Пакистан: выход ядерной программы на новый уровень?

09 августа 2006
A A A


П. Топычканов 24 июля с.г. независимый Научный институт международной безопасности (Institute for Science and International Security, США; далее ISIS) опубликовал доклад на тему: «Изображение, полученное с коммерческого спутника, свидетельствует о строительстве Пакистаном второго, более крупного реактора по производству плутония: Южная Азия берет курс на быстрое наращивание ядерного оружия?» На основе изображений, полученных в июне 2005 и апреле 2006 гг. со спутников компании Digital Globe (США), авторы доклада Дэвид Олбрайт и Пол Брэннан сделали вывод о строительстве Пакистаном на территории комплекса ядерных предприятий в Кхушабе (провинция Панджаб) нового тяжеловодного реактора, способного нарабатывать оружейный плутоний. На изображениях видно строящееся квадратное здание, внутри которого находится круглая металлическая конструкция — корпус ядерного реактора. Диаметр корпуса — около пяти метров — свидетельствует, по мнению авторов доклада, о том, что мощность будущего реактора может превысить 1000 МВт. При работе на полную мощность в течение 220 дней в году такой реактор может нарабатывать более 200 кг плутония оружейного качества в год. Этого количества достаточно для производства 40–50 плутониевых боезарядов (из расчета 4–5 кг на один боезаряд). Реактор может быть также использован для наработки значительного количества трития для создания ядерного оружия повышенной мощности. Изменения, произошедшие за время между снимками 2005 и 2006 гг., говорят о том, что строительство ведется нефорсированными темпами. При такой скорости, считают Д. Олбрайт и П. Брэннан, объект будет завершен через несколько лет. В связи с докладом ISIS возникает ряд вопросов по поводу объекта, изображенного на космических снимках. Во-первых, как его строительство может вписаться в ядерную программу Пакистана? Во-вторых, в случае подтверждения предположений Д. Олбрайта и П. Брэннана, какие последствия будет иметь введение в строй крупнейшего в Южной Азии тяжеловодного ядерного реактора? Пытаясь ответить на эти вопросы, необходимо понимать, что в силу повышенной секретности ядерной программы Пакистана существует большой разброс в оценках ядерного потенциала этой страны. Так, в 1999 г. Д. Олбрайт оценил запасы оружейного урана в 585–800 кг, а оружейного плутония в 1,7–13 кг. По мнению эксперта, этого количества ядерных материалов достаточно для производства 30–50 боезарядов, из которых 3–5 боезарядов (около 10%) - плутониевые. Для сравнения, в это же время ядерные запасы Индии оценивались в 240–395 кг плутония оружейного качества. Без учета неизвестного, но, очевидно, незначительного количества оружейного урана Индия может создать 45–95 боезарядов на основе плутония. Таким образом, ядерный арсенал Индии превосходит ядерный арсенал Пакистана не только по количественным, но и по качественным характеристикам, поскольку плутониевые боезаряды более эффективны, чем урановые. Но их производство технологически более сложное, чем производство ядерного оружия на основе урана. Военная ядерная программа, к которой Пакистан приступил в середине 70-х гг., была основана на высокообогащенном уране. Если предположения Д. Олбрайта и П. Брэннана о новом объекте в Кхушабе верны, то можно говорить об изменении ядерной программы Пакистана с целью увеличения количества и мощности ядерных боезарядов. В случае сохранения производства оружейного урана на существующем уровне Пакистан с введением в строй тяжеловодного реактора сможет обеспечить создание 70–102 ядерных боезарядов в год, более половины которых будут состоять из плутониевых компонентов. Это будет означать не только количественное, но и качественное изменение пакистанского ядерного арсенала. Правда, космические снимки не дают информации о том, создана ли инфраструктура, способная обеспечить эти изменения. К примеру, открытым остается вопрос об источниках теплоносителя и замедлителя для нового реактора, то есть тяжелой воды (D2O). Ежегодная потребность