Российско-турецкий саммит в Москве

22 июня 2006
А.А. Гурьев

Предстоящий в конце июня с.г. визит президента Турецкой Республики Ахмета Недждета Сезера в Россию — это, по мнению турецких экспертов, важное событие не только с точки зрения дальнейшего развития двусторонних партнерских отношений между двумя евразийскими государствами, но и в плане обеспечения стабильности и безопасности в регионе и мире в целом.

Российский посол в Анкаре Петр Стегний, давая оценку российско-турецким отношениям на нынешнем этапе, особо отметил, что «сегодня у Москвы и Анкары не осталось запретных тем для обсуждения». Высокий уровень доверия между двумя странами позволяет поднимать и решать любую проблему за столом переговоров. Это подтверждает стабильный, насыщенный конкретными решениями двусторонний политический диалог. Только за 12 месяцев (с декабря 2004 года по декабрь 2005 года) состоялись шесть российско-турецких встреч на высшем уровне.

К этому следует добавить регулярные встречи министров иностранных дел двух стран, глав других министерств и ведомств, а также ставшие регулярными телефонные переговоры руководителей России и Турции. Очередной такой телефонный разговор, в частности, имел место между главами дипломатических ведомств двух стран Абдуллахом Гюлем и Сергеем Лавровым накануне визита в Турцию в мае с.г. генерального секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани.

Состоялись продуктивный обмен мнениями и согласование позиций сторон по важнейшей международной проблеме — иранской ядерной программе.

Высокий уровень российско-турецкого политического диалога, безусловно, оказывает позитивное влияние на расширение двусторонних отношений во всех других областях. Для примера возьмем торгово-экономические связи. Эксперты полагают, что цифры двустороннего товарооборота впечатляют. Так, если в 2001 году общий товарооборот составлял около 3,8 млрд долларов, то в 2005 году он достиг уже 15,2 млрд долларов. Только за первый квартал текущего года товарооборот между Россией и Турцией по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 34 процента.

Уже сегодня по объему торговли с Россией Турция опережает такие страны, как Японию, Великобританию, Францию, Индию и Южную Корею. Темпы развития российско-турецких торгово-экономических связей свидетельствуют о том, что в ближайшие годы Турция сможет стать одним из ведущих торговых партнеров России.

Стержнем торгово-экономических отношений Турции и России является взаимодействие двух стран в области энергетики. Объем поставок российского природного газа в Турцию в 2005 году превысил 18 млрд куб. метров, включая 5 млрд куб. метров по трансчерноморскому газопроводу «Голубой поток». Внушительных объемов достигла деятельность в России турецких строительно-подрядных компаний, которые реализовали проекты на общую сумму около 14 млрд долларов.

Сумма турецких инвестиций на российском рынке приближается к 3 млрд долларов. Только в Москве и Московской области на различных фирмах, строительных и промышленных объектах трудятся около 50 тысяч турецких граждан. В свою очередь, в 2005 году около 2 млн российских граждан посетили Турцию в качестве туристов.

2006 год сохранил высокие темпы российско-турецкого диалога во всех областях. Так, в апреле состоялся трехдневный визит в Москву генерального секретаря Совета национальной безопасности Турции Йигита Альпогана. Итоги его переговоров в Москве с российским коллегой, секретарем Совета безопасности Игорем Ивановым, продолжавшихся около шести часов, показательны и получили высокую оценку обеих сторон.

Ведь это первый в истории российско-турецких отношений визит в Москву одного из руководителей возглавляемого президентом страны важнейшего политикоформирующего ведомства, которое во многом определяет направления внутренней и внешней политики Турции.

29–30 мая в Стамбуле прошло седьмое заседание Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавлял министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, турецкую — государственный министр Кюршад Тюзмен.

По итогам заседания подписан Протокол, который на ближайшие два года определяет тактику и стратегию дальнейшего расширения торгово-экономического сотрудничества России и Турции. На заседании еще раз было подтверждено, что намеченный к концу 2007 года объем двусторонней торговли в 25 млрд долларов — вполне посильная задача для деловых кругов России и Турции.

