Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12-18 июня 2006 года)

20 июня 2006
На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта. Обстановка здесь характеризовалась повышенной напряженностью. Боевики палестинских экстремистских организаций из сектора Газа производили регулярные обстрела ракетами «Кассам» приграничных израильских территорий, особенно района г. Сдерот.

Всего с 9 июня по Израилю было выпущено свыше 120 ракет. В ответ израильские ВВС наносили удары по объектам и руководителям боевиков в Газе. Руководство ХАМАС заявляет, что может пойти на прекращение нападений на Израиль при условии прекращения израильтянами преследований функционеров и активистов движения.

Продолжается противостояние между ведущими палестинскими организациями ФАТХ и ХАМАС. Боевики, верные ФАТХ, совершили нападения на здания правительства и Законодательного собрания в Рамалле. В секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) периодически происходят столкновения, в т. ч. вооруженные, между сторонниками ФАТХ и ХАМАС.

Не прекращается и «война полномочий» между двумя организациями. В этих условиях глава ПНА М. Аббас ввел 12 июня на палестинских территориях чрезвычайное положение и приказал привести подчиненные ему силовые структуры в состояние повышенной готовности. Аббас также отдал распоряжение о замораживании банковских счетов членов правительства и депутатов парламента от ХАМАС. Для усиления своих сил ФАТХ производит в секторе Газа дополнительный набор 4000 чел. в боевые отряды движения.

Вместе с тем, стороны предпринимают попытки урегулирования имеющихся противоречий. Так, обсуждается вариант создания нового палестинского правительства, состоящего из политически нейтральных технократов, и отмены назначенного на 26 июля референдума о будущем палестинском государстве. Считается, что такой вариант может (хотя бы временно) снять остроту напряженности в секторе Газа и на ЗБРИ, а также даст возможность для возобновления гуманитарной и финансовой помощи со стороны Запада.

Министры хамасовского правительства стали лично доставлять в сектор Газа из-за рубежа денежную наличность, полученную в качестве помощи от арабских и мусульманских стран. Это делается по причине отказа арабских банков перечислять деньги нынешнему палестинскому кабинету министров из-за опасений санкций со стороны США. В то же время «квартет» посредников по ближневосточному урегулированию (ЕС, ООН, РФ, США) одобрил временную схему, предложенную Евросоюзом для оказания помощи палестинцам минуя структуры правительства ХАМАС.

На минувшей неделе премьер-министр Израиля Э. Ольмерт посетил с визитом Великобританию, в ходе которого вновь подтвердил позицию своего правительства по вопросам урегулирования отношений с палестинцами: в случае, если на возможных переговорах с палестинской стороной не будут достигнуты конкретные результаты, то Израиль в одностороннем порядке определит свои границы, но при этом не может быть речи о возврате к разделительным линиям, существовавшим на ЗБРИ до войны 1967 г.

Со своей стороны, премьер-министр Великобритании Т. Блэр публично не поддержал планы Ольмерта по одностороннему размежеванию, подчеркнув, что единственный путь для Израиля – это не самостоятельные действия, а переговоры с палестинцами с целью окончания конфликта.

Обстановка в Ираке остается напряженной и нестабильной. По признанию иракского министра иностранных дел Х. Зибари, в стране «сохраняется сложная и деструктивная ситуация в области безопасности». О нестабильности положения в Ираке свидетельствует и рост числа иракцев, желающих покинуть пределы страны. Так, по статистике ООН, после войны 2003 г. из Ирака выехало свыше 1,2 млн человек.

14 июня иракское правительство начало в Багдаде очередную операцию по наведению порядка, подавлению повстанцев и иностранных боевиков. В мероприятии, получившем название «Вместе – вперед!», задействованы 26 тыс. военнослужащих правительственной армии, 23 тыс. полицейских и сотрудников МВД, которых поддерживают 7,2 тыс. военнослужащих коалиционных сил (преимущественно из контингента ВС США).

Однако, не смотря на принимаемые меры, в столице не прекращаются теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия. 18 июня американские и иракские войска начали крупную операцию в городе Рамади на западе страны. Неспокойная ситуация сохраняется и в целом ряде других районов Ирака, где силы местного сопротивления и иностранные боевики продолжают активно осуществлять различного рода боевые и террористические акции.

В этих условиях Совет Безопасности ООН по просьбе иракского правительства 15 июня дал согласие на продолжение присутствия на территории страны коалиционных сил во главе с США. Тем самым официальный Багдад фактически признал свою неспособность самостоятельно контролировать положение дел в стране и обеспечивать приемлемый уровень безопасности и порядка.

