Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3 -9 июля 2006 года)

11 июля 2006
На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта. Израильская армия продолжала войсковую операцию в секторе Газа.

В свете последних событий правительство Израиля предписало вооруженным силам страны решать следующие основные задачи:

- наносить удары по движению ХАМАС в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), делая основной упор «на инфраструктуру, служащую террору»;

- усилить действия по предотвращению ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками, выявляя и нанося удары по группам боевиков-ракетчиков;

- ограничивать свободу передвижения террористов «посредством продолжения сегментации сектора Газа» и нанося удары по объектам террористов;

- предотвращать, по мере возможности, удары оп палестинскому гражданскому населению, не замешанному в террористической деятельности»

- оказывать, при необходимости гуманитарную помощь.

Военные также не должны допустить переправку через границу с Египтом в третьи страны израильского солдата Г. Шалита, захваченного палестинскими боевиками.

Израильской дипломатии поручено усилить «внешнеполитическое давление через международное сообщество на сирийское руководство» с целью освобождения находящегося у боевиков солдата.

На минувшей неделе израильские ВС расширили масштабы операции в секторе Газа - подразделения ЦАХАЛ действовали в его северной части. Израильские ВВС и артиллерия регулярно наносили удары по различным объектам в Газе. В частности, ударам с воздуха подверглись задние палестинского МВД, исламский университет, считающийся одним из оплотов ХАМАС, лагеря боевиков. По заявлению командования израильской армии, эти удары должны оказывать «общее давление на палестинцев».

Периодически происходили боестолкновения между подразделениями ЦАХАЛ и группами палестинских боевиков. Кроме того, боевики продолжали обстреливать ракетами израильскую территорию. Так, используя ракеты с повышенной дальностью, они обстреливали г. Ашкелон. Число погибших палестинцев, в т.ч. мирных граждан, превысило 40 человек, десятки человек получили ранения. Военные действия привели к резкому ухудшению экономического положения в Газе. Усиливаются панические настроения среди палестинского населения.

Начальник генерального штаба ВС Израиля генерал Д. Халуц сообщил, что в секторе Газа войскам приходится действовать в чрезвычайно сложных условиях, преодолевая вооруженное сопротивление противника, одновременно заботясь о том, чтобы не причинить вреда гражданскому населению.

Израильские военные признают, что в результате операции можно уменьшить число ракетных обстрелов территории страны, но полностью предотвратить их – невозможно. 9 июля «неуспех» операции в Газе признал министр обороны А. Перец, но одновременно он заявил о намерении продолжать операцию до освобождения захваченного боевиками солдата Г. Шалита.

О трудностях в ходе проведения операции, а также о том, что она, скорее всего, будет длительной, свидетельствует решение израильского военного командования провести частичную мобилизацию резервистов. В первую очередь, в армию призывают специалистов тыла и технического профиля, а также резервистов ВВС, танковых войск, разведки и даже резервистов пресс-службы ЦАХАЛ. По информации СМИ, с началом операции в Газе туда были переброшены части, дислоцированные на границе с Ливаном и на ЗБРИ.

Руководство ХАМАС настаивает на том, что захваченный израильский солдат не будет освобожден «без соответствующей компенсации». При этом говорится об освобождении из тюрем Израиля 380 подростков и 120 женщин. Со своей стороны, израильское руководство отвергло это и другие подобные предложения, настаивая на безоговорочном освобождении Г. Шалита. Правительство Э. Ольмерта также отвергло предложение палестинского премьер-министра И. Хании о перемирии, заявив, что это невозможно, пока боевики ХАМАС не освободят израильского солдата.

Сирия заявила о готовности подключиться к посредническим усилиям по освобождению израильского солдата и использовать свое влияние на руководство ХАМАС, если израильская операция в Газе будет немедленно прекращена. При этом в Дамаске считают, что проблема может быть решена только путем сделки: освобождение солдата в обмен на согласие Израиля выпустить из тюрем палестинских подростков и женщин.

Саудовская Аравия и Лига арабских государств перевели палестинцам 100 млн долларов. Деньги поступили непосредственно в канцелярию главы ПНА М. Аббаса, минуя правительство ХАМАС.

Евросоюз считает действия израильской армии в Газе «не пропорциональными» и усугубляющими гуманитарный кризис.

В целом ситуация в зоне палестино-израильского конфликта все больше приобретает тупиковый характер, наглядно демонстрируя неэффективность силовых методов решения как палестино-израильского конфликта в целом, так и его отдельных частных элементов.

