Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 июня -2 июля 2006 года)

05 июля 2006
На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта, где обстановка резко обострилась. В ответ на захват палестинскими боевиками израильского военнослужащего правительство Э. Ольмерта приняло решение на проведение крупномасштабной войсковой операции в секторе Газа с целью освобождения солдата. Операция началась 28 июня.

В операции, получившей название «Летний дождь», первоначально было задействовано до 3 тыс. военнослужащих. Перед началом вторжения границы Израиля с сектором Газа были полностью блокированы с суши и моря, а авиация ЦАХАЛ нанесла удары по ряду важных объектов в секторе. Израильтяне также прекратили поставки в Газу электроэнергии и топлива.

Части ВС Израиля, войдя в сектор Газа с юга, перекрыли его границу с Египтом, но не стали входить в густонаселенные районы. Одновременно на территории Западного берега реки Иордан израильские военные задержали ок. 60 палестинских политиков – министров правительства и депутатов парламента от движения ХАМАС, в т. ч. вице-премьера Н. аш-Шаара.

28 июня израильские военные самолеты на малой высоте пролетели над летней резиденцией президента Сирии Б. Асада в Латакии.

В последующие дни израильская авиация и артиллерия регулярно наносили удары по различным объектам в Газе, включая резиденцию премьер-министра И. Хании и зданию палестинского МВД. Со своей стороны, палестинские боевики, несмотря на военную операцию ЦАХАЛ, произвели несколько ракетных обстрелов израильской территории.

Посреднические усилия, предпринимавшиеся с целью урегулирования ситуации, успеха не имели. Израиль, обвинив палестинские власти в произошедшем, отверг требование палестинцев освободить из тюрем 1000 арабских заключенных и прекратить операцию в Газе в обмен на освобождение капрала Г. Шалита. При этом израильтяне заявили: «Либо Шалит будет освобожден, либо мы примем меры для его освобождения».

Глава ПНА М. Аббас обвинил руководство ХАМАС в том, что оно не может разобраться – кто отвечает за судьбу захваченного израильского военнослужащего. По мнению Аббаса, именно «неразбериха» в руководстве ХАМАС не позволила успешно завершить посредническую миссию Египта. В то же время глава ПНА назвал израильское вторжение в Газу «преступлением против человечности» и коллективным наказанием палестинцев. Само же руководство ХАМАС отвергает свою причастность к похищению израильского военного, заявляя, что это было сделано некими «активистами» военного крыла движения в Газе, которые не согласовали свою акцию с политбюро движения в Дамаске.

Главы МИД стран «Большой восьмерки» на встрече в Москве призвали палестинцев и Израиль создать условия для возвращения к переговорному процессу, потребовали немедленного освобождения израильского солдата и настоятельно призвали обе стороны конфликта воздерживаться от односторонних действий, которые поставят под сомнение окончательный статус палестинских территорий. Министры осудили экстремистов, а Израиль призвали «проявлять максимальную сдержанность».

В Вашингтоне считают, что «у Израиля есть полное право защищать себя и своих граждан», но при соблюдении осторожности, чтобы «не причинить вреда мирным палестинским жителям». Президент США Дж. Буш призвал палестинцев освободить израильского солдата.

Россия видит выход из создавшегося положения в «прекращении силового противостояния и возвращении сторон в политические рамки урегулирования, за стол переговоров», т. к. «альтернативой может стать лишь дальнейшая, крайне опасная дестабилизация обстановки в регионе, причем с вероятным расширением ее географии».

27 июня, за день до начала израильской военной операции, глава ПНА М. Аббас и премьер-министр И. Хания достигли соглашения по документу о палестинском национальном согласии, который предусматривает создание как еврейского, так и арабского государства в границах до войны 1967 г., а также запрет на проведение боевых акций против Израиля вне этих границ.

2 июля на заседании правительства Э. Ольмерт заявил, что Израиль намерен усилить давление на ХАМАС и Сирию с целью освобождения захваченного солдата. При этом не исключено расширение масштабов военной операции в секторе Газа. В ответ боевики ХАМАС угрожают возобновить теракты против гражданских объектов на территории Израиля.

Обстановка в Ираке остается напряженной. Программа национального примирения, выдвинутая 25 июня премьер-министром страны Н. аль-Малики, вызвала неоднозначную реакцию в стране. По утверждению властей, ряд суннитских группировок, ведущих вооруженную борьбу под флагом сопротивления иностранной оккупации, проявили интерес к подключению к политическому процессу. Одной из основ правительственной программы является предполагаемая амнистия участников вооруженной оппозиции. В этой связи аль-Малики заявил: «Наши двери открыты для тех, на чьих руках нет крови иракцев или сил безопасности. Но мы не можем говорить с теми, кто участвовал во взрывах и похищал людей».

