Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 мая-4 июня 2006 года)

06 июня 2006
На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг ядерной программы Ирана.

Президент ИРИ М. Ахмадинежад заявил о готовности его страны вести переговоры по ядерной проблематике без каких-либо предварительных условий и на равноправной основе. В этом контексте в Тегеране сообщили о готовности рассмотреть предложения по урегулированию иранской ядерной проблемы, разработанные на встрече в Вене 1 июня глав внешнеполитических ведомств стран «шестерки» (Великобритания, Германия, Китай, РФ, США, Франция). Министр иностранных дел ИРИ М. Моттаки заявил: «После изучения пакета предложений мы представим свою точку зрения на них».

Предложения, выработанные «шестеркой», не раскрываются, но, по заявлению главы МИД РФ С. Лаврова, они охватывают три сферы: ядерную программу ИРИ, экономическое и торговое сотрудничество с ИРИ, а также гарантии безопасности Ирану. Тегерану на обдумывание ответа предложен срок до начала работы саммита G-8 в Петербурге в июле с. г.

В случае, если ИРИ отвергнет этот пакет предложений, в отношении ее будут приняты санкции. Среди возможных санкций, как полагают, может быть запрет на выдачу виз представителям властей Исламской республики, замораживание зарубежных активов Ирана, блокирование финансовых сделок, осуществляемых иранскими чиновниками и лицами, причастными к ядерной программе, запрет на военные поставки.

В пакете предложений также оговаривается, что любые дальнейшие действия в отношении Ирана будут предприниматься только на основе новых консультаций между пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН.

США сообщили о согласии присоединиться к переговорам по иранской ядерной проблеме. Президент Дж. Буш заявил, что это станет возможным при условии проверяемого прекращения Тегераном деятельности по обогащению урана. Одновременно госсекретарь К. Райс подчеркнула, что Иран должен не только прекратить обогащение урана, но и перестать быть «спонсором терроризма». Райс также считает, иранцы к концу текущего года будут в состоянии обогащать уран в промышленных масштабах, а международное сообщество не должно это допустить.

Свое согласие начать диалог с вашингтонской администрацией выразило и иранское руководство, но при условии «отсутствия давления и без навязывания Ирану предварительных условий относительно ядерной деятельности».

В целом в последние дни наметились отдельные сдвиги в урегулировании иранской ядерной проблемы. Как представляется, наиболее сложным и трудным здесь остается вопрос о месте проведения работ по обогащению иранского урана. Маловероятно, что Тегеран кардинально изменит свою неоднократно и твердо заявленную позицию и откажется от обогащения урана на собственной территории.

31 мая – 1 июня в Пекине прошел Китайско-арабский форум по сотрудничеству на уровне министров иностранных дел, в ходе которого обсуждались главным образом вопросы взаимодействия в сфере энергетики, особенно в нефтяной и газовой областях. По итогам работы форума принят план действий, предполагающий создание конкретного механизма китайско-арабского диалога в области энергетического сотрудничества.

Китай, испытывающий дефицит топливно-энергетических ресурсов, желает расширять экспорт нефти и газа из арабских стран. В арабских же столицах, как видится, во все большей степени воспринимают КНР как державу № 2 современного мира и, соответственно, стремятся к развитию разносторонних отношений с Пекином.

События, произошедшие в Кабуле 29 мая с. г., со всей очевидностью продемонстрировали шаткость позиций нынешнего руководства Афганистана во главе с президентом Х. Карзаем, а также отчетливо высветили негативное отношение афганского населения к пребыванию на территории страны иностранных, прежде всего американских войск.

Х. Карзай осудил действия американских военнослужащих, открывших огонь по афганцам, собравшимся на месте дорожно-транспортного происшествия, что привело к человеческим жертвам и инициировало массовые антиправительственные и антиамериканские выступления. Президент также освободил от занимаемых должностей большую группу высокопоставленных чинов МВД, что связывают с последними событиями в столице.

