Конференция по Афганистану в Лондоне

28 февраля 2006
В.Г. Коргун

Нестабильная обстановка в Афганистане, неспособность правительства Х. Карзая справиться с валом проблем, в первую очередь с наркобизнесом и терроризмом, побудили мировое сообщество вновь вернуться к вопросу об увеличении помощи Афганистану и о более активном участии в его восстановлении.

С этой целью 31 января – 1 февраля 2006 г. в Лондоне собрались представители 70 стран мира, а также представители крупнейших международных организаций. Председателями конференции стали генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, премьер-министр Великобритании Тони Блэр и президент Афганистана Хамид Карзай. Российскую делегацию возглавлял министр иностранных дел С. Лавров, американскую — госсекретарь К. Райс.

Конференция стала важной вехой на пути развития Афганистана: в декабре 2005 г. завершился его первый этап — так называемый Боннский процесс, основным содержанием которого явилось формирование демократической системы правления.

Впервые после устранения режима талибов в Афганистане и формирования демократической формы власти афганская администрация разработала программу социально-экономической реабилитации и предложила ее мировому сообществу. Однако эта программа запаздывает по крайней мере на полтора года после президентских выборов и формирования правительства. Отсутствие четкого и ясного документа, детально раскрывающего цели развития страны и сконцентрированного на важнейших проблемах, таких как нежелание доноров инвестировать средства в неопытное правительство и в необдуманные программы и проекты многочисленных неправительственных организаций (НПО), привело к раздраю в расходовании миллиардов долларов международной помощи, выделенной на реконструкцию и реабилитацию страны.

Это вызвало в свою очередь разочарование части доноров и афганского населения: прогресс в восстановлении страны малозаметен, широкие массы населения по-прежнему прозябают в нищете и несчастьях.

Поэтому стало очевидным, что необходима цельная программа, в которой были бы намечены задачи в области национального строительства, восстановления страны и борьбы с террором. Таким образом, представленный афганской делегацией на рассмотрение делегатов конференции «Афганский пакет» — пятилетний план развития Афганистана — явился насущной необходимостью. Он непосредственно апеллирует к проблемам реформы судопроизводства, сельской ирригации, жесткого усиления борьбы с наркобизнесом, создания боеспособной армии, Национальной и пограничной полиции, модернизации дорог, аэропортов, доступа населения к чистой питьевой воде, обеспечения его электричеством и медицинским обслуживанием.

Афганское правительство подсчитало, что на эти и другие поддающиеся подсчету цели требуется 20 млрд долларов. И эта сумма была заложена в «Афганский пакет».

Некоторые из перечисленных целей были оценены участниками лондонской конференции как реалистичные и на их реализацию были выделены средства.

Опыт показывает, что есть разница между обещаниями и фактически предоставляемой помощью. Тем не менее результаты лондонской конференции могут рассматриваться как успешные: конференция еще раз подтвердила, что многие страны отчетливо понимают, что помогать Афганистану — значит помогать миру и безопасности во всем мире, устанавливать демократию, гарантируя тем самым обеспечение прав человека и принципов мирного сосуществования.

Надо осознавать также, что финансовая помощь Афганистану — это не благотворительность, а инвестиции в достижение длительного, прочного мира. Страны вкладывают средства в Афганистан, потому что от нелегального производства и транспортировки наркотиков исходит угроза, потому что необходимо обеспечить безопасность, подрываемую терроризмом, потому что необходимо бороться с коррупцией и нарушением прав человека, чтобы развивалась демократия, и потому что сейчас не время стоять в стороне от развития демократического процесса, который начался в Афганистане.

Успехи прогрессивного развития Афганистана тесно связаны с достижениями в области образования, прав человека, в том числе женских прав, в войне с террором, анархией, уорлордизмом, деспотизмом и хаосом.