31 мая–1 июня состоялся двухдневный визит в Турцию главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова. Прошли переговоры с турецким коллегой Абдуллахом Гюлем, встречи с президентом Ахметом Недждетом Сезером, председателем парламента Бюлентом Арынчем, премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. Российская сторона обратила особое внимание на заявление Анкары о том, что Турция развивает отношения с Россией в формате комплексного многопланового партнерства. Именно такой формат двусторонних отношений был зафиксирован в совместной Политической декларации об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, которая была подписана президентами двух стран в декабре 2004 года.

В свою очередь, турецкие эксперты указывают на заявление российского министра в Анкаре о том, что «сегодня Россия и Турция не только обсуждают сложные международные и региональные проблемы, но и совместно действуют для их решения». Удовлетворение сторон вызвало мнение Сергея Лаврова, высказанное им в Анкаре, о том, что «Турция не стремится к политизации вопросов энергетического сотрудничества двух стран».

На таком позитивном фоне развития российско-турецких отношений Москва и Анкара предпринимают еще один шаг по их выводу на более высокий уровень. Идет подготовка к визиту в Москву президента Турции Ахмета Недждета Сезера. Что в повестке дня этих предстоящих важных переговоров? Попытаемся ее спрогнозировать на основании имеющихся фактов нынешнего состояния отношений Турции и России.

У обеих сторон есть основания заявить, что российско-турецкие отношения являются одним из приоритетов их внешней политики. Россия и Турция рассматривают друг друга как доброго соседа и важного партнера в региональных и международных делах. Будут выражены удовлетворение развитием двустороннего политического диалога, намерение наращивать взаимный обмен мнениями по всем вопросам, затрагивающим их национальные интересы, а также надежда, что нынешний визит главы Турецкой Республики придаст этому процессу дополнительный импульс.

Полагаем, что Москва и Анкара будут едины в том, что сегодня имеются благоприятные возможности для вывода российско-турецких отношений на качественно новый уровень. Географическая близость двух стран, их уникальное расположение одновременно в Европе и Азии, тесная взаимосвязь исторических судеб их народов на протяжении веков объективно подводят к необходимости развития самых тесных отношений во всех областях, позволяют максимально насытить повестку дня двустороннего диалога. Именно такие отношения в полной мере отвечают интересам России и Турции, потребностям укрепления мира и стабильности на обширном евразийском пространстве.

Думается, руководители двух стран могут положительно оценить ход реализации уникального документа —- “Плана действий по развитию сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в Евразии”. Важным механизмом его реализации является Совместная рабочая группа высокого уровня (СРГВУ). Именно в ее формате представители двух стран обсуждают чувствительные вопросы, например, перспективы взаимодействия в Закавказье. Интересам обеих сторон отвечает расширение перечня проблем, обсуждаемых в рамках СРГВУ, что позволит им реально активизировать совместную работу на евразийском направлении.

Среди проблем, которые будут обсуждаться обоими президентами в Москве, — процесс ближневосточного урегулирования, иранская ядерная программа, ситуация вокруг Ирака, вопросы безопасности в Черноморском регионе, сотрудничества в рамках военно-морской группы «Блэксифор» и совместной борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и сепаратизмом. Эксперты отмечают схожесть или близость позиций Анкары и Москвы по этим важнейшим международным проблемам, что будет, по всей видимости, еще раз продемонстрировано во время предстоящего турецко-российского саммита.

Предстоящий в Москве российско-турецкий саммит, полагают в деловых кругах двух стран, укажет на наличие существенного потенциала для дальнейшего наращивания объемов двусторонних торгово-экономических связей. Это подтверждают и итоги седьмого заседания Российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Стамбуле 29–30 мая 2006 года.

В частности, Москва может обратить внимание турецкой стороны на возможности расширения сотрудничества в области электроэнергетики. Основной субъект в этой области с российской стороны РАО “ЕЭС России” проявляет заинтересованность в поставках электроэнергии в Турцию как транзитом через энергосистему Грузии, так и произведенной российскими предприятиями на территории Армении. Это выгодный проект с точки зрения интересов всех его возможных участников.

