Иранская экономика в условиях ядерного кризиса

01 августа 2006
А.М.Вартанян

Несмотря на весомые политические дивиденды, получаемые руководством ИРИ вследствие глобализации иранской ядерной проблематики, прочно вошедшей в разряд актуальных мировых тем, Тегеран несет и очевидные издержки внутреннего характера, прежде всего социально-экономические.

Вынесение иранского «досье» на широкое международное обсуждение, особенно в контексте дискуссий по Ирану в формате Совета Безопасности ООН, существенно усилило уязвимость иранской экономики от внешнего фактора. Нарастание угрозы введения против Тегерана через механизмы ООН санкций торгово-экономического характера вкупе с заявлениями американской администрации о возможности военных действий частично ухудшили финансово-экономическую ситуацию в стране за последний год. Углубление ядерного кризиса стало причиной падения интереса как иностранных, так и внутренних инвесторов к иранской экономике. Главные ресурсы государства оказались брошены на решение политических задач. Замедлилась реализация структурных реформ в иранской экономике (приватизация, банковская реформа, борьба с экономической коррупцией).

В мае 2006 года группа из 50 видных иранских экономистов обратилась к руководству страны с предупреждением о резком ухудшении экономического положения в стране и, соответственно, заявила о необходимости принятие эффективных мер политического характера для устранения предпосылок возможного структурного кризиса. В унисон экспертным оценкам выступил в июле 2006 года Центральный Банк ИРИ, который распространил информацию о том, что в текущем иранском году (начался 21 марта 2006 г.) отток капитала из страны превысил показатели предыдущих лет и достиг исторического рекорда. Следует отметить, что отрицательная динамика этого показателя была продемонстрирована еще в прошлом иранском году (март 2005-март 2006 гг.), особенно во втором его полугодии, когда вследствие острой политической ситуации вокруг иранской ядерной проблемы и реальной угрозы эскалации военного конфликта из страны было выведено несколько десятков миллиардов долларов, а в соседних государствах (особенно в ОАЭ) было образовано значительное число компаний с иранским капиталом. При этом наибольший отток наблюдался в последнем месяце года, то есть в феврале-марте 2006 г. Одновременно появилась и другая новая тенденция: иранские вкладчики приступили к масштабному обналичиванию своих денежных сбережений. По прогнозам экспертов ЦБ ИРИ, динамика этого процесса в новом иранском году (до марта 2007 года) существенно возрастет. При этом максимальное сокращение вкладов произошло именно в банках государственного сектора: в течение прошлого иранского года они уменьшились на 350 млн. долл. США. Обналичивание денежных средств и как итог – существенный прирост денежной массы на иранском рынке товаров и услуг – в среднесрочной перспективе может привести к галопирующему росту уровня инфляции в Иране. Насколько вырастет инфляция, станет ясно при подведении итогов в конце текущего иранского года, т.е. в марте 2007 г.

С предостережением по поводу нецелесообразности распространения в СМИ «некоторых высказываний относительно оттока инвестиций за рубеж» выступило руководство Судебной власти Ирана.

О необходимости сфокусировать усилия исполнительной власти в области экономической политики заявили и некоторые депутаты иранского парламента, в том числе представители среднего руководящего звена.

Руководитель парламентской Комиссии по экономике М.Шахи-Араблу призвал правительство кардинально пересмотреть политику в сфере производства и инвестиций, а также раскритиковал выступление в меджлисе министра экономики ИРИ Д.Данеш-Джафари (июль 2006 г.) за «предоставление противоречивой статистической информации» относительно экономического положения ИРИ.

Руководитель Комиссии по промышленности и рудникам Х.Хашеми назвал «противоречивые решения» правительства причиной нежелания иранских граждан инвестировать в собственную промышленность. По его мнению, демонстрируемая до настоящего времени политика правительства не представляется выполнимой на практике, а поставленные задачи не могут быть решены вследствие отсутствия механизмов реализации. Наиболее выпукло эта проблема проявляется на примере запущенной правительством приватизационной реформы, считает Х.Хашеми.

Несмотря на звучащие предостережения и критику, президентская администрация не спешит бить тревогу. М.Ахмадинежад полностью опроверг вероятность возникновения «каких-либо непредвиденных ситуаций» в иранской экономике и, наоборот, информировал об улучшении экономических показателей. Одновременно с распространением заявления ЦБ ИРИ об оттоке капиталов правительство ИРИ объявило о запуске новой экономической программы, нацеленной на постепенную передачу стратегических объектов экономической деятельности в руки частного сектора.

Позитивный настрой иранского руководства в отношении перспектив экономического развития страны подкрепляют данные Всемирного Банка, в соответствии с которыми в 2005 году наблюдалась положительная динамика основных макроэкономических показателей. В соответствии с классификацией Всемирного Банка, по объему ВВП в прошедшем году Иран с показателем 196 млрд. долл. США занял четвертое место среди 54 государств исламского сообщества. Его смогли опередить лишь три страны – Турция (362 млрд. долл. США), Саудовская Аравия (307 млрд. долл. США) и Индонезия (276 млрд. долл. США). Вместе с тем, следует иметь в виду, что основу формирования иранского ВВП составили отрасли, связанные с добычей, производством, переработкой и экспортом нефти, а главным залогом достигнутого успеха явилась благоприятная для Тегерана конъюнктура на мировом рынке «черного золота», обусловленная в значительной степени опять-таки политическим кризисом вокруг иранского ядерного досье.

По мере углубления ядерного кризиса Тегерану становится все сложнее обеспечивать нормальный ход развития экономики. Сегодня текущая стабильность иранской экономической системы прочно удерживается благодаря нефтяному фактору, и в краткосрочной перспективе, несмотря на пессимистические экспертные оценки, поводов для беспокойства у руководства быть не должно. Однако в долгосрочном плане, если острота ядерной проблематики снижена не будет, иранскую экономику может ожидать серьезный структурный кризис. Он может быть спровоцирован такими факторами как ухудшение инвестиционного климата в стране, фиаско в структурном реформировании экономики, откатом от принципов экономической либерализации и свободного рынка. Ну а в случае введения против Тегерана международных торгово-экономических и финансовых санкций (в том числе - блокирование процесса присоединения Ирана к ВТО, замораживание иранских активов за рубежом, ограничения на экспорт в Иран продукции ВТС, технологий и других стратегических товаров) вероятность такого кризиса возрастает многократно.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03793 sec