В тоже время М. Н. ад-Дури, лидер одной из ведущих суннитских организаций – «Ассоциации мусульманских улемов», утверждает, что программа аль-Малики является не более чем «пиаровской кампанией правительства», т. к. она, по сути, «исключает всех».

Между тем уровень насилия в стране по-прежнему остается высоким, свидетельством чему стал крупнейший за последнее время теракт в Багдаде 1 июля, в результате которого погибли 66 и получили ранения ок. 100 человек.

Руководство Ирана продолжает линию на затягивание ответа на предложения «шестерки» (пять постоянных членов СБ ООН и Германии) по урегулированию проблем, связанных с национальной ядерной программой. При этом иранцы указывают на важность сохранения спокойной обстановки вокруг своей программы в целях принятия «логичных решений.

Президент ИРИ М. Ахмадинежад считает, что «обострение обстановки вокруг «ядерного досье» Ирана создаст сложности в принятии решений только для Запада, так как Исламская республика привыкла вот уже 27 лет жить в атмосфере давления и, несмотря на это, продолжает двигаться по пути прогресса».

Главы внешнеполитических ведомств стран «Большой восьмерки» выступили с совместным заявлением, в котором установили 5 июля в качестве срока получения от Ирана официального ответа на пакет международных предложений. Одновременно министры выразили разочарование отсутствием официальной реакции Тегерана на сделанные ему «позитивные предложения». В ответ глава МИД ИРИ М. Моттаки сообщил, что иранский ответ последует в августе, «в начале или середине месяца».

Духовный лидер и глава ИРИ аятолла М. Хаменени считает, что его страна не желает вести переговоры с США по своей ядерной программе, т. к. «они не будут иметь никакой пользы для Ирана, и мы не нуждаемся в подобных контактах». Кроме того, предметом переговоров не должно быть право ИРИ «на овладение и использование мирных ядерных технологий» В случае же признания такого права, иранская сторона готова вести диалог по вопросам «обеспечения международного контроля и предоставления гарантий» соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.

По мнению военных экспертов, обстановка в Афганистане имеет тенденцию к дальнейшему обострению, причем нестабильность охватывает все новые районы страны, в т. ч. относительно спокойные северные провинции. Но наиболее напряженная ситуация по-прежнему сохраняется на афганском юге, где активность радикальных исламистов из движения «Талибан» достигла самого высокого уровня за последние пять лет.

Командующий силами НАТО в Афганистане британский генерал Д. Ричардс признал, что международное сообщество недооценило талибов и их способности сохранять контроль над южными провинциями. Генерал считает, что в южном регионе необходимо было разместить более крупный военный контингент. Ричардс также признал, что война в Ираке «отвлекла внимание от ситуации в Афганистане».

На минувшей неделе Кабул посетила госсекретарь США К. Райс. Основной целью ее визита стала демонстрация американской поддержки президента страны Х. Карзая. Райс подтвердила, что США не выведут свои войска из Афганистана до тех пор, пока там «не будет покончено с террористами». Вашингтон также намерен предоставить афганскому правительству финансовую помощь в размере 700 млн долларов.

Вместе с тем, по имеющейся информации, в Кабуле К. Райс выразила недовольство кадровой политикой и стратегией, выбранной афганским президентом для сохранения власти. В частности, 14 из 86 недавно назначенных Карзаем высокопоставленных чинов МВД и полиции известны как военные и криминальные преступники, а двое – просто неграмотные люди.

Перед визитом в Афганистан К. Райс посетила Пакистан, где подтвердила партнерский характер отношений между двумя странами. В Исламабаде и Кабуле глава Госдепартамента подчеркивала необходимость объединения усилий Пакистана, Афганистана и Соединенных Штатов в деле уничтожения движения «Талибан» и «Аль-Каиды».

С целью усиления мер безопасности пакистанское правительство дополнительно перебросило в районы, прилегающие к границе с Афганистаном 10 тыс. военнослужащих, доведя численность пограничной группировки до 90 тыс. человек.

Власти Пакистана приветствовали инициативу руководителей вооруженных формирований племен на севере страны объявить прекращение огня сроком на один месяц. В тоже время ряд пакистанских экспертов полагает, что антиправительственные группировки могут использовать перемирие для перегруппировки и укрепления своих сил.

Госдепартамент США уведомил Конгресс о намерении продать Пакистану 36 новых истребителей F-16 и 26 самолетов этого типа из наличия американских ВВС. Также планируется модернизировать 34 F-16, ранее поставленных Пакистану, продать боеприпасы и различное оборудование, необходимое для эксплуатации и боевого применения самолетов. Общая стоимость сделки оценивается в 5 млрд долларов. Ее реализация позволит корпорации «Локхид» до 2010 г. сохранить 4 тыс. рабочих мест.

