Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13-19 февраля 2006 года)

20 февраля 2006
На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и вокруг ядерной программы Ирана. 18 февраля конституционную присягу приняли депутаты нового состава палестинского Законодательного собрания (парламента). Как известно, большинство в нем составляют представители экстремистского движения ХАМАС. Иран в ограниченных объемах начал обогащение урана на предприятии в Натанзе.

В ряде исламских государств, а также в Индии, некоторых странах Европы и в США продолжались массовые протестные выступления мусульман, связанные с публикацией в европейской прессе карикатур на пророка Мухаммеда. В регионе наиболее крупные выступления имели место в Пакистане, где ежедневно в различных городах проходили массовые демонстрации, зачастую переходившие в массовые беспорядки. Произведены аресты активистов религиозных организаций. В Бенгази (Ливия) беспорядки происходят у консульства Италии.

Здесь 17 февраля в ходе столкновений с силами безопасности погибли 11 и были ранены ок. 50 человек. Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Солана посетил Саудовскую Аравию, Египет, Иорданию и палестинские территории, где на встречах с руководством этих стран и генеральным секретарем ОИК Э. Ихсаноглу обсуждал вопросы урегулирования возникшей ситуации.

Сложная ситуация сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Руководители движения ХАМАС продолжают выступать с резкими антиизраильскими заявлениями. Представители ХАМАС в парламенте отвергли призыв главы ПНА М. Аббаса об отказе от вооруженной борьбы с Израилем, которая, по их мнению, является «естественным правом палестинского народа».

Со своей стороны, израильское правительство решительно подтверждает свой отказ от контактов с исламистами до тех пор, ХАМАС не откажется от своих экстремистских намерений, «не положит конец всем видам террористической деятельности и не разоружит своих членов».

19 февраля палестинский парламент большинством голосов сторонников ХАМАС избрал на пост главы палестинского правительства Исмаила Ханию, считающегося «умеренным» политическим деятелем. Главой парламентского большинства стал Махмуд аз-Захар, которого даже в ХАМАС считают радикалом. Спикером Законодательного собрания избран Азиз Двейки.

В ответ на начало формирования хамасовцами палестинского правительства Израиль объявил о введении режима санкций в отношении палестинских территорий. В частности, ПНА не будет получать ежемесячные финансовые переводы от налоговых и таможенных пошлин (ок. 50 млн долларов), прекращается сотрудничество с палестинскими силами безопасности, не разрешается перемещение членов ХАМАС через израильскую территорию, ужесточается контроль на границах Израиля с палестинскими территориями, международное сообщество призывается к отказу от сотрудничества с экстремистами.

В то же время израильтяне не пошли на ограничение въезда в страну палестинских рабочих и коммерсантов и перемещения между сектором Газа и Западным берегом реки Иордан.

ХАМАС предпринимает шаги по упрочению своих региональных и международных позиций. Делегация во главе с лидером движения Х. Машалем посетила на минувшей неделе Турцию (не по официальному государственному приглашению, а в качестве гостя правящей в стране Партии справедливости и развития). В Анкаре хамасовцев призывали отказаться от насилия и признать Израиль, а также предложили стать посредником в нормализации отношений с еврейским государством.

Посещение Машалем Турции вызвало негативную реакцию в Израиле.

Президент Египта Х. Мубарак, принявший в Каире министра обороны Израиля Ш. Мофаза, посоветовал израильтянам не принимать во внимание «воинственную риторику ХАМАС» и не прекращать дотации ПНА. Мубарак также не считает нужным требовать от палестинских радикалов незамедлительного признания Израиля. Египетский лидер полагает, что только мирные переговоры являются лучшим способом урегулирования конфликта.

Катар сообщил о выделении палестинской администрации финансовой помощи в 12 млн евро.

Представитель ЕС Х. Солана заявил, что европейские дипломаты не будут принимать ХАМАС на своей территории, пока не ознакомятся с составом будущего палестинского правительства и оно четко не изложит свою программу. Вместе с тем, «гуманитарная помощь будет осуществляться в любом случае, а вопрос об экономической поддержке окончательно решится после определения нового состава кабинета министров».

Руководители Великобритании и Германии Т. Блэр и А. Меркель призвали руководство ХАМАС отказаться от насилия, признать Израиль и существующие палестино-израильские соглашения. Только при выполнении этих условий Лондон и Берлин будут сотрудничать с новым палестинским правительством.

В Вашингтоне продолжают отказываться от диалога с ХАМАС, пока движение коренными образом не изменит свою политику в позитивном направлении. Госсекретарь США К. Райс предостерегла Иран и арабские страны от финансирования экстремистов, считая, что это «может представлять угрозу для мирового сообщества». Райс также выразила сомнение в том, что хамасовцам удастся собрать необходимое количество финансовых средств, «если террористы не откажутся от своей политики».

