Кризис вокруг Ирана и возможные сценарии развития событий

14 мая 2006
А.Г. Рыков

Кризис вокруг Ирана служит отражением тех реалий, которые к настоящему времени сложились как внутри самого Ирана, так и вокруг него, и вызван действиями США и Ирана. Истоки наблюдаемого сейчас обострения отношений лежат в развитии внешнеполитических концепций Соединенных Штатов и Исламской Республики в течение последних лет.

Ставя во главу угла обеспечение своих так называемых национальных интересов, американцы не могут и не хотят позволить враждебному государству, которым они в настоящее время называют Иран, превратиться в лидера Большого Ближнего Востока и мусульманского мира. Иран в свою очередь почувствовал свою силу и исторический шанс стать таким лидером.

Таким образом, иранский кризис, являясь одной из наиболее острых проблем современных международных отношений, наводит на вопрос: «А каковы наиболее вероятные сценарии дальнейшего развития событий вокруг иранского кризиса и последствия для основных участников процесса, включая Россию, и международного сообщества в целом?»

В настоящее время Исламская Республика Иран служит объектом повышенного интереса со стороны США в силу целого ряда факторов:

- Иран занимает очень выгодное геостратегическое положение на стыке Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, позволяющее активно влиять на эти регионы, объявленные США зоной своих жизненно важных национальных интересов.

- Иран обладает значительными запасами углеводородов, контроль над которыми позволил бы США решить проблему собственной энергетической безопасности, а распоряжение ими — занять лидирующее место в мировом производстве и сбыте таких ресурсов.

- Иран, с точки зрения США, представляет реальную угрозу безопасности Израиля, перед которым США имеют обязательства в области безопасности.

- Иранский режим резко отрицает распространяемые и навязываемые США западные либерально-демократические ценности.

Таким образом, активно обсуждаемая ядерная программа Ирана и заявления его лидеров по поводу Израиля являются всего лишь весомым поводом для реализации главной цели — смены нынешнего иранского режима, который в Вашингтоне считают экстремистским и террористическим.

Нельзя исключать, что США и Израиль в конечном итоге решатся пойти на применение силы против Ирана. Среди факторов, способствующих этому, присутствует и внутриполитическая ситуация в самих Соединенных Штатах. В случае продолжения падения популярности нынешней американской администрации и партии республиканцев для исправления ситуации может понадобиться повод, который позволит объединить нацию перед лицом внешней угрозы.

На эту роль идеально подходит нынешний Иран, особенно после известных заявлений по поводу Израиля и Холокоста, интерпретированных западными средствами массовой информации в выгодной для себя форме. К тому же общественное мнение США уже склонно одобрить воздушную операцию по уничтожению иранских ядерных объектов, но без оккупации территории, учитывая горький опыт подобных действий американцев в Ираке.

При любой форме действий против Ирана США продолжат уделять значительное внимание воздействию на внутреннюю ситуацию в Иране через информационную сферу, оказывая финансовую поддержку оппозиции, демократическим преобразованиям и пропагандируя западные либеральные ценности.

На этом фоне единственным приемлемым для Ирана способом сохранения в стране существующего исламского республиканского строя и власти правящей элиты от внешней угрозы в Тегеране считают предоставление Ирану политико-правовых гарантий безопасности со стороны США.

В обмен на такие гарантии Иран возьмет на себя полное соблюдение своих обязательств перед МАГАТЭ, что в итоге не будет препятствовать развитию собственной независимой мирной ядерной энергетики. Целесообразность и правомерность таких шагов со стороны Ирана подтверждает также опыт действий, предпринятых как США и НАТО против Югославии, так и США и Великобританией против Ирака.

В тоже время правящая иранская элита почувствовала нарастающую угрозу постепенного распространения активно пропагандируемых США западных либеральных ценностей, привлекающих часть населения (нерелигиозное студенчество, часть интеллигенции и прозападных представителей бизнеса), и приступила к активным шагам по консолидации иранского общества вокруг правящего духовенства, представив справедливое и законное право иранского народа на создание собственной мирной ядерной энергетики как национальную идею.

