Российско-сирийское военно-техническое сотрудничество

17 июня 2006
А.Д. Цыганок

После продолжительного перерыва в межгосударственных отношениях, в том числе в военно-техническом сотрудничестве между Сирией и Россией, в январе 2005 года президент Сирии Башар Асад посетил Москву. Во время визита был решен не только вопрос о проблеме сирийского долга. Вне поля зрения большинства СМИ оказались военно-политические и стратегические последствия московских переговоров. Между тем в подписанной декларации говорится, что «стороны будут развивать традиционное сотрудничество в военно-технической сфере с учетом своих международных обязательств».

Визит Асада в Москву следует оценивать как попытку вернуть утраченные позиции России в регионе Ближнего Востока. В ходе визита Асада в Москву Россия списала Сирии большую часть долга. Однако списание Россией десяти миллиардов сирийского долга лишь внешне выглядит как подарок. Можно предполагать, что между двумя странами существуют дополнительные соглашения, в которых предусмотрены взаимные обязательства в плане дальнейшего расширения военно-технического сотрудничества. Были проведены переговоры о приобретении российских зенитных комплексов «Панцирь», зенитных ракетных комплексов ближнего действия (4–5 км) «Стрелец», состоящих из связки двух–четырех пусковых установок ракет «Игла». Вероятно, окончательно решены вопросы о поставке Сирии истребителей Су-27 и Миг-29, дополнительные поставки Су-24, а также закупка и модернизация средств ПВО ЗРК — С-75 «Двина», С-125 «Печора-2А», С-200 «Ангара», «Куб», «Квадрат», «Оса» противотанковых ракет «Корнет-Э» и «Метис-М» общей стоимостью 138 млн долларов.

Выбор времени для визита Асада был не случаен, он явно был приурочен сразу к нескольким важным международным событиям: выборам в Ираке, инаугурации Джорджа Буша, завершению выборов в Палестине. По мнению многих экспертов, именно от позиции Сирии будет зависеть возобновление диалога с Израилем, отношения с которым находятся в замороженном состоянии уже много лет. Не менее важно, какую позицию займет Дамаск в ходе переговоров между Израилем и Палестиной, а также в иракском вопросе. Изменение позиций налицо, о чем свидетельствует объявленное правительством Сирии согласие на переговоры с Израилем.

В отношении Ирака — самого крупного соседа Сирии — все прочнее мнение о том, что наилучшей стратегией для США на Ближнем Востоке может стать уход из этой страны. При условии продолжения оккупации американцам не удастся превратить Ирак в успешное демократическое государство (впрочем, это маловероятно в любом случае). Естественными союзниками США в момент ухода из Ирака могли бы стать Иран и Сирия. Но с Ираном у Америки напряженные отношения из-за иранской ядерной программы. Сирия же может быть вовлечена в иракский конфликт по двум сценариям, предполагаемым экспертами. Первый вариант: выводя войска из Ирака, американцы постараются заручиться поддержкой внутри и вне страны, в том числе со стороны Дамаска. Второй вариант, прямо противоположный: во время выхода из Ирака США нанесут одновременные удары по ядерным объектам в Иране и по Сирии, если она не закроет сирийско-иракскую границу для террористов и не прекратит помощь организации «Хизбалла» в Ливане. Видимо, в ходе визита Асада и обсуждались оба этих сценария.

Очевидно, что в ситуации, когда спустя три года после свержения Саддама Хусейна американцы фактически неспособны держать ситуацию под контролем, единство Ирака как единого государства вызывает большие сомнения, а рост сепаратистских настроений не может не беспокоить страны региона.

После визита президента Сирии в Россию начались челночные визиты государственных чиновников Москвы и Дамаска, которые уточняли вопросы дальнейшего военно-технического сотрудничества. С 2000 года по сентябрь 2005 года включительно Россия поставляла только боеприпасы для стрелкового вооружения и увеличила вдвое (до 60 человек) количество сирийских слушателей военных академий.

В сентябре 2005 года состоялся визит начальника генерального штаба сирийской армии корпусного генерал Али Хабиба. После переговоров на Арбатской площади, где расположено российское Министерство обороны, он посетил несколько оборонных предприятий, в том числе Тульское конструкторское бюро приборостроения, которое является разработчиком около 130 образцов вооружения и техники. Большое внимание было уделено зенитному ракетно-пушечному комплексу «Панцирь».

В конце января 2006 года с ответным трехдневным визитом в Сирии побывал начальник российского Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский. Переговоры в Дамаске, так же как в Москве, проходили за закрытыми дверями. Однако по итогам переговоров Али Хабиб заявил, что «Сирия всегда будет отстаивать свои права и не отступится от них, рассчитывая на помощь друзей, в числе которых Российская Федерация». В ответном слове генерал армии Балуевский заявил о необходимости «уважать государственный суверенитет и права людей на выбор той жизни, которую они хотят». Визиты начальников генеральных штабов, видимо, явились основанием для разработки соответствующих договоренностей о поставках Россией в Сирию военной техники и вооружений.

