Прозрачность ядерной программы Ирана: Три мифа об урановом СП

15 февраля 2006
Миф первый: России экономически выгодно создать урановое СП с Ираном

На самом деле, Россию никогда не интересовал вопрос о создании СП по обогащению урана с Ираном. У России нет проблем со своими обогатительными мощностями, и предприятия российского ЯТЦ могут без больших проблем осваивать новые иностранные заказы. В Иране Россию привлекают такие контракты на поставку ядерного топлива для Бушерской АЭС, которые исполнялись бы силами российских производителей.

Инициатива о создании уранового СП носит исключительно политический характер и появилась на свет только как средство для поиска выхода из дипломатического тупика вокруг ядерной программы Ирана и предотвращения нежелательной конфронтации вблизи от южных российских границ. Если решение о создании СП будет принято, то Россия недополучит прибыль от бушерского контракта, так как топливо для Бушерской АЭС будет производиться не самой Россией, но российско-иранским СП.

Если Иран и его западные оппоненты смогут найти иное решение ядерного кризиса, не требующее создания СП на российской территории, то в Москве подобное известие встретят с нескрываемым вздохом облегчения.

Миф второй: Иран не спешит принимать российское предложение, так как хочет затянуть переговоры и выиграть время для реализации своих планов

На самом деле, российская инициатива станет последней из всех предложений, которые готов рассмотреть Иран. Если свой компромиссный план выдвинет Буркина-Фасо, то буркина-фасийское предложение будет рассмотрено ранее, чем российское.

За годы межгосударственного сотрудничества между Россией и Ираном, Москва не смогла или не захотела создать в Тегеране пророссийское лобби, делая ставку на отсутствие в ИРИ прямых конкурентов россиян. Теперь же относительно небольшие, но влиятельные антироссийские силы в политических и деловых кругах Ирана критикуют шаги и поступки России, не встречая должного отпора внутри страны.

Их усилия не пропадают втуне – к любой инициативе, исходящей из Москвы, иранское общество относится сегодня крайне отрицательно. В том числе, и к инициативе о создании уранового СП.

Миф третий: в мире не было случаев, когда государству отказывали в приобретении ядерного топлива, и дополнительные гарантии для уранового СП не нужны

На самом деле, в 1964 году Индия подписала двустороннее соглашение с США о поставках ядерного топлива на два энергоблока АЭС «Тарапур» сроком на 30 лет с момента начала эксплуатации блоков (1969 год). Но в 1981 году США прекратили поставки урана на эту АЭС по политическим мотивам. Индия не входит в ДНЯО, однако положения данного договора не запрещают поставлять топливо в государства-неподписанты.

До 1992 года топливо на АЭС «Тарапур» поставляла Франция, однако и это государство прервало урановый контракт с Индией по политическим соображениям. Индийским атомщикам пришлось понизить мощность двух энергоблоков почти на 30% и перейти к частичной загрузке их активных зон уран-плутониевым (MOX) топливом собственного производства – а это, в свою очередь, поставило безопасность АЭС под угрозу.

После Франции, уран для Тарапура поставляли Китай и Россия. Оба государства столкнулись при этом с большим давлением со стороны мирового сообщества. В результате, Китай прекратил продавать уран для индийской АЭС, а Россия до сих пор не готова пролонгировать заканчивающийся контракт.

АЭС «Тарапур» является самым известным случаем отказа в поставках урана по политическим мотивам, несмотря на заключённые соглашения и контракты. Кроме Индии, жертвой дискриминации становился и Иран.

Иран владеет частью акций французского обогатительного предприятия «Eurodiff» и намибийского уранового рудника «Россинг». Однако все попытки Ирана приобрести уран у предприятий, частичным владельцем которых он является, были пресечены по политическим мотивам.

За последние 25 лет Франция накопила на своей территории 50 тонн гексафторида урана, являющегося собственностью Ирана как владельца части акций «Eurodiff». В Германии хранится 100 тонн низкообогащённого (реакторного) урана и 390 тонн обеднённого урана, оплаченных Ираном в рамках проекта по строительству Бушерской АЭС. Наконец, Великобритания удерживает 775 тонн урана, закупленного Ираном у ЮАР.

Европейские государства отказываются вернуть Ирану принадлежащий ему уран, ссылаясь на действующие у них ограничения и возражая даже против уранового свопинга с участием третьей страны.

В настоящее время в мире не существует системы международных гарантий на поставки ядерного горючего, и любые двусторонние соглашения могут быть разорваны любым из участников без каких-либо негативных последствий для себя. Создание банков топлива под эгидой МАГАТЭ остаётся на уровне декларативных заявлений, и никакой практической работы по реализации этой идеи не ведётся.

IranAtom.Ru

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.0408 sec