Для сохранения установленного революцией исламского строя руководство страны приняло решение и реализует курс на возврат к идеям лидера исламской революции имама Хомейни. Вот почему государство Израиль, против существования которого выступают иранские лидеры, в настоящее время вновь стало важным фактором внешней и внутренней политики, активно эксплуатируемым иранским руководством.

Необходимо заметить, что из-за недостаточного понимания западными политологами иранской точки зрения на мировую политику и места Ирана в современной системе международных отношений, а также из-за усилий западных СМИ, действиям руководства Ирана часто приписывается экстремистская направленность.

В действительности же шаги Тегерана отличаются твердым прагматизмом и направлены на сохранение исламского политического строя и превращение Ирана в регионального лидера. Однако, к сожалению, ряд действий самого Ирана, в том числе скандальные и более чем некорректные заявления его лидеров в отношении Израиля, способствуют созданию негативного имиджа страны и ее международной изоляции, что препятствует экономическому и технологическому развитию.

В отношении ядерной программы как главной проблемы иранского кризиса, то вокруг нее со стороны Ирана ведется тонкая дипломатическая игра, направленная на получение возможностей создания необходимой независимой инфраструктуры для функционирования атомных электростанций и условий для производства в сжатые сроки, но лишь в случае крайней необходимости, средств ядерного сдерживания. Вопрос состоит лишь в том, какой ценой эта цель будет достигнута.

В случае, если для нынешней администрации и республиканцев внутриполитическая ситуация в США будет благоприятной, активность антивоенной оппозиции в США — высокой и результативной, а позиция Франции, России и Китая в отношении силовых действий и экономических санкций против Ирана, в том числе и в формате постоянных членов Совета Безопасности ООН, — жесткой и единодушной, то экономические санкции ряда западных стран против Ирана только сплотят иранское население против внешнего врага и их последствия для иранской экономики не будут существенными.

Если же США и Израиль нанесут удар по ряду ядерных объектов, то нельзя исключить, что Иран незамедлительно ответит аналогичным ракетным ударом по Израилю и инициирует такие асимметричные действия, как шиитское восстание в Ираке, влекущее за собой полную потерю контроля над ситуацией, всестороннюю поддержку движения Талибан в Афганистане, террористические атаки на территории США и стран, вовлеченных в конфликт на стороне США и Израиля, а также нападения на американских граждан и военнослужащих на территории других стран.

Все основные радикальные исламские силы, вероятно, также поддержат Иран, что может вызвать своеобразный «джихад» на значительном пространстве. Оккупация же Ирана или его части, например, основного нефтеносного района — провинции Хузестан, по иракскому варианту представляется маловероятной, хотя в то же время нельзя исключать удар по основным промышленным объектам и объектам инфраструктуры.

В дипломатической игре по данному вопросу Иран имеет ряд преимуществ, недостаточно подающихся мировыми СМИ как невыгодных для Запада.

Во-первых, с точки зрения буквы международного права Иран действует без нарушений ДНЯО, он лишь не откладывает работы по обогащению урана до выяснения МАГАТЭ всех нерешенных ранее вопросов.

Во-вторых, в мире существуют как минимум три государства, обладающих ядерным оружием и вообще не участвующих в ДНЯО, одно из которых также исламская республика.

В-третьих, несмотря на дипломатические усилия, прилагаемые и с российской стороны, для сохранения режима ядерного нераспространения, становится все более очевидным, что в нынешних условиях он не соответствует реалиям, и ряд государств, ссылаясь на необходимость обезопасить себя от различного рода кризисных ситуаций, идут на его нарушение. Претензии к Ирану в этом отношении являются, очевидно, конъюнктурными, что дает ему моральное право продолжать свою дипломатическую игру.