По данным газеты «Коммерсант», в ходе проведенных переговоров были заключены контракты на модернизацию 1000 танков Т-72 до уровня Т-72М1 (Уралвагонзавод, Нижний Тагил). В соответствии с российским проектом модернизации танк будет оснащен 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46 повышенной дальности и кучности стрельбы, комплексом управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс», 12,7-мм (зенитным) и 7,62-мм пулеметами. Автоматизированная система управления огнем с цифровым баллистическим вычислителем и стабилизированным в двух плоскостях полем зрения прицела обеспечивает ведение огня из пушки на дальностях до 5000 метров в любое время суток. Значительно повышается защищенность танка от высокоточных средств поражения. Комплекс защиты включает универсальную динамическую защиту, в 1,5 и 1,8 раза снижающую эффективность воздействия бронебойных подкалиберных и кумулятивных зарядов соответственно; электромагнитную защиту от мин и противотанковых управляемых ракет (ПРУР) с магнитометрическими взрывателями; комплект «Накидка» для снижения радиолокационной и инфракрасной заметности. На танки могут быть установлены новые двигатели В92С2 мощность 1000 л.с. и 120-мм пушка под стандарт НАТО с соответствующим автоматом заряжания. В целом, модернизированный танк без кардинальных конструктивных изменений в 1,99 раза повышает боевую эффективность Т-72М1, которая практически сравнится с боевой эффективностью Т-90С. Для Сирии это важно, поскольку модернизированный танк на 40% дешевле Т-90С, а стоимость модернизации не превышает 60% цены нового танка. Договором предусмотрены поставка учебных тренажеров и стендов, обучение экипажей и инструкторов.

Идут переговоры о поставке Дамаску истребителей Су-30МКИ, учебно-боевых самолетов Як-130, модернизации истребителей МиГ-29, партии комплексов ПВО «Панцирь-С1», двух дизельных подводных лодок проекта 1650 «Амур».

Сирия в обмен на поставки вооружений дала согласие на расширение военно-морского присутствия России в Средиземноморском регионе. И тому есть подтверждение. Как стало известно, начато углубление дна в сирийском порту Тартус, где в советские времена корабли 5-й оперативной флотилии проводили ремонт и пополнение материальных запасов. 5-я оперативная флотилия покинула Средиземное море осенью 1991 года. В 1999 году в Тартуский порт на короткое время заходили разведывательные суда Черноморского флота, осуществлявшие слежение за кораблями НАТО, участвовавшими в войне против Югославии. В нынешнее время в Тартусе дислоцируются пункт материально-технического обеспечения и временного базирования Черноморского флота (одна плавмастерская) и три плавучих причала ПМ-61. Одновременно российскими специалистами начаты работы по расширению порта и строительству причала в Латакии.

Похоже, Россия в ситуации определилась, и ее позицию на Ближнем Востоке можно назвать выдержанной. Решение о поддержке и развитии российской военно-морской базы в Тартусе (рядом с сирийско-ливанской границей) не должно вызывать беспокойства ни у США, ни у НАТО: об этом было заявлено полтора года назад в Стамбуле на июльском саммите стран Североатлантического альянса. Тогда на заседании Совета «Россия – НАТО» российская сторона подтвердила свое участие в антитеррористической операции «Активные усилия» в Средиземноморье. В настоящее время в ней участвуют корабли группировки сил 6-го флота США И НАТО, насчитывающей около 50 кораблей. В сентябре 2004 года боевые корабли российского Черноморского флота участвовали в совместных учениях с ВМФ Италии. Для обеспечения деятельности отряда кораблей в Средиземном море использовался пункт материально-технического обеспечения Черноморского флота в Тартусе.

Не исключено, что в дальнейшем опорный пункт российского флота в Сирии будет расширен и превращен в российскую военно-морскую базу (особенно учитывая, что после победы Ющенко на Украине весьма вероятно сокращение срока аренды пунктов базирования Черноморского флота России в Крыму). В российской и зарубежной прессе широко обсуждается этот вопрос. Конечно, наличие постоянной базы российского флота в Средиземном море решает попутно еще несколько стратегических задач. Во-первых, облегчает размещение боевых кораблей и кораблей обеспечения после завершения срока аренды базы Черноморского флота в Севастополе. Во-вторых, в случае каких либо осложнений политического, экономического или техногенного характера обеспечивает выход части сил Черноморского флота в мировой океан. В-третьих, в перспективе обеспечивает усиление Средиземноморской группировки силами Северного флота. И наконец, позволит не только усилить свое военно-морское присутствие на постоянной основе на Ближнем Востоке, но и обеспечить безопасность с моря большой части сирийской территории. По неподтвержденным данным, командование российского Военно-морского флота планирует сформировать эскадру из боевых кораблей Черноморского флота во главе с ракетным крейсером «Москва». Эскадра будет действовать в Средиземном море на постоянной основе, принимая участие в антитеррористической операции «Активные усилия». Для защиты базы и прикрытия с воздуха, возможно, будут развернуты ракетные комплексы большой дальности С-300 ПМУ-2 «Фаворит», которые будут эксплуатироваться российскими военнослужащими. Предполагаемая аренда ВМБ обойдется России примерно в 400–450 млн долларов.