Основные вопросы, которые обсуждались на форуме, — совершенствование форм и методов обеспечения безопасности, оздоровление системы управления, права человека, торжество закона, социально-экономическое развитие и борьба с наркобизнесом. Особенно остро стоял вопрос безопасности: за 2005 г. в стране произошло 19 взрывов, осуществленных террористами-самоубийцами, из них 13 — за последние два с половиной месяца. И эти акты имели место в условиях, когда США планируют сократить свое военное присутствие с 18 до 16,5 тысяч военнослужащих, а численность миротворческого контингента НАТО должна быть увеличена с 10 до 15 тысяч человек.

Главными компонентами «Афганского пакета» явились безопасность и развитие, а также международные обязательства по оказанию помощи стране. В нем также анализировались достижения Афганистана и формулировался курс на будущее развитие. Предполагалось также разработать рамки долгосрочного сотрудничества между Афганистаном и мировым сообществом. Рассматривался вопрос и о большей самостоятельности Афганистана в области безопасности и развития: известно, что через афганский бюджет проходит лишь 22% зарубежной помощи, остальные 78% — через неправительственные организации.

«Афганский пакет» предусматривает и конкретные цели на следующую пятилетку.

Вот некоторые из основных:

— довести численность афганской армии до 70 тысяч человек;

— разоружить все незаконные вооруженные формирования к 2007 г.;

— сокращать число людей, живущих на доход менее 1 доллара в день, на 3% и нуждающихся в продовольственной помощи — на 5% ежегодно;

— сократить площадь заминированных территорий на 70% к 2010 г.;

— ежегодно увеличивать объем конфискуемых наркотиков, а также число задерживаемых наркодилеров и коррумпированных чиновников, связанных с наркобизнесом;

— подписать Конвенцию ООН о борьбе против коррупции к концу 2006 г. и создать механизм ее реализации к концу 2008 г.;

— провести перепись населения к 2008 г.;

— создать эффективно функционирующие институты судопроизводства в каждой провинции к концу 2010 г., включая тюрьмы с раздельным содержанием женщин и подростков;

— модернизировать «кольцевую дорогу», которая сыграет главную роль в планах правительства превратить Афганистан в «мост», связывающий Центральную и Южную Азию;

— довести Кабульский и Гератский аэропорты до международного стандарта к концу 2010 г., усовершенствовать аэропорты в Мазари-Шарифе, Кандагаре и Джалалабаде;

— обеспечить электричеством 65% жилого фонда городов и 25% деревень к концу 2010 г.;

— обеспечить прием в начальные школы 75% мальчиков и 60% девочек к 2010 г.

На конференции была также представлена Временная национальная стратегия развития Афганистана, которая отражает приоритеты афганского правительства в области экономического развития, безопасности, борьбы с наркоторговлей и укрепления системы государственного управления.

Действительно, на пути к миру и демократии в Афганистане немало нерешенных проблем, которые тормозят весь процесс восстановления страны. Ситуация в Афганистане продолжает оставаться критической. Не прекращаются диверсионные и террористические акции талибов и боевиков «Аль-Каиды». Афганистан по-прежнему является мировым лидером по производству наркотиков. Растет коррупция. Многие афганцы задаются вопросом: вот уже четыре года в страну поступает международная помощь, но где обещанные дороги, школы, поликлиники, электричество, вода? Две предыдущие международные конференции афганских доноров — в Токио в 2002 г. и Берлине в 2004 г. — не смогли помочь в выполнении задач, поставленных мировым сообществом.

Участники этих конференций предложили лишь менее половины из 28 млрд долларов — суммы, необходимой, по мнению афганского правительства и Всемирного банка, для восстановления Афганистана. Более того, из 13 млрд долларов выделенных средств лишь 4 млрд пошли на проекты развития. Это весьма незначительная часть того, что было выделено на аналогичные цели в Ираке и на Балканах.