Между тем в ряде южных и центральных провинциях страны продолжаются активные боевые действия афганских правительственных сил и войск международной коалиции с отрядами движения «Талибан». На минувшей неделе афганская армия сумела отбить у талибов ряд захваченных ими населенных пунктов. Действия наземных сил постоянно поддерживает авиация США и их союзников по НАТО, которая подвергает интенсивным бомбардировкам районы предполагаемого нахождения исламистских боевиков.

Напряженная обстановка сохраняется в Ираке. В различных районах страны практически ежедневно происходят вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия. В первую очередь, это относится к столице страны Багдаду, а также к крупнейшему городу иракского юга Басре. 3 июня в Багдаде был убит один и похищены четверо российских дипломатических сотрудников.

В Басре нарастает волна насилия и произвола. Здесь постоянно происходят убийства и похищения людей на религиозной почве, процветает коррупция, повсеместно действуют организованные криминальные группировки, вооруженные банды, «эскадроны смерти». В целом развитие ситуации в городе и прилегающих к нему районах поставило под угрозу безопасность стратегически важного для страны южного нефтяного комплекса и экспортных нефтяных терминалов.

31 мая при посещении Басры премьер-министр Н. аль-Малики объявил о введении в городе и одноименной провинции чрезвычайного положения сроком на один месяц. Аль-Малики подчеркнул, что нормализация обстановки в Басре является «критически важной задачей» для всего Ирака. При этом глава правительства обещал навести порядок в городе и его окрестностях при помощи «железного кулака». В первую очередь, это подразумевает разоружение всех неправительственных военизированных формирований, действующих в регионе, а также передачу всей полноты власти в руки официальных структур.

По оценке посла США в Багдаде З. Халилзада, у нового иракского правительства есть всего 3-6 месяцев, чтобы улучшить ситуацию в стране, иначе оно падет.

Ситуация в зоне палестино-израильского конфликта остается сложной, с элементами напряженности. Не прекращается «война полномочий» между палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. Глава ПНА М. Аббас, официально возглавляющий палестинские силовые структуры, продолжает настаивать на расформировании недавно созданной хамасовским правительством новой службы безопасности, что руководство радикального движения категорически отказывается делать.

Аббас заявил, что не будет посещать сектор Газа до тех пор, пока новое формирование не будет распущено. В свою очередь лидеры ХАМАС требуют от Аббаса доступа к имеющимся у него финансовым средствам. Эпизодически продолжаются вооруженные столкновения между сторонниками двух движений в секторе Газа.

На фоне противоборства с ХАМАС руководство ФАТХ предпринимает шаги по консолидации рядов движения. Так, М. Аббас в ходе своего визита в Тунис встретился с постоянно проживающими в этой стране видными руководителями ФАТХ, в т. ч. с главой ЦК движения Ф. Каддуми. Достигнута договоренность провести пленарное заседание ЦК ФАТХ 26 июня с. г. в столице Иордании Аммане.

В ответ на действия ХАМАС по упрочению своих позиций на территориях Западного берега реки Иордан (ЗБРИ), в т. ч. по созданию там собственных боевых формирований, руководство ФАТХ уже создало на ЗБРИ новую военизированную структуру численность ок. 2,5 тыс. человек.

Лидер ХАМАС Х. Машаль, глава правительства И. Хания и руководитель МИД М. Захар отвергли предложенный ФАТХ референдум по вопросу о создании палестинского государства в границах до войны 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме и сосуществовании двух государств – израильского и палестинского. По всей вероятности, лидеры ХАМАС опасаются, что в случае победы сторонников этой идеи (а как показал последний опрос среди палестинцев, это очень вероятно) движению придется либо подчиниться волеизъявлению народа, либо пойти наперекор большинству палестинцев.

Китай призвал ХАМАС «принять во внимание интересы палестинцев» и признать Израиль. В то же время в Пекине выступают против политической изоляции и экономической блокады палестинских территорий, а также не считают ХАМАС террористической организацией. Король Иордании Абдалла II во время своего визита в Вашингтон призвал США приложить усилия для возобновления палестино-израильских переговоров.

