Первый год президентского правления М.Ахмадинежада: внутриполитические итоги

14 августа 2006
А.М. Вартанян

Первый год президентского правления М. Ахмадинежада охарактеризовался заметными переменами во внутриполитической жизни Ирана. Основной задачей в области внутренней политики было провозглашено «укрепление исламских основ правящего строя». Эта задача была успешно выполнена.

Главные итоги первого года внутриполитической деятельности президентской администрации следующие: централизация и вертикализация власти, существенное ослабление оппозиционных тенденций внутри правящей элиты, обострение национального вопроса, формальное ужесточение исламских правил и норм поведения, подавление оппозиционных СМИ, диверсифицированное развитие регионов, укрепление региональной элиты и формирование на ее основе института провинциальных губернаторов.

Свои первые шаги в области внутренней политики президент М. Ахмадинежад начал с «укрепления основ исламского строя», расшатанных за восьмилетний период реформаторского правления. Процесс укрепления вертикали власти был осуществлен эффективно и достаточно безболезненно: кардинальных внутренних потрясений удалось в целом избежать.

Произошло омоложение политической элиты, замещение ключевых политических фигур в высших эшелонах исполнительной власти. Новая президентская администрация умело использовала фактор внешних угроз (прежде всего ядерную проблему) для обеспечения сплоченности и единения правящих сил, которые в целом поддержали новый международный курс руководства, усматривая в нем гарантию устойчивого экономического и политического развития государства в обозримой перспективе.

Другой важный элемент внутриполитической стратегии президента М. Ахмадинежада, который стал определяющим фактором его победы на президентских выборах, – придание государственной власти «народного характера». И хотя на протяжении последнего года президент не переставал говорить о необходимости «сокращения разрыва между правительством и народом», на практике из этого мало что получилось.

Эта задача выполнялась посредством организации большого числа поездок президента и его команды по иранской глубинке, где в ходе встреч и бесед с простым народом происходило выяснение насущных проблем и нужд иранского населения. Однако в более конкретные и осмысленные шаги данная инициатива не переросла. По мысли М. Ахмадинежада, чтобы власть в Иране стала поистине народной, существует довольно простой рецепт: правительство должно больше верить и доверять избирателю. В противном случае проблемы государственного уровня возрастают.

Однако реальную степень доверия иранского избирателя к президенту сегодня достаточно трудно квалифицировать: она измеряется через призму общей идеологической установки на отпор внешнему врагу и подвержена серьезному влиянию внешних факторов. Если от них абстрагироваться, оценка рейтинга президента среди населения представляется достаточно сложной, специальных социологических исследований на этот счет за текущий период не проводилось.

Новым элементом политики М. Ахмадинежада в первый год президентского правления стало укрепление института губернаторов, повышение их полномочий, увеличение финансирования регионов. В новом бюджете Ирана на 1385 год (начался 21 марта 2006 г.) предусмотрены существенные ассигнования на провинциальные нужды. За текущий год президент совершил более 20 поездок по иранским регионам, где имел обстоятельные переговоры с губернаторами провинций.

Курс на увеличение реальных полномочий губернаторов предусматривает создание новой системы «сдержек и противовесов», в которой президентская администрация вкупе с губернаторами формирует мощный тандем молодых неоконсерваторов, способный отстаивать свои позиции на высшем руководящем уровне. Вместе с тем президент М. Ахмадинежад в течение всего года пытался объединить наиболее лояльные консервативному лагерю политические силы с тем, чтобы окончательно прижать оппонентов, прежде всего – умеренно-консервативные силы во главе с А.А. Хашеми-Рафсанджани. В целом, эта попытка была положительной, однако разногласия в высших эшелонах власти сохранились, хотя и в незначительных масштабах.

Наиболее выпукло они обнажились в ходе дискуссий по поводу предстоящих выборов в Собрание экспертов (СЭ) ИРИ, являющегося одним из авторитетных исламских органов власти, отвечающих за назначение Верховного руководителя (рахбара) – первого лица государства. Предвыборная подготовка (выборы намечены на осень 2006 г.) демонстрирует наличие принципиальных противоречий по кандидатурам в СЭ в стане правящего духовенства.

Одним из главных итогов политической деятельности М. Ахмадинежада стало принципиальное изменение внутриполитического расклада: традиционный баланс сил между двумя политическими лагерями – консерваторов и реформаторов – оказался нарушенным. Реформаторы во главе с бывшим президентом С.М. Хатами потерпели жестокое поражение и оказались отстранены от власти.

За текущий год фракционное противостояние между двумя лагерями перестало играть роль доминирующего фактора внутриполитического развития. Как итог – приостановился процесс формирования системы политических партий в Иране. Робкие призывы реформаторов реанимировать партии различной направленности в политической жизни страны не привели к положительным результатам.

На фоне снижения активности политических процессов внутри Ирана получила развитие тенденция постепенного вытеснения оппозиционных СМИ. Аналитические материалы прессы стали гораздо более «беззубыми», а наиболее либеральные газеты были закрыты либо подвергнуты кадровой чистке. Тем не менее, несмотря на резкое ужесточение в области свободы СМИ, официальный представитель правительства неоднократно заявлял о том, что введение цензуры на печатные и телевизионные СМИ не планируется, поскольку власти «доверяют национальным СМИ, верят в их единство и приверженность задачам обеспечения национальных интересов страны».

Еще одна особенность первого года президентского правления М. Ахмадинежада – обострение национального вопроса. Позиция иранского руководства заключается в том, что этот вопрос намеренно инспирируется Западом (в конкретном плане указываются США, Великобритания и Израиль), который стремится «взорвать» Иран изнутри с целью глобальной смены политического руководства страны. В результате за последний год ситуация дестабилизировалась сначала в населенных арабами западных регионах Ирана (на границе с Ираком), затем в курдских районах и, наконец, в иранском Азербайджане.

Волнения, которые прошли в четырех азербайджанских провинциях Ирана (азербайджанцы составляют почти 30% населения страны), оказались наиболее масштабными и глубокими. Вспыхнувший «карикатурный скандал» (размещение в центральной газете «Иран» карикатуры на азербайджанцев) спровоцировал невиданный за весь 27-летний период исламского режима внутриполитический кризис, который пришлось подавлять с применением армии. Ситуацию удалось взять под контроль, однако отдельные волнения наблюдались еще на протяжении месяца.

Подводя окончательный итог внутриполитической деятельности президента М. Ахмадинежада за прошедший год, следует отметить, что задача формирования стабильного политического режима в целом была решена успешно. Президенту удалось подавить оппозицию, существенно ослабить конкурентов и укрепить вертикаль власти. В то же время имеют место отдельные эпизоды внутриполитической борьбы, что указывает на сохранение внутри верхушки принципиальных разногласий, которые, правда, отошли на второй план на фоне активной внешнеполитической деятельности.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03802 sec