Палестинская экономика в 2005 - начале 2006 г.

02 марта 2006
A A A


Н.С. Глебова Результатом выборов в палестинский Законодательный совет, состоявшихся 25 января с.г., стала победа движения ХАМАС. Но так как большинством стран Запада это движение включено в список террористических организаций, одной из реакций на победу ХАМАСа стал отказ многих западных стран и организаций-доноров продолжать оказание финансовой помощи Палестинской национальной администрации. Столкнувшись с проявлением экономического бойкота, руководители ХАМАСа заявили о своей готовности обратиться с просьбой о помощи к арабским государствам. Некоторые из них (Саудовская Аравия, Катар) уже выразили готовность предоставить эту помощь безвозмездно и без предварительных условий (как-то: признание за Израилем статуса суверенного государства, отказа от вооруженной борьбы против Израиля и т.п.). Денежные средства, обещанные государствами ближневосточного региона, сейчас являются жизненно необходимыми для ПНА, глава которой Махмуд Аббас даже отметил, что из-за отсутствия финансовой помощи извне палестинская экономика начинает “задыхаться”. Подобная ситуация не может продолжаться долго. Это понимают и в движении ХАМАС. В первые дни после объявления об их победе на парламентских выборах руководители ХАМАСа заявили об одной из своих первоначальных целей — реорганизации экономики. Один из лидеров ХАМАСа, Махмуд аз-Захар, сообщил, что после прихода к власти его организация намерена способствовать установлению прозрачности своих экономических связей. Поводом для этого заявления послужил не только бойкот большинства стран-доноров, но и полномасштабная информация об экономическом положении на палестинских территориях, которой обладают представители ХАМАСа. В 2005 году дефицит бюджета ПНА составил 800 млн амер. долл. В последней четверти 2005 года бюджетный дефицит равнялся приблизительно 70 млн амер. долл. в месяц, что составляет приблизительно 17% ВВП (в 2004 году — 14%). В июле 2005 года ПНА издала предварительный вариант бюджета на 2006 год, в котором предполагалось его сокращение до 480 млн амер. долл. Подобная цель предполагает значительное реформирование многих областей экономики и поэтапную реализацию. Представители ПНА обратились к Международному валютному фонду и Всемирному банку с просьбой помочь выработать среднесрочный сценарий сокращения бюджетного дефицита в 2006–2008 годах и достижения финансовой стабильности. Уровень инфляции составил 5% (октябрь 2005 г.). Инфляция на Западном берегу и в секторе Газы во многом отражает состояние инфляции в Израиле. В 2005 году увеличилась и стоимость жизни на палестинских территориях. В октябре 2005 года за счет ограничений на перевозку, введенных израильской стороной в это время, выросли цены на продовольственные товары. В 2005 году объем внешней помощи, по некоторым оценкам, составил 362 млн амер. долл. вместо 654 млн, заложенных в бюджет страны на 2005 год. В апреле 2004 года Правлением исполнительных директоров Всемирного банка было одобрено создание «Фонда реформ», имеющего своими главными целями стимулирование и поддержку инициатив палестинского руководства по выходу из затяжного экономического кризиса. Руководители Всемирного банка и ПНА договорились о том, что каждые шесть месяцев международными наблюдателями будут исследоваться результаты проведения реформ на палестинских территориях. Положительные итоги исследований служат гарантией получения финансовых средств, которые перечисляются странами-донорами на счета “Фонда реформ”. На 1 февраля 2005 года на счет фонда было перечислено 310 млн долл. В конце 2005 года перечисление финансовых средств было приостановлено, так как в ходе плановых исследований стало известно, что руководство ПНА перестало предпринимать шаги по улучшению положения в ряде областей экономики. В частности, это касается отказа от значительного увеличения заработной платы за счет получаемых финансовых средств в виде помощи. Руководство ПНА также неоднократно отказывалось предоставлять международным наблюдателям отчеты об экономическом положении на Западном берегу и в секторе Газы, а также данные о расходовании финансовых средств, полученных от стран и организаций-доноров. Исходя из финансовых отчетов за предыдущий период, можно сделать вывод о том, что большая часть финансовой помощи была потрачена на текущие расходы автономии. Лишь небольшой объем средств был выделен и использован для привлечения частных инвестиций в экономику палестинских территорий. Самые серьезные экономические проблемы так и оставались нерешенными. Фактически речь идет о консервации кризисного состояния в обществе за счет “латания дыр”, а не решения проблем. Несмотря на снижение объемов финансовой помощи в 2005 году, благодаря ей было погашено 340 млн амер. долл. бюджетного дефицита. Оставшийся дефицит в размере 460 млн. долл был ликвидирован за счет займов у коммерческих банков и ликвидации активов ПНА в Палестинском инвестиционном фонде. К сентябрю 2005 года долг Палестинской национальной администрации перед коммерческими банками составил 583 млн амер. долл. В 2005 году банковский