Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 марта – 2 апреля 2006 года)

05 апреля 2006
На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта, в Израиле и вокруг ядерной программы Ирана. Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта, в т. ч. на палестинских территориях, заметно осложнилась.

Израильские ВС в ответ на действия боевиков палестинских экстремистских организаций наносят удары по целям в секторе Газа. В Израиле 28 марта состоялись выборы в кнессет (парламент), на которых ожидаемого успеха добилась центристская партия «Кадима» во главе с исполняющим обязанности главы правительства Э. Ольмертом. Совет Безопасности ООН 30 марта единогласно принял заявление, в котором потребовал от Ирана в течение 30 дней полностью прекратить все работы, связанные с обогащением урана.

28-29 марта в Хартуме работал 18-й очередной саммит стран-членов ЛАГ. В его итоговой декларации говорится о необходимости «уважения волеизъявления палестинского народа, избравшего свое руководство», содержится призыв к международному сообществу продолжать помогать палестинцам. Арабские страны подтвердили свое обязательство оказывать финансовую помощь ПНА (на практике многие из них это не делают).

Участники встречи заявили о приверженности арабской мирной инициативе (2002 г.), предполагающей заключение мира с Израилем в обмен на уход с территорий, оккупированных им в 1967 г., отвергнув при этом «любое одностороннее определение границ Израиля». Достигнута договоренность о создании при ЛАГ Совета мира и безопасности, который будет урегулировать конфликты между арабскими странами. Саммит решил финансировать миротворческие силы Африканского союза в суданском регионе Дарфур до сентября с. г. (конкретный механизм финансирования не выработан).

Также было подчеркнуто, что направление международных миротворцев в Дарфур возможно лишь с согласия правительства Судана. Была выражена солидарность с Сирией «в связи с американскими санкциями» и поддержано право Ливана «на осуществление собственной политической воли».

Участники саммита призывали к скорейшему формированию в Ираке правительства национального единства и осудили насилие в этой стране. В целом, решения хартумской встречи носят общий характер, и, как показывает практика арабских саммитов, они в своем большинстве, вероятнее всего, останутся на бумаге. И еще: в работе хартумского форума не участвовали два ведущих арабских политика - король Саудовской Аравии Абдалла и президент Египта Х. Мубарак.

На минувшей неделе возросла напряженность обстановки в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики палестинских экстремистских организаций активизировали действия против Израиля, в т. ч. осуществили ракетные обстрелы его территории. 31 марта террорист-смертник совершил теракт, в результате чего погибли четверо израильтян (палестинский премьер И. Хания назвал теракт «легитимным проявлением сопротивления оккупации»).

В ответ самолеты и катера ВС Израиля в рамках операции «Южная стрела» наносят удары по объектам на севере сектора Газа. Министр обороны Ш. Мофаз отдал распоряжение усилить действия израильских спецслужб по ликвидации боевиков группировки «Исламский джихад».

28 марта палестинский Законодательный совет утвердил состав нового правительства во главе с И. Хания, а 29 марта 24 его министра поклялись на Коране на верность народу Палестины. Ш. Мофаз заявил, что с этого времени Израиль возлагает на правительство ХАМАС ответственность за все, что происходит на палестинских территориях.

И. Хания выразил свою готовность к диалогу с Израилем и «квартетом» международных посредников (РФ, США, ЕС, ООН), а также подчеркнул, что его правительство не будет возражать, если глава ПНА М. Аббас возобновит переговоры с Израилем. В то же время новый глава палестинского МИДа М. аз-Захар заявил, что Израилю «нет места на этой земле».

Госдепартамент США запретил своим сотрудникам любые контакты с представителями хамасовского правительства, но этот запрет не распространяется на контакты с М. Аббасом, работников его аппарата и палестинских парламентариев, не являющихся членами ХАМАС.

В целом новый палестинский кабинет сталкивается со значительными трудностями на международной арене.