В заявлении Госдепартамента подчеркивается, что сделка «является частью дальнейших усилий по расширению нашего стратегического партнерства с Пакистаном и продвижению интересов нашей национальной безопасности и внешней политики в Азии».

На прошедших в Кувейте 29 июня парламентских выборах 36 мест (в т. ч. 21 исламист) из 50 получили сторонники реформирования закона о выборах, предлагающие сократить число избирательных округов с 25 до 5, против чего выступало правительство. Отметим, что впервые в истории страны в выборах участвовали женщины, которые, однако, не сумели завоевать ни одного депутатского мандата.

В Хартуме представители временного правительства Сомали и исламистской группировки «Союз исламских судов» (СИС) подписали соглашение о прекращении огня. СИС также признал легитимность временного правительства, а правительство признало «реальность и существование Исламских судов». По оценке экспертов, отсутствие на переговорах руководителей вооруженных формирований конфликтующих сторон («лордов войны») не только затруднит реализацию соглашения, но и может сорвать его.

Парламент Турции 29 июня принял новый закон по борьбе с терроризмом, который значительно повышает степень уголовной ответственности за совершение терактов. К длительным срокам тюремного заключения будут приговариваться лица за «попытки изменить конституционный порядок, с помощью силы сорвать единство и целостность страны». Захват заложников, работорговля и контрабанда наркотиков будут квалифицироваться как террористические действия.

Приложение

О состоянии силовых структур Ирака


Вопрос о состоянии и реальных возможностях силовых структур Ирака является одним из важнейших в решении проблем обеспечения безопасности в стране. В настоящее время в их рядах насчитывается ок. 266,3 тыс. человек. Однако, несмотря на значительную численность, реальные возможности иракской армии, сил и органов МВД все еще явно недостаточны для решения самостоятельно и в полном объем задач по контролю за ситуацией в стране.

По оценке экспертов, слабой подготовкой отличаются командные кадры армии и руководящие работники МВД, на низком уровне остается качество подготовки основной массы военнослужащих и полицейских. По-прежнему очень остро стоит вопрос о техническом оснащении вооруженных сил и МВД, что самым негативным образом сказывается на их боеспособности, а особенно на морально-психологическом состоянии солдат, полицейских и офицеров.

Но главное – личный состав силовых структур разделен по этническому и религиозному признаку. В рядах ВС и МВД служит значительное число бывших боевиков курдских и шиитских вооруженных формирований, чья лояльность центральному правительству вызывает очень большие сомнения. Так, в армии в настоящее время числится до 20 тыс. бывших боевиков курдских отрядов «пешмерга», а в полиции, особенно на юге Ирака, значительная часть сотрудников представлена бывшими боевиками радикальных шиитских формирований «Бригад Бадра» и «Армии Махди», и некоторых других более мелких группировок. В частности, из 12 тыс. полицейских в крупнейшем городе юга – Басре, половина ранее состояла в шиитских отрядах. Неоднократно имели место вооруженные стычки между армейскими подразделениями, укомплектованными шиитами и курдами. Массовым явлением остается дезертирство.

Так с января по май 2006 г. из 10 тыс. военнослужащих, размещенных в провинции Анбар, дезертировали 1,5 тыс. человек. Многие военные не желают служить вдали от родных мест. В условиях массовой безработицы в стране значительная часть военнослужащих и сотрудников МВД служит только ради получения заработка. В армии и полиции по-прежнему много тех, кто сочувствует повстанцам или прямо работает на них. Все это не позволяет говорить об иракской армии и полиции как единых и цельных структурах.

Командование коалиционных сил постепенно передает под контроль иракских силовиков все новые районы страны. Но это вовсе не означает, что в этих регионах происходит упрочение власти багдадского правительства или улучшается положение дел в сфере безопасности.

Подготовкой иракских силовиков занимаются иностранные, главным образом американские (ок. 4 тыс. чел.) военнослужащие.

Вооруженные силы Ирака насчитывают 119,9 тыс. человек и состоят из сухопутных войск и малочисленных ВВС и ВМС. К началу 2007 года их численность планируется довести до 137,5 тыс. человек. На вооружении состоит в основном боевая техника советских образцов.

Организационно сухопутные войска (118,3 тыс. чел.) состоят из 10 дивизий (пехотных – 9, механизированных – 1), в составе которых имеется 91 пехотный, 5 механизированных и 4 танковых батальона (последние имеют на вооружении танки Т-55 и Т-72). Из 10 дивизий только две считаются полностью сформированными. Лучшим соединением считается 9-я механизированная дивизия, дислоцированная в районе Багдада.