сектор стал одним из наиболее стабильно развивающихся секторов палестинской экономики. На депозитах 22 палестинских банков, контролируемых палестинскими государственными финансовыми организациями, размещено приблизительно 4,3 млрд амер. долл. В виде ссуд было выдано около 1,8 млрд амер. долл. Объем кредитования частного сектора составил 28% ВВП. Это значительно больше, чем в 2004 году, однако меньше, чем в других странах этого региона. Для улучшения экономической ситуации в данном регионе необходимо увеличить объем выдаваемых ссуд, по крайней мере, вдвое, что в свою очередь привлечет других инвесторов, в том числе и из-за рубежа. Одной из целей деятельности палестинского руководства является привлечение палестинцев, проживающих за рубежом, для инвестиций в экономику страны. Совокупный объем средств, которыми располагают этнические палестинцы, живущие за пределами палестинских территорий, оценивается в 60 млрд амер. долл. Привлечение части этих финансов в экономику палестинских территорий могло бы значительно улучшить положение дел. В 2005 году увеличилась задолженность ПНА перед Палестинским пенсионным фондом. В последней четверти 2005 года ПНА оказалась неспособной выплатить заработную плату государственным служащим, не прибегая к финансам от стран-доноров. Остается высоким уровень безработицы на территориях Западного берега реки Иордан и в секторе Газы. В 2005 году уровень безработицы на Западном берегу составил более 20%, а в секторе Газы более 30%. Безработица в секторе Газы всегда была выше, чем на Западном берегу реки Иордан. Это объясняется тем, что более свободный проход через границы с Израилем на Западном берегу позволял многим нелегальным рабочим проникать в Израиль и находить там работу. Наибольшую часть безработных составляет молодежь (среди 20–24-летних — 35%). Уровень бедности вырос с 20 (1999 г.) до 54% (2005 г.), причем 15% населения Западного берега реки Иордан и сектора Газы находятся в состоянии крайней нищеты и, не имея возможности даже приобретать продукты питания, вынуждены обращаться за помощью к благотворительным организациям. Отсутствие постоянной работы и нищета заставляют многих палестинцев, особенно молодежь, заниматься противоправной деятельностью. Именно на молодежь ориентируются многие террористические организации и группировки в ходе вербовки новых членов. В 2005 году продолжение реализации плана “Дорожная карта” в целом неблагоприятно сказалось на экспорте палестинских товаров, так как большинству компаний не удалось обеспечить эффективный режим их транспортировки. Несмотря на прекращение существования блокпостов на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газы проблема перемещения людей через границу по-прежнему остается очень серьезной. В то же время ликвидация тех же блокпостов привела к некоторому снижению затрат на доставку товаров на эти территории. В 2005 году одной из главных проблем развития палестинской экономики продолжало оставаться неограниченное расходование финансовых средств правительственными структурами автономии. Большая часть финансов уходила на выплату заработной платы государственным служащим. Понизив уровень налогов, правительство лишилось поступлений в казну, что могло бы улучшить ситуацию. Сказался и высокий уровень коррупции, который имел место во властных структурах в этот период. Одним из предвыборных лозунгов ХАМАСа был борьба с коррупцией и нецелевым расходованием средств, выделяемых на различные программы, в том числе на социальные. По некоторым данным, общий объем средств, изъятых на личные цели, составил приблизительно 3,5 млрд амер. долл. Если ранее коррупция представлялась явлением, негативно влияющим на развитие палестинской экономики, то в указанный период она значительно осложнила выход из кризисной ситуации, в которой оказалась автономия. Одной из главных целей современного руководства Палестинской национальной администрации является разработка плана эффективного расходования финансов, имеющихся в их распоряжении. Многие аналитики уже неоднократно указывали на то, что палестинская экономика не нуждается в дополнительных “вливаниях” финансовой помощи. Главная ее проблема — неправильное расходование уже существующих средств. Мнение этих аналитиков разделяет Джордж Т. Абед, один из бывших руководителей Международного валютного фонда, который затем возглавил Денежно-кредитное управление Палестины. Он также рекомендует в ходе разработки этих планов ориентироваться на апробированные модели экономического развития. Эти модели можно сравнить с моделями, реализованными в Китае в 80-е годы XX века и в Израиле на начальном этапе его развития. Суть этих экономических моделей состоит в привлечении инвестиций; развитии промышленности, ориентированной преимущественно на экспорт, и т.п. Это во многом отличается от практики, существующей в целом ряде арабских государств, имеющих централизованную плановую экономику с монополиями, контролируемыми государством. В долгосрочной перспективе значение международной помощи может снизиться, если палестинское руководство сможет создать экономику, ориентированную, в частности, на создание постоянных рабочих мест, привлечение частного капитала, планомерное проведение внутренних реформ на всех уровнях и т.