее, командование коалиции заявляет о нехватке авиационной техники, особенно вертолетов.

Командование войсками НАТО в Афганистане настаивает также на переброске в страну дополнительных подкреплений сухопутных войск – до 2,5 тыс. человек (в настоящее время численность войск США и НАТО в Афганистане составляет ок. 42 тыс. чел.). Ожидается, что эти силы прибудут на афганскую землю до конца текущего года.

Очень сложной остается внутриполитическое положение в Афганистане. Правительство фактически не контролирует положение дел во многих районах страны. Повсеместная коррупция и непотизм препятствуют проведению экономических реформ. Прибыль от растущего наркобизнеса служит одним из главных источников финансирования талибской оппозиции.

Президент Дж. Буш заявил, что США будут готовы провести военную операцию на территории Пакистана, если разведка установит, что там скрываются У. бен Ладен и другие руководители экстремистов. Данное заявление Буша вызвало негативную реакцию у пакистанского президента П. Мушаррафа, заявившего, что он не позволит американским войскам действовать на территории своей страны.

Президентские выборы, прошедшие 20 сентября в Йемене, не принесли неожиданностей. По официальным данным, на них уверенно победил действующий глава государства А. А. Салех, набравший 77,17% голосов. За его основного соперника, руководителя блока социалистической ориентации Ф. О. бен Шалмана проголосовали лишь 21,82% избирателей. В выборах приняли участие свыше 65% йеменцев, имеющих право голоса. Одновременно в стране прошли выборы в местные органы власти. Оппозиция заявила о фальсификации правительством итогов выборов.

Правительство Судана приветствовало решение Африканского союза (АС) о продлении до 31 декабря 2006 г. мандата африканского миротворческого контингента в западносуданском регионе Дарфур. Данное решение было принято для того, чтобы избежать вакуума в обеспечении безопасности мирного населения региона ввиду категорического отказа Хартума от направления в Дарфур международных сил под эгидой ООН. Эти силы рассматриваются суданским правительство не иначе как «оккупационные». В штаб-квартире ООН заявили, что арабские государства обеспечат финансирование миротворцев АС до конца текущего года, а им в помощь будут направлены специалисты (ок. 100 чел.) по обеспечению связи. Военнослужащие из стран Африки, действующие в Дарфуре, также получат необходимое снаряжение.

В Каире на минувшей неделе прошел очередной съезд правящей в Египте Национально-демократической партии (НДП). На форуме было принято ок. 30 документов по вопросам экономического и социального развития страны. В своей речи на съезде президент АРЕ Х. Мубарак призвал полнее использовать научный и технический потенциал страны для развития современных технологий. При этом было заявлено, что Египет станет развивать ядерные технологии с тем, чтобы удовлетворить растущие потребности населения и экономики в энергоресурсах. По оценке экспертов, США, вероятнее всего, не станут препятствовать АРЕ в развитии атомной энергетики.

Касаясь внутриполитических вопросов, Мубарак заявил о намерении провести конституционные реформы, в частности передать некоторые полномочия президента правительству и парламенту. На съезде отмечалась повышенная активность сына президента Гамаля Мубарака, что некоторые обозреватели связывают с возможным в будущем выдвижением его кандидатуры на пост главы государства от НДП.

16-20 сентября в Оманском заливе прошли совместные учения ВМС Омана и Пакистана, в ходе которых отрабатывались действия флотов двух стран по защите морских коммуникаций. По действующей договоренности, подобные учения проводятся один раз в два года.

Приложение

Вооруженные силы Марокко: состояние и перспективы


В 2006 г. вооруженные силы независимого Марокко отметили свой 50-летний юбилей, к которому они пришли, находясь не в лучшем состоянии: в войсках очень мало современного вооружения и военной техники, а перспективы их обновления весьма неопределенны. Отмечается и некоторое снижение уровня морально-психологического состояния военнослужащих. Тем не менее, на сегодняшний день марокканские ВС (св. 200 тыс. чел.) остаются одними из наиболее крупных и боеспособных в Африке.

После событий начала 1970-х гг., связанных с попытками государственных переворотов, король взял на себя исполнение обязанностей министра обороны и начальника генерального штаба, упразднив само министерство и должность руководителя генштаба. Сегодня практически ни одно военное решение не принимается без предварительного личного ознакомления и последующего утверждения монархом. По действующему законодательству вооруженные силы Марокко находятся вне зоны критики. Любая попытка раскрыть ситуацию в армии в СМИ расценивается как подрыв ее боеспособности и преследуется по закону.

Военно-политическое руководство страны рассматривает вооруженные силы в качестве важного инструмента осуществления внешней и внутренней политики. На них возложено решение следующих основных задач: защита суверенитета и территориальной целостности королевства; оказание помощи силам безопасности в поддержании общественного порядка; участие в операциях по борьбе с терроризмом, контрабандой, торговлей наркотиками и нелегальной эмиграцией; участие в миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой ООН и других международных организаций.

В качестве главного противника рассматривается Алжир, не исключается возникновение конфликтов с Испанией из-за спорных территорий на средиземноморском побережье. В качестве союзников рассматриваются США и другие страны НАТО, хотя формальных договоров о взаимной обороне с ними не имеется.

Сухопутные войска (180 тыс. чел.) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. Их главная группировка (90 тыс. чел.) сосредоточена в Западной Сахаре и прилегающих к ней районам. К сухопутным войскам относится Королевская гвардия (1,5 тыс. чел.). По своей организационной структуре, особенностям подготовки и наличию боевого опыта марокканские сухопутные войска пригодны главным образом для ведения боевых действий против партизан и в горно-пустынной местности. Слабой стороной сухопутных войск является отсутствие в их составе крупных подвижных соединений и наличие большого числа отдельных подразделений.