Причем особую сложность для него имеет проблема получения финансовой помощи от зарубежных спонсоров (арабские страны не очень торопятся, Запад ограничивается только гуманитарной помощью и т. д.), т. к. собственных средств у палестинских властей нет, а уже в начале апреля необходимо выплатит зарплаты примерно 140 тыс. государственных служащих.

Напряженная ситуация сложилась в Газе, где произошли кровопролитные вооруженные столкновения между боевиками различных палестинских группировок. По распоряжению новых властей с 1 апреля запрещено появление на улицах города боевиков с оружием.

В Израиле по официальным итогам выборов наибольшее число мест в кнессете получила партия «Кадима» (29 из 120), за ней следуют левоцентристская партия «Авода» (20), правая партия «Ликуд (12), ультраортодоксальная партия ШАС (12), правая партия «Наш дом Израиль», выступающая от имени выходцев из России и стран СНГ (11). Кроме того, в кнессет также прошли арабские партии, Национальное единство/МАФДАЛ, Партия пенсионеров, Мерец/ЯХАД, Еврейство Торы.

Формирование нового правительство будет поручено лидеру «Кадимы» Э. Ольмерту. Это процесс, учитывая сложную расстановку сил в новом составе парламента, обещает быть трудным.

Э. Ольмерт заявил о готовности Израиля к мирному урегулированию с палестинцами и отказе о т некоторых территорий на Западном берегу реки Иордан и «выводе оттуда еврейских поселений при условии участия в этом процессе палестинцев». В противном случае Ольмерт намерен провести одностороннее размежевание и определение линии прохождения палестино-израильской границы.

Со своей стороны, М. Аббас призвал Э. Ольмерта отказаться от одностороннего отделения и подчеркнул свою готовность немедленно возобновить переговоры с Израилем. Резкой критике как неприемлемый подверг план одностороннего размежевания И. Хания.

Совет Безопасности ООН в заявлении от 30 марта указал, что глава МАГАТЭ М. эль-Барадеи должен через 30 дней представить Совету доклад о выполнении Ираном требований по прекращению работ, связанных с обогащением урана. Кроме того, по итогам встречи в Берлине представители пяти постоянных членов СБ ООН и Германии призвали Тегеран прекратить работы, связанные с обогащением урана. Первой реакцией иранских представителей на заявление СБ ООН стало подтверждение отказа от возобновления моратория на обогащение урана.

Глава МИД ИРИ М. Моттаки также назвал заявление Совета Безопасности «несправедливым» и демонстрирующим двойные стандарты. Одновременно Иран предложил Германии, России и Франции участвовать в создании совместного предприятия по обогащению урана на своей территории.

М. аль-Барадеи заявил, что Иран имеет право на мирную ядерную программу, но при этом должен обеспечить ее полную прозрачность и «убедить мир, что будет соблюдать ограничения». А пока «нельзя с уверенностью сказать, является ли ядерная программа исключительно мирной».

31 марта ВМС, ВВС и ПВО Армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана начали крупные учения в зоне Ормузского пролива, Персидского и Оманского заливов. Кроме того, в учениях участвуют штабы, военизированные формирования и подразделения спасателей Сил сопротивления «Басидж» (ополчения), а также подразделения Сил охраны правопорядка.

Всего в мероприятии задействованы 17-18 тыс. человек от Армии и КСИР, большое число боевых кораблей, катеров, вспомогательных судов, самолеты бомбардировочной, истребительной и военно-транспортной авиации, боевые и транспортные вертолеты, беспилотные самолеты-разведчики, части ракетных войск КСИР, разведывательно-диверсионные подразделения флота, подразделения РЭБ, радио- и радиотехнической разведки. На учениях, которые продлятся до 6 апреля, отрабатываются вопросы действий разнородных сил ВМС в операциях на море и при обороне побережья, в частности, охраны конвоев, уничтожения кораблей противника, ведения разведки, решения задач ПВО, подавления различных электронных средств противника и др.

