Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14 - 20 августа 2006 года)

21 августа 2006
На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне арабо-израильского конфликта и в Иране. В 2.00 14 августа премьер-министр Израиля Э. Ольмерт отдал вооруженным силам страны приказ о приостановке военных действий в Ливане.

Ливанское движение «Хизбалла» также прекратило боевые действия, в т. ч. ракетные обстрелы израильской территории. В течение недели режим прекращения огня в основном соблюдался обоими участниками конфликта, однако в ночь с 18 на 19 августа израильский спецназ совершил рейд в район г. Баальбек, что было расценено ООН и ливанским правительством как грубое нарушение перемирия. В Иране 19 августа начались крупнейшие в истории страны военные учения.

Вскоре после прекращения огня начался постепенный вывод частей Армии обороны Израиля (АОИ) из южных районов Ливана. Однако о полном уходе ЦАХАЛа речь пока не идет. Правительство Израиля считает, что это можно будет сделать лишь после размещения на ливанском юге, включая приграничную полосу, частей правительственных ВС Ливана и расширенного контингента Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ). При этом глава израильского МИДа Ц. Ливни особо подчеркнула, что войска не станут выводиться, «если на юге будут размещены только ливанские силы без поддержки расширенного контингента «голубых касок».

16 августа ливанское правительство утвердило план ввода национальной армии в южную часть страны, а 17 августа ее первые подразделения начали развертываться в районах, южнее реки Литании. Первоначально сюда вошли подразделения трех армейских бригад общей численностью до 6 тыс. человек. Всего же на юге будут дислоцироваться 15 тыс. военнослужащих правительственных ВС. Предполагается, что ливанские военные должны взять на себя охрану границы с Израилем и обеспечивать безопасность в южных районах.

Как сообщалось, на переговорах с представителями ВСООНЛ и АОИ командование ливанской армии взяло на себя обязательство предотвращать действия «Хизбаллы» на всей территории, находящейся под его контролем, и удалит боевиков из приграничных районов. Вместе с тем, ливанские военные не собираются разоружать боевиков и вступать в конфронтацию с «братьями из Хизбаллы». К тому же зарубежные военные эксперты пессимистически оценивают реальную способность армии Ливана по разоружению боевых сил исламистов. Кроме того, Ливан разместит на границе с Сирией 8,6 тыс. военнослужащих.

«Хизбалла» не стала возражать против размещения правительственных войск на юге, однако отказывается выводить оттуда свои военные формирования и разоружать их, заявляя, что «до тех пор, пока Израиль оккупирует ливанскую территорию, у нас есть все основания вести с ним борьбу».

Командование ВСООНЛ также заявило, что не собирается участвовать в разоружении «Хизбаллы», т. к. это «не входит в задачу миротворцев», а «разбирательство с «Хизбаллой» является внутренним делом Ливана».

Все это вызывает серьезное недовольство Израиля, где заявляют, что возобновят военные действия, если «Хизбалла» не выполнит требований резолюции Совета Безопасности ООН № 1701. Израильское правительство настаивает на скорейшем уходе боевиков из приграничных районов Ливана. Также заявлено, что «если резолюция не будет реализована, нам придется действовать, чтобы воспрепятствовать восстановлению арсенала «Хизбаллы», а если группировка не разоружиться, то «будет второй раунд». Израильская авиация осуществляет разведывательные полеты над Ливаном.

Со значительными трудностями сталкивается процесс формирования усиленного контингента ВСООНЛ. Так, Франция, вместо 3-4 тыс. человек, решила направить в Ливан всего 200 военнослужащих (первые 50 из них 19.8 уже прибыли в страну). Италия, заявившая о готовности выделить 3000 миротворцев, предварительно требует четко определить мандат и обязанности «голубых касок». Аналогичной позиции придерживается и ряд других европейских стран. Великобритания и Германия заявили, что могут предоставить лишь корабли своих ВМС для патрулирования у берегов Ливана.

