Ситуация в Турции (февраль 2006г.)

12 марта 2006
А.А. Гурьев

Выполнение одного из важнейших решений Совета национальной безопасности (СНБ) Турции от 24 октября 2005 года определило в феврале направления основных усилий Анкары в области внешней и внутренней политики. Как известно, на этом заседании СНБ под председательством президента Ахмета Недждета Сезера была принята новая концепция национальной безопасности страны. Концепция получила официальное название Политический документ о национальной безопасности (Milli Gьvenlik siyaset belgesi – MGSB). В обиходе он также известен под названиями «красная книга», «секретная конституция», «красная конституция».

В сложной, продолжавшейся более года, работе по проекту этого документа, принимали участие все политикоформирующие ведомства Турции. В частности, в подготовке отдельных разделов проекта были задействованы аналитическое управление СНБ, аппараты президента и главы правительства, ключевые министерства (юстиции, внутренних дел, обороны, МИД, энергетики и природных ресурсов), Генштаб ВС страны, спецслужбы, независимые центры стратегических исследований, ряд университетов.

В документе впервые было прописано понятие обеспечения национальной экономической безопасности, которая названа одной из важнейших функций государства. При этом, отмечается, что одним из ключевых направлений решения этой задачи с учетом геополитического и географического положения Турции является ее превращение в мировой транзитный пункт для перекачки и хранения энергоресурсов, а также диверсификация энергетического сектора турецкой экономики.

На этом же заседании министру энергетики и природных ресурсов Хильми Гюлеру было поручено обобщить предложения всех заинтересованных ведомств и доложить на СНБ программу диверсификации источников энергоресурсов для экономики страны, что и было сделано им 28 февраля 2006 года. Основной причиной особого интереса Анкары к проекту строительства АЭС в Турции было названо «уменьшение внешней зависимости от поставок энергоносителей и их оперативная диверсификация».

В частности, на нынешнем этапе 65 процентов энергоносителей, потребляемых турецкой экономикой, поступает из России. При этом, с учетом сложившейся инфраструктуры, практически вся электроэнергия на тепловых электростанциях Турции вырабатывается с использованием российского «голубого топлива».

Важнейшим этапом подготовки турецкой программы использования ядерной энергии в мирных целях является состоявшийся 16 – 18 февраля визит министра энергетики и природных ресурсов Х. Гюлера в США. Турецкий министр провел ряд встреч и переговоров с высокопоставленными руководителями атомного направления министерства энергетики США (первый заместитель министра Clay Sell) и американского внешнеполитического ведомства (заместитель главы госдепартамента Robert Joseph).

В ходе переговоров американцы предложили Анкаре сотрудничество в ядерной сфере, назвав Турцию «классическим примером страны, с которой необходимо развивать такое взаимодействие». Американские руководители подробно ознакомили турецкого министра с программой США по вопросам глобального партнерства в области использования ядерной энергии (Global Nьkleer Enerji Ortakl?g?). При этом они заверили турецкую сторону в готовности Вашингтона участвовать в строительстве АЭС в Турции и оснастить их самой современной и безопасной технологией.

Турецкая делегация в свою очередь детально проинформировала американцев о первоначальном этапе своего плана использования атомной энергии в мирных целях. Он включает в себя строительство 3-х атомных электростанций общей мощностью до 5 тысяч мегаватт. К строительству первого объекта намечено приступить в 2007 году. В эксплуатацию АЭС должна быть сдана в 2012 году. Местом ее строительства определена черноморская провинция Синоп.

Что касается географического расположения двух других АЭС, то на эти места претендуют шесть районов Турции. Отбор, по словам турецких экспертов, будет проходить по 43 критериям, включающим экономические, военные, социальные аспекты, а также вопросы сейсмологии, охраны окружающей среды и безопасности. Окончательное решение будет принято главой правительства Р.Т. Эрдоганом.

Необходимо отметить, что интерес к проекту строительства в Турции АЭС проявляют также Россия, Япония, Великобритания, Франция, Канада, Южная Корея и Китай.

Ряд предварительных контактов с представителями этих стран турецкой стороной осуществлен, что позволило Анкаре сформировать выгодную для нее конкурентную среду. По мнению экспертов Института Ближнего Востока, наиболее удачный старт в плане выхода на турецкий атомный рынок сделан на нынешнем этапе все же Вашингтоном.

Еще одним заметным событием во внешнеполитической деятельности Анкары стали конкретная оперативная реакция руководства Турции на события, связанные с карикатурным скандалом, вызванным публикацией датской газетой карикатур на пророка Мухаммеда.

Премьер-министры Турции и Испании Р. Эрдоган и Р. Сапатеро призвали мусульман всего мира к спокойствию и прекращению насилия в ответ на эти публикации.