На лондонской конференции основные доноры Афганистана приняли новые финансовые обязательства. Они договорились выделить стране 10,5 млрд долларов на последующие 5 лет. Причем 80% этой суммы — новые обязательства. «Такой уровень обязательств, — заявил одни из руководителей британского внешнеполитического ведомства Ким Хоуэлс, — свидетельствует о том, что Афганистан остается приоритетом для мирового сообщества». Самая крупная сумма предоставляется Всемирным банком — 1,2 млрд. Далее следуют США — 1,1 млрд., Азиатский банк развития — 1 млрд, Великобритания — 855 млн (на три года), Германия — 480 млн, Япония — 450 млн, ЕС — 268 млн, Испания — 182 млн, Индия — 181 млн, Голландия — 179 млн, Саудовская Аравия — 153 млн, Пакистан — 150 млн, Норвегия — 144 млн, Китай — 80 млн, Франция — 55 млн.

Подчеркивая политическое значение лондонской конференции, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: «Оказание международной помощи стране, делающей шаги на пути к миру, демократии и прежде всего к обеспечению безопасности, которая является необходимым условием к продвижению на остальных направлениях, служит интересам всего мирового сообщества». Он обозначил наиболее важные факторы угрожающего характера, которые не только влияют на внутреннюю ситуацию в Афганистане, но и беспокоят мировое сообщество: «Терроризм, безграничное насилие, незаконная наркоиндустрия и подпитываемая ею коррупция угрожают не только процессу создания нового государства, но и плодам Боннского (2001 г.) процесса».

Кофи Аннан призвал афганских лидеров предпринять максимум усилий на пути реализации задач, намеченных на конференции, поскольку от этого зависят долговременная стабильность в стране и доверие к ее правительству.

Всеобщее внимание участников форума было привлечено к выступлению афганского президента Х. Карзая. Он остановился на успехах, достигнутых страной после 11 сентября 2001 г. Среди наиболее крупных достижений он отметил принятие конституции, избрание президента и парламента страны. Более 6 млн детей, подчеркнул президент, посещают школу в условиях, когда существовавшая система просвещения была разрушена. Рост экономики Афганистана за четыре года составил 85%. Однако Афганистан остается малограмотной страной, где существует громадный разрыв между вполне благополучной элитой и миллионами бедных. Процветающая нелегальная торговля наркотиками поставляет на мировой рынок 87% всего объема героина, производимого в мире. «Нам предстоит долгий путь», — признал Х. Карзай. «От имени афганского народа, — сказал он, — я заявляю сегодня, что мы станем надежным активом в деле обеспечения безопасности региона и всего мира. Стабильный, мирный и процветающий Афганистан нужен не только афганцам, он нужен всем нам».

Доминирующей темой дискуссий на конференции была проблема безопасности. «Терроризм угрожает не только безопасности и независимости Афганистана. Это угроза миру и всему человечеству, которая несет смерть невинным людям по всему миру», — убеждал делегатов афганский президент. Несмотря на присутствие в Афганистане более 30 тысяч иностранных военнослужащих во главе с США, террористы и исламские экстремисты усиливают вооруженную борьбу против международных сил и правительства Х. Карзая. В 2005 г. жертвами террора стали 1600 человек. США за этот год потеряли 90 солдат и офицеров — это самые большие потери американцев со времени ликвидации режима талибов. Общее число американских потерь за четыре года превысило 200 человек.

Оживленные дискуссии вызвал вопрос о наркотиках. В «Афганском пакете» содержался призыв к усилению борьбы с ними и созданию экономической альтернативы для наркопроизводителей, которых часто привлекают большие доходы от их производства, нежели от традиционных культур. В документе также отмечалось, что правительство «усилит акцент на том, что производство и продажа опиатов аморальны и противоречат законам ислама». Х. Карзай сообщил делегатам конференции, что в прошлом году размер площадей под посевами наркотиков сократился на 21%. «Мы предпримем дальнейшие шаги по окончательному искоренению наркотиков, — обещал президент. — Мы ожидаем, что мировое сообщество реально будет сотрудничать с нами, и не только поможет нам ликвидировать наркобизнес, но и постарается сделать это, не нанеся ненужного экономического ущерба и не усиливая нестабильность».