Многотипностью отличается парк бронетанковой техники. Слабыми возможностями обладают средства противотанковой и противовоздушной обороны. Требует улучшения организация работа тыловых служб. Недостаточно подготовлены резервные компоненты. В целом сухопутные войска способны решать задачи по прикрытию государственной границы, вести оборонительные и наступательные действия на отдельных направлениях с ограниченными целями.

Существенных изменений в численности и боевом составе сухопутных войск в ближайшее время не предвидится. Продолжится совершенствование организационно-штатной структуры частей и подразделений. Командование намерено увеличить и обновить танковый парк. В 2004 г. с Россией подписан контракт на поставку зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска-М1» (12 ед.), ПТРК «Метис-Э» и «Корнет-Э», стрелкового вооружения.

Военно-воздушные силы (13,5 тыс. чел.) имеют на вооружении 72 боевых самолетов и 24 боевых вертолета. Значительная часть авиатехники устарела, требует замены или модернизации. Однако в ближайшее время улучшение ситуации здесь вряд ли возможно. Имеются проблемы с ремонтом и обслуживанием самолетов и вертолетов.

Корабельный состав военно-морских сил (7,8 тыс. чел.) представлен 12 боевыми кораблями и 29 боевыми катерами. По своему составу и уровню подготовки ВМС реально способны решать задачи по патрулированию территориальных вод, но располагают ограниченными возможностями для действий в Атлантике. В обозримой перспективе ВМС должны повысить свои возможности за счет ввода в строй новых боевых кораблей и других средств вооруженной борьбы на море. С Францией достигнута договоренность о развертывании вдоль северного побережья страны системы контроля за подводной деятельностью.

Вооружение и военная техника марокканских ВС представлены иностранными образцами: американскими, французскими, испанскими, итальянскими, советскими и др. Наличие в войсках разнотипной техники затрудняет ее эксплуатацию, обслуживание и обучение личного состава. Кроме того, многие образцы вооружения морально и физически устарели, требуют замены или модернизации. В то же время большая часть военного бюджета (до 60%) идет на содержание войск в Западной Сахаре. Отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет осуществить комплексную модернизацию марокканских ВС.

На современном этапе основной упор в военном строительстве делается на постепенное переоснащению войск на новые и модернизированные виды вооружения и военной техники, совершенствование организационно-штатной структуры войск, повышение их боевой и мобилизационной готовности, совершенствование боевой выучки, повышение их мобильности и огневой мощи, развитие системы тылового обеспечения войск, строительстве новых объектов оперативного оборудования территории страны. Большое внимание уделяется улучшению системы управления войсками. Соответствующей программой предусмотрено внедрение современных средств автоматизации и связи во все управленческие звенья, а также широкое внедрение компьютеров.

В марокканских вооруженных силах налажена регулярная и достаточно интенсивная боевая подготовка. Особое внимание уделяется проведению совместных учебно-боевых мероприятий с ВС стран НАТО.

Марокко не располагает развитой военной промышленностью и у руководства страны отсутствуют планы ее широкого развития.

В вопросах военного строительства и технического оснащения ВС Марокко в значительной степени ориентируется на получение помощи от стран НАТО, главным образом от США и Франции. Подавляющая часть закупок вооружения и военной техники осуществляются за счет предоставляемых королевству долгосрочных кредитов. Нехватка финансовых средств обусловливает то, что королевство зачастую вынуждено приобретать технику бывшую в употреблении.

Основным партнером Марокко в сфере ВТС остаются США. Между двумя странами налажен «стратегический диалог» на высоком уровне. Американцы реализуют несколько программ сотрудничества: подготовка кадров для королевских ВС, передача техники и снаряжения, проведение совместных учений на марокканской территории, участие в строительстве военных объектов. Вторым по значимости военным партнером королевства является Франция. Осуществляются поставки вооружения и военной техники, французские специалисты работают в сухопутных войсках и ВМС.

С Испанией с 1984 г. ежегодно проводятся совместные учения ВВС «Атлас», на которых главным образом отрабатываются вопросы обороны зоны пролива Гибралтар. Активные контакты по военно-технической линии поддерживаются с Германией, Италией и рядом других стран Запада. На военно-воздушной базе в Мекнесе имеется учебный центр ВВС НАТО. С 2004 г. Марокко участвует в ежегодных многосторонних военно-морских учениях сил «Евромарфорс».

Марокканские военнослужащие в настоящее время выполняют задачи в составе различных миротворческих сил и миссий наблюдателей.

Число желающих поступить на службу в королевские ВС в несколько раз превышает число вакансий. Это объясняется как высоким уровнем безработицы в стране, так и высоким престижем армейской службы у населения и наличием прочных военных традиций в марокканском обществе. Как солдаты марокканцы издавна снискали себе высокую репутацию. Власти также поддерживают надлежащий социальный статус военнослужащих. При комплектовании ВС учитывается берберский фактор. Берберы назначаются на высшие командные должности, причем здесь главным критерием является не национальная принадлежность, а преданность королевскому режиму.

После событий начала 1970-х годов марокканская армия не играет заметной роли в политической жизни страны. В целом она сохраняет верность монархическому режиму, хотя проявления недовольства со стороны военнослужащих периодически имеют место. В частности, выражается недовольство недостаточным размером денежного довольствия, а также неспособностью правительства оснастить ВС более современной техникой. Негативное воздействие на военнослужащих, особенно офицеров, оказывает длительная служба в Западной Сахаре и других отдаленных районах. Все чаще вскрываются случаи принадлежности армейских офицеров к радикальным исламистским группировкам, в т. ч. террористического характера.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04488 sec