Не снижается уровень напряженности обстановки в Ираке. В различных районах страны происходят теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия, многие из которых прямо связаны с противоборством между арабами-суннитами и шиитами. 7 июля в Багдаде произошли ожесточенные столкновения американских и иракских правительственных войск с отрядами боевиков, подчиняющихся радикальному шиитскому лидеру М. ас-Садру, а 9 июля в столице в результате нападения шиитских боевиков убито 42 суннита.

В начале июля глава правительства Ирака Н. аль-Малики посетил с визитами Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт, где ему была обещана поддержка в проведении курса на национальное примирение. По информации зарубежных СМИ, руководители аравийских монархий приняли иракского премьер-министра не без «подсказки» из Вашингтона.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари на минувшей неделе посетил Турцию и Грецию. В Анкаре обсуждались главным образом вопросы обеспечения безопасности на турецко-иракской границе, борьбы с экстремистской Рабочей партией Курдистана (РПК) и будущее г. Киркук. Зибари сообщил о готовности Багдада к проведению трехсторонних переговоров (Ирак, США, Турция) по обсуждению вопросов противодействия РПК. В тоже время в Афинах иракский министр заявил, что Турция должна воздерживаться от проведения военных операций против боевиков РПК на севере Ирака.

Президент США Дж. Буш вновь подтвердил, что в Вашингтоне не будут устанавливать «искусственные временные рамки» в отношении вывода американских войск из Ирака.

В Тегеране 8-9 июля прошла очередная (девятая) конференция министров иностранных дел стран-соседей Ирака (Иордания, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Сирия, Турция), а также Бахрейна и Египта. Кроме того, в ее работе приняли участие генсек ЛАГ А. Мусса, генсек ОИК Э. Ихсаноглу и спецпредставитель генсека ООН по Ираку А. Кази. Совещание выразило поддержку плану премьер-министра Ирака Н. аль-Малики по национальному примирению и укреплению безопасности в стране.

США и государства Запада настаивают на том, чтобы Иран дал официальный ответ на предложения «шестерки» (5 постоянных членов СБ ООН и Германия) по его ядерной программе не позднее 12 июля. В противном случае вашингтонская администрация не исключает обращения в Совет Безопасности ООН для решения вопросов, связанных с иранскими ядерными разработками. При этом главным требованием к Тегерану остается приостановка обогащения урана. О желательности скорейшего получения иранского ответа по ядерной программе заявил президент России В. Путин.

В свою очередь, иранское руководство продолжает заявлять, что не даст официального ответа на международные инициативы ранее августа, по-прежнему объясняя это необходимостью их «тщательного и всестороннего» изучения. Секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ и главный иранский переговорщик по ядерной проблеме А. Лариджани утверждает, что его страна не намерена форсировать принятия решения относительно национальной ядерной программы, т. к. «у Ирана должно быть время для принятия любого решения». 11 июля должна состояться встреча А. Лариджани с Верховным комиссаром Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Соланой. Однако вряд ли она принесет что-то новое в решение иранской ядерной проблемы.

8 июля президент ИРИ М. Ахмадинежад вновь выступил с резкими антиизраильскими высказываниями, заявив на открытии конференции по Ираку: «Основная проблема, стоящая перед исламским миром, - это существование Израиля. Исламские страны должны мобилизовать свои усилия для того, чтобы эта проблема исчезла».

Сложная обстановка сохраняется в Афганистане. На юге и востоке страны силы международной коалиции и афганские правительственные войска продолжают вести боевые действия против отрядов боевиков движения «Талибан». Наиболее ожесточенные бои происходили в районах Кургузан, Хост, Асадабад. Действия сухопутных войск активно поддерживала боевая авиация США и Франции, в т. ч. стратегические бомбардировщики В-1В. Напряженность сохраняется и в столице страны Кабуле.

Министр иностранных дел Афганистана Р. Д. Спанта признал слабость национальной армии, а также заявил, что «сейчас ситуация с обеспечением безопасности в Афганистане хуже, чем в прошлом и позапрошлом годах», в стране происходит активизация действий талибов и иностранных боевиков. Причем по своей численности и качеству вооружения они превосходят правительственные войска. По мнению министра, численность афганской армии и полиции должна быть увеличена в 3-4 раза, а США должны оказать Кабулу помощь в подготовке кадров и техническом оснащении войск.

Соединенные Штаты намерены поставить для афганской армии вооружение и снаряжение на сумму в 2 млрд долларов Речь, в первую очередь, идет о нескольких десятках тысяч автоматических винтовок М-16, 2500 автомашинах повышенной проходимости, средствах индивидуальной защиты военнослужащих. Часть денег будет израсходована на строительство центрального командного пункта афганских ВС.