О готовности направить своих солдат в Южный Ливан сообщили Австралия, Бангладеш (2000 чел.) Малайзия (1000), Марокко (2000), Непал. Генсек ООН К. Аннан считает, что развертывание дополнительного контингента миротворцев может «занять недели и месяцы».

Активно идет процесс возвращения беженцев в Южный Ливан – до 80% из них уже вернулись на места своего постоянного проживания. Возобновил работу Бейрутский международный аэропорт. Израиль ослабил морскую блокаду Ливана. Началось восстановление разрушенных домов, дорог и др. И здесь большую активность проявляет «Хизбалла». Ее лидер Х. Насрулла заявил, что организация «примет на себя функции ливанского правительства в том, что касается восстановления домов, пострадавших от израильских воздушных налетов». «Хизбалла» уже начала выплату компенсаций ливанцам, лишившимся жилья.

В зависимости от ущерба они составляют от 8 до 12 тыс. долларов на семью. Всего на эти цели исламисты намерены израсходовать не менее 150 млн долларов. Активность «Хизбаллы» в деле восстановления Ливана серьезно беспокоит США, где опасаются, что таким образом исламисты смогут укрепить свои внутриполитические позиции. Вашингтон выдел Ливану на гуманитарные нужды 50 млн долларов и подталкивает ряд арабских стран, в первую очередь Саудовскую Аравию, к оказанию большей помощи в деле восстановления Ливана.

Евросоюз выделит Ливану 147 млн долларов на цели восстановления разрушенной инфраструктуры.

Таким образом, обстановка в Ливане остается напряженной. Не исключены случаи нарушения режима прекращения огня как Израилем, так и «Хизбаллой», что может спровоцировать возобновление военных действий со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт взял на себя всю полноту ответственности за события, связанные с вооруженным конфликтом с «Хизбаллой». В стране начала работать назначенная министром обороны А. Перецом специальная комиссия во главе с бывшим начальником генштаба ЦАХАЛа А. Липкиным-Шахаком. Она должна в трехнедельный срок расследовать ход и итоги военных действий в Ливане, выяснить насколько вооруженные силы и государство в целом реально были готовы к войне.

Напряженная ситуация сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. ВВС Израиля периодически продолжают наносить удары по объектам палестинских экстремистских группировок в секторе Газа. 19 августа израильская полиция арестовала вице-премьера палестинского правительства Н. аш-Шахера, а 20 августа – генсека парламента М. ар-Рамахи. Таким образом, в настоящее время израильтяне содержат под стражей пять министров и 29 парламентариев от радикального движения ХАМАС).

Э. Ольмерт заявил, что реализацию плана размежевания с палестинцами на Западном берегу реки Иордан «необходимо приостановить», т. к. «после событий последнего месяца стало ясно, что концепция одностороннего размежевания полностью несостоятельна».

Переговоры о создании палестинского правительства национального единства между движениями ХАМАС и ФАТХ закончились безрезультатно. ХАМАС, имеющий большинство мест в Законодательном собрании, настаивал на распределении министерских постов пропорционально количеству парламентариев у каждой партии.

19 августа впервые со времени обострения палестино-израильского конфликта (25.06.06) было открыто двустороннее движение через КПП в Рафахе на границе между сектором Газа и Египтом.

С резкими заявлениями выступил 15 августа президент Сирии Б. Асад. По его оценке, из-за войны в Ливане ближневосточный мирный процесс оказался сорванным. Асад назвал «почетными» обвинения в адрес Дамаска в поддержке «Хизбаллы». В тоже время президент САР считает, что переговоры - это «правильный путь для достижения мира», но «когда мирный процесс отдаляется, необходимо искать другие способы приблизить его», а приверженность стратегическому выбору в пользу мира «не означает отказа от сопротивления». По оценке экспертов, своим выступлением Б. Асад хотел показать, что возможные переговоры о мире с Израилем Сирия намерена вести с учетом итогов войны Израиля с «Хизбаллой».