Планируются пуски ракет, артиллерийские и торпедные стрельбы. Так, намечены пуски баллистических ракет «Шехаб-2» (дальность пуска до 500 км). В связи с проведение иранских учений, силы флотов США и Великобритании в зоне Персидского залива приведены в повышенную степень боевой готовности, усилена охрана нефтяных платформ у побережья Ирака.

31 марта Иран произвел испытание ракеты «Фаджр-3». По утверждениям иранцев, она одновременно может поражать несколько целей, и невидима для радаров. 2 апреля проведено испытание скоростной торпеды.

Сложная, напряженная обстановка сохраняется в Ираке. Практически ежедневно в стране происходят теракты, вооруженные нападения, другие насильственные акции. Большое число убийств совершается на почве межконфессиональной вражды между арабами-суннитами и шиитами.

Серьезные разногласия между основными политическими силами страны блокируют политический процесс, не позволяют сформировать после выборов, прошедших еще 15 декабря 2005 г., новое правительство Ирака. В процесс создания иракского правительства все более настойчиво и открыто вмешиваются США и Великобритания, недовольные затягиванием решения этого вопроса. Эти цели преследовало совместное посещение Багдада госсекретарем США К. Райс и министром иностранных дел Великобритании Дж. Стро. Президент Дж. Буш прямо настаивает на уходе с поста главы кабинета министров его нынешнего руководителя И. аль-Джаафари.

В Вашингтоне и Лондоне считают, что он не способен объединить политические силы страны. Против кандидатуры аль-Джаафари выступают курдские и суннитские политики. В этом вопросе наметился раскол и в шиитском блоке.

По сообщениям СМИ руководство «Аль-Каиды» отстранило М. аз-Заркауи от политического руководства иракским филиалом организации за «допущенные серьезные ошибки». Вместо него назначен иракец Рашид аль-Багдади. Вместе с тем аз-Заркауи сохранил за собой руководство боевыми операциями в Ираке.

В целом перспективы заметного улучшения ситуации в Ираке пока не просматриваются. Представители американского военного командования утверждают, что до завершения формирования нового правительства не может быть речи о дальнейшем сокращении иракской группировки ВС США, насчитывающей сейчас ок. 133 тыс. человек.

В Турции вновь активизировались антиправительственные выступления курдских сепаратистов, возглавляемых радикальной Курдской рабочей партией (КРП). На прошедшей неделе сторонники КРП организовали протестные акции и массовые беспорядки в Стамбуле и ряде городов на юго-востоке страны. В ходе столкновений с полицией и силами безопасности имеются человеческие жертвы, нанесен значительный материальный ущерб.

Турция намерена принять на вооружение национальных ВВС 100 истребителей пятого поколения F-35 Joint Strike Fighter (JSF). Эта машина разрабатывается в настоящее время в США. Предполагаемая стоимость сделки оценивается в 100 млрд долларов. Причем в Анкаре настаивают, чтобы половина указанной суммы приходилась бы на реализацию в стране проектов, связанных с производством нового боевого самолета. Истребитель F-35 намечается принять на вооружение в 2012 г., а пока турецкие военные планируют приобрести 30 истребителей типа F-16, отказавшись при этом от модернизации устаревших «Фантомов» F-4 (48 ед.).

Иордания и США планируют создать специальный учебный центр по подготовке военнослужащих сил специальных операций и антитеррористических подразделений для стран Ближнего Востока. Начало работ по строительству центра может начаться в 2007 г. и завершиться в 2009 г. Общая стоимость проекта оценивается в 156 млн долларов, которые предоставят Соединенные Штаты.

Приложение

Проблемы национальной безопасности Египта (внутренние аспекты)


Сохранение за Египтом места и роли влиятельной региональной державы во многом зависит от положения дел внутри страны и состояния национальной экономики, а прочная внутренняя стабильность и безопасность является одним из главных условий для ее поступательного развития.