С целью оказания поддержки новому правительству Ирака на прошедшей неделе Багдад с однодневным визитом посетил президент США Дж. Буш. Он заверил иракское руководство в неизменности курса Вашингтона на поддержку нынешних властей и обещал не спешить с выводом из страны американских войск «до окончательной стабилизации обстановки в Ираке», одновременно отметив, что иракцы сами должны решать «в какой стране они хотят жить». Буш также призвал другие страны, особенно соседние с Ираком, активнее помогать багдадским властям в деле восстановления страны.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил о своей готовности начать переговоры с некоторыми повстанческими группировками, если те «хотят вернуться к политической деятельности».

Представители иранского руководства продолжают заявлять, что пакет предложений Тегерану по ядерной программе ИРИ, подготовленный «шестеркой» (постоянные члены СБ ООН и Германия), - это «шаг вперед», который иранцы собираются «тщательно изучить», а ответ на них, как сам процесс обогащения урана на иранской территории (как видим, это условие остается для ИРИ непременным) «будет абсолютно прозрачным». Иран также намерен «объявить европейцам свои предложения, которые им предстоит изучить».

В целом же, по словам президента республики М. Ахмадинежада, решение будет приниматься в соответствии с национальными интересами Ирана, выступающего «за равноправные и справедливые переговоры». При этом в Тегеране настаивают на ведении переговоров без каких-либо предварительных условий.

На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС, Иран имеет статус наблюдателя в организации) М. Ахмадинежад подтвердил общность интересов России, Китая и Ирана «по ряду проблем», отметив, что Тегеран постоянно консультируется с Москвой и Пекином по ядерной проблематике. Ахмадинежад также подтвердил стремление ИРИ к полноправному членству в ШОС.

Президент России В. Путин заявил на встрече с М. Ахмадинежадом в Шанхае, что Иран «имеет право реализовать свои планы в области высоких технологий», но таким образом, чтобы «полностью исключить какие-либо озабоченности по нераспространенческой тематике».

Сенат США поддержал решение Дж. Буша пойти на переговоры с Ираном в случае отказа последнего от программы по обогащению урана. Кроме того, Сенат отказался ужесточать введенные США односторонние санкции в отношении ИРИ. Одновременно на минувшей неделе Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о выделении 66 млн долларов «на программы и деятельность по продвижению демократии в Иране».

Лига арабских государств поддерживает неотъемлемое право Ирана на использование ядерной энергии в мирных целях.

Китай призвал Иран позитивно ответить на предложения «шестерки».

Глава МАГАТЭ М. аль-Барадеи заявил, что в Тегеране по-прежнему сопротивляется попыткам агентства выяснить истинные масштабы иранской ядерной программы, но одновременно отметил, что единственным выходом из сложившейся ситуации является «диалог и взаимное сотрудничество».

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт вновь подтвердил, что его страна «не потерпит ситуации, при которой Иран получит в свое распоряжение ядерное оружие».

Сирия и Иран договорились о сотрудничестве в сфере безопасности «для противодействия угрозам со стороны США и Израиля». Соответствующий документ подписали в Тегеране министр обороны САР Х. Туркмани и его иранский коллега М. М. Наджар. По информации СМИ, не исключено, что Иран поставит Сирии ракеты типа «Скад», танки Т-72, артиллерийские орудия, ПЗРК, боеприпасы и др. Сирийцам также обещана финансовая помощь для обеспечения закупок вооружения в России, Китае и Украине.

В Афганистане продолжается крупная военная операция «Горный удар» против отрядов боевиков движения «Талибан». В боевых действиях, развернувшихся в провинциях Гельменд, Урузган, Забул и Кандагар, участвуют ок. 11 тыс. военнослужащих афганской правительственной армии и ВС стран международной коалиции – Великобритании, Канады и США (от ВС США – ок. 2 тыс. чел.). В настоящее время основные усилия направлены на выявление и разгром опорных баз талибов на юге провинции Урузган и в северо-западных районах провинции Гельменд.

Правительство Афганистана намерено довести численность национальных вооруженных сил до 200 тыс. человек (ранее говорилось о создании армии в 70 тыс. чел.). При этом особое внимание будет уделяться оснащению войск новыми типами вооружения и военной техники, т. к. сейчас в армии «находится старое и неэффективное оружие, что отрицательно действует на боевой дух солдат». В деле оснащения ВС в Кабуле рассчитывают на помощь со стороны НАТО.

Кроме того, власти приняли решение о формировании отрядов ополчения из представителей местных племен, которые должны содействовать правительственным силам в борьбе с боевиками движения «Талибан». В то же время советники из стран Запада выражают обеспокоенность тем, что создание ополченческих отрядов может спровоцировать конфликты между различными племенами.