В крупномасштабных учениях «Удар Зульфакара», начавшихся в Иране 19 августа, участвуют 12 дивизий сухопутных войск, части ВВС, ПВО, ВМС, спецназа, радиоэлектронной борьбы и др. Мероприятие проходит на территории 14 из 30 провинций страны. Официально заявлено, что главной целью учений является «освоение тактики ведения современной войны и новых видов вооружений». Особо подчеркивается, что иранские вооруженные силы «должны быть готовыми к отражению возможной агрессии и ведению боевых действий сразу на нескольких фронтах». При этом особое внимание уделяется совершенствованию действий сил ПВО и ВВС. 20 августа в рамках учений проведены испытательные пуски ракет с дальностью стрельбы до 250 км. Ожидается, что учения продлятся в течение пяти недель.

Характерно, что столь крупные учения начались незадолго до 22 августа – срока, когда руководство ИРИ должно сообщить свой ответ на пакет международных предложений по ядерной программе ИРИ. В Тегеране всячески отвергают какую-либо связь между этими двумя событиями. Более того, представители иранского руководства заявляют о том, что в Тегеране не считают, что переговоры по иранскому ядерному досье зашли в тупик, хотя по заявлению президента страны М. Ахмадинежада, Иран не согласился с резолюцией СБ ООН о прекращении обогащения урана на национальной территории.

Нестабильной и напряженной сохраняется обстановка в Ираке, особенно в столице страны Багдаде. Здесь 20 августа произошел крупнейший за последнее время теракт, в результате которого погибли до 20 человек, а более 200 иракцев получили ранения. Теракт в Багдаде стал еще одним свидетельством неуклонно усиливающегося в стране межрелигиозного насилия между арабами-суннитами и шиитами. Крупные вооруженные столкновения между правительственными силами и боевиками шиитских военизированных формирований на минувшей неделе имели место в южных городах Басра и Кербела. Подавить выступление боевиков в Басре удалось только с помощью британских войск. Усиливается активность суннитских повстанцев и иностранных боевиков в западной провинции Анбар.

Президент США Дж. Буш заявил, что «разочарован» развитием ситуации в Ираке и отсутствием поддержки американских войск со стороны местного населения. Пожалуй, впервые глава Белого дома открыто выразил свое сомнение в эффективности деятельности нынешнего иракского правительства во главе с Н. аль-Малики. В тоже время Буш отверг призывы конгрессменов от Демократической партии начать уже в этом году вывод ВС США из Ирака.

16 августа было официально объявлено о подписании Саудовской Аравией контракта с Великобританией на приобретение 72 новейших многоцелевых истребителей «Еврофайтер-Тайфун» на сумму 11,9 млрд долларов. Помимо поставки самолетов контракт предусматривает их долгосрочное техническое обслуживание и ремонт со стороны фирмы-производителя ВАЕ. Британская сторона также подготовит летный состав и инженерно-технический персонал для новой авиатехники (всего ок. 1000 чел.).

США и Великобритания подготовили проект резолюции Совета Безопасности ООН, предусматривающий размещение в Судане в регионе Дарфур контингента «голубых касок» численностью 17,3 тыс. человек и 3,3 тыс. гражданских полицейских. Начало развертывания этих сил планируется с 1 октября с. г.

Как известно, суданское правительство продолжает выступать против размещения войск ООН в Дарфуре и настаивает на продолжении миротворческой миссии Африканского союза, у которого, в свою очередь, нет больше средств для оплаты расходов по содержанию миротворческого контингента. Между тем обстановка в самом Дарфуре становится все более напряженной. Представители действующих здесь повстанческих группировок обвиняют хартумское правительство в развязывании наступательных военных операций в регионе.