Правительство ХАМАС, находящееся под сильным давлением как международного сообщества, так и на самих палестинских территориях, «всерьез рассматривает возможность принять Саудовскую мирную инициативу» 2002 г., которая предусматривает, в частности, нормализацию отношений арабов с Израилем в обмен на возвращение всех оккупированных им в 1967 г. арабских территорий.

На минувшей неделе правительство Израиля решило сократить бюджет министерства обороны на 2006 г. на сумму в 500 млн шекелей (свыше 100 млн долл.). За данное решение проголосовали 18 министров. Семь членов кабинета от партии Авода во главе с А. Перецом - лидером партии и главой военного ведомства – отказались поддержать это решение. Начальник генштаба израильских ВС генерал Д. Халуц назвал принятое решение «оскорбительным для армии», отметив, что безопасности государства нанесен ущерб.

В ночь на 2 июня в столице Ливана Бейруте тысячи шиитов организовали массовые выступления в знак протеста против карикатурного показа по одному из местных частных телеканалов лидера крупнейшего шиитского радикального движения Хизбалла» шейха Х. Насруллы.

2 июня в йеменской столице Сана Саудовская Аравия и Йемен подписали соглашение об окончательной демаркации границы между двумя государствами. Таким образом, можно говорить об окончании длившихся на протяжении нескольких десятилетий йеменско-саудовских погранично-территориальных споров, которые неоднократно перерастали в пограничные вооруженные конфликты.

Власти Турции усиливают меры по охране нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Первая партия нефти по нему поступила из Азербайджана на турецкий средиземноморский терминал 28 мая. В программу обеспечения безопасности входит, в частности, увеличение числа полицейских постов вдоль линии нефтепровода и создание специальных мобильных полицейских отрядов. Усиление мер безопасности вызвано активностью курдских боевиков, которые недавно подорвали участок нефтепровода в Восточной Турции.

В Судане лидер одной из фракций в повстанческом движении Суданская освободительная армия (СОА) М. ан-Нур и глава другой повстанческой группировки Движения за справедливость и равенство (ДСР) Халиль, отказались подписать соглашение о мирном урегулировании в регионе Дарфур в срок, определенный Африканским союзом (31.05.06).

Они требуют для себя больше постов в правительстве, разоружения проправительственных вооруженных формирований и более крупных компенсаций жертвам конфликта. В то же время часть политиков и полевых командиров из фракции ан-Нура и ДСР изъявили готовность поставить свои подписи под этим документом, даже вопреки воле своих лидеров. Как известно, 5 мая правительство Судана и крупнейшая фракция СОА во главе с Миннави подписали соглашение, предполагающее мирное урегулирование конфликта в Дарфуре.

Приложение

ВВС арабских государств: состояние и перспективы


Военно-политическое руководство арабских стран традиционно уделяет повышенное внимание развитию военно-воздушных сил, их оснащению современной авиационной техникой. ВВС во многих государствах региона являются наиболее динамично развивающимся видом вооруженных сил.

Численность личного состава арабских ВВС (вместе с войсками ПВО) составляет ок. 333,5 тыс. чел. или примерно 16,5% от общей численности вооруженных сил. Они состоят из бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой (противопартизанской), истребительной, разведывательной, РЭБ, учебной, военно-транспортной и вертолетной авиации.

Бомбардировочная авиация (Ту-22, Су-24) имеется в ВВС Алжира, Сирии и Ливии. Самолеты и вертолеты РЭБ состоят на вооружении ВВС Алжира, Египта, Саудовской Аравии и Марокко. Специальные самолеты-разведчики имеются в ВВС Алжира, Египта, Сирии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Марокко и Ливии. В остальных странах задачи воздушной разведки выполняют специально выделенные для этой цели самолеты (истребители, истребители-бомбардировщики, транспортные самолеты).

Организационно ВВС в арабских странах сведены в авиационные бригады (истребительно-бомбардировочные, истребительные, смешанные, военно-транспортные, учебные, вертолетные) и отдельные эскадрильи. В составе сирийских ВВС имеются две смешанные авиационные дивизии.