Российские компании заинтересованы также в участии в программе газификации Турции (сооружение региональных газопроводов, распределительных сетей, подземных газохранилищ), а также в реконструкции построенных при содействии СССР в Турции металлургического завода в Искендеруне и алюминиевого комбината в Сейдишехире, строительстве ГЭС и железных дорог.

Что касается российско-турецкого сотрудничества в энергетической сфере, то определенную опасность для него представляют усилившиеся на нынешнем этапе попытки США «выдавить» Россию с турецкого энергетического рынка. Только за последний месяц Анкару посетили две делегации Госдепартамента США на уровне заместителя госсекретаря, которые провели переговоры с представителями турецкой стороны по энергетическим вопросам. В ходе этих переговоров российская тема была одной из основных. Американская сторона пыталась убедить Анкару не допускать российские компании на турецкий энергетический рынок, чтобы избежать зависимости от энергопоставок из России.

Этот довод, судя по итогам переговоров в Анкаре, не слишком убедил турецкую сторону, которая, согласившись с необходимостью диверсифицировать источники поступления в страну энергоносителей, все же констатировала важность сотрудничества с РФ в этой области. Тем не менее представляется целесообразным предметное обсуждение в Москве обеими президентами этих некорректных попыток Вашингтона, предпринимаемых прежде всего по политическим соображениям.

В июле с.г. предполагается подписание турецко-американского документа о стратегическом партнерстве, одним из основных положений которого является сотрудничество двух стран в энергетической сфере. Ряд турецких экспертов не исключают, что этот документ может стать дополнительным рычагом давления Вашингтона на Анкару с целью вернуть ее в фарватер своей внешней политики, в том числе в энергетической сфере. В случае реализации планов американской администрации по свертыванию деятельности крупных компаний РФ, прежде всего Газпрома и РАО ЕЭС России, российско-турецкому взаимодействию в энергетической сфере — а это основа торгово-экономических отношений двух стран — будет нанесен ощутимый урон.

Россия придает большое значение дальнейшему развитию взаимовыгодного и сбалансированного инвестиционного сотрудничества с Турцией, и московский саммит может стать хорошей возможностью высказать пожелание турецкой стороне создать для деятельности российских инвесторов в Турции благоприятные условия, соответствующие тем, которые имеют их турецкие коллеги в России. В первую очередь, это касается благожелательного отношения в Турции к участию российских компаний в приватизации турецких предприятий.

Москва и Анкара заинтересованы в комплексном развитии военно-технического сотрудничества. Обсуждение этого вопроса в Москве может состояться практически одновременно с заседанием в Анкаре 27 июня Комитета по оборонной промышленности под председательством премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. На нем будет решена судьба многострадального вертолетного тендера, который продолжается в Турции без малого 10 лет.

Потенциальным претендентам на сегодняшний день остались итальянский вертолет «Мангуста», боевая машина «Tigre» французско-германского производства, вертолет «Rooivalk», представленный малоизвестной южноафриканской фирмой. Вновь среди участников и российская фирма «Камов», которая, по сути, выиграла первый тендер.

В этот раз, полагают эксперты, наиболее серьезными претендентами на победу могут стать французско-германская компания «Еврокоптер» с учетом приоритета внешней политики Турции на вступление в Евросоюз, а также российская фирма «Камов», которая вновь предложила турецкой стороне очень выгодные условия реализации вертолетного проекта. Эти условия, а также сам российский вертолет получили высокую оценку турецкой стороны, в том числе от имевшего возможность лично убедиться в превосходных качествах российского вертолета первого заместителя министра обороны Турции, начальника управления оборонной промышленности страны Мурата Баяра. На днях в Анкаре с ним провела переговоры российская делегация во главе с генеральным конструктором фирмы «Камов» Сергеем Михеевым.