реактора в тяжелой воде оценивается Д. Олбрайтом и П. Брэннаном в 100–150 т. Предприятие по производству тяжелой воды, находящееся на территории ядерного комплекса в Кхушабе, производит 50-100 т этого вещества в год. Такого количества недостаточно для нового реактора, тем более что это предприятие обеспечивает тяжелой водой другой реактор, построенный в Кхушабе в конце 80-х гг. при научно-технической помощи Китая. Информация об этом реакторе появилась в западной периодике в 1989 г., официальный же Пакистан признал его существование только в апреле 1998 г., незадолго до ядерных испытаний Индии и Пакистана. Мощность данного реактора составляет около 50 МВт. По некоторым предположениям, он может производить 4–6 кг оружейного плутония в год. Его потребность в тяжелой воде оценивается в 40 т в год. Это означает, что предприятие в Кхушабе может удовлетворить потребности нового реактора в тяжелой воде всего на 10,0–26,7%. На космических снимках также отсутствуют объекты, на которых могли бы перерабатываться ядерное топливо в необходимом количестве, нарабатываться тритий и упаковываться ядерные материалы. Таким образом, в настоящий момент недостаточно открытой информации, подтверждающей готовность Пакистана в настоящее или ближайшее время технически обеспечить трансформацию военной ядерной программы. Но то, что Пакистан работает над ней, было известно еще до публикации доклада Д. Олбрайта и П. Брэннана. В 1998 г. Марк Хиббс процитировал представителя властей США, который сообщил, что существующие разведданные свидетельствуют о «постепенной активизации Пакистаном исследований и разработок в области обогащения плутония». 25 июля 2006 г. официальный представитель Белого дома Тони Сноу заявил, что администрации Джорджа Буша было давно известно о планах Пакистана построить крупный тяжеловодный реактор. По его словам, власти США работали и продолжают работать, пытаясь убедить Пакистан отказаться от использования этого реактора в военных целях. Для того чтобы представить региональные последствия введения в строй тяжеловодного реактора в Кхушабе, необходимо понять контекст этого события. Вероятно, публикация доклада ISIS неслучайно совпала с обсуждением в палате представителей США «ядерной сделки» с Индией (United States and India Nuclear Cooperation Promotion Act of 2006 (H.R. 5682)), которая, по словам бывшего главы индийской разведывательной Службы обработки информации Дж.К. Синхи, несмотря на ее декларируемый мирный характер, позволит Индии увеличить производство ядерных боезарядов на 50 штук в год. 26 июля с.г. палата представителей одобрила сделку 359-ю голосами (против 68). На сентябрь назначено рассмотрение сделки верхней палатой конгресса. Развитие индийско-американского сотрудничества в ядерной сфере, вызывающее критику в связи с неофициальным ядерным статусом Индии, служит для Пакистана подтверждением того, что роль ключевого союзника США по антитеррористической коалиции не гарантирует ему всемерную американскую поддержку в отношениях с Индией. Более того, Индия при поддержке США начинает играть роль региональной державы, что делает ее в условиях сохранения «кашмирской проблемы» постоянным источником угрозы для безопасности Пакистана. Одним из путей обеспечения безопасности Пакистана является количественное и качественное наращивание ядерного арсенала, поскольку разрыв между Индией и Пакистаном в ядерных вооружениях не так велик, как разрыв в обычных вооружениях. Можно предположить, что заключение индийско-американской «ядерной сделки» придаст новый импульс сотрудничеству в ядерной сфере между Пакистаном и Китаем, который, как предполагается, оказывает научно-техническую помощь при строительстве нового реактора в Кхушабе. Таким образом, политический диалог между Пакистаном и Индией, который плодотворно развивается в настоящее время, неспособен остановить гонку ядерных вооружений в Южной Азии, которая в начале XXI в. получает новые импульсы как изнутри региона, так и из-за рубежа.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.