На сегодняшний день к основным внутренним проблемам, представляющим реальную и потенциальную угрозу национальной безопасности Египта относятся: демографическая проблема, обеспечение страны пресной водой, расширение площади обрабатываемых земель, обеспечение занятости населения, обеспечение высоких темпов экономического развития, социальные проблемы во всем их многообразии, рост влияния исламского фактора в жизни египетского общества и связанные с этим проблемы экстремизма и терроризма, необходимость дальнейшей демократизации общественно-политической жизни страны, обеспечение экономической и научно-технической безопасности АРЕ, ухудшение экологической ситуации в стране. Все эти проблемы тесно связаны между собой, а их решение требует комплексного и системного подхода.

Внутриполитическая обстановка в АРЕ на современном этапе при всей ее сложности характеризуется относительной стабильностью. Несмотря на меняющуюся картину политической жизни, правящий режим во главе с президентом Х. Мубараком, опираясь на армию, спецслужбы и другие структуры госаппарата, пока еще имеет достаточно ресурсов для того, чтобы справляться с возникающими трудностями, и в целом контролирует развитие ситуации в стране. Руководство АРЕ, учитывая многообразие и сложность стоящих перед страной проблем, а также известную хрупкость нынешней внутренней стабильности, действует достаточно осторожно, полагая, что поспешная ломка сложившихся устоев может стать причиной для возникновения кризисных явлений в социальной, экономической и политической сферах.

Отдельно отметим, что устойчивость нынешней власти в значительной степени поддерживается умелым балансированием президента Х. Мубарака между представителями различных политических течений.

В настоящее время правительство приоритетное внимание уделяет вопросам поддержания внутриполитической стабильности и обеспечения безопасности государства, в первую очередь эффективному противодействию исламскому экстремизму и фундаментализму, обеспечению стабильного роста экономики, проведению экономических реформ без резкого обострения социальной ситуации.

Вместе с тем, наличие в современном Египте большого числа нерешенных проблем практически во всех сферах жизни, может создать в случае их дальнейшего обострения условия, способствующие дестабилизации обстановки в стране, представить непосредственную угрозу существованию нынешнего режима. Причем основная опасность, как представляется, состоит не столько во внезапной катастрофической вспышке, социальном взрыве, сколько в постепенном сползании общества на все более низкие уровни пауперизации, когда все большая часть населения АРЕ, в т. ч. часть его лучших представителей, впадает в апатию и отчаяние. И еще одна серьезная опасность - это «ползучая» исламизация общества, на фоне которой к власти попытаются прийти исламские фундаменталисты.

Под давлением внешних и внутренних обстоятельств в 2005 г. правящий режим пошел на изменение порядка избрания главы государства. Был принят закон, вводящий в АРЕ избрание президента на альтернативной основе. Но в итоге на высший государственный срок в пятый раз избрали Х. Мубарака.

В то же время победа Мубарака не умаляет значение первых в египетской истории альтернативных выборов президента. Конечно, их подготовку и проведение нельзя оценивать как подлинно демократические. Но главное заключается в том, что была запущена новая система избрания главы государства. По всей вероятности, она проявит себя в полной мере далеко не сразу, т. к. объективные условия для этого в Египте пока не созрели.

Парламентские выборы 2005 г., на которых исламская фундаменталистская «Ассоциация братьев-мусульман» завоевала ок. 20 проц мест, со всей очевидностью показали, что силовые, запретительные методы воздействия на оппозицию, в первую очередь исламистскую, в значительной степени исчерпали себя и в ближайшей перспективе уже не смогут приводить к желаемым властями результатам. В то же время процесс ускорения демократизации общественно-политической жизни, за что так сильно ратуют в Вашингтоне, в условиях очевидной слабости либеральных и левых сил будет лишь способствовать приходу к власти в стране исламистов, причем не только «умеренных».