Визит делегации ХАМАС в Москву, по предварительной информации, может состояться в начале марта.

В целом, как видится, отношения главы ПНА М. Аббаса с новым правительством и хамасовским парламентским большинством будут очень сложными, причем не исключены и острые конфликтные ситуации. Особенно это будет касаться вопросов, связанных с деятельностью органов МВД и служб безопасности, которые ХАМАС непременно постарается поставить под свой контроль.

Очень важным является и то, что исламисты не имеют в Законодательном собрании квалифицированного большинства в 2/3 голосов, что не позволяет движению менять действующие конституционные законы и принимать новые. И еще одно, как видится, немаловажное обстоятельство - чрезмерно жесткий прессинг на ХАМАС, в первую очередь со стороны Израиля, может надолго загнать ситуацию в палестино-израильских отношениях в тупик, а также способствовать развязыванию экстремистами новой волны террористической деятельности, от которой они сейчас воздерживаются.

Президент Ирана М. Ахмадинежад исключил вероятность ведения прямых переговоров с США по ядерной проблематике. Между тем в Вашингтоне взвешивают возможность применения «полного спектра санкций» в отношении Тегерана, т. к. возобновив обогащение урана, ИРИ поставила себя в «открытое противостояние с международным сообществом». Кроме того, американская администрация намерена продолжать поддержку иранской демократической оппозиции.

Министр иностранных дел Франции Ф. Дуст-Блази впервые открыто назвал ядерную программу Ирана «военной», заявив: «Никакие гражданские цели не могут объяснить иранскую атомную программу, значит, она является военной».

В Тегеране же продолжают утверждать, что «Иран все еще готов искать некую формулу», которая позволила бы снять подозрения других сторон относительно его намерений в ядерной сфере. Одновременно представители иранского руководство продолжают упорно настаивать на проведении работ по обогащению урана исключительно на собственной территории.

Таким образом, ситуация вокруг иранской ядерной программы имеет тенденцию к дальнейшему осложнению. В Тегеране, по всей видимости, решили неукоснительно и твердо придерживаться линии на создание в стране полного цикла по обогащению урана, что, по сути, может привести в перспективе к созданию в ИРИ ядерного оружия.

В Ираке не прекращается интенсивная террористическая и боевая деятельность сил местной вооруженной оппозиции и зарубежных боевиков. Теракты, различного рода вооруженные нападения, в т. ч. на объекты нефтяной отрасли, атаки транспортных конвоев на дорогах, похищения людей, захват заложников и другие насильственные действия имеют место в различных районах Ирака, особенно в Багдаде и его окрестностях. На этом фоне между ведущими иракскими политическими силами продолжались закрытые консультации по составу нового правительства страны.

Активную внешнеполитическую деятельность продолжает развивать влиятельный радикальный шиитский деятель М. ас-Садр. На прошедшей неделе он посетил Иорданию, где был принят королем Абдаллой II. В Аммане ас-Садр заявил, что вопрос о выводе с территории страны иностранных войск станет одним из главных в деятельности нового правительства Ирака.

Президент Афганистана Х. Карзай 15-17 февраля находился с визитом в Пакистане. Главным на переговорах с пакистанским президентом П. Мушаррафом был вопрос о борьбе с терроризмом и обеспечение безопасности в районе афгано-пакистанской границы. Причем Кабул и Исламабад имеют претензии друг к другу, связанные с деятельностью незаконных вооруженных формирований по обе стороны границы. В частности, Кабул постоянно настаивает на том, чтобы власти в Исламабаде принимали более действенные меры в отношении афганских талибов и террористов, базирующихся на пакистанской территории.

По данным кабульских властей, в 2005 г. в провинциях, прилегающих к пакистанской территории, было совершено 633 вооруженных нападения, причем во многих случаях боевики проникали с территории соседнего государства. Исламабад же выдвигает обвинения в регулярных обстрелах своей территории с афганской стороны. По итогам визита было заявлено, что Афганистан и Пакистан «продолжат совместную борьбу против терроризма», в т. ч. против «Аль-Каиды» и талибов.

В 2005 г. в Афганистане в результате боевых и террористических действий погибли ок. 1700 человек, что в два раза больше, чем в 2004 г.

Вблизи Кабула прошло первое совместное учение подразделений Афганской национальной армии (АНА) с военнослужащими бундесвера ФРГ из состава международных миротворческих сил НАТО. На сегодняшний день численность АНА составляет ок. 30 тыс. человек. В составе войск НАТО насчитывается 9,2 тыс. военнослужащих. В ближайшее месяцы Североатлантический альянс планирует довести численность своего контингента до 15,6 тыс. военнослужащих, которые будут дислоцированы в основном в южных районах Афганистана.

