О молодежной политике президента М. Ахмадинежада

27 апреля 2006
А.М.Вартанян

Молодежь в Иране составляет более 70% населения и соответственно представляет собой основу избирательного электората. Именно по этой причине во внутриполитической стратегии президента М.Ахмадинежада молодежная политика занимает одну из ключевых позиций. Команда президента-неоконсерватора на постоянной основе работает с молодежью, использую этот важный ресурс в целях укрепления основ исламского режима.

В молодежной программе М.Ахмадинежада сильна социальная составляющая. Он выступает за решение главных социальных болезней иранской молодежи (безработица, проблема употребления наркотиков, образовательные пробелы). Акцентируется внимание на проблеме эффективного управления: президент выступает за обновление управленческих кадров, широкое внедрение молодежи в систему управления.

Проблема молодежи была тщательно прописана в предвыборных программах М.Ахмадинежада накануне президентских выборов-2005. В них отмечалось, что молодежный ресурс не должен служить в корыстных интересах кандидатов в президенты, поскольку этой категории граждан не нужны посредники во взаимоотношениях с государством. В этих программах косвенно признавалось, что весь комплекс социальных проблем, с которыми сталкивается иранская молодежь, был создан государством в период восьмилетнего реформаторского правления.

Приступив к выполнению президентских полномочий, М.Ахмадинежад начал практическое осуществление своих предвыборных обещаний в области молодежной политики.

И здесь обнаружились некоторые принципиальные расхождения между декларативными предвыборными обещаниями и практической работой с молодежью. За прошедшие 10 месяцев президентского правления М.Ахмадинежада кардинального улучшения социальных показателей в молодежной среде не произошло. Уровень безработицы в Иране среди лиц, не достигших 30-летнего возраста, по-прежнему сохраняется на высоком уровне.

И это несмотря на предпринимаемые меры по созданию новых рабочих мест для студентов старших курсов и выпускников вузов, в том числе запуск нового проекта по борьбе с безработицей (предусматривает увеличение доли кооперативного сектора в экономике до 25% в течение 10 лет). Не наблюдается улучшения и по другим индексам социально-экономического развития молодежи и студенчества.

Причина – в отсутствии структурных реформ в молодежной политике. Преобладающая часть предпринятых мер – чисто популистского характера. Наиболее конкретная мера – формирование некоего «фонда молодоженов» для оказания финансовой поддержки молодым семьям – пока не получила массового распространения (предполагалось, что до марта 2006 года в фонд поступит 1,3 млрд. долл. за счет доходов от экспорта нефти). Отсутствуют льготные условия ипотечного кредитования молодежи.

Наряду с этим, новые веяния образовались по линии «молодежь-политика». Молодежная политика М.Ахмадинежада со всей очевидностью направлена на отстранение либерального студенчества, ориентированного на западные ценности, от активной общественно-политической жизни. Президент ИРИ дал понять, что новой мишенью его жесткой внутренней политики могут стать местные неправительственные организации (НПО), за которыми стоит прогрессивно-либеральная часть общества, основа которой – молодежь.

В частности, министру внутренних дел ИРИ дано поручение составить список сомнительных НПО, против которых должны быть предприняты соответствующие меры.

В то же время консервативная часть иранской молодежи, наоборот, активно привлекается к массовым мероприятиям пропагандистского характера в поддержку деятельности нового иранского правительства, в том числе в контексте ядерной программы. Фанатично преданная идеалам Исламской революции молодежь рекрутируется властью: ее широко используют в последнее время для вывода на протестные демонстрации, в том числе организуемые у посольств западных государств.

Еще одним характерным проявлением молодежной политики неоконсерваторов стало наблюдающееся в последние месяцы ужесточения исламских норм и канонов, в частности в сфере соблюдения норм поведения и одежды. Эта тактика реализуется президентом М.Ахмадинежадом последовательно, без резких шагов и репрессивных мер. С помощью предварительной психологической подготовки и идеологической обработки населения.

Совершенно определенно насаждается консервативный стиль поведения в обществе, подчинение коллективным установкам и понятиям, связанным с традиционными методами жизнедеятельности иранского общества. Дается установка на осуждение западного образа жизни и западных ценностей. Таким образом, постепенно создается предпосылка для создания нового этапа изоляции и закрытости иранского общества от процессов глобализации, но подаваемая «под соусом» приверженности истинно исламским ценностям.

В частности, такую тактическую установку в отношении молодежи можно наблюдать на примере постепенного ужесточения в плане соблюдения исламских норм ношения одежды. Эта мера подается как категория безопасности и психического здоровья нации. Иранские власти стремятся объяснить обществу, что это - исключительно философская величина, которая не имеет политической или религиозной подоплеки.

Ношение исламской одежды должно рассматриваться как элемент культуры, менталитета иранской нации. Те женщины, которые не соблюдают в полной мере принятые в Иране нормы ношения хиджаба, не знакомы с философской концепцией норм поведения ислама. Эта ситуация должна быть исправлена. Однако нельзя за счет силы и давления заставить молодежь соблюдать эти общепринятые нормы. Нужно постепенно прививать их.

Производители женской одежды должны учесть существующие нормы и производить соответствующие модели хиджабов. В то же время необходимо позаботиться и об их дешевизне и доступности для основной массы населения: важно предпринять меры для снижения цен на хиджаб. Необходимо также учитывать важную роль семейных ценностей в воспитании молодежи. Ей не следует открывать широкий простор для свободы, но в то же время неприемлемо и излишнее ограничение прав молодого населения.

Таким образом, новая молодежная политика президента М.Ахмадинежада носит достаточно противоречивый характер. С одной стороны, она не в состоянии игнорировать требования современных условий открытого рынка и открытого информационного общества.

С другой – наблюдаются очевидные попытки реанимировать традиционалистские установки, прививаемые иранской молодежи в первые постреволюционные годы в период нахождения у власти Р.Хомейни. В итоге, мы наблюдаем очевидную нерешенность проблемных вопросов молодежи, которые тормозятся вследствие половинчатости шагов, предпринимаемых на различных уровнях управленческого аппарата, по причине отсутствия скоординированной и четкой стратегии в области работы с молодежным ресурсом.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.0351 sec