Совет Безопасности ООН 15 июня продлил на один год мандат международной комиссии по расследованию убийства бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири и расширил ее полномочия на другие преступления, которые могут быть связаны с гибелью ливанского политика. Таким образом, международная комиссия получила право оказывать техническое содействие ливанским властям в вопросах расследования еще 14 преступлений. Отметим, что глава комиссии С. Браммерц не исключил, что в деле об убийстве Харири кроме политических могут быть и иные мотивы.

В Сомали боевики из т. н. «Союза исламских судов» продолжают наступление и заняли город Джаухара, что позволяет им контролировать практически всю южную часть страны, кроме города Байдоа, где разместилось временное сомалийское правительство.

Президент Объединенных Арабских Эмиратов шейх Халифа бен Заид Аль Нахайян издал указ о создании в стране нового органа - Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ). Новый орган возглавит сам глава государства, а в его состав войдут премьер-министр, наследный принц эмирата Абу-Даби, министры обороны, иностранных и внутренних дел, министр по президентским делам, начальник генштаба и руководитель сил национальной безопасности.

При необходимости на заседания Совета будут приглашаться представители других ведомств. В компетенцию ВСНБ будет входить принятие решений по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности ОАЭ в сфере внешней и внутренней политики, социально-экономической и культурной областях, в деле защиты окружающей среды. Решения, принятые ВСНБ, будут обязательны для выполнения всеми государственными органами. Для обеспечения текущей работы Совета, подготовки и контроля за выполнением приятых решений будет создан генеральный секретариат.

Приложение

О шиитских вооруженных формированиях в Ираке


Все более усиливающуюся угрозу безопасности в Ираке представляют открыто действующие в стране «неформальные» вооруженные формирования, созданные по конфессиональному или этническому признаку, не подчиняющиеся официальным властям и фактически находящиеся в распоряжении руководства различных политических партий и политико-религиозных организаций.

Одними из наиболее крупных и хорошо организованных шиитских военизированных структур является «Организация Бадра» («Бригада Бадра»), подчиняющейся Высшему совету исламской революции в Ираке (ВСИРИ), и «Армия Махди», созданной сторонниками радикального шиитского деятеля имама М. ас-Садра.

После падения в 2003 г. режима С. Хусейна в результате американо-британского вторжения «Бригады Бадра» (тогда они насчитывали до 15 тыс. чел., сейчас – до 25 тыс. чел.) переместились из Ирана на иракскую территорию и постепенно взяли под свой контроль ряд районов с преимущественно шиитским населением на юге страны. С 2004 г. боевики «Бригад Бадра» стали поступать на службу в новую иракскую армию и МВД и принимать в их рядах все более активное участие в операциях против суннитских повстанцев и иностранных террористов.

После первых парламентских выборов в Ираке в январе 2005 г. главой МВД становится деятель ВСИРИ Б. Джабер, который назначил на 140 ответственных постов в министерстве членов и сторонников этой организации. Одновременно начинается «шиитизация» структур МВД (равно как и армии). Причем все большее число боевиков «Организации Бадра» интегрируются в ряды полиции, других формирований и органов внутренних дел. В это же время в условиях поступательного роста междоусобной вражды между арабами-суннитами и шиитами фактически для под эгидой МВД для борьбы с суннитами начинают создаваться специальные вооруженные отряды, получившие неофициальное название «эскадронов смерти».

Их основу составили члены «Организации Бадра» и других радикальных шиитских группировок. Характерно, что зачастую боевики этих отрядов были одеты в форму полицейских подразделений «коммандос» и имели однотипные с ними автомобили. «Эскадроны смерти» стали во все возрастающих масштабах похищать суннитских политических и религиозных деятелей, молодых людей, многих из которых впоследствии находили убитыми со следами зверских пыток и других издевательств.

Наиболее активно «эскадроны» действуют в Багдаде и т. н. «суннитском треугольнике» к западу и северо-западу от столицы. Американские военные обнаружили несколько тайных тюрем, где шиитские боевики содержали, пытали и убивали похищенных ими людей.

Также из членов «Организации Бадра» в мае 2005 г. формируются специальные подразделения: антитеррористическое - «Бригады волка» и разведывательно-диверсионное и для ликвидации политических противников – «Бригады скорпиона».

Руководство ВСИРИ и «Организации Бадра» считают, что официальные спецслужбы иракского правительства находятся под контролем США, и поэтому ими была создана собственная разведывательная организация. Ее основными задачами являются: отслеживание и ликвидация бывших сотрудников спецслужб саддамовского режима; ведение разведывательной работы против суннитских повстанцев; наблюдение за суннитскими политическими партиями и религиозными организациями, отдельными политиками и религиозными деятелями; наблюдение за работой правительственных спецслужб; разведка против ВС США в Ираке и их объектов.

