Ирак: возможные варианты развития событий

20 февраля 2006
В.П. Юрченко

Вопрос о судьбе Ирака, единого иракского государства, возможных путях (сценариях) развития ситуации в этой стране является одним из наиболее трудных для прогнозирования в ближневосточном регионе. Очень непростая история Ирака, крайняя сложность нынешней ситуации в стране, наличие большого числа «сильных игроков» как в самом Ираке, так и за его пределами, чьи позиции по принципиальным, основополагающим проблемам устройства иракского государства и его будущего в целом очень часто полярно расходятся, не позволяют дать однозначный ответ, да его здесь и не может быть.

И все же попытаемся спрогнозировать несколько вариантов (сценариев) развития обстановки в Ираке. Начнем с «позитивной» модели. В ее основе может лежать следующая посылка: все основные иракские политические силы вне зависимости от их религиозной и этнической принадлежности в ходе длительного процесса согласования своих позиций, поиска взаимоприемлемых развязок имеющихся противоречий и разногласий, а также осознавая, что альтернативой конструктивному общенациональному диалогу, политическому решению проблем может стать кровопролитная и разрушительная гражданская война с не ясным для каждой из сторон исходом, все же достигнут полномасштабного и детального соглашения (что-то вроде «пакта о национальном примирении и согласии») по государственно-политическому устройству Ирака в его нынешних границах.

Для этого, несомненно, потребуется серьезный пересмотр ряда положений конституции 2005 года с целью более полного учета интересов и пожеланий всех религиозных и этнических общин страны. В качестве варианта можно предположить федеративное устройство иракского государства с сильной автономией для курдских районов и с меньшими правами для остальных провинций.

Курды, несомненно, приложат максимум усилий для закрепления своей фактической независимости, существующей с 1992 года, но в ближайшей перспективе по причинам внешнеполитического характера (негативная реакция соседних стран) не пойдут на официальное отделение от Ирака.

Будет ли подобный вариант прочным и долговечным? Сказать трудно. Но, по крайней мере, обстановка в стране, в первую очередь в сфере безопасности, постепенно стабилизируется, деятельность иностранных террористов резко пойдет на убыль, а суннитские повстанцы получат возможность подключиться к политическому процессу. Снижение напряженности в вопросах обеспечения безопасности позволит уделять гораздо большее внимание задачам восстановления и развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы. Кроме того, это будет способствовать выводу из Ирака иностранных войск, так как отпадет повод (и необходимость) для их дальнейшего пребывания на иракской территории. Однако здесь следует подчеркнуть, что некоторые местные политические силы могут настаивать на продолжении хотя бы ограниченного иностранного военного присутствия в качестве гарантии сохранения достигнутых соглашений по государственному устройству страны. В частности, на сохранении присутствия войск США на своей территории будут, по всей вероятности, настаивать курды.

Еще один немаловажный момент — будущее иракское государство скорее всего станет исламистским, так как большая часть ныне действующих в стране политических партий и организаций, как шиитских, так и арабских суннитских, имеет отчетливо выраженный исламистский характер. Исключение составляют ведущие курдские партии — Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана, блок бывшего премьер-министра А. Алауи и ряд мелких партий.

Здесь же отметим, что этому сценарию в немалой степени будет способствовать и усиливающаяся на протяжении последних лет исламизация общественной и повседневной жизни Ирака, особенно в южных провинциях. Нельзя сбрасывать со счетов и весомое иранское влияние.

Установление в Багдаде исламистского режима (степень его радикальности может быть различной) окажет негативное, возможно даже дестабилизирующее воздействие на сопредельные с Ираком страны (Сирию, Иорданию, Турцию), да и на обстановку в регионе в целом. Более того, нельзя исключать того, что подобное развитие иракской ситуации будет способствовать приходу к власти исламистов в других ближневосточных государствах (в том же Египте, например).

В качестве одного из вариантов консолидации обстановки в Ираке можно рассматривать приход к власти в стране сильной личности (типа египетского Х. Мубарака, сирийского Х. Асада или того же Саддама, но без чрезмерной жестокости). И здесь вполне возможно, что со временем на роль общеиракского лидера будет реально претендовать влиятельный радикальный шиитский исламистский политик имам Моктада ас-Садр, который не скрывает своих политических амбиций, постоянно позиционирует себя в качестве общенационального политика, целенаправленно действует по укреплению своих позиций внутри Ирака и за его пределами, активно выступает за вывод из страны иностранных войск.

Вместе с тем рассмотренный «позитивный» сценарий на более длительную перспективу скорее всего лишь приглушит имеющиеся противоречия, но полностью их не разрешит. В последующем в той или иной степени вновь обострятся вопросы, связанные с государственным устройством страны, прежде всего в плане отношений между центральным правительством и регионами, особенно с курдами, да и с южными провинциями.

Очень сложным является вопрос о распределении доходов от нефтяного сектора между багдадскими и местными властями. Вновь может обостриться проблема распределения властных полномочий между суннитами и шиитами и т.д.

В целом, несомненно одно: восстановление Ирака как единого и стабильного государства является делом чрезвычайно сложным и трудным. Противоречия между различными политическими силами страны по вопросам государственного и территориально-политического устройства Ирака очень велики, а желание их преодолеть, найти взаимоприемлемые компромиссы пока не очень четко просматривается.

«Негативных» («пессимистических») сценариев развития событий в Ираке можно спрогнозировать несколько, причем все они довольно тесно переплетаются друг с другом.