В Судане обостряется обстановка в западном регионе Дарфур. Несколько повстанческих группировок, отказавшихся присоединиться к мирному соглашению с правительством от 5 мая с. г., объединились в новый альянс – Фронт национального спасения. Отряды нового Фронта атаковали один из городов в соседней с Дарфуром провинции Северный Кордофан. Продолжаются вооруженные столкновения между различными враждующими группировками и в самом Дарфуре. По мнению главы миссии ООН в Судана Д. Пронка, «мирное соглашение может рухнуть без дальнейших взаимных уступок» всех участников конфликта. Однако суданское правительство решительно отклоняет возможность внесения каких-либо изменений в этот документ.

В Сомали лидеры исламистов, контролирующих столицу Могадишо, отказываются от размещения на территории страны миротворческих сил (ООН или Африканского союза), считая, что в этом нет необходимости, т. к. пребывание миротворцев будет «контрпродуктивным». Исламисты также обвинили Эфиопию в посылке войск для оказания поддержки временному сомалийскому правительству

Лидеры греческой и турецкой общин Кипра достигли согласия об условиях возможного возобновления переговоров по урегулированию ситуации на острове. Как известно, переговорный процесс по кипрскому урегулированию был прерван в 2004 г.

Приложение

О ситуации в Омане


В последние десятилетия Оман развивается в условиях внутриполитической стабильности. Реформы, проводимые по инициативе и под руководством главы государства султана Кабуса, способствуют укреплению единства страны, ее динамичному развитию. Прочным является и внешнеполитическое положение султаната.

Основным внешним фактором, определяющим политику Омана в деле национальной безопасности и обороны, является сложная, нестабильная военно-политическая обстановка в зоне Персидского залива. Внутри страны – это стремление правящего режима сохранить стабильность общественно-политической и экономической ситуации. В перспективе (примерно через 15-20 лет) важнейшим для государства станет вопрос о наследнике престола.

Сегодняшнее в целом благополучное внутриполитическое и экономическое положение страны в значительной степени базируется на нефтяном секторе, который дает 40% годового ВНП и 75% экспорта. Однако Оман, в отличие от своих соседей, не обладает крупными запасами нефти. Оценочно, они составляют 5,7 млрд баррелей, При сохранении нынешних темпов добычи (40-45 млн т в год) нефти должно хватить на 15-20 лет. Возможность обнаружения на территории страны новых крупных нефтяных месторождений существующими в настоящее время техническими способами специалистами исключается. В этих условиях руководство Омана во многом рассчитывает на развитие газовой отрасли: запасы природного газа оцениваются в 846,6 триллионов кубометров и их должно хватить примерно на 60 лет.

В стране последовательно проводится курс на «оманизацию». В первую очередь, это касается структур государственного аппарата. Однако этот процесс идет трудно, особенно в части замещения местными жителями специалистов высокой квалификации. Одна из серьезных проблем современного Омана – быстрый рост численности населения, что все более остро ставит проблему обеспечения занятости, в первую очередь, среди молодежи.

Высокий в целом жизненный уровень оманцев способствуют стабильности правящего режима, хотя в последнее время в Омане отмечается нарастание радикальных исламистских настроений. В целом же на сегодняшний день в стране нет реальных сил, представляющих угрозу существующей власти.

Главной особенностью политической системы Омана является фактическая сверхцентрализация власти в руках одного человека – султана Кабуса. Причем монарх не склонен отказываться от своих многочисленных властных прав и полномочий, категорически отвергая возможность диалога по данному вопросу. Более того, в отличие от других аравийских монархий, султан не желает делегировать часть властных полномочий своим родственникам. Кабус является не только главой государства и верховным главнокомандующим ВС, но и занимает посты премьер-министра, министров обороны, иностранных дел и финансов, а также возглавляет Центральный банк.

От султана в значительной степени зависит стабильность и безопасность правящего режима. Все это делает исключительно важным вопрос о престолонаследии. Сам Кабус (1930 г. рождения) холост и бездетен. И если в других аравийских монархиях наследник трона известен, то оманский султан его не называет.

По конституции 1996 г. престол должен наследоваться по мужской линии потомками Сейда Турки бин Саида бин Султана из правящей династии Аль Бу Саидов (пра-пра-прадеда Кабуса). Кандидатура нового монарха должна быть определена в течение трех дней после того, как трон останется вакантным. Причем наследного принца выберет Совет правящего семейства. В числе возможных претендентов на престол рассматриваются два дяди султана, трое его двоюродных братьев. Отметим, что существование нескольких кандидатур на занятие трона всегда несет в себе опасность возникновения естественного для данной ситуации соперничества.