Российское руководство, несмотря на досадную «осечку» в первом тендере, рассматривает сегодня военно-техническое сотрудничество с Турцией как одно из приоритетных направлений взаимодействия двух стран. Анкара также заинтересована в России как в выгодном поставщике эксклюзивных вооружений и технологий. Используют ли Москва и Анкара эту взаимную выгоду в интересах своих стран, во многом будет зависеть от решения Комитета по оборонной промышленности Турции.

Турецкая сторона в свою очередь заинтересована в широком участии турецких фирм в освоении свободных экономических зон, создание которых, в том числе в Московском регионе, планируется российским правительством. Этот вопрос предварительно уже обсуждался в ходе рабочего визита в Турцию министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. На сегодняшний день только в Москве и Московской области работают около 50 тысяч турецких рабочих и служащих различных совместных российско-турецких фирм. Турция имеет превосходный опыт работы своих подрядных фирм на российском рынке и освоения свободных экономических зон — это очень перспективное для турок направление.

В ходе предстоящего в Москве турецко-российского саммита Анкара поднимет очень важный курдский вопрос и проблему борьбы с боевиками РПК, которые базируются на территории Северного Ирака. Турция рассчитывает на поддержку Москвы в этом чрезвычайно важном для себя вопросе, решение которого затрагивает проблему территориальной целостности не только Ирака, но и самой Турции. В Москве разделяют озабоченность Анкары ситуацией в Северном Ираке.

Сегодня имеются все предпосылки для укрепления взаимодействия двух стран по решению этой сложной проблемы не только на двустороннем уровне, но и в рамках международных организаций. Важность внимательного рассмотрения Москвой этого вопроса связана и с тем, что Вашингтон уже в течение нескольких лет не выполняет своих обещаний Анкаре содействовать в его решении.

Турция заинтересована в дальнейшем сближении позиций Москвы и Анкары по вопросам кипрского урегулирования. Этот вопрос особенно актуален в связи с процессом вступления Турции в ЕС в качестве полноправного члена. Неурегулированность кипрской проблемы уже стала, как показало недавнее начало переговоров между Анкарой и ЕС по вопросам развития науки и научных исследований, серьезным препятствием на пути евроинтеграции Турции. Ряд последних заявлений российской стороны позволяет сделать вывод о поддержке Москвой линии на содействие экономическому развитию турок-киприотов, а значит, на постепенное ослабление и снятие эмбарго в отношении турецкой общины острова.

Принципиальные подходы Москвы и Анкары совпадают: через экономическое содействие и выравнивание уровней развития обеих общин — к воссоединению острова. Совместное поощрение интеграционных процессов на острове всеми заинтересованными сторонами будет способствовать урегулированию кипрской проблемы. На наш взгляд, Россия готова двигаться в этом направлении, что будет содействовать укреплению позиции турецкой стороны.

Перспективными являются направления сотрудничества Турции и России в Закавказье и Центральной Азии. Обе страны, в частности, активно вовлечены в процессы урегулирования в этом регионе. Как соседи Закавказья с севера и юга Россия и Турция имеют в регионе важные интересы и обязанности, которые ставят их перед необходимостью взаимодействия на этом конфликтном направлении, координации усилий и действий между собой и с другими заинтересованными членами международного сообщества. Как представляется, такого рода потенциал в российско-турецких взаимоотношениях далеко не исчерпан. Что касается Центральной Азии, то здесь интерес может представить вопрос налаживания отношений между Турцией и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), который также может быть поднят в ходе российско-турецкого саммита в Москве.

Вывод: Россия и Турция — два важных евразийских государства, скоординированные действия которых в рамках комплексного многопланового партнерства могут обеспечить стабильность и безопасность в ряде регионов, урегулирование сложных международных проблем. Развитие ситуации в мире и практика отношений Турции и России в течение последних пяти лет подтверждают необходимость дальнейшего укрепления доверия и углубления взаимодействия между Москвой и Анкарой. Предстоящий визит президента Турции А.Н. Сезера в Россию может стать важным шагом в этом направлении.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03733 sec