На вооружении ВВС арабских государств в 2005 г. состояло 2526 боевых самолета (бомбардировщиков – 70, истребителей-бомбардировщиков и противопартизанских самолетов - 864, истребителей (ПВО и тактических) – 1468, разведчиков – 110, самолетов РЭБ и ДРЛО – 14), 1292 учебно-боевых и учебных самолетов, 423 транспортных самолета, 510 боевых и 963 многоцелевых вертолетов. Кроме того, на вооружении ВВС ряда стран состоят беспилотные летальные аппараты для ведения воздушной разведки.

Самолетный и вертолетный парк арабских ВВС представлен боевыми и вспомогательными машинами советского (российского), американского, английского, французского, китайского, чешского, испанского, немецкого, итальянского, индонезийского, бразильского, египетского, пакистанского, южноафриканского и югославского производства.

Наиболее крупными ВВС обладают Египет (547 боевых самолетов, 128 боевых вертолетов), Сирия (478 боевых самолетов, 71 боевой вертолет), Ливия (379 боевых самолетов, 41 боевой вертолет), Саудовская Аравия (304 боевых самолета) и Алжир (202 боевых самолета и 73 боевых вертолетов). При этом наибольшей ударной мощью обладают ВВС Египта и Саудовской Аравии. С поступлением на вооружение фронтовых бомбардировщиков Су-24 значительно возросли ударные возможности алжирской авиации.

Основная масса боевых самолетов и вертолетов представлена машинами устаревших образцов. Современных самолетов (Су-24, МиГ-29, «Мираж» 2000, F-15, F-16, F/А-18 и «Торнадо» различных модификаций) имеется всего 837 - ок. 34% самолетного парка боевой авиации. Современных вертолетов АН-64 «Апач» насчитывается всего 65 или ок. 11% парка боевых вертолетов. Наиболее новую материальную часть имеют ВВС Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна. Меры по обновлению самолетного парка принимают Алжир, Йемен, Оман.

Слабой стороной арабских ВВС является незначительное количество самолетов-разведчиков, которые составляют всего ок. пяти процентов от общего числа самолетов боевой авиации. Малочисленность парка военно-транспортной авиации не позволяет осуществлять крупные переброски личного состава и техники, ограничивает возможности применения ВДВ.

Большинство арабских стран имеет хорошую аэродромную базу. На многих аэродромах оборудованы железобетонные укрытия для самолетов. В первую очередь, это относится к ВВС Сирии, Египта, Саудовской Аравии и Иордании.

В ближайшей перспективе развитие арабских ВВС будет в основном идти по пути постепенного обновления самолетного и вертолетного парка на более современные образцы техники, часть авиатехники будет модернизироваться. При этом значительного увеличения численности личного состава ВВС и количества авиационной техники не предусматривается.

Наиболее динамично развиваются ВВС таких стран как Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Египет.

Алжир. В 2000-2005 гг. ВВС АНДР получили из России 22 бомбардировщика Су-24МК. Вертолетная авиация пополнилась в 2004 г. 42 российскими транспортно-боевыми вертолетами Ми-171Ш. Из Белоруссии и Украины поступило 613 ракет «воздух-воздух» Р-23 и Р-73.

Ведутся переговоры с ЮАР о закупке партии ударных вертолетов «Руиволк» и четырех БЛА типа «Кентрон» RPV-2 для контроля за обстановкой в приграничных районах. В 2004 г. подписан контракт с Испанией на приобретение 6 транспортных самолетов Е-295, которые также можно будет использовать для патрулирования и задач противолодочной обороны.

