Женщины движения ХАМАС

08 февраля 2006
К.А. Капитонов

В борьбе за победу на выборах в палестинское Законодательное собрание, проходивших 25 января, движение ХАМАС весьма активно использовало женщин.

Представительницы слабого пола были задействованы на новом для консервативного мусульманского общества уровне — их сделали агитаторами. Как подчеркивают аналитики, это примечательное явление, поскольку в палестинском обществе не принято, чтобы женщины уходили из дома и вели агитацию на улицах.

Сегодня ХАМАС, получивший контроль над палестинской политикой, может похвастаться тем, что его женщины займут 6 из 74 мест, доставшихся движению в парламенте. Это дает им новую и непривычную роль в обществе.

* * *

В радикальном исламском движении ХАМАС участвуют немало женщин. Как отмечает палестинская журналистка Иатидаль Каннита, они помогают формированию и распространению исламского сознания среди соотечественниц своей разнообразной, прежде всего проповеднической деятельностью практически во всех городах и палаточных лагерях Палестины. При их участии были открыты учебные центры при многих мечетях.

Женщины преуспели в привлечении большого числа палестинок в свои ряды.

Их активность выражается и в том, что в секторе Газы и на Западном берегу реки Иордан (Иудея и Самария) стало больше женщин и девушек, которые последовали мусульманскому обычаю и надели хиджаб (накидка с головы до пят). Женщины ХАМАСа смогли привить многим людям любовь к изучению Корана. Они устраивали различные фестивали и конкурсы, приурочивая их к религиозным и национальным праздникам.

Подвижническая работа — это по-прежнему основной «мотор» в ХАМАСе, ее большая часть ведется женщинами движения на добровольной основе. По мнению палестинских аналитиков, принадлежность к ХАМАСу возвышает их, поскольку женщины-мусульманки чувствуют, что принадлежат к исламскому движению, черпают в своей вере источник силы и гордости. Работа женщин ХАМАСа, которые прилагают свои усилия, жертвуют временем и средствами, поднимает движение на принципиально новый уровень организации. Но это, так сказать одна сторона медали. Есть и другая…

Именно движение ХАМАС 14 января 2004 года впервые использовало женщину-смертницу. Тогда 22-летняя мать двоих детей Рим Салах Риши взорвала себя на въезде в сектор Газы на КПП «Эрез». Погибли четверо израильтян, семь человек получили ранения.

Этот теракт всколыхнул весь мир. Все заговорили о женском терроризме. Однако к воинствующему исламу, как отмечают эксперты, смертницы не имеют никакого отношения. В большинстве случаев террористки-самоубийцы — это молодые женщины в возрасте от 20 до 30 лет, разведенные или незамужние. Главным стимулом для вступления в ряды смертниц у них были личные причины — романтические отношения или душевная травма. Неверная жена, брошенная невеста, мать-одиночка, вдова, девушка, вступившая в связь с мужчиной до брака. Часто такая женщина обречена на гибель по законам ислама. А после самоубийства ее родственники получат денежную компенсацию, с ее имени будет смыто клеймо позора.

Впрочем, до определенного времени на пути распространения женского «шахидизма» стоял ислам.

Большинство его течений считало женщину недостойной умереть во имя Аллаха и отдавало эту честь исключительно мужчинам. Кроме того, Коран говорит, что грех самоубийства для женщины в десять раз страшнее, чем для мужчины, ибо она, таким образом, лишает расположения Всевышнего не только себя, но и всех своих родных по женской линии.

Палестинка Рим Салах Риши пошла в смертницы не по своей воле. Совершить теракт ее отправил муж, а снаряжал… любовник. Супруг молодой женщины — активист ХАМАСа, взявшей на себя ответственность за теракт. Он сумел убедить свою неверную жену, что во имя спасения чести семьи ей необходимо взорвать себя вместе с израильскими солдатами. Любовник Рим Салах тоже проявил сознательность и снабдил соблазненную им женщину поясом со взрывчаткой. До КПП несчастную провожал муж.