Саудовская Аравия планирует вдвое увеличить переработку нефти на своих предприятиях и довести ее до 6 млн баррелей в день к 2011 г. По мнению Эр-Рияда, это поможет стабилизировать мировой нефтяной рынок. Для реализации намеченных планов саудовцы намерены построить в стране и за рубежом новые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). В настоящее время Саудовская Аравия добывает в сутки ок 9,5 млн баррелей нефти из которых перерабатывает на собственных НПЗ до 3 млн баррелей.

Правительство Израиля намерено сократить продолжительность срочной службы в армии с трех до двух лет. Это процесс будет происходить в два этапа.

Первоначально срок службы для призывников сократят до 28 месяцев, а для лиц, проходящих службу в частях постоянной готовности, а также для наиболее сложных и важных военных специальностей – до 32 месяцев. При этом военнослужащим за каждый дополнительный месяц службы будут выплачивать сумму, эквивалентную примерно 850 долларам США. На втором этапе (с 2010 г.) призывники будут служить 24 месяца, а военнослужащие частей постоянной готовности и сложных специальностей – 28 месяцев. Продолжительность срочной службы для женщин останется неизменной, и по-прежнему будет составлять 24 месяца.

Пакистан 19 февраля провел успешное испытание баллистической ракеты «Хатаф-II Абдали» с дальностью пуска до 200 км. По сообщениям пакистанских СМИ, ракета может нести как ядерный, так и обычный боевой заряд.

Приложение

О политике руководства Египта в деле обеспечения внешней безопасности страны


К основным внешним угрозам внешней безопасности страны на современном этапе и на ближайшую перспективу в Каире относят непредсказуемость развития арабо-израильского конфликта и сохранение опасности со стороны Израиля, проблему распределения вод Нила (водная безопасность), активную деятельность экстремистских и террористических организаций в странах региона и их связь с местными исламскими радикалами.

Проблемы, связанные с обеспечением внешней безопасности государства и устранением имеющихся угроз, египетское руководство предполагает решать главным образом политическими, ненасильственными способами, однако при опоре на сильные, боеспособные и технически хорошо оснащенные вооруженные силы, мощный военно-промышленный потенциал. АРЕ выступает против создания на Ближнем Востоке военных альянсов.

Египет заинтересован в поддержании стабильности в регионе и развитии нормальных отношений с соседними странами для решения своих сложных внутренних проблем: преодоления социально-экономических трудностей, обеспечения динамичного роста экономики, реализации столь необходимых для поддержания внутренней стабильности социальных программ. Внешняя стабильность позволяет развивать доходный для АРЕ международный туризм, экономическое сотрудничество с соседними государствами.

Можно назвать четыре традиционно наиболее важные зоны стратегических и внешнеполитических интересов Египта: Северная Африка, Африканский Рог (включая Судан), Левант (Восточное Средиземноморье) и зона Персидского залива. Считается, что обстановка в этих регионах оказывает непосредственное влияние на состояние национальной безопасности страны. В первую очередь, это касается Леванта и Северной Африки.

Египет, как один из основных ближневосточных «центров силы» и государство, которое по своему геополитическому положению не может оставаться сторонним наблюдателем происходящих в регионе событий, оказывает значительное воздействие на поддержание региональной стабильности и безопасности. Египетское руководство при проведении своей арабской и ближневосточной политики всемерно стремится играть роль сдерживающего фактора в деле решения многочисленных спорных вопросов политического, экономического и погранично-территориального характера. Значимой является роль Египта на многосторонних переговорах по таким важным проблемам региона как водная, экономическое сотрудничество, окружающая среда.

Приоритетное место во внешней политике АРЕ и в решении проблем обеспечения национальной безопасности отводится поддержанию военно-политического партнерства с США, которое позволяет получать в крупных размерах военную и экономическую помощь, а также дает основание рассчитывать на возможность американского содействия в случае обострения внешних угроз. Вместе с тем, сотрудничество с Вашингтоном в значительной степени привязывает Египет к американской политике в ближневосточном регионе, ограничивает Каиру возможности для внешнеполитического маневрирования.

Ориентация на США на современном этапе обосновывается правящими кругами страны тем, что Египет сильно нуждается в американской военной и экономической помощи, без которой политическая и экономическая стабильность в АРЕ может нарушиться или даже рухнуть (аналогичной точки зрения придерживаются и многие американские политики). Следовательно, необходимо всячески укреплять двустороннее сотрудничество. В Каире также полагают, что упрочение Египтом своего лидирующего места в арабском мире будет способствовать усилению позиций АРЕ как одного из наиболее значимых союзников США.