Кроме того, в составе СВ имеются иракские специальные оперативные силы (ИСОС), 17 батальонов охраны стратегической инфраструктуры (11 полностью сформированы, предназначены для охраны объектов нефтяной отрасли), 9 транспортных батальонов и 5 батальонов тылового обеспечения.

ИСОС являются наиболее боеспособным формированием сухопутных войск. Они насчитывают 1600 человек и организационно состоят из батальона «коммандос», контртеррористической оперативной группы и разведывательных подразделений. Подразделения ИСОС оснащены американским вооружением и техникой.

Подавляющая часть офицеров среднего и высшего звена представлена лицами, служившими в армии при С. Хусейне (это главным образом арабы-сунниты). Две дивизии, дислоцированные на севере Ирака, укомплектованы преимущественно курдами. По оценке американских военных, в боевых операциях против повстанцев и иностранных боевиков наиболее эффективно проявляют себя именно курдские части и подразделения. В то же время имеются значительные трудности при рекрутировании в армию суннитов.

О планах по оснащению армии современными видами вооружения (бронетанкового, артиллерийского, противотанкового, ПВО и др.) не сообщается. Скорее всего, они просто отсутствуют. В Украине намечено закупить запчасти для бронетехники.

Военно-воздушные силы (600 чел., в т. ч. 41 летчик) имеют на вооружении 10 легких разведывательных самолетов, которые предназначены для наблюдения за линиями нефтепроводов. Кроме того, имеются 3 транспортных самолета С-130Е и 13 вертолетов (Ми-8 – 8, Белл-206 – 5). В ближайшее время должны поступить 16 вертолетов UH-1Н, а в 2007 г. может быть закуплена партия из 10 вертолетов Ми-8. У правительства нет планов приобретения боевых самолетов и создания сил ПВО.

Военно-морские силы (1000 чел.) имеют на вооружении 5 патрульных катеров и 34 моторные лодки. Сформирован батальон морской пехоты. Иракские ВМС тесно взаимодействуют с кораблями ВМС США и Великобритании. Намечено приобрести несколько патрульных кораблей и катеров.

Органы и военизированные формирования МВД насчитывают ок. 146,4 тыс. человек. До конца текущего года в их составе должно быть 188 тыс. сотрудников и военнослужащих.

Главным компонентом министерства является полиция, в рядах которой служит (включая дорожную полицию) 101 тыс. человек (135 тыс. чел. к 1.01.2007 г.). Именно на полицейских лежит основная нагрузка повседневной службы по поддержанию порядка, а также участию в не крупных антитеррористических операциях. В то же время их «самым тяжелым оружием» остается автомат Калашникова, а полицейские автомобили в подавляющем большинстве не имеют бронирования. Невысоким остается качество подготовки основной массы полицейских.

Здесь очень значительна текучесть кадров по причине высокого риска для жизни при выполнении служебных обязанностей и невысокого жалования. Полиция, как и МВД в целом, отличаются крайне высокой степенью коррумпированности. Характерной особенностью является и то, что местные полицейские силы находятся в фактическом подчинении региональных политических лидеров и весьма относительно исполняют приказы и распоряжения центральных органов власти. В первую очередь, это относится к Курдистану и южным провинциям. Американские и британские военные утверждают, что иракская полиция основательно засорена людьми, лояльными повстанцам.

Наиболее подготовленной и боеспособной частью МВД являются военизированные формирования – Иракской национальной полиции (ИНП). Их численность составляет 22,7 тыс. человек в составе 28 батальонов различного назначения. В составе ИНП имеются подразделения «коммандос», механизированной полиции, полиции общественной безопасности, сил чрезвычайного реагирования (400 чел.). Последние подчиняются непосредственно главе МВД. Основная часть формирований ИНП размещена в Багдаде и прилегающих к столице районах. Ряд подразделений оснащен легкой бронетехникой.

В состав МВД входят силы пограничной охраны (22,7 тыс. чел.). Организационно они состоят из 12 бригад (38 батальонов), которые размещены на 244 фортах (погранзаставах). Планируется ввести в строй еще 14 застав. Пограничники вооружены стрелковым оружием и оснащены колесными патрульными автомашинами. В июле с. г. коалиционные силы планируют передать иракским пограничникам всю ответственность за охрану границ страны.

Новое правительство Ирака во главе с Н. аль-Малики в качестве одной из основополагающих задач определило нормализацию обстановки в сфере безопасности и постепенную передачу контроля над всеми регионами страны в ведение национальных силовых структур. Этот процесс намечается по большей части завершить до конца 2007 г. а полностью – до конца 2008 г. Вместе с тем, учитывая нынешнее положение дел в армии и МВД, выполнение данной задачи представляется крайне затруднительным, т. к. вряд ли в отведенные сроки власти смогут создать действительно эффективные, а главное полностью лояльные правительству ВС и силы охраны правопорядка.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04051 sec