Израиль и Евросоюз

27 апреля 2006
К.A. Капитонов

В Израиле уже давно говорят о стремлении еврейского государства вступить в Европейский союз, который представляет собой закрытый клуб 25 христианских государств. Так, еще в мае 2003 года израильский министр иностранных дел Сильван Шалом, принимая делегацию Евросоюза, сообщил о желании Израиля вступить в ЕС и намерении подать заявку на полноправное членство в этой структуре.

О вступлении говорил и израильский президент Моше Кацав. По его словам, у европейцев «не должно возникнуть возражений против вступления Израиля, поскольку он является демократической страной с европейским уровнем развития экономики».

* * *

Европейский союз и еврейское государство связывает общая история, отмеченная ростом сотрудничества и взаимной помощи. Разделяя общие ценности - демократию, уважение свобод, верховенство закона, - ЕС и Израиль выступают за создание международных открытых экономических систем, основанных на принципах свободного рынка. Более пяти десятилетий торгового и культурного обмена, политического сотрудничества плюс развитая система соглашений надежно скрепили эти отношения.

Как сообщают израильские СМИ, сегодня Европейский союз - крупнейший торговый партнер Израиля. Около 40% израильского импорта приходится на страны ЕС и около 30% от общего объема израильского экспорта направляется в эту структуру. Торговля между Израилем и Евросоюзом особенно процветает в последнее десятилетие. Израиль находится на 18 месте в списке стран, импортирующих товары из ЕС и на 25 месте среди стран-экспортеров в ЕС.

Соглашение об ассоциации ЕС - Израиль - это основной документ, регулирующий отношения между еврейским государством и Евросоюзом. Оно представляет собой значительно больше, чем просто соглашение о свободной торговле, и обеспечивает продолжение диалога и сотрудничества в широком спектре областей.

Ассоциативное соглашение было подписано в Брюсселе 20 ноября 1995 года. Параграфы, касающиеся торговых отношений, вступили в силу в 1996 году. Полную ратификацию парламентов 15 стран, входивших на тот момент в ЕС, Европейского Парламента и кнесета весь текст соглашения получил 1 июня 2000 года. Он заменил предыдущее соглашение о сотрудничестве, принятое в 1975 году.

Преамбула Ассоциативного соглашения среди прочего акцентирует внимание на важности Хартии ООН, особенно в том, что касается соблюдения прав человека, демократических принципов и экономических свобод. Внимание акцентируется на вопросах мира, безопасности и регионального сотрудничества, подчеркивается необходимость прилагать больше усилий по достижению стабильности и процветания всего ближневосточного региона, добиваться понимания и терпимости.

Соглашение об ассоциации учреждает два главных органа для диалога между ЕС и Израилем - Ассоциативный совет ЕС - Израиль (поддерживаемый на министерском уровне) и Ассоциативный Комитет ЕС - Израиль (поддерживаемый на уровне высших должностных лиц).

Как отмечают аналитики, Израиль стал первой неевропейской страной, допущенной к участию в Рамочной программе научно-технического развития. Его особый статус – это результат признания высокого уровня научных достижений и хорошо налаженной системы контактов, сформировавшейся за долгие годы сотрудничества в науке и технике между Израилем и ЕС.

Израиль впервые присоединился к четвертой по счету Рамочной программе научно-технического развития в 1996 году. На сегодняшний день израильские университеты, исследовательские институты и компании приняли участие в 600 научных проектах вместе со своими европейскими коллегами.

По информации, представленной на сайте делегации Еврокомиссии в Израиле www.eu-del.org.il, между еврейским государством и ЕС подписаны соглашения «О поставках для предприятий телекоммуникаций», «О правительственных поставках» и «Об обмене лабораторным опытом».

Наряду с активным участием Израиля в региональных программах евро-средиземноморского сотрудничества израильские общественные организации участвуют в проектах, финансируемых в рамках Европейской инициативы о Демократии и правах человека. Израиль также подписал соглашение с Европейским инвестиционным банком, который допускает выдачу кредитов для еврейского государства под проекты в области развития инфраструктур.

Представительство Европейской Комиссии в государстве Израиль было открыто в качестве дипломатической миссии в 1981 году. Делегация отвечает за координацию сотрудничества между Израилем и Комиссией. Глава Делегации аккредитован как официальный представитель Еврокомиссии в ранге посла.

