Ядерная Индия попала в ловушку Джорджа Буша

30 марта 2006
Брахма Челлани
(сокращённый перевод)


Администрация Джорджа Буша сумела юридически оседлать индийских партнёров по ядерной сделке задолго до рассмотрения этого вопроса в конгрессе США. Согласно плану Белого дома, Индия должна стать участником Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Впервые в мировой истории одно государство сумело убедить другое подписать договор, отвергаемый своими собственными парламентариями.

Напомним, что сенат США отказался принимать ДВЗЯИ в 1999 году.

Таким образом, Индия навсегда лишится возможности проведения ядерных испытаний. Если в Дели когда-либо захотят нарушить это требование, то всё мирное атомное сотрудничество с азиатским гигантом будет немедленно прервано, а индийские реакторы остановят свою работу от нехватки урана.

Нечто подобное в Индии уже происходило после первого испытания в 1974 году. Америка вышла тогда в одностороннем порядке из соглашения о атомном сотрудничестве с Индией, подписанного в 1963 году. Хотя пакт от 1963 года имел силу международного договора, США прервали поставки топлива, оборудования и расходных материалов на два блока АЭС «Тарапур» с американскими реакторами BWR.

Сегодня, когда секретарь индийского МИД обсуждает в Вашингтоне новое соглашение о сотрудничестве в атомной сфере, Индия вновь вспоминает ту давнюю историю.

Для Вашингтона ядерная сделка стала удобным инструментом для навязывания качественных и количественных условий и ограничений на индийский потенциал сдерживания – иными словами, для введения фактического запрета на превращение Индии в полноценное государство, владеющее ядерным оружием.

Постоянный запрет на проведение испытаний является качественным методом воздействия. Что до количественного, то он определяется принуждением Индии к сокращению на две трети числа ядерных объектов, способных производить оружейные делящиеся материалы.

Пакистан, в свою очередь, счастливо избежал атомной ловушки мистера Буша. Теперь он может превзойти Индию в количестве ядерных зарядов, как это уже произошло с ракетами. В Исламабаде с наслаждением наблюдают за тем, как администрация Буша и конгресс США затягивают Дели в паутину атомных ограничений в обмен на крайне сомнительные выгоды от импорта неэкономичных реакторов, работающих на зарубежном топливе.

Белый дом по собственной инициативе использовал термин «односторонний мораторий» для Индии в заявлении Буша-Сингха от 18 июля 2005 года и превратил его в юридически обязательный для Дели, сделав его вечным. Индия отказалась от своего права, в то время как Америка не собирается делать подобного шага – напротив, в США говорят о планах по созданию ядерного оружия нового поколения и проведению подкритических испытаний.

В заявлении Буша-Сингха индийский мораторий упоминается в том ключе, что Индия будет готова взять на себя ту же ответственность и получить те же преимущества, что и другие ведущие атомные державы с развитыми ядерными технологиями, в частности, США. Но в то же время, отказ США от участия в ДВЗЯИ и от проведения международных инспекций своих ядерных объектов ясно показывает – в реальности, Индии отказано в получении «тех же преимуществ», что имеются у США.

Любое государство, участвующее в ДВЗЯИ, имеет право выйти из договора, руководствуясь высшими соображениями национальной безопасности. У Индии не будет такой возможности. А премьер-министр Индии Манмохан Сингх пообещал в начале марта Джорджу Бушу, что Индия согласится с международными инспекциями своих ядерных объектов на условиях, подобных применяющимся для неядерных стран.

Индия становится единственным государством, имеющим ядерное оружие, чьё согласие на мораторий на проведение ядерных испытаний не будет ни добровольным, ни могущим быть отменённым. Конечно, Индия сможет продолжать разработку оружия, способного достичь Пекина – но права на его испытание Индия лишится. Ничего не изменится даже в том случае, если Китай, Пакистан или США возобновят ядерные испытания.

Втянув Индию в ДВЗЯИ через заднюю дверь, Соединённые Штаты намереваются повторить тот же приём и в случае с договором о прекращении производства оружейных делящихся материалов (FMCT) – причём ещё до того, как сам договор FMCT войдёт в законную силу.

Запрет на получение новых оружейных урана и плутония может быть оформлен либо в виде требований конгресса США, либо как результат «отдельных дискуссий» по «дополнительным мерам по нераспространению».

Как только Индия разместит первые заказы на строительство атомных энергоблоков иностранными компаниями и загонит себя в ловушку зависимости от зарубежных поставок ядерного топлива, у Вашингтона появятся новые возможности для давления на Дели с целью добиться введения в Индии ограничений, подобных FMCT.

То, чего не смогли добиться США через действовавшие на протяжении трёх десятилетий технологические санкции против Индии, готов сделать премьер-министр Манмохан Сингх. Заказывая ядерные реакторы у иностранцев – шаг, не имеющий никакого экономического или стратегического смысла – Сингх фактически сдаёт индийский потенциал сдерживания. В частности, правительство так и не смогло объяснить, почему будет закрыт реактор-наработчик CIRUS без строительства новой установки на его замену.

Манмохан Сингх – назначенный, а не выбранный премьер-министр и человек, не выигравший за всю карьеру ни одних выборов – заключил сделку с другой страной, по условиям которой индийский военный атом будет сокращён более, чем на две трети, не имея на то никакого одобрения со стороны индийского парламента. В то же время, эта сделка должна получить одобрение парламента иностранного государства!

Индия гордится тем, что является самой населённой демократической страной мира. Но нам пора спросить самих себя – что же это за демократия, если решительное сокращение военной ядерной программы происходит без одобрения парламента?

The Asian Age

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03355 sec