1. Постепенное сползание страны в полномасштабную гражданскую войну, прежде всего между арабами-суннитами и шиитами, с вовлечением в нее в той или иной степени курдов. Причем последние всячески постараются в нее не вмешиваться. Более того, курдское руководство, как это не раз уже было заявлено, в случае развязывания в стране гражданской войны пойдет на официальное провозглашение независимости Южного (Иракского) Курдистана. Но нельзя исключать и варианта временной коалиции курдов с одной из арабских сторон, скорее всего с шиитами.

Предпосылки для развязывания в Ираке гражданской войны имеются, причем достаточно сильные. Уже сейчас мы наблюдаем рост противоборства между арабами-суннитами и шиитами, которое очень часто приобретает формы открытых насильственных действий (убийства политических и религиозных деятелей, взрывы в мечетях, вооруженные нападения и т.п.). Попытки ряда политиков и религиозных авторитетов обеих общин остановить этот процесс видимого успеха пока не имеют.

В этих условиях приходится констатировать, что самым серьезным сдерживающим фактором, препятствующим эскалации ныне протекающего в режиме низкой интенсивности суннитско-шиитского конфликта в более активную и масштабную фазу, остается иностранное (американское) военное присутствие в стране.

В Вашингтоне заявляют, что войска в Ираке будут значительно сокращены или выведены полностью (о последнем варианте говорится не очень четко) при условии обретения местными армией и полицией способности самостоятельно обеспечивать безопасность и порядок в стране. Когда это реально станет возможным, сказать довольно трудно. Американские эксперты из числа оптимистов называют вторую половину 2006 года – начало 2007 года. Однако этот срок, как видится, явно нереален. Более «осторожные» специалисты считают, что иракские силовики смогут в полной мере выполнять свои обязанности не ранее, чем через два–четыре года.

2. Распад Ирака на несколько государственных образований. Это может произойти или путем гражданской войны, или относительно мирно. Причем скорее всего страна распадется на две части: арабскую и курдскую. В этом случае наиболее сложным будет вопрос о границах.

Речь здесь прежде всего идет о богатых нефтеносных районах Киркука и Мосула, на которые претендуют и курды и арабы. Против присоединения Киркука к курдской автономии выступают также проживающие на севере Ирака туркоманы (по различным оценкам, от 1,0 до 1,5 млн чел.), пользующиеся покровительством Турции.

Как известно, против раскола Ирака выступают все граничащие с ним страны. В первую очередь, это относится к Турции, которая опасается, что появление на иракской территории независимого курдского государства может катализировать, причем очень сильно, борьбу турецких курдов за самоопределение. Аналогичной позиции придерживаются Сирия и Иран. Вместе с тем в условиях сохранения присутствия войск США в Иракском Курдистане прямое военное вмешательство Анкары в иракские события не представляется возможным.

Раздел арабской части страны на суннитское и шиитское образования представляется крайне сложным. Ведь во многих районах Ирака представители обеих общин проживают бок о бок. В первую очередь, это относится к Багдаду, где живут представители всех религиозных конфессий и национальностей. Крупные шиитские общины имеются и во многих городах центрального и северного Ирака. Соответственно, значительные группы суннитов проживают на юге страны. И все же нельзя полностью исключать возможного раскола арабского Ирака. К тому же сепаратистские тенденции на иракском юге достаточно сильны.

И все же, как видится, борьба между арабами-суннитами и шиитами будет вестись не столько за раздел территории по религиозно-общинному признаку, сколько за власть над арабской частью Ирака в целом. Причем, учитывая длительную и ныне усиливающуюся враждебность в отношениях между двумя общинами, этот конфликт примет скорее всего форму затяжного кровопролитного противоборства.

По всей вероятности, в суннитско-шиитский конфликт в случае его перерастания в полномасштабную гражданскую войну в той или иной форме окажутся вовлечены соседние и близлежащие государства (Иран, Саудовская Аравия, Сирия, Иордания, Египет и др.), что может резко осложнить (взорвать) всю ситуацию в регионе.

Отметим еще одно немаловажное обстоятельство: происходящий ныне активный процесс шиитизации иракских силовых структур фактически превращает их в мощное орудие борьбы с суннитами, что может сыграть очень серьезную роль в противоборстве двух общин.

3. Сохранение на длительный период (примерно до пяти лет) нынешней ситуации вялотекущего конфликта, прежде всего между арабами-суннитами и шиитами, усиление сепаратистских тенденций в Курдистане и на юге, сохранение иностранной террористической деятельности на иракской территории, слабой центральной государственной власти, низкой боеспособности и эффективности иракской армии и полиции.

В этих условиях для предотвращения разрастания конфликта, как уже говорилось, потребуется значительное иностранное (американское) военное присутствие. Пойдут ли на это Соединенные Штаты? Скорее всего, да. Ведь у Вашингтона не останется другого выхода. Повторения вьетнамского поражения американские политики постараются не допустить.

Конечно, подобная ситуация не может длиться бесконечно долго. Результатом же развития обстановки по такому сценарию может стать или «мирный» раскол страны (при условии сохранения крупного иностранного военного присутствия в Ираке), или появление на иракской политической арене мощной политической силы во главе с влиятельными и авторитетными лидерами, которые окажутся в состоянии стабилизировать положение в Ираке.

В заключение рассмотрим еще один вероятный сценарий: США наносят удары по ядерным объектам Ирана. В этом случае радикальные шиитские силы во главе с М. ас-Садром (вооруженные формирования «Армии Махди») начинают активные партизанские и террористические действия против американских войск на иракской территории, что в сочетании с активизацией деятельности суннитских партизан может поставить войска США в Ираке в очень сложную ситуацию, а также привести к серьезному обострению внутриполитической ситуации в стране.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02909 sec