Американцы заявили на конференции, что они в своей антинаркотической кампании в Афганистане действуют в рамках программы, известной как «альтернативное хозяйство», которая предусматривает предоставление фермерам возможности зарабатывать на жизнь другими способами. Кампания включает бесплатное распределение семян пшеницы и удобрений, а также строительство новых дорог для транспортировки урожая на рынки.

Активным участником конференции была и Россия. Ее заинтересованность в судьбах Афганистана охарактеризовал министр иностранных дел РФ С. Лавров: «Россия настроена использовать председательство в «большой восьмерке» для помощи афганскому руководству в продвижении к стабильности и экономическому процветанию, а также для мобилизации соответствующих усилий донорского сообщества». По его словам, Москва вновь «подтверждает последовательную линию на содействие правительству Исламской Республики Афганистан во главе с президентом Хамидом Карзаем в деле выполнения стоящих перед страной задач». «Россия не брала на себя обязательств ни на токийской, ни на берлинской конференциях, — напомнил Лавров. — Тем не менее с 2002 по 2005 гг. Афганистану было оказано широкое содействие на двусторонней основе, включая гуманитарную помощь в становлении новой власти в размере 30 млн долларов и поставки афганской национальной армии на сумму, превышающую 200 млн долларов».

Последнее направление, заметил министр, особенно «актуально в свете сохраняющейся угрозы со стороны экстремистов». «Мы будем и впредь, — заверил Лавров, — предоставлять этой стране помощь и развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество».

На лондонской конференции российская делегация выступила с инициативой: заместитель министра финансов Сергей Сторчак сообщил, что Россия наряду с другими кредиторами Афганистана — США и ФРГ — намерена рассмотреть вопрос об аннулировании долга Кабула.

Задолженность Афганистана российской стороне «оценивается в 10 млрд долларов». «Российские условия состоят в том, чтобы Кабул выверил долг и признал его в рамках Парижского клуба, — отметил Сторчак. — Власти Афганистана будут иметь право поставить подпись под документом с признанием этого долга и тем самым договориться об его аннулировании».

Заместитель министра выразил надежду, что это «произойдет до конца года».

1 февраля лондонская конференция завершила работу принятием «Афганского пакета». Теперь настало время посмотреть, какая часть обещанной помощи достигнет своего предназначения, а именно программ и проектов, которые помогут осуществить цели, поставленные в «Афганском пакете».

Еще один важный вопрос касается того, как помощь будет поступать в адрес афганского правительства. Прежняя практика показывает, что до 78% помощи поступало в адрес НПО, а правительство получало лишь около 22% на проекты, которые реализовывались непосредственно под его контролем. Это соотношение следует существенно изменить в пользу контролируемых правительством программ, и тогда появятся ощутимые результаты выполнения задач, поставленных «Афганским пакетом».

Главный груз усилий по достижению этих задач ложится на плечи афганского правительства. Оно должно сформировать Агентство по координации или независимую комиссию по наблюдению за осуществлением пятилетней программы, предложенной в Лондоне. Прежняя практика показывает, что правительственный механизм координации слаб и нуждается в капитальной перестройке.

Правительство также должно создать механизм, который будет отслеживать процесс финансовой отчетности и поступление средств исключительно на те объекты, для которых они запланированы. Так, здравоохранение и образование — это не только общественные интересы, но и право граждан, и оно должно быть обеспечено в соответствии с целями «Афганского пакета». Обеспечение медицинских услуг для 90% населения, предусмотренное в документе, — явное преувеличение имеющихся возможностей, но, тем не менее, следует приложить все усилия, чтобы выполнить эту задачу.