«Организация Бадра» активно задействуется для давления и преследования палестинцев, проживающих в Ираке, с целью вынудить их покинуть страну.

В настоящее время отряды «Организации Бадра» наиболее активно проявляет себя в Басре и Эн-Наджафе

Отряды «Армия Махди» начали создаваться в июне 2003 г. в районах с преимущественно шиитским населением. В 2004 г. боевики «Армии» вели длительные боевые действия против войск США в Эн-Наджафе и прилегающих к городу районах. В настоящее время много боевиков-«махдистов» вступили в правительственные ВС и полицию, особенно в Багдаде и на юге Ирака.

Формирования «Армии Махди (ок. 20 тыс. чел.) на сегодняшний день во многом контролируют шиитский район Багдада Садр-Сити, а также активно проявляют себя в Басре и Киркуке.

Боевики «Армии Махди», также как и их единоверцы из «Организации Бадра» занимаются похищением и убийствами суннитов, нападениями на суннитские мечети и т. п. Кроме того, отмечалось их участие в убийствах журналистов и нападениях на военнослужащих британского контингента в Ираке. Причем «махдисты» в ходе проведения своих акций, как правило, не используют полицейскую форму. К тому же «Армия Махди» имеет менее четкую организационную структуру, чем «Организация Бадра» и менее дисциплинирована.

Одной из ярко выраженных особенностей «Армии Махди» является жесткий контроль за населением контролируемых районов с точки зрения неукоснительного соблюдения им норм шариата.

«Армия Махди» и «Организация Бадра» в сегодняшнем Ираке являются скорее соперниками, чем военно-политическими партнерами. Они ведут борьбу за влияние на шиитское население страны. Неоднократно имели место вооруженные столкновения боевиков двух группировок, особенно в Багдаде и Эн-Наджафе. Различаются и политические цели группировок.

Так, имам М. ас-Садр выступает за единое централизованное иракское государство, в то время как руководство ВСИРИ и «Организации Бадра» ратуют за федерализацию страны, в т. ч. автономию ее южных районов.

По мнению многих экспертов, обе группировки продолжают получать помощь от Ирана, особенно по линии Корпуса стражей исламской революции ИРИ. Эта помощь заключается в подготовке кадров, предоставлении денежных средств, вооружения и снаряжения.

После теракта в шиитской мечети в г. Самарра в феврале 2006 г. антисуннитская деятельность шиитских вооруженных формирований резко активизировалась. Они на деле демонстрируют свою возросшую силу и возможности воздействия на политическую ситуацию в Ираке.

Здесь же отметим, что процесс «шиитизации» иракских силовых структур в целом ряде случаев привел к установлению контроля над местными правоохранительными органами со стороны боевиков радикальных исламистских организаций. Они зачастую подменяют официальную полицию, самостоятельно проводят «расследования» и вершат суд. Так, представители «Организации Бадра», «Армии Махди» и более мелкой группировки «Аль-Фадиля» фактически заправляют делами в полиции и органах безопасности Басры, именно они «принимают все ответственные решения и командуют операциями».

Подобное положение дел во все большей степени беспокоит американское и британское командование, т. к. это, по их мнению, может при определенных обстоятельствах привести к распаду единых армии и полиции - ведь «для бывших боевиков по-прежнему выше интересы своей религиозной общины, нежели иракского государства». Однако до недавнего времени американцы не уделяли надлежащего внимания шиитским военизированным группировкам, хотя и видели их растущую мощь. В частности, по оценкам представителей США, от рук шиитских боевиков погибло больше мирных граждан, чем от действий суннитских повстанцев.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики считает необходимым слияние вооруженных милиций с армией, т. к. «все оружие должно быть под контролем правительства». Главу правительства поддержал духовный лидер иракских шиитов А. ас-Систани, заявивший, что «оружие должно быть только у армии и полиции. Это необходимо для предотвращения гражданской войны между шиитами и суннитами».

Но здесь же подчеркнем, что для шиитских политиков их партийные милиции – это своего рода гарантия сохранения влияния и даже выживания в случае возможного распада правительственной армии и органов МВД по конфессиональному и этническому признаку. По оценке американских военных и дипломатов в Ираке разоружение и роспуск вооруженных группировок будет представлять собой очень сложное и трудное дело, тем более, что их руководство пока не собирается добровольно складывать оружие.

Таким образом, наличие в Ираке крупных и влиятельных вооруженных шиитских формирований, их активная и негативная по своей сути деятельность, представляют очень серьезную и крайне трудноразрешимую проблему в сфере безопасности и поддержания правопорядка в стране. В то же время без кардинального решения этой проблемы нельзя говорить о возможности о прекращении насилия и стабилизации обстановки в Ираке.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03804 sec