Россия инициирует создание энергетического клуба ШОС

21 июня 2006
Сергей Колчин, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН

Заявление президента России Владимира Путина, сделанное им на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), о том, что предлагается создать особый энергетический клуб в рамках ШОС, вызвало довольно настороженную реакцию на Западе. Вновь высказываются опасения по поводу угрозы создания на Востоке нового ОПЕК (в первую очередь - газового).

Основания для этого есть. По нефти ресурсы стран ШОС не являются определяющими - даже с учетом Ирана (страна-наблюдатель) они не превышают 20% от общемировых. По газу ситуация иная: газовые ресурсы России, центральноазиатских государств плюс Иран, превышают, по ряду оценок 50% разведанных запасов природного газа в мире. Масла в огонь подлило предложение Ирана совместно с Россией определять цены на газ и его основные потоки.

Можно ли считать, что Россия реально инициирует создание газового аналога ОПЕК в рамках ШОС? Думается, что это не так. Во-первых, страна пока сильно завязана на поставки энергоносителей в западном направлении. Уже действует ряд долгосрочных контрактов, и их число будет только расти.

Во-вторых, создание организации аналогичной ОПЕК - это дело достаточно сложное в политическом, экономическом и организационном плане. Вряд ли Россия готова взять это бремя на себя, даже учитывая ее главенствующую роль в мировом газоснабжении.

В-третьих, существует ряд неурегулированных вопросов между потенциальными членами газового картеля (например, между Россией и Туркменией) по вопросам цен, тарифов, маршрутов транспортировки газа. В таких условиях инициатива России по созданию Энергетического клуба в рамках ШОС может рассматриваться лишь как предложение к сотрудничеству и не более.

Вслед за этим последовало официальное заявление о том, что ОАО «Газпром» готово участвовать в сооружении газопровода Иран-Пакистан-Индия. Об этом также заявил в Шанхае президент РФ. «Газпром готов принимать участие и помочь и технологически, и, если потребуется, - финансовыми ресурсами, мы готовы привлечь их в неограниченном масштабе, тем более под такой проект, совершенно окупаемый», - сказал Путин.

Строительство газопровода «Иран-Пакистан-Индия» - отнюдь не единственный транспортный проект, нуждающийся в координации интересов сторон и совместных усилиях. Страны ШОС продолжают собственную внешнеэкономическую экспансию на нефтегазовом рынке без учета встречных шагов партнеров по организации, что беспокоит их руководителей.

В частности, Казахстан и Китай недавно пустили первую нефть по нефтепроводу Атасу (Казахстан) - Алашанькоу (Китай). Длина транснационального нефтепровода составляет 962,2 км. Его проектная пропускная способность - 20 млн. тонн нефти в год. Ожидается, что на первом этапе ежегодно по нему будут поставлять в Китай 10 млн. тонн нефти.

Строительство этого трубопровода осуществлялось в рамках соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли между правительствами РК и КНР, которое было подписано в мае 2004 г. во время визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китай. Общая сумма вложений в реализацию этого проекта составила $700 млн.
Напомним, что и Россия ведет интенсивные работы по нефтеснабжению Китая на основе двусторонних договоренностей.

В то же время, сам Китай активно развивает сотрудничество с арабскими странами. «План действий» в области энергетики был подписан недавно министром иностранных дел КНР Ли Чжаосином и генеральным секретарем Лиги арабских государств Амром Мусой. Согласно положениям документа, достигнута договорились о создании механизма диалога в области энергетического сотрудничества. «Стороны придают большое значение сотрудничеству в области энергетики, в особенности, в нефтяной, газовой отраслях, сфере возобновляемых источников энергии», - говорится в документе.

В совместном «плане действий» также говорится, что и Китай, и арабские страны будут поощрять национальные компании, в планах которых развитие взаимного инвестиционного сотрудничества в сфере энергетики, создание совместных предприятий и обмен технологиями.

Таким образом, страны-экспортеры нефти и газа, входящие в ШОС, выступают пока как конкуренты на перспективных рынках Китая и других динамично развивающихся стран Восточной и Южной Азии. Поэтому для координации действий и нужен предложенный президентом Путиным Энергетический клуб в рамках ШОС.

Его явное отличие от ОПЕК состоит в том, что в состав клуба войдут не только добывающие государства региона, но и основные потребители: Китай, Индия, Пакистан (последние две страны имеют пока статус наблюдателей в ШОС).

Требуется согласование действий стран-членов организации и по общим для них проектам добычи и транспортировки энергоносителей. Казахстан, например, участвует в проекте Каспийского трубопроводного консорциума, осуществляемого, в основном, Россией. В соответствии с ним, часть казахстанской нефти будет поступать в эту транспортную магистраль. Вместе с тем, тот же Казахстан проявил заинтересованность в проекте нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД) и, более того, подписал соглашение о присоединении страны к данному проекту.

Свои разногласия у России имеются и по газу, с Туркменией. Хотя, пока они, вроде бы разрешены, но эта ситуация нестабильна. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов заявил, что готов подписать с Россией «крупный» контракт на поставку природного газа во втором полугодии 2006 года. Туркмения и Россия в 2003 году заключили 25-летнее рамочное соглашение о газовых поставках, однако договорились регулярно пересматривать текущие цены и объемы.

Таким образом, очевидна необходимость согласования действий в рамках ШОС. Именно подобная координация может стать целью объявленного Владимиром Путиным создания Энергетического клуба, а не пугающая Запад перспектива организации нового ОПЕК. Страны ШОС в силу разнородности их энергетических интересов скорее готовы к созданию координационного центра, нежели к организации картеля, опирающегося на общность политики добывающих стран.

Подобный центр энергетического сотрудничества мог бы стать, в случае успешной реализации его целей, примером взаимного учета интересов стран-экспортеров нефти и газа и стран-импортеров.

РИА Новости

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04189 sec