Между тем, чтобы достичь поставленных целей, правительству необходимо сотрудничество народа и его представителей. Необходимость улучшения системы безопасности, создание рабочих мест, улучшение экономических условий, развитие сельского хозяйства, разминирование, стимулирование создания крупного и малого бизнеса, улучшение жизненных условий масс, включая здравоохранение, образование, жилье, доступ к чистой воде и электричеству должны стать приоритетом забот правительства о народных интересах. Все это показывает, что в то время как «Афганский пакет» убеждает мир в том, что Афганистан встал на путь развития, возникает необходимость убедить афганский народ, что существенные результаты усилий по улучшению его жизни будут достигнуты скорее раньше, нежели позже.

Оценки итогов конференции были различны. Так, министр финансов Афганистана Анвар уль-Хак Ахади, участвовавший в ее работе, не скрывал своего удовлетворения: «Я уверен, что продолжение оказания помощи поможет гарантировать создание демократического, толерантного общества и рыночной экономики в Афганистане, что приведет к всеобщему процветанию нации». Однако были и другие оценки. После парламентских выборов 18 сентября 2005 г. и окончания Боннского процесса многие в Афганистане высказывали опасения, что международные доноры потеряют интерес к их стране. Задача лондонской конференции, в частности, состояла в том, чтобы развеять эти опасения.

Тем не менее вопросы остаются: почему обещанная на прежних конференциях помощь не дала ощутимых результатов? После поражения талибов прошло четыре года, а Афганистан остается в значительной мере без асфальтированных дорог, чистой воды и стабильного электроснабжения. Строительство запланированных объектов отстает от плана. Многие афганцы говорят о том, что деньги потрачены не на то, на что предназначались, или разворованы, и многие из них опасаются, что и на этот раз ничего не изменится. Они говорят, что донорская помощь лишь усилит коррупцию и плохое управление. «Если мировое сообщество хочет дать свои деньги афганскому правительству, — считает афганский аналитик Хабибулла Гамхур, — то пусть оно в первую очередь назначит в правительство честных и патриотически настроенных людей. Нынешняя администрация полностью коррумпирована. Если деньги передадут этим людям, то они будут последними, кто эти деньги увидит». Даже сейчас, имея избранного президента и парламент, убежден он, правительство неспособно грамотно распорядиться деньгами.

Его поддерживает бывший министр, а ныне депутат парламента Рамазан Башардост, который выступает с жесткой критикой администрации Х. Карзая, деятельности НПО и донорских организаций за отсутствие прогресса в развитии Афганистана. «Единственный путь предотвращения растраты (поступающих средств) — избавиться от нынешней администрации Х. Карзая, включая его министров, — заявил он корреспондентам накануне лондонской конференции. — Но одновременно следует изменить руководство международных организаций, таких как USAID, Азиатский банк развития, Международный валютный фонд». Он высказал скептицизм по поводу пользы от предстоящей лондонской конференции. «Там могут много говорить о миллиардах долларов в виде грантов, — предсказывал парламентарий, — но это все пустые разговоры. Пока в Афганистане остается мафиозная система, эти гранты не принесут пользы народу».

Спустя две недели после своего окончания лондонская конференция получила полновесное международное признание и одобрение: 16 февраля Совет Безопасности ООН одобрил принятое в Лондоне Соглашение по Афганистану в качестве «основы для партнерских отношений между афганским правительством и международным сообществом» в целях комплексного развития этой страны на ближайшие пять лет. В единогласно принятой резолюции СБ призвал афганское правительство и все мировое сообщество, а также международные организации в полной мере выполнять положения этого документа и приложения к нему.

СБ ООН подтвердил центральную роль ООН в Афганистане, включая координацию усилий по осуществлению Соглашения. Он приветствовал Временную стратегию национального развития Афганистана, представленную его правительством, и обязательства в области политики, безопасности и финансирования, взятые участниками лондонской конференции. В частности, объем финансовой помощи, которая уже была предоставлена на цели осуществления этой стратегии, достиг 10,5 млрд долларов. СБ ООН также приветствовал обновленную национальную стратегию борьбы с наркотиками, представленную Кабулом в Лондоне, и призвал к оказанию дополнительной международной поддержки в целях ее реализации.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.05607 sec