Складывающаяся вокруг Ирана ситуация в целом ставит Россию в достаточно сложное положение. С одной стороны, ее попытки не допустить экономического или военного нажима на Иран со стороны Запада, и прежде всего США, могут негативно отразиться на отношениях с этими странами, чего она не хотела бы допустить. С другой стороны, Россия не должна молча взирать на дальнейшее разжигание кризиса, так как это прямо отражается на ее экономических интересах в Иране.

Исходя из этого, позиция России по иранскому кризису обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, не в интересах России полный провал режима нераспространения ядерного оружия, в котором иранский прецедент может стать решающим и дающим возможность ряду «пороговых» ядерных государств воспользоваться им впоследствии в полной мере, заявив о своих правах.

Во-вторых, введение Советом Безопасности ООН экономических санкций против Ирана, которое зависит и от использования Россией в ходе голосования права воздержаться или наложить вето, может дать ей краткосрочную выгоду от роста мировых цен на нефть, но существенно ударит по долгосрочным экономическим интересам в Иране, включая сотрудничество в ядерной и военной области.

В-третьих, военная акция против Ирана вызовет дестабилизацию обстановки на всем Большом Ближнем Востоке и вблизи южных границ России. На этой волне возможен рост активности исламских экстремистских сил на территории самой России. Замена существующего режима на прозападный для России также невыгодна и будет означать потерю военного и ядерно-энергетического рынков в связи с переориентацией Ирана на сотрудничество с США и ЕС.

Таким образом, действия России по разрешению кризиса вокруг Ирана должны преследовать следующие цели.

- Предупреждение вооруженного конфликта в связи с упомянутыми выше последствиями.

- Предупреждение создания Ираном ядерного оружия и тем более его применения.

- Недопущение экономических санкций против Ирана со стороны Совета Безопасности ООН, сохранение и расширение торгово-экономического сотрудничества во всех сферах, особенно в высокотехнологичных, гарантирующих его долгосрочность.

- Переход межгосударственных отношений на уровень стратегического партнерства.

В целом, дипломатические усилия, предпринимаемые Россией, соответствуют ее целям и уровню сложности проблемы, хотя логика и последовательность некоторых действий иранской стороны иногда затрудняет процесс разрешения кризиса.

Исходя из вышесказанного, вырисовываются три наиболее вероятных сценария развития событий.

Наименее вероятный сценарий: нанесение США и Израилем воздушного удара по иранским ядерным объектам без санкционирования таких действий со стороны Совета Безопасности ООН. В случае нанесения такого удара после того, как Иран получит все современные российские системы ПВО по контракту 2005 года, Иран сможет защитить ряд своих объектов и в ответ, вероятно, нанесет ракетный удар по Израилю, силами ВМС перекроет Ормузский пролив и приступит к осуществлению упомянутых выше действий.

Энергетический кризис, вызванный резким ростом цен на углеводороды, ударит по экономикам самих же западных стран. Итог этого сценария предсказать трудно, но нельзя исключать, что в случае парализации иранской экономики в стране могут произойти события, представляющие опасность для существующего режима.

Сценарий средней вероятности: введение Советом Безопасности ООН экономических санкций против Ирана. Против этого говорит то, что Россия и Китай, имеющие значительные экономические интересы в Иране, при голосовании скорее всего воспользуются своим правом вето либо воздержатся.

Наиболее вероятный сценарий: продолжение сложных многосторонних и двусторонних дипломатических переговоров на различных уровнях и в различных форматах. Их результатом будет сложное и запутанное поведение Ирана: и многократный отказ и возвращение Ирана к сотрудничеству с МАГАТЭ, к своим международным обязательствам, к ядерным исследованиям, к обогащению урана и к предложению России о создании совместного предприятия по обогащению урана на ее территории.

Другими словами, Иран играет до конца, но оставляет себе возможность в последний момент избежать экономической блокады и военного вмешательства со стороны. Нельзя исключать, что в этом случае Иран все-таки предложит какой-то компромиссный вариант, позволяющий ему как сохранить свои планы развития ядерной энергетики, так и восстановить сотрудничество с Западом.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03292 sec