Многие израильские аналитики считают, что Израиль де-факто уже является членом Евросоюза. Дело лишь за статусом де-юре. Они высказывают мнение, что гражданам Израиля следует оказать организованное давление на свое правительство, дабы оно предприняло решительные шаги по дальнейшему сближению и - в перспективе - присоединению к ЕС.

* * *

Надо признать, что нынешняя политика Израиля нередко вызывает критику со стороны Европейского Союза. Недавним поводом для этого стал штурм 14 марта подразделениями ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) палестинской тюрьмы в Иерихоне. Впрочем, ЕС никогда не комментирует происходящие на Ближнем Востоке события односторонне. Последовавшие после атаки тюрьмы ответные действия и эскалацию насилия со стороны палестинцев Евросоюз, разумеется, также незамедлительно осудил.

Как член «квартета» международных посредников в мирном разрешении ближневосточной проблемы, Евросоюз предпринимает попытку оказывать политическое влияние на ситуацию в регионе. В то же время лидеры ЕС прекрасно понимают, что на Ближнем Востоке Европейский союз воспринимают, прежде всего, в качестве финансиста и добровольного участника кампании по восстановлению экономики в регионе. Впрочем, по мнению представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы, в последние годы Евросоюз приобрел в этом регионе больший политический вес.

Здесь нелишне напомнить условия для вступления в Европейское сообщество.

Претендент должен географически располагаться в Европе. Требование это формальное и туманное и до сих пор не являлось для кого-либо серьезным препятствием.

Вступлению в ЕС должна предшествовать соответствующая просьба претендента. Но Израиль не получил положительного ответа, потому что до сих никогда не выражал желание вступить в состав ЕС на официальном уровне.

От кандидата требуется признание юридической гегемонии Евросоюза. Многие сомневаются в целесообразности согласия Израиля с этим критерием, так как потребуется компромисс в вопросах юридической независимости и известная акробатика в сфере религиозного законодательства. Вряд ли Израиль смог бы выполнить все требования, касающиеся прав человека, равенства всех перед законом и т. д. Однако и это не является серьезным препятствием для вступления в ЕС.

Учитывается экономическая заинтересованность сообщества. Не приходится сомневаться, что по уровню экономического развития Израиль вполне соответствует критериям ЕС, позволившим вступление в сообщество таких, например, стран, как Румыния и Хорватия.

Претендент должен признать политическую гегемонию сообщества как надгосударственного объединения. Скорее всего, и по этому вопросу не будет разногласий, если обсуждение этой идеи дойдет столь далеко.

И, наконец, Евросоюз оставляет за собой право отказать в приеме нежелательного претендента, не объясняя своих мотивов.

* * *

Израильские аналитики справедливо задаются вопросом: если ни один из перечисленных выше критериев не является серьезным препятствием для вступления Израиля в ЕС, почему этого до сих пор не произошло?

Отвечая на поставленный вопрос, они подчеркивают, что, Евросоюз, ставящий во главу угла права человека и международное право, скорее всего, не сможет принять в свои ряды Израиль до тех пор, пока не будут решены важнейшие политические вопросы в регионе. Другими словами, сообщество ждет подписания двустороннего договора между Израилем и палестинцами, который означал бы прекращение оккупации и урегулирование всех гуманитарных проблем палестинцев.

Те же аналитики задают и другой вопрос: нужно ли израильтянам членство в ЕС? Есть устойчивое мнение в том, что Израилю выгодно вмешательство европейских государств в проблематику ближневосточного конфликта. В конечном итоге, эта вовлеченность приносит пользу, хотя на психологическом уровне очень многие в Израиле воспринимают Евросоюз в образе «врага и гонителя». Однако, в случае, если еврейское государство вступило бы в ЕС, ему пришлось бы безоговорочно выполнять решения своего политического суверена.

Нельзя не согласиться с мнением газеты «Маарив», которая считает, что Израилю и ЕС лучше сохранить нынешнюю модель взаимоотношений, при которой еврейское государство чувствует себя «внутри» Евросоюза, но формально остается «снаружи».

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02657 sec