ГУАМ как энергетическая альтернатива России?

24 мая 2006
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий

На этой неделе на саммите в Киеве региональное объединение ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия) получило новый статус и название – «Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ».

Упоминание демократии роднит ее с другим аналогичным проектом – Сообществом демократического выбора – с той только разницей, что в ГУАМ входит не числящийся в Сообществе Азербайджан, который на Западе вовсе не считают ориентиром демократизации на постсоветском пространстве. Вспомним, что о недавних парламентских выборах в этой стране президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Элси Гастингс отзывалась весьма недвусмысленно: «Увиденные нарушения, особенно в ходе дня выборов, привели нас к выводу, что выборы не соответствуют международным обязательствам, данным Азербайджаном». Однако когда речь идет о серьезных вопросах, то к «нефтяным» странам отношение государств – потребителей «черного золота» куда снисходительнее.

Но если демократическая идентичность нового объединения выглядит декларацией, нацеленной на западных партнеров, то с «экономическим развитием» дело обстоит куда интереснее. Вначале президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что на саммите будет преобладать энергетическая составляющая. Затем его украинский коллега Виктор Ющенко заявил: «Азербайджан владеет уникальной добычей нефти, Украина владеет уникальными возможностями транзита. Почему бы эти усилия не объединить?».

Таким образом, страны-члены ГУАМ дают понять, что намерены создать энергетическую альтернативу России. Вопрос в том, насколько эта альтернатива реальна.

По словам Алиева, страны ГУАМ составляют «естественный природный коридор между Азией и Европой, Каспийским бассейном и Европой». Он подчеркнул, что создание действенной транспортной инфраструктуры предопределит на многие годы вперед успешное экономическое развитие стран, входящих в организацию. Однако реальная политика учитывает не только стратегические планы, но и ближайшие перспективы – а вот с ними немало проблем.

Ющенко планирует поставлять украинскую электроэнергию «на Кавказ и через Кавказ дальше». Но в данном случае Украине придется иметь дело с конкурентом в виде России, которая существенно ближе к клиентам и может предложить им более выгодные условия.

Так что пока эти планы напоминают идеи Юлии Тимошенко, которая в период своего премьерства выдвигала грандиозный проект строительства совместно с «Газ де Франс» газопровода из Ирана для того, чтобы создать в Европе альтернативу российскому газу. Теперь об этом даже не вспоминают – и не только из-за резкого обострения отношений Запада с Тегераном, но и из-за высокой затратности этого проекта.

Принципиально новые нефтяные проекты с участием Азербайджана и Украины сейчас маловероятны. Напомним, что в прошлом году был торжественно открыт нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (в данном случае в роли транзитной страны, получающей свой процент за транспортировку, выступает Грузия), но еще до этого события эксперты обращали внимание на то, что запасов бакинской нефти может не хватить для такого амбициозного проекта.

В конце концов, нефть в Азербайджане добывают еще с царских времен, и некогда знаменитые месторождения изрядно истощились. Гарантированно рентабельным этот проект может стать только в одном случае – если к нему присоединится Казахстан, чего добиваются американцы, настаивая на строительстве Транскаспийского нефтепровода. Однако Украина здесь явно ни при чем.

Сейчас для Украины главная энергетическая тема – газовая. Но не случайно, что как раз о ней, применительно к сотрудничеству Киева и Баку, на саммите не говорилось. Казалось бы, говорить есть о чем – ведь в будущем году в Европу пойдет газ из азербайджанского месторождения Шах-Дениз по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум. Однако обратимся к анализу ситуации, сделанному еще пару лет назад заместителем председателя правления «Газпрома» Александром Медведевым.

Первая очередь Шах-Дениза не превышает в совокупности 7 млрд. куб. м, из которых 4 млрд приходится на Турцию и Грузию. Остается меньше половины, что несопоставимо с уровнем поставок в Европу российского газа. Таким образом, азербайджанский газ может стать ресурсом, опять-таки, для Саакашвили, государство которого выгодно соседствует с Азербайджаном, но не для Ющенко.

Получается, что энергетическое партнерство в рамках ГУАМ в настоящее время выглядит весьма гипотетично. Тогда зачем нужна эта организация? Скорее всего, в ближайшее время она будет выступать в качестве дискуссионной альтернативы российским проектам на постсоветском пространстве, в том числе Единому экономическому пространству (ЕЭП): не случайно, что на саммите ГУАМ достигнута договоренность о создании зоны свободной торговли, явно конкурирующей с ЕЭП.

Европа, что очевидно, не готова принять в свои ряды постсоветских неофитов, но рассматривает «промежуточные» варианты прозападных межгосударственных коалиций, одной из которых и является ГУАМ.

Но от деклараций о намерениях до их конвертации в реальные энергетические проекты, связанные с перспективами не только соседних Азербайджана и Грузии, но и других стран этого альянса – дистанция огромного размера.

РИА Новости

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03631 sec