Приложение

Королевство Бахрейн: проблемы обеспечения национальной безопасности


Королевство Бахрейн, располагаясь в районе важных морских и воздушных коммуникаций в Персидском заливе, занимает выгодное географическое и важное военно-стратегическое положение. Основным вопросом национальной безопасности страны на современном этапе является продолжение политических и социальных реформ с целью недопущения обострения противоборства между властями и оппозиционными силами. В области внешней политики негативное воздействие на положение страны оказывает сохраняющаяся сложная военно-политическая обстановка в регионе Персидского залива.

Приоритетное значение в своей внешней политике Бахрейн придает развитию отношений со странами ССАГПЗ. Во многом это имеет экономическую подоплеку. Так, действующий в стране нефтеперерабатывающий завод зависит от поставок нефти из Саудовской Аравии и Кувейта. Саудовское силовое вмешательство неоднократно выручало бахрейнские власти при подавлении выступлений оппозиционных сил. И сегодня именно Саудовская Аравия остается, по сути, важным гарантом сохранения у власти нынешнего бахрейнского режима.

Тем не менее, в последние годы в Манаме прилагает усилия по ослаблению зависимости от Эр-Рияда. Бахрейн является одним из центров финансовой деятельности в регионе, важным торговым центром. Однако успехи в развитии финансовой деятельности, промышленности и торговли в значительной мере зависят от сотрудничества с более крупными соседями по ССАГПЗ. В целом же Бахрейн занимает периферийную позицию в Совете сотрудничества. В 2001 г. был урегулирован длительный и сложный территориальный спор с Катаром, что способствовало улучшению отношений между двумя государствами.

Важное значение для Бахрейна имеет поддержание нормальных отношений с Ираном, который через местную шиитскую общину оказывает заметное воздействие на развитие ситуации в стране. Бахрейн занимает сдержанную позицию в отношении ИРИ. Фактор иранской угрозы продолжает оказывать большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику королевства, тем более что большинство его населения составляют шииты, многие из которых иранского происхождения.

На сегодняшний день главным гарантом внешней безопасности страны являются Соединенные Штаты. В Манаме считают, что американцы в случае необходимости способны оперативно оказать королевству полномасштабную военную помощь против потенциального агрессора. В 1992 г. Бахрейн подписал с США соглашение по вопросам обороны и безопасности.

Затем аналогичное соглашение было подписано с Великобританией. В настоящее время в стране находятся ок. 5 тыс. американских военнослужащих. На территории Бахрейна расположен штаб 5-го флота ВМС США и главные компоненты обеспечения его функционирования. На военно-морской базе Манама базируются пять оперативных групп флота, в т. ч. соединения эсминцев, амфибийно-десантных и минно-тральных сил. В Манаме размещен региональный передовой пункт управления Сил специальных операций ВС США. Периодически военно-воздушная база «Шейх Иса» используется американской авиацией для патрулирования в зоне Персидского залива и транспортных целей. Здесь же находится командный пункт ВВС США. Для обеспечения действий военной авиации США используются также возможности бахрейнского центра управления воздушным движением.

Расширяются связи с НАТО. Бахрейн, наряду с Катаром, Кувейтом и ОАЭ присоединился к Стамбульской инициативе альянса (2004 г.), предусматривающей развитие военного сотрудничества аравийских государств с альянсом.

В целом на современном этапе международные и региональные позиции Бахрейна можно оценить как прочные.

Военно-политическое руководство королевства в условиях сохранения напряженности в регионе Персидского залива и сложной внутриполитической ситуации принимает меры по укреплению национальных вооруженных сил, одновременно рассматривая их в качестве одного из основных гарантов стабильности правящего режима.

Вооруженные силы Бахрейна состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС и насчитывают 11,2 тыс. человек. Страна не стремится, да и не в состоянии создать крупную армию. Имеет место высокая степень взаимодействия национальной армии с ВС США и Саудовской Аравии, прежде всего, это относится к подготовке личного состава и тыловому обеспечению. В области военного строительства особое внимание уделяется улучшению технического оснащения ВС, повышению выучки всех категорий личного состава, поддержанию высокого социального статуса военнослужащих, улучшению их материального положения.

