Прозрачность ядерной программы Ирана. Парвиз Эсмаели: теперь ход за нами

30 апреля 2006
Парвиз Эсмаели

Новый доклад Мохаммада Эльбарадея по ядерной программе ИРИ в очередной раз подвесил иранское «ядерное досье» между МАГАТЭ и Советом Безопасности ООН.

В докладе подтверждаются факт прорыва в области производства ядерного топлива в Иране и отсутствие свидетельств о переключении ядерной деятельности в ИРИ, а также констатируется необходимость дальнейшего сотрудничества между Ираном и МАГАТЭ.

В то же время, новый документ фактически даёт зелёный свет Соединённым Штатам в их усилиях по ликвидации национальных достижений Исламской Республики с использованием «легальных» путей – через вынесение обвинений Ирану в отказе от исполнения требований Совета Безопасности.

В этот критический и судьбоносный момент для Ирана, мы должны внимательно проанализировать сценарий действий Большого Сатаны. Нам нельзя принимать поспешные решения; напротив, нам нужно использовать дипломатические каналы для разрешения ядерной проблемы.

Сценарий Соединённых Штатов

Без всякого сомнения, стратегия США является копией провалившейся стратегии Евросоюза, с заменой Совета управляющих МАГАТЭ на Совет Безопасности ООН.

На протяжении двух с половиной лет, Евросоюз стремился превратить приостановку ядерной деятельности в Иране в полный отказ от ядерной программы. Сегодня Соединённые Штаты хотят принудить Иран к свёртыванию атомной программой грубой силой, используя для этого статью 7 Устава ООН.

Реализация американского заговора началась с увязывания ядерной программы ИРИ с глобальными проблемами мира и безопасности, сделанного в резолюциях СУ МАГАТЭ от 24 сентября 2005 года и 04 февраля 2006 года и подчёркнутого в новом докладе Эльбарадея.

В американском сценарии нужно выделить следующие пункты:

несмотря на сообщения СМИ о имеющихся различиях в позициях участников группы 5+1, эти державы достигли консенсуса по вопросу о приостановке ядерной деятельности в Иране;

не исключено, что группа 5+1 установит достаточно близкий крайний срок для приостановки работ по ЯТЦ в Иране;

если Исламская Республика откажется исполнять их требования, то группа 5+1 обеспечит принятие резолюции, призывающей к введению немедленного и бессрочного моратория на работы по ЯТЦ в Иране;

следующим шагом группа 5+1 даст зелёный свет на введение сначала политических, а затем и экономических санкций против Ирана, опираясь на статью 7 Устава ООН.

Опасности для Ирана

Путём принятия заявления председателя Совета Безопасности от 29 марта 2006 года, Запад стремился вынудить Иран согласиться на приостановку ещё до успешного испытания каскада из 164 центрифуг на опытном обогатительном заводе (PFEP).

Сегодня ситуация изменилась, и обе стороны стали сильнее. Успех Ирана на пути к созданию ЯТЦ и его отказ от принятия навязываемого ему плана повышают вероятность достижения консенсуса между членами Совбеза по вопросу о моратории на ядерную деятельность в ИРИ.

«Ядерное досье» Ирана по-прежнему находится в стадии «информирования Совета Безопасности». В том случае, однако, если Совбез примет резолюцию по данному вопросу, то конфликт войдёт в новую фазу – передачи досье в Совбез. Это означает, что Совет управляющих МАГАТЭ лишится своей центральной роли в конфликте, а «ядерное досье» окажется перед перспективой принятия более жёстких юридических требований.

Иран не должен и не может рассчитывать сейчас ни на одно правительство и ни на одну страну. Иран должен опираться сейчас только на собственные силы и на «тонкую дипломатию». Иран не должен забывать, в частности, голосование России в поддержку резолюции СУ МАГАТЭ от 04 февраля 2006 года и её же воздержание от голосования 24 сентября 2005 года.

Иран не должен забывать, как некоторые члены СУ МАГАТЭ меняли свои позиции по иранскому досье после телефонного звонка из Вашингтона или замены некоторых слов в текстах резолюций.

Резолюция СУ МАГАТЭ от 04 февраля 2006 года фактически признала иранское «ядерное досье» как предмет, связанный с вопросами глобального мира и безопасности. Для Ирана это должно означать, что агентство превратилось в орудие в руках США для ограничения возможностей ИРИ по самозащите. Принимая во внимание все эти соображения, Ирану необходимо принять соответствующие решения в интересах иранской нации.

Выводы

Иран должен продолжить своё сотрудничество с МАГАТЭ в рамках международного законодательства. Иран не должен отказываться от своих прав и должен укреплять национальное единство под руководством духовного лидера страны.

Иранский народ справедливо ожидает от руководства ИРИ практических доказательств того, что дипломатические усилия приведут к ядерному успеху, особенно на фоне того впечатления, которое произвели на остальной мир успехи иранских атомщиков. Защита собственных достижений сегодня становится более важной задачей, чем их развитие.

Хотя непосредственная задача по защите ядерных достижений возложена на руководство страны, от всех прочих также требуется контролировать свои высказывания и своё поведение, учитывать то, что решения принимаются на основе коллективного разума, и избегать поспешных оценок.

Нынешние успехи иранских атомщиков не могли быть достигнуты без общенародного доверия к способностям руководства действовать в интересах всей нации, должным образом выбирая время и направления для своих шагов. Без сомнения, Иран использует все свои инновационные и дипломатические возможности для защиты национальных интересов, вопреки всем заговорам врагов.

Да, настало наше время действовать.

«Тегеран Таймс»

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04128 sec