Однако эти предположения по большей части преждевременны и надуманны. Нельзя исключить, что санкционированный сброс в открытую печать таких предположений является проверкой реакции со стороны США и его союзников по НАТО, государственных структур и общественного мнения Украины и стран, граничащих с Сирией — Турции, Израиля, Египта. Из Главного штаба ВМФ РФ информацию о планах передислокации не подтвердили, объяснив это тем, что планов досрочного вывода сил флота из Украины нет. По данным Министерства обороны РФ, соглашение об аренде флотом территории Крыма действительно до 2017 года. Бюджетные средства на оборудование базы флота в Новороссийске начнут выделяться в больших объемах после 2007 года. Предполагается, что в течение десяти лет район побережья и прилегающая к нему акватория будут оборудованы под базирование и ремонт всех типов кораблей и маневр силами флота. Это означает оборудование причалов длиной несколько километров и глубиной у причальной стенки до 13–14 метров, размещение погрузочно-разгрузочных средств, складов боеприпасов, прокладку трассы трубопроводов и нефтехранилища, подвод железнодорожных путей и энергетических линий. Для ремонта кораблей будут сооружены сухие доки и пирсы в несколько километров. Кроме того, оборудование и развертывание системы ПВО, позиции береговых ракетных частей, наблюдения, заграждения.

Действительно, на переходы из Черного в Средиземное море и обратно затрачиваются большие средства, невосполнимые моторесурсы кораблей. И база на побережье в Сирии могла бы значительно сэкономить эти ресурсы. Однако именно по экономическим показателям трудно представить, что Россия может одновременно выделять средства на оборудование двух военно-морских баз в Новороссийске и Тартусе, как бы это ни было выгодно в геополитическом плане и как бы этого не хотелось некоторым политикам.

Нельзя исключать и предположения, что данный проект существует, но реализация его возможна только в будущем. Не готовы железнодорожные пути и паромные переправы в Сирии. Подписанное в 2003 году соглашение по проекту «Железная дорога без границ» до сих пор не введено в действие, поэтому неизвестно, когда будут начаты транзитные перевозки грузов из стран Центральной Азии через Иран и Ирак в сирийский порт Латакия. До сих пор ведутся подготовительные работы по созданию паромной переправы: южные порты Италии – порты Греции – порт Латакия. Хотя по договору от 25.02.1972 СССР проводил в порту Латакия гидрогеологические и гидрологические изыскания до середины 80-х годов.

Понятна ностальгия нынешнего командования ВМФ России по былому могуществу советского Военно-морского флота, когда оперативная бригада Северного флота использовала для базирования порты Конакри (Гвинея) и Луанду (Ангола). В Индийском океане 8-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота имела пункты материально-технического обеспечения в портах Аден и островах Сокотра (Йемен), Дахлак (ныне Эретрея), Бербера (Сомали). Реально же в современных условиях можно говорить только о каком-то усилении пункта материально-технического обеспечения Черноморского флота в Тартусе для решения сегодняшних не стратегических, а оперативно-тактических задач.

Если говорить о военно-техническом сотрудничестве России с Сирией, то следует признать, что Сирия по-прежнему является серьезным потенциальным рынком вооружений для российских экспортеров, поскольку в течение длительного времени она практически не имела возможности получать в больших количествах новое вооружение. Сирия испытывает острейшую потребность в технической модернизации своей большой, но устарелой армии. Россия не собирается сокращать военные поставки вооружений. По словам заместителя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александра Денисова, «мы думаем о наших национальных интересах. 80% сирийского вооружения составляют советские образцы вооружений. До тех пор пока не будет санкций ООН, в поставках ничего не изменится». Однако реализация подписанных контрактов и их выполнение будут связаны с большими рисками и проблемами в первую очередь в политическом плане. И даже при их преодолении остается опасение того, что сирийская сторона не выполнит полностью контракты из-за стремления Дамаска к диверсификации в области вооружений и военной техники и ведущимися переговорами с другими экспортерами вооружений на Западе и в Азии.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.0377 sec