Попытки же сильного оппонирования американской политике в регионе, по мнению египетских руководителей, неизбежно окажутся неудачными и поэтому будут негативно отражаться на национальной мощи. Есть все основания полагать, что Египет на обозримую перспективу сохранит свое значение опорного пункта США на Ближнем Востоке. Вашингтон также намерен расширять сотрудничество с Каиром, помогать ему сохранять влияние (с американских позиций) на региональные процессы путем оказания содействия в развитии вооруженных сил АРЕ, проведении долгосрочных либерально ориентированных экономических реформ, а также поощрения (в т. ч. путем прямого давления) терпимого отношения к оппозиции и инакомыслию.

Проблема обеспечения страны водами Нила относится к высшей сфере национальной безопасности АРЕ. Быстрый рост потребления пресной воды в стране при ограниченных источниках ее поступления ведут к обострению проблемы водной безопасности Египта. Здесь, естественно, во главе угла стоит вопрос о распределении вод Нила. В этом деле Каир всегда занимал и занимает жесткую позицию отстаивания национальных интересов.

Конечно, Египет желает решить нильскую проблему путем переговоров с заинтересованными сторонами. В то же время египтяне не исключают угроз применения силы или даже само применение силы в случае открытого отказа какой-либо страны бассейна реки удовлетворить в необходимом объеме потребности АРЕ в пресной воде.

Одной из наиболее важных составляющих элементов упрочения безопасности Египта считается успешное продвижение ближневосточного мирного процесса, достижение в обозримой перспективе возможно более полного урегулирования арабо-израильских противоречий.

В Каире отдают себе отчет в том, что отсутствие прогресса в этом вопросе, периодические обострения арабо-израильского конфликта чреваты потенциальной опасностью его перерастания в новую масштабную войну, в которую в той или иной степени может быть вовлечена АРЕ. На сегодняшний день египетская позиция по ближневосточному урегулированию заключается в достижении «сбалансированного мира», основанного на взаимном признании и сосуществовании арабских стран и Израиля, что подразумевает, справедливое разрешение палестинской проблемы, включая создание независимого Палестинского государства, а также израильский уход из сирийских Голанских высот.

АРЕ активно посредничает между палестинцами и Израилем. Подчеркнем, что свою первую зарубежную поездку после победы на парламентских выборах делегация руководства радикального палестинского движения ХАМАС совершила именно в Каир.

АРЕ можно считать образцом прагматичного подхода к Израилю. Вместе с тем, существующее недоверие между двумя странами, взаимная подозрительность относительно намерений друг друга накладывают негативный отпечаток на двусторонние отношения, хотя оба государства заинтересованы в поддержании нормальных политических и экономических связей. Данное обстоятельство в значительной мере объясняет наращивание Египтом и Израилем своих военных потенциалов.

При всем этом можно говорить о двойственном отношении АРЕ к темпам арабо-израильского урегулирования – быстрое разрешение конфликта может положить конец предоставлению безвозмездной американской помощи, привести к утрате Каиром роли посредника и, соответственно, к чувствительному снижению региональной роли Египта.

Египет пристально следят за развитием ситуации в зоне Персидского залива, полагая, что происходящие там события напрямую связаны с его национальной безопасностью. АРЕ заинтересована в поддержании стабильности и безопасности в аравийских монархиях, рассматривая их в качестве одного из важных источников получения финансово-экономической помощи и емкого потребителя египетских рабочих рук. Египет выражает готовность оказать всю необходимую помощь, включая военную, странам ССАГПЗ в деле защиты от иностранного посягательства их суверенитета и территориальной целостности.

Каир проводит курс на скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке, сохранение единства и территориальной целостности этой страны.

Египет выступал и продолжает выступать за тесную координацию действий арабских и других стран в вопросах борьбы с международным терроризмом и политическим экстремизмом.

АРЕ является сторонником превращения ближневосточного региона в зону, свободную от всех видов ОМУ. Египет является участником договора о нераспространении ядерного оружия. Х. Мубарак стал одним из инициаторов провозглашения Африки зоной, свободной от ядерного оружия. Каир выступает за региональную транспарентность в данном вопросе, за проведение международных инспекций и предоставление международных гарантий (предпочтительно американских) предполагаемому режиму нераспространения ядерного оружия.

При этом АРЕ выступает за установление международного контроля над ядерными объектами Израиля, за присоединение его к ДНЯО. Каир предпочитает урегулировать конфликт вокруг ядерной программы Ирана политико-дипломатическими методами.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03097 sec