д. Первоначального реформирования требуют судебная и исполнительная власть, сфера образования и здравоохранения. Средства частных инвесторов, а также финансовые средства, поступающие от стран и организаций-доноров, должны пойти на осуществление планов, о которых было заявлено после выхода израильских войск из сектора Газы и северной части Западного берега реки Иордан. Представители палестинских руководящих структур власти объявили о готовности предпринять радикальные меры с целью создания условий для экономического возрождения бывших оккупированных территорий. Для экономического возрождения палестинских территорий можно порекомендовать осуществление следующих мер: = установление жесткого контроля над распределением финансовых средств; = создание прозрачности в отношении денежных потоков; = активное развитие тех видов коммерческой деятельности, которые имеют наилучшие шансы для выхода на международный и мировой рынок (производство сельскохозяйственной продукции, обработка кож и т.п.); = создание организации, способствующей оживлению и развитию частного сектора экономики, который играет значительную роль в поддержании слабой экономики Палестинской автономии; = установление договоренностей с Израилем, касающихся границ, перемещения рабочей силы и транспортировки товаров и ряда других; = использование инфраструктуры, существующей на территориях, освобожденных Израилем (ранее она в основном подвергалась разрушению); = использование существующих промышленных зон (к примеру, Эреза) и создание новых с привлечением иностранного капитала; = инвестирование строительства и развития транспортного сообщения между сектором Газы, Западным берегом реки Иордан, Египтом и Ашдодом (включая восстановление аэропорта и строительство порта в секторе Газы) с целью улучшения условий для транспортировки и экспорта сельскохозяйственной и других видов продукции, вырабатываемой в секторе Газы и на Западном берегу реки Иордан; = строительство новых мощных электростанций в секторе Газы, способных вырабатывать энергию и для Западного берега реки Иордан; = использование в качестве дешевого вида энергии месторождения газа, обнаруженного в прибрежных водах сектора Газы; = строительство в секторе Газы собственного предприятия по опреснению воды (ранее опресненная вода подавалась при строгом контроле израильской стороны, не более 150 млн куб. м); = создание ирригационной системы, препятствующей утечке водных ресурсов на палестинских территориях; = развитие информационных технологий с использованием опыта в этой сфере других стран ближневосточного региона, включая Израиль и т.д. Реализация подобных целей потребует значительных капиталовложений, и без помощи извне не обойтись. Экономика Палестины остро нуждалась и продолжает нуждаться в доверии инвесторов, в их готовности вложить деньги. Но еще больше она нуждается в реализации долгосрочных проектов. Необходимо признать, что многие проблемы современной палестинской экономики возникли и развились оттого, что программы, которые были разработаны странами-донорами, не были рассчитаны на долгосрочную перспективу и ориентировались на “операционное вмешательство” в существовавшие кризисные ситуации. В настоящее время экономическое положение на палестинских территориях зависит и от того, выплатит ли правительство Израиля полностью свою задолженность перед палестинскими муниципалитетами и агентствами. 1 февраля 2006 года представители руководства Израиля заявили о приостановке выплат таможенных и других отчислений ПНА в связи с победой на парламентских выборах 25 января 2006 года радикальной группировки ХАМАС. Общий размер выплат составляет 55 млн амер. долл. Израильская сторона сослалась на то, что перечисляемые ею деньги идут на выплату зарплаты госслужащих, 90% из которых составляют сотрудники служб безопасности. Именно их представителей руководство Израиля неоднократно обвиняло в пособничестве и непосредственной организации террористических актов. Однако уже 5 февраля 2006 года министр израильского правительства Зеэв Бойм сообщил о возобновлении ежемесячных таможенных отчислений ПНА. Несмотря на это, можно предположить, что вопрос о перечислении денежных средств израильской стороной еще не раз возникнет на повестке дня, как это уже происходило ранее. Вряд ли Израиль откажется от подобного финансового “козыря” в общении с новым правительством, члены которого, оставаясь представителями движения ХАМАС, будут вынуждены решать наиболее острые проблемы экономики на палестинских территориях. В начале 2006 года экономическое положение на палестинских территориях продолжает оставаться в прямой зависимости от развития политической обстановки. Несмотря на нынешние сложные отношения между победившим на выборах движением ХАМАС и международным сообществом в лице большинства стран и организаций-доноров, хочется надеяться, что они не приведут к полному развалу палестинской экономики и позволят найти приемлемые компромиссы.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.