К вопросу о размещении международных миротворческих сил в Ливане

01 августа 2006
В. П. Юрченко

Вопрос о размещении в Ливане контингента международных миротворческих сил с целью гарантированного обеспечения безопасности в районе ливано-израильской границы и предупреждения возникновения здесь нового военного конфликта стал предметом активного обсуждения вскоре после начала нынешней войны. Эта идея была озвучена во время работы саммита «Большой восьмерки» в Петербурге генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном и премьер-министром Великобритании Тони Блэром и в целом позитивно воспринята мировым сообществом. Положительно к вводу в страну международных миротворцев отнеслось правительство Ливана. В Израиле же данная инициатива была первоначально встречена с настороженностью, но вскоре правительство Эхуда Ольмерта выразило свое принципиальное согласие с ней, оговорив это рядом условий (см. ниже). Планы направления в страну миротворцев ставятся под сомнение руководством ливанской «Хизбаллы». Спикер парламента Ливана и лидер шиитского движения «Амаль» (союзника «Хизбаллы») Набих Берри считает, что его страна не потерпит размещения на своей территории никакого иностранного контингента, кроме уже располагающихся здесь войск ООН. Более того, по мнению Берри, международные силы следует дислоцировать с израильской стороны границы. Глава палестинской национальной администрации Махмуд Аббас высказался за нахождение миротворцев не только в Ливане, но и на границах между палестинскими территориями и Израилем.

Говоря о возможности размещения на территории Ливана (речь, прежде всего, идет о южных районах страны, прилегающих к границе с Израилем), необходимо уточнить несколько важных, по мнению автора, вопросов.

1. Насколько эффективной будет деятельность миротворцев, т. е. смогут ли они реально контролировать обстановку в зоне своей ответственности, действенно пресекать различные попытки нарушения будущего соглашения о прекращении огня, предотвращать (локализовать) ситуации, которые могут привести к новым обострениям обстановки на ливано-израильской границе, особенно различного рода вооруженные инциденты или попытки незаконного провоза оружия?

2. Отсюда проистекает второй вопрос: каков должен быть мандат (полномочия) миротворцев и, соответственно, их численность и вооружение?

3. Какая международная организация будет руководить миротворческой операцией в Ливане?

4. Немаловажным является и вопрос о национальном составе международных сил, т. е. какие страны смогут направить в Ливан свои воинские контингенты?

Как известно, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 425 (1978 г.) на ливанском юге были размещены Временные силы ООН (UNIFIL), насчитывающие в настоящее время ок. 2000 военнослужащих в составе подразделений армий Ганы, Индии, Польши, Франции, Италии и Китая и некоторых других стран. Официально основной задачей UNIFIL является наблюдение за соблюдением условий прекращения огня на ливано-израильской границе. На вооружении ооновцев имеется стрелковое оружие и легкая бронетехника. Мандат на пребывание «голубых касок» в Ливане продлевается СБ ООН каждые шесть месяцев, причем нынешний срок их нахождения в этой стране истекает 31 июля. К. Аннан продлил его еще на месяц, одновременно пояснив, что в связи с насилием, «возвращение к статус-кво невозможно». Очевидно, что при нынешнем составе и полномочиях подразделения UNIFIL не в состоянии реально воздействовать на обстановку в зоне своей ответственности.

На сегодняшний день выдвигаются различные предложения по мандату, составу и численности международных миротворческих сил (ММС) для Ливана.

Так, в Израиле считают, что их численность должна составлять 15-20 тыс. человек, представленных контингентами преимущественно из стран Запада (НАТО). Израильское правительство также настаивало на том, чтобы миротворцы действовали под командованием Североатлантического альянса, а главное – имели бы «реальную возможность контролировать ситуацию в районе дислокации». Это, в первую очередь, подразумевает предоставление ММС права на применение силы в случае необходимости. А такая необходимость может практически возникнуть, прежде всего, в случае отказа руководства ливанской «Хизбаллы» разоружить свои боевые отряды. Предварительно в Израиле считают, необходимым создание силами израильской армии в результате проведения военной операции широкой (20-30 км) зоны безопасности на юге Ливана. Считается, что в результате этой операции основные боевые силы «Хизбаллы» будут уничтожены, после чего туда можно будет ввести миротворцев и части ливанской правительственной армии. В тоже время израильское правительство не идет пока на расширение масштабов наземной военной операции в Ливане.

По информации ряда зарубежных СМИ, израильское руководство по итогам переговоров с госсекретарем США Кондолизой Райс якобы отказалось от требования участия миротворцев в разоружении формирований «Хезболлах» и контроля за нелегальной доставкой оружия в Ливан, согласившись лишь на решение ММС задачи по предотвращению проникновения исламистских боевиков в зону безопасности. Однако, учитывая жесткость израильской позиции по вопросу о полном разоружении шиитских боевиков и в отношении гарантированного обеспечения безопасности своей северной границы, эта информация представляется не очень правдоподобной.