Для обеспечения бесконфликтности при смене власти в 1996 г. декретом султана создан Совет обороны (СО) в составе министра по делам дворцовой канцелярии, главнокомандующего ВС, начальника генштаба главного инспектора полиции и таможни, трех командующих видами вооруженных сил, начальника штаба султанской гвардии, руководителя аппарата внутренней безопасности. В случае вакантности престола и при отсутствии согласия среди членов правящей династии по кандидатуре наследника СО возьмет на себя проведение в жизнь послания султана Совету правящего семейства и назначит нового главу государства.

Ряд экспертов полагает, что Кабус еще может открыто назвать имя своего преемника. Отсутствие официального наследника по мере старения нынешнего монарха может все больше осложнять ситуацию в стране, негативно отражаясь на ее политической стабильности.

Внешнеполитический курс Омана характеризуется прагматизмом, гибкостью и осторожностью. Маскат предпочитает, по возможности, не вмешиваться в региональные и межарабские разногласия, заинтересован в обеспечении внешней стабильности для проведения внутренних реформ. Оман активно участвует в деятельности Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, поддерживает развитие интеграционных процессов в рамках этой организации, выступает за создание надежной системы региональной безопасности в зоне Персидского залива.

Несмотря на положительные результаты, достигнутые в урегулировании отношений с соседями, у Омана сохраняется определенная настороженность по отношению к Йемену и ОАЭ. Вместе с тем, возникновение пограничных вооруженных конфликтов с соседними странами вряд ли будет иметь место.

Сохраняющиеся элементы настороженности и недоверия с соседними арабскими государствами способствуют близости отношений между Оманом и Ираном, что вызывает недовольство у некоторых членов ССАГПЗ, прежде всего ОАЭ. Отметим, что, предоставляя свою территорию и объекты военной инфраструктуры для использования ВС США и Великобритании, Маскат предусмотрел отказ от своих обязательств в случае, если военные действия будут вестись против Ирана. Вместе с тем оманское руководство с настороженностью относится к ядерным амбициям ИРИ.

Оман выступает за скорейшую нормализацию обстановки в Ираке и поддерживает усилия иракского правительства по восстановлению страны.

На современном этапе наиболее глубокие и стабильные отношения Оман поддерживает с Великобританией, которая остается ведущим партнером султаната в политической, торговой и военно-технической областях. Расширяется омано-американского сотрудничество. По соглашению с США американские ВС получили право пользоваться базами на территории султаната. Это военно-воздушные базы Масира, Марказ-Тамарид, Эль-Хасиб, пункты базирования ВМС в Маскате, Райсуте и Сиди Лехза.

Причем база Масира и порт Матра фактически поступили в их постоянное пользование, а остальные – в случае чрезвычайных обстоятельств. В Маскате выступают за сохранение американского военного присутствия в регионе Персидского залива. Тесные военно-политические отношения с США и Великобританией, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация страны, остаются краеугольным камнем международной политики султаната, определяют его приоритеты в области национальной безопасности и обороны.

Повышение боеспособности и боевой мощи национальных ВС (41,7 тыс. чел.) осуществляется путем их оснащения современными образцами вооружения и военной техники, улучшением качества подготовки личного состава. В то же время оманское руководство не ставит задачу создания армии, которая могла бы вести широкомасштабные боевые действия.

Основной упор в военном строительстве делается на создание системы обороны, основанной на мобильных силах, оснащенных бронетехникой, средствами ПВО, а также на сбалансированных по своему боевому составу ВВС и ВМС. Оманская армия в очень сильной степени зависит от иностранных военных специалистов, особенно в деле эксплуатации и обслуживания вооружения. Оман в рамках ССАГПЗ, принимает участие в ежегодных совместных учениях ВС стран «аравийской шестерки».

В целом в настоящее время не существует непосредственной угрозы правящей в Омане династии. Однако прогнозируемое скорое исчерпание запасов нефти может привести к ухудшению экономического положения страны, самым негативным образом отразиться на социальной сфере. Правительство продолжит курс на проведение экономических и ограниченных политических реформ с целью постепенной модернизации оманского общества. Определенные сложности в будущем могут возникнуть при решении вопроса о наследнике престола.

В деле обеспечения внешней безопасности Оман основное внимание будет уделять поддержанию тесных военно-политических отношений с США и Великобританией, что рассматривается в качестве надежной гарантии защиты страны, ее суверенитета и территориальной целостности от посягательств извне. Одновременно важное значение будет придаваться развитию союзнических отношений со странами ССАГПЗ, в т. ч. в военной области.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03383 sec