Большое место отводится повышению качества и эффективности использования имеющейся на вооружении боевой техники, ее модернизации, улучшению системы управления, связи, разведки, совершенствованию тыла, вопросам РЭБ. В войсках регулярно и в целом качественно проводятся мероприятия по боевой подготовке. К слабым сторонам ВС Бахрейна следует отнести многотипность вооружения, недостаточно развитую ремонтную базу, зависимость от иностранных технических специалистов.

Определенные трудности в решении военных вопросов может внести то обстоятельство, что по новой конституции парламент страны контролирует бюджетные расходы, в т. ч. их военные статьи.

США являются главным поставщиком вооружения и военной техники для бахрейнской армии. Только с 1995 по 2004 г. американцы поставили королевству продукции военного назначения на сумму 1,1 млрд долларов. В 2001 г. руководство Бахрейна запросило у США согласия на приобретение 30 новейших оперативно-тактических ракет АТАСМS с дальностью пуска до 165 км. Ракеты оснащены боевой частью, содержащей 950 кассет, способных поражать незащищенные цели на площади до 33 кв. км.

США дали согласие, но при условии, что это оружие будет находиться под совместным американо-бахрейнским контролем, а бахрейнские военнослужащие не получат доступа к кодам для запуска ракет. Манама приняла это условие. К настоящему времени ракеты поставлены Бахрейну.

В целом на сегодняшний день ВС Бахрейна обладают хорошей боевой выучкой и оснащены вполне современной по региональным меркам боевой техникой. Однако ввиду своей малочисленности они не могут самостоятельно решать задачи по защите независимости, суверенитета и территориальной целостности страны. Вместе с тем, по мнению иностранных военных специалистов, национальная армия в состоянии оборонять королевство от крупного нападения извне в течение 48 часов до прибытия помощи со стороны союзников.

Сложные и трудные процессы происходят во внутриполитической жизни страны. В декабре 2000 г. была опубликована Бахрейнская хартия. Документ предусматривает создание законодательного органа – двухпалатного парламента: избираемого Национального собрания и назначаемого эмиром Сената; провозглашает равенство всех подданных перед законом вне зависимости от социального положения и религиозной принадлежности; создание независимой судебной системы и учреждение органов финансового контроля.

Хартия была неоднозначно встречена в стране. Против намеченных главой государства реформ выступили консервативные круги. Демократическая и шиитская оппозиция первоначально также неодобрительно отнеслись к документу, но затем стали положительно отзываться о нем. В феврале 2001 г. состоялся всеобщий референдум, на котором население одобрило Бахрейнскую хартию.

Говоря о внутриполитических аспектах национальной безопасности, необходимо упомянуть о проблеме иностранной рабочей силы в Бахрейне. В условиях быстрого роста населения все более острой становится и проблема трудоустройства, в первую очередь молодежи (дети и молодые люди в возрасте до 24 лет составляют 44% населения), что ведет к росту социальной напряженности. Продолжает свою деятельность нелегальная экстремистская группировка «Хизбалла-Бахрейн», ориентирующаяся на Иран.

В целом при решении вопросов обеспечения национальной безопасности, защиты суверенитета и независимости страны руководство Бахрейна продолжит ориентироваться на США и Великобританию. Важное значение будет уделяться укреплению связей со странами-членами ССАГПЗ. Несмотря на позитивные сдвиги в двусторонних отношениях, сохраняется вероятность реанимации бахрейнско-иранских противоречий и рецидивов иранского вмешательства во внутренние дела эмирата.

Во внутриполитической сфере стабилизация обстановки в стране во многом будет зависеть от того, как будет идти процесс налаживания отношений между властью и оппозиционными силами. Причем, по всей видимости, он не будет легким и простым.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03578 sec