Пакетное соглашение с Россией (2006 г.) включает по линии ВВС закупку истребителей Су-30МКА (до 28 единиц, модифицированных с учетом требований ВВС АНДР), закупку по схеме trade in (обмен 1 на 1) самолетов МиГ-29СМТ (36 единиц) с опционом на поставку еще 30 машин и 16 учебно-боевых самолетов Як-130. Также будут поставляться ракеты «воздух-воздух» Р-73Э и РВА-АЭ и «воздух-земля» Х-31. Предполагается модернизация истребителей МиГ-21 по программе МиГ-21-93. МиГ-29 начнут поставляться в Алжир в 2007 г. В то же время пока не сообщается о сроках поставки Су-30.

Египет. Предполагается большинство состоящих на вооружении ВВС самолетов типа F-16 модернизировать до уровня F-16 Блок 40. МО США изучает возможность создания в АРЕ полной технической базы, необходимой египтянам для самостоятельного технического обслуживания самолетов F-16. Дополнительно планируется приобрести еще один самолет ДРЛО типа «Хокай».

Достигнута договоренность о проведении модернизации боевых вертолетов АН-64А «Апач» до уровня модели АН-64D «Лонгбоу» и модернизации вертолетов СН-47. США поставят АРЕ в ближайшие годы ракеты «воздух-воздух» «Сайдвиндер», ракеты «воздух-земля» «Спарроу», «Хеллфайр» II и AMRAAM. Украина поставит 18 военно-транспортных самолетов Ан-74 (первая машина поступила в 2005 г.). С Германией имеется договоренность о приобретении 74 учебных самолетов G-115F9. Прорабатывается вопрос то закупке в России партии истребителей МиГ-29СЭ.

В 2002 г. принято решение о проведении НИОКР по созданию учебно-боевого самолета национальной разработки. Египтяне намерены создать машину, которая могла бы применяться в качестве легкого штурмовика и учебно-тренировочного самолета. Сборку самолета предполагается организовать в АРЕ из комплектующих узлов, выпускающихся на национальных предприятиях, за исключением двигателей, которые планируется приобрести у одной из иностранных фирм. В перспективе египетское руководство рассматривает возможность экспортных поставок этих машин в другие арабские страны.

Саудовская Аравия. Планами развития ВВС предусмотрено дальнейшее увеличение самолетного парка за счет закупок авиационной техники. Великобритания поставит 72 истребителя «Еврофайтер Тайфун» (подписание контракта ожидается летом 2006 г.). Англичане также будут до 2030 г. оказывать содействие в обучении саудовских летчиков и наземного персонала, поставят запчасти, помогут в обслуживании и ремонте самолетов. Кроме того, предусматривается модернизация самолетов типа «Торнадо». Ведутся переговоры о приобретении 40 английских учебно-тренировочных самолетов типа «Хок». В перспективе не исключена закупка в США самолетов JSF. Имеются намерения удвоить число самолетов ДРЛО Е-3А АВАКС и приобрести 70 транспортных самолетов С-130J-30. Не снят вопрос и о приобретении истребителей F-16D Блок 60 для замены устаревших самолетов F-5.

ОАЭ. С США в 2000 г. подписан контракт на поставку 80 истребителей F-16C/D Блок 60 «Дезерт Фалкон» (55 одноместных и 25 «спарок»). Вместе с самолетами поставляется комплекс вооружения, включающий в себя ракеты и авиабомбы различных типов. Поставки начались в 2005 и завершаться в 2007 г. ОАЭ первыми из стран Ближнего Востока получают доступ к радиоэлектронному оборудованию столь высокотехнологичного самолета как F-16 Блок 60. Освоение новой техники идет медленно, с трудностями. Один самолет уже потерян.

Поставки 30 французских истребителей «Мираж» 2000-9 будут завершены в 2007 г. Для увеличения радиуса действия истребителей F-16 и «Мираж» рассматривается вопрос о приобретении трех самолетов-заправщиков.

Планируется модернизировать самолеты типа «Хок» Mk63 и «Хок» Mk102, а вертолеты АН-64 «Апач» довести до уровня модификации АН-64D «Лонгбоу», и закупить дополнительно 30 вертолетов данного типа. С Италией в 2005 г. подписан контракт на приобретение 8 многоцелевых вертолетов нового поколения АВ-139.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.0322 sec