Напомню, что главам правительств именно этих двух стран принадлежит инициатива создания «Альянса цивилизаций», который направлен на укрепление диалога между христианским Западом и мусульманским Востоком. Они выступили с совместным заявлением, которое было опубликовано в средствах массовой информации ряда стран. В документе говорится: «Мы с растущей тревогой следим за напряженностью и противостоянием, начало которым положили публикации в европейских газетах карикатур на пророка Мухаммеда, что мусульмане однозначно расценивают как оскорбление. Мы все окажемся в проигрыше, если немедленно не стабилизируем ситуацию, чреватую только ростом недоверия и недопонимания между сторонами. Поэтому считаем, что призыв к спокойствию и пониманию даст возможность всем услышать голос разума», - отмечается в обращении премьер-министров Турции и Испании.

Кроме этого, турецкий премьер 10 февраля отправил письма главам 192 государств-членов ООН с призывом совместными усилиями и путем диалога урегулировать кризис, возникший в связи с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда.

В феврале Турция вновь продемонстрировала свою активную роль в событиях регионального и глобального масштаба. Анкара заявила о необходимости содействовать налаживанию диалога между победившей на парламентских выборах радикальной палестинской группировкой ХАМАС и Израилем. Речь об этом шла во время переговоров в Анкаре глав дипломатических ведомств Турции и Германии. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер по итогам переговоров с турецким коллегой Абдуллахом Гюлем заявил, что «у немецкой стороны не будет никаких возражений против посреднической инициативы Турции, если она сможет оказать влияние на ХАМАС». По словам главы немецкой дипломатии, ХАМАС должен отказаться от насилия, признать Израиль и «Дорожную карту» - международный план ближневосточного урегулирования.

Абдуллах Гюль со своей стороны подчеркнул, что «движение ХАМАС одержало победу на парламентских выборах демократическим путем и должно действовать демократически». В новых условиях в регионе мы все должны оказать помощь в налаживании диалога. Турция имеет хорошие отношения с обеими сторонами и постарается сделать для этого все возможное, - констатировал турецкий министр.

Анкара сразу же после этих переговоров предприняла в этом направлении конкретные действия. 16 февраля в Анкару прибыла делегация ХАМАС в составе пяти человек во главе с главой политбюро этого движения Халедом Мешаалем. Примечательно, что эта делегация кроме Турции посетила ряд ближневосточных государств, в т.ч. Саудовскую Аравию и Иран.

С учетом того, что эта радикальная группировка признана Евросоюзом, а также в США и Израиле террористической организацией, турецкая сторона предприняла ряд мер с целью продемонстрировать негосударственный характер визита делегации ХАМАС в Турцию. От встречи с делегацией отказался глава правительства Р.Т. Эрдоган. А. Гюль провел встречу с делегацией в центральном офисе партии не в качестве вице-премьера и главы внешнеполитического ведомства Турции, а второго лица в Партии справедливости и развития (ПСР). Турецкую же делегацию на переговорах возглавил заместитель первого заместителя министра иностранных дел страны Ахмет Узюмджю.

Глава делегации ХАМАС по итогам переговоров заявил, что «они проанализируют и оценят предложения Турции». Как стало известно, Анкара призвала ХАМАС признать Израиль и план мирного урегулирования – «Дорожную карту», сложить оружие и отказаться от силовых методов решения проблем. Тем не менее, визит делегации ХАМАС и переговоры в Анкаре вызвали неоднозначную реакцию. Спокойная реакция госдепартамента США и слова его официального представителя о том, что «важнее всего те призывы, которые прозвучали в Анкаре к ХАМАС» были расценены Анкарой как поддержка состоявшихся переговоров.

Однако эта официальная позиция явно контрастировала с жесткой реакцией израильского лобби в США, поддержкой которого Р.Т. Эрдоган заручился в плане урегулирования проблем в турецко-армянских отношениях. Привлекает внимание и резкая критика переговоров со стороны сопредседателя Группы турецко-американской дружбы в Конгрессе США Роберта Векслера, которого, по его словам, факт приезда делегации ХАМАС в Анкару «попросту шокировал».

Еще более жесткой была реакция самого Израиля. Министр иностранных дел Ц. Ливни позвонила накануне визита делегации ХАМАС главе турецкого внешнеполитического ведомства А. Гюлю и предупредила, что «такие контакты нанесут вред политике изоляции этой радикальной группировки».

Представитель же израильского правительства Р. Гиссин сравнил ХАМАС с боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК) и в интервью частному турецкому телеканалу спросил, «что бы вы почувствовали, если бы мы встретились с А. Оджаланом?». А. Гюль осудил поступок представителя израильского правительства, сравнившего ХАМАС с РПК, назвав его «необоснованным и ошибочным».

Примечательной является и сдержанная позиция по этому вопросу известного политического и государственного деятеля Турции, бывшего президента и премьер-министра страны Сулеймана Демиреля, который назвал визит делегации ХАМАС «поспешным и преждевременным».