Руководители исламистских сил это четко понимают и поэтому поддерживают расширение демократических свобод. В целом же процесс демократизации общественно-политической жизни в АРЕ еще весьма далек от своего завершения, а главное, не носит пока необратимого характера.

На сегодняшний день исламисты остаются наиболее организованной и эффективной оппозиционной силой АРЕ. Они имеют сильное влияние среди значительной части населения и не отказываются от планов создания в Египте исламского государства. Стремление перехватить инициативу в идеологическом и политическом противоборстве с «братьями-мусульманами» и более радикальными организациями вынуждает правительство не препятствовать исламизации общества.

В целом власти ведут с исламистами сложную игру, применяя методы репрессий и уступок. Причем определяющим в их политике остается последовательное наращивание усилий по пресечению деятельности экстремистов и сужению поля деятельности их «умеренных» коллег.

Одной из наиболее сложных для АРЕ является демографическая проблема. Ресурсы страны, особенно водные, со все большим напряжением обеспечивают потребности растущего числа жителей. Египет очень близок к достижению критических величин в насыщении его населением. Острая демографическая ситуация по существу блокирует программы экономических реформ, уничтожает надежду на быстрое повышение жизненного уровня основной массы египтян, девальвирует рост экономики, создает сложности при решении другой не менее болезненной проблемы - безработицы.

Кроме того, в условиях высокого уровня бедности перенаселенность страны формирует условия для роста социальной напряженности, способствует распространению радикальных настроений в обществе. Ситуация осложняется тем, что перспектив резкого снижения темпов роста населения отчетливо не просматривается в силу существующих в АРЕ традиций, прежде всего религиозных.

Очень остро стоит проблема продовольственной безопасности. Растет зависимость АРЕ от экспорта продовольствия и зерна. Сегодня более 60% необходимых продуктов питания Египет импортирует из-за рубежа, главным образом из США. Можно уверенно утверждать, что зависимость страны от ввоза большого количества продовольствия сохранится на долгие годы.

К проблемам, степень решения которых во многом определит стабильность в Египте в ближайшие годы, можно отнести: демократизацию общества; бескризисное, по возможности, приспособление к процессам глобализации; сокращение огромных разрывов в доходах населения; сохранение преемственности власти. Причем отсутствие официального преемника Х. Мубарака создает ощутимый элемент напряженности в политической жизни АРЕ.

При всем этом ключом к будущему Египта, сохранению его государственности по праву можно считать успешный экономический рост и позитивные социальные изменения. Для поступательного продвижения страны по пути прогресса и постепенного решения основных внутренних проблем, по расчетам специалистов, необходим стабильный ежегодный прирост ВВП на 7% (сейчас 4-5%). Это позволит устойчиво превышать рост производства над приростом населения. А пока приходиться констатировать, что тенденция на увеличение отставания АРЕ от уровня экономического и научно-технического развития передовых стран мира, по все видимости, сохранится.

Вместе с тем у Египта имеются существенные достижения и потенциальные возможности для укрепления своего экономического положения: достигнут известный прогресс на макроэкономическом уровне, в целом успешно, несмотря на сравнительно невысокие темпы, идет процесс приватизации, освоение недавно открытых крупных газовых месторождений может сделать АРЕ перспективным экспортером этого вида сырья, страна располагает потенциалом для экспорта электроэнергии и различных промышленных товаров. Геополитическая значимость Египта позволяет ему получать крупную зарубежную помощь, хотя нельзя не отметить, что пределы этой помощи уже видны и резкое ее увеличение практически невозможно

Таким образом, дальнейшее развитие ситуации в Египте в значительной степени будет зависеть от способности и возможности его руководства добиться существенных результатов в проведении экономических реформ, решении насущных политических проблем и сдерживании исламского экстремизма.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03957 sec