К настоящему времени все еще не очень четко просматривается и национальный состав будущих миротворцев. США отказались направлять свои войска в Ливан. Одновременно в Вашингтоне полагают (в качестве варианта), что общая численность контингента ММС должна составлять порядка 40 тыс. человек, причем на первом этапе в Ливан следует направить ок. 10 тыс. человек из состава вооруженных сил Египта и Турции под командованием ООН или НАТО, и только после этого начать размещение остальных миротворцев. Американцы считают, что главной задачей ММС должно стать оказание помощи правительству Ливана в установлении полного контроля над югом страны, что главным образом предполагает разоружение отрядов «Хизбаллы». Однако Египет отказался от направления своих войск в Ливан, а Турция пока еще не определилась с этим вопросом.

Не высказывает желания посылать свои войска в Ливан Великобритания. Германия сдержанно относится к отправке солдат бундесвера на Ближний Восток. Президент Франции Жак Ширак заявил, что НАТО не должно возглавлять интернациональные силы в Ливане, т. к., по его мнению, в арабском мире силы альянса рассматривают не иначе как «вооруженное крыло Запада». В самом же натовском руководстве не исключают участия альянса в ливанской миротворческой операции, но считают, что еще «не наступил момент для конкретных шагов в этой области». Категорично высказалась против направления миротворцев в Ливан Австралия.

Министр иностранных дел Италии М. Д? Алема сообщил, что его страна готова направить в Ливан своих военнослужащих в состав миротворческих сил в случае принятия соответствующего решения. Генсек ООН К. Аннан выступает за создание международных сил с широким мандатом, но с включением в него нынешних UNIFIL. По заявлению главы МИД России Сергея Лаврова, международная конференция по Ливану, состоявшаяся в Риме 26 июля, обратилась к Совету Безопасности ООН с просьбой разместить на ливанской территории стабилизационные силы.

В целом на сегодняшний день в общих чертах намечается создание контингента ММС численностью до 30 тыс. человек, представленного в основном европейскими странами. Не исключается участие в международной операции в Ливане военнослужащих из Индии, Пакистана, Бразилии и ряда других государств. Ожидается, что проект резолюции по вопросу о создании миротворческих сил для Ливана будет внесен на рассмотрение СБ ООН 31 июля.

Как видится, для того, чтобы миссия международных миротворцев в Ливане была действительно эффективной необходимо наличие ряда условий. Главное - размещение ММС очень желательно провести при согласии всех сторон: правительства Ливана, Израиля и «Хизбаллы». При этом предварительно необходимо достижение договоренности (соглашения) об основных принципах начала урегулирования конфликта: прекращение огня, развод сил противоборствующих сторон, и т. п. В противном случае ввод миротворцев окажется крайне затруднительным, если вообще будет возможным.

Решение на проведение миротворческой (стабилизационной) операции в Ливане должно быть принято на основании резолюции Совета Безопасности ООН и, желательно, подкреплено соответствующим «одобрительным» документом Лиги арабских государств. Также следует предварительно согласовать вопросы сотрудничества ММС с ливанской правительственной армией и силами безопасности. Важным является и вопрос о прекращении мандата международных сил: будет ли это сделано по просьбе ливанского правительства или для вывода миротворцев потребуется согласие всех участников конфликта, решение СБ ООН и пр.

Учитывая сложность военной и политической обстановки на юге Ливана и в стране в целом, мандат ММС, несомненно, должен предусматривать применение силы (в строго, четко оговоренных случаях) при выполнении поставленных задач. Это обусловливает оснащение миротворцев соответствующим вооружением: бронетехникой, в т. ч. танками, артиллерией, авиацией (боевыми вертолетами) и др. Кроме того, в Ливан необходимо направлять подразделения, имеющие не только миротворческую, но и надлежащую боевую выучку, с личным составом, обладающим хорошей морально-психологической подготовкой.

Руководство действиями ММС желательно осуществлять под флагом ООН. Опыт международных коалиций в регионе под командованием НАТО и США (Афганистан, Ирак) отчетливо демонстрирует негативное отношение большей части местного населения (а порой и правительств) к подобного рода акциям.

В целом же в настоящее время отсутствуют условия, позволяющие без значительных препятствий и трудностей начать размещение на территории Ливана международных миротворческих сил. Военные действия продолжаются. При этом позиции противоборствующих сторон - Израиля и «Хизбаллы», а также поддерживающих их внешних сил - по вопросам начала урегулирования конфликта диаметрально противоположны, а их сближение не просматривается.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03869 sec