Думается, следует обратить внимание еще на одно событие, имеющее региональную значимость. 16 февраля постоянный представитель США при МАГАТЭ Грегори Шульте провел в Анкаре переговоры с турецким руководством по ядерной программе Ирана. По сведениям из американских источников, «обсуждались усилия Ирана по созданию ядерного оружия и международные решения, которые призваны не допустить такого развития событий».

Как известно, Турция, являясь соседней с Ираном страной, выступает против урегулирования проблемы иранской ядерной программы силовым методом. Анкара неоднократно обращалась с призывом к иранскому руководству проявлять сдержанность и продолжать сотрудничество с МАГАТЭ. В частности, вице-премьер турецкого правительства, министр иностранных дел страны А. Гюль в одном из своих заявлений констатировал, что «Турция не позволит использовать свою территорию для возможной атаки против соседних стран, и не заинтересована в появлении в регионе атомного оружия».

Турция, по его словам, выступает против гонки вооружений в регионе и хочет, чтобы Ближний Восток был свободен от оружия массового поражения. И эта позиция доведена до Ирана, в интересах которого убедить мировое сообщество в том, что он не стремится к обладанию ядерным оружием, его ядерная программа прозрачна и осуществляется в мирных целях. У Тегерана, по мнению Анкары, есть для этого время до марта этого года, констатировал турецкий министр.

В связи с этим, иранский посол в Турции Фируз Девлетабади на приеме в Анкаре по случаю национального дня Ирана сделал заявление. Он отметил мирный характер иранских ядерных исследований и подчеркнул, что Турция это понимает. «За это иранская сторона благодарна турецкому народу и турецкой прессе. Иран готов к мирному диалогу, однако если США прибегнут к силовому методу, у иранской стороны не останется только один выход – защищаться», - констатировал высокопоставленный иранский дипломат.

По мнению экспертов, после турецко-американских переговоров по иранской ядерной программе следует ожидать определенного ужесточения позиции Анкары по отношению к Тегерану по этому вопросу.

В феврале в Турции имели место события, подтверждающие стабильный характер развития российско-турецких отношений. Председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и министр энергетики и природных ресурсов Турции Мехмет Хильми Гюлер обсудили в Анкаре реализацию проектов транзита газа через турецкую территорию на рынки третьих стран.

Были, в частности, рассмотрены вопросы транзита российского газа через Турцию в Грецию, на юг Италии, в Израиль, Ливан и в другие государства Ближнего Востока. На состоявшейся в Анкаре встрече стороны договорились также изучить возможность создания совместного предприятия для этих проектов.

Вторым важным вопросом повестки дня российско-турецких переговоров стало строительство подземных газохранилищ на турецкой территории, так как на сегодняшний день их в Турции практически нет. Это ведет к тому, что турецкая сторона лишена возможности создавать резервные запасы «голубого топлива», которые можно было бы использовать в кризисные периоды. Россия готова принять участие не только в реализации проектов по строительству в Турции газохранилищ, но и к выходу на турецкий рынок распределения газа в стране. В связи с этим, Газпром проявляет интерес к приватизации ряда объектов на этом рынке, в частности к фирме Igdas.

Как известно, на сегодняшний день существует два проекта сооружения подземных газохранилищ. Одно из них – в местечке Силиври, что неподалеку от Мраморного моря, рассчитано на хранение 1,6 млрд. кубометров газа. Второе – целый комплекс таких объектов, емкость которых превышает 5 млрд. кубометров. Он будет расположен в районе озера Тузгелю. Примечательно, что турецкая энергетическая компания Боташ подписала, по мнению экспертов, выгодное Соглашение с Всемирным банком и получит кредит на строительство этих объектов на сумму 325 млн. долларов сроком на 13 лет. При этом, кредит в течение первых семи лет считается беспроцентным.

Так что, судя по всему, Газпрому необходимо быть готовым к жесткой конкуренции за право участвовать в реализации газовых объектов на турецкой территории. Тем более, что с турецкой стороны, в т.ч. на правительственном уровне, все чаще раздаются голоса о «чрезмерной зависимости Турции в газовых вопросах от России».

Еще одно февральское событие в российско-турецких отношениях представляет интерес по причине того, что дает возможность говорить о налаживании двусторонних связей на новом направлении – по религиозной линии.

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин провел в Анкаре ряд встреч с руководителями Управления по делам религии при премьер-министерстве Турции. Развитие этого сложного направления в структуре российско-турецких отношений свидетельствует об определенном уровне доверия между двумя странами, а также росте авторитета России в Организации исламская конференция. Напомним, что нынешний Генеральный секретарь этой самой массовой в мире мусульманской международной организации, турецкий ученый Экмеледдин Ихсаноглу, высоко оценивающий взаимодействие России и ОИК, ранее возглавлял Управление по делам религии при премьер-министерстве Турции.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03849 sec