После теракта духовный лидер ХАМАСа шейх Ахмед Ясин заявил, что «отныне женщины-шахидки будут идти в бой наравне с мужчинами». Ранее он сказал: «Когда придет решающий час битвы с неверными всего мира, в бой отправятся все — женщины, мужчины, старики, дети». А еще раньше он весьма негативно относился к этой идее, считая, что участие «слабого пола» в «священной войне» против неверных должно ограничиваться производством шахидов и созданием необходимых условий для повышения их боевого духа.

ХАМАС активно привлекал (продолжает и сегодня) молодых женщин в ряды своего военизированного крыла «Аз эд-Дин Аль-Кассам». Обучение молодых шахидок осуществляется на тренировочной базе, расположенной в одном из районов сектора Газы.

Облачение боевиков женского пола, обучавшихся искусству «войны с сионистами», практически ничем не отличается от мужской формы. Те же черные маски с зелеными лентами на голове, та же камуфляжная расцветка одежды. Единственное отличие в одежде женщин-шахидок, объясняемое законами ислама, — длинные юбки.

Среди шахидок есть и замужние женщины. Являясь членами ХАМАСа, они занимаются отработкой военных приемов с согласия своих мужей.

16 пожизненных заключений — по одному за каждую жертву и еще одному дополнительно за «иные деяния» — получила в Израиле в конце сентября 2003 года 23-летняя гражданка Иордании Ахлам Тамими. За два года до этого она по заданию ХАМАСа подвезла террориста-смертника к кафе «Сбарро» в Иерусалиме. Во время того теракта погибли 15 человек. Кстати, Тамими — первая женщина, ставшая членом ХАМАСа.

Мариам Фархат — мать трех активистов ХАМАСа, убитых израильтянами. Она публично заявила, что хотела бы иметь 100 сыновей, чтобы принести их в жертву. Ее называют «матерью мучеников». В предвыборном видеоролике ее показывали с автоматом на плече. Теперь она — член парламента от ХАМАСа. 56-летняя Фархат, до сих пор не занимавшаяся политикой, заявила: «Можно принести в жертву не только сыновей. Бывают разные жертвы — деньги, образование. Каждый должен приносить жертвы в соответствии со своими возможностями».

Активистка молодежного движения ХАМАС 18-летняя Алаа Одех, студентка исламского факультета университета аль-Наджах в Шхеме (Наблус), верит, что женщины в палестинском обществе должны иметь равные права с мужчинами, в частности, право умереть в вооруженной борьбе против Израиля.

Такие палестинские женщины, как она, изменили представление о правах женщин в палестинском обществе.

В прошлом шла борьба между светскими феминистками и мужчинами, которые хотели защитить свою монополию на политическую и социальную власть. Сегодня появились религиозные женщины, которые хотят совмещать участие в политической жизни и традиционную роль в семье.

* * *

Надо признать, что и ХАМАС много сделал для формирования нового типа женщины-политика, женщины образованной и просвещенной. Движение активно вело и ведет научно-просветительскую работу, поощряет особо талантливых студенток, предоставляет материальную помощь нуждающимся.

Судя по информации палестинских источников, женщины ХАМАСа смогли преодолеть ряд трудностей и условностей, доказав всем, что способны руководить людьми, заниматься общественно-политической работой. Заметно увеличилось число женщин, действующих в разных структурах ХАМАСа, расширился их социальный состав.

Они работают в разных сферах — социальной, культурной, образовательной.

Тем не менее господствующее сегодня в палестинском обществе отношение к представительницам слабого пола является одним из препятствий на пути изменения положения женщины, введению ее в важные государственные и политические сферы. Между тем женщины ХАМАСа — это образованные, профессионально подготовленные и идеологически подкованные люди.

Как бы то ни было, но активная деятельность женщин подтолкнула руководство ХАМАСа выставить кандидатуры представительниц слабого пола сначала на муниципальных выборах, а затем на выборах в Законодательное собрание.

* * *

Несмотря на некоторый прогресс, роль палестинских женщин, конечно, будет не такой, как в светских западных обществах. Жесткая трактовка ислама движением ХАМАС станет препятствием к реальному участию женщин в политической и общественной жизни. Сегрегация сохранится, и они останутся на обочине.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.0368 sec