К вопросу об оказании финансовой помощи новому палестинскому руководству

08 февраля 2006
Н.С. Глебова

В ходе выборов в палестинский Законодательный совет, прошедших на палестинских территориях 25 января 2006 года, движение ХАМАС получило абсолютное большинство мест — 76 из 132-х. Представителям этого движения поручено сформировать новое палестинское правительство. Эта победа движения, которое признано многими странами как террористическое, вызвала в мире различные по своему выражению, но в целом общие по своему характеру отклики, которые можно обозначить скорее как негативные и нервные. Не останавливаясь на деталях, следует отметить, что в настоящее время одним из главных козырей в общении с новым руководством Палестины является вопрос оказания финансовой помощи.

Говоря о международной финансовой помощи, следует указать, что к числу основных спонсоров относятся ООН (в лице ее различных дочерних организаций и агентств), Европейский союз, Международный валютный фонд, Всемирный банк, а также такие государства, как США, Великобритания, Германия, Япония, Италия, Норвегия и ряд других. В качестве примера долгосрочного оказания помощи можно привести деятельность Европейского союза, которая началась в 1971 году.

С того времени и по сей день продолжается работа помощи, механизм проведения которой закреплен соглашением между ЕС и Ближневосточным агентством Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР).

В соответствии с этим соглашением БАПОР использует средства, перечисленные ЕС на его счета, для оказания помощи палестинцам в различных областях, в частности, в сферах образования и здравоохранения. По данным ЕС, с 1994 по 2002 годы этой организацией был передан палестинской стороне приблизительно 1 млрд евро в виде безвозмездной помощи и займов, а также вложено 500 млн евро в гуманитарные проекты БАПОРа.

В различные годы наблюдались спады и подъемы в объемах финансовых средств, поступаемых от доноров в распоряжение палестинских властей. В 2000 году объем помощи составил в общей сложности 973 млн амер. долл.

В начале 2001 года произошел резкий спад в оказании материальной помощи Палестине (было предоставлено лишь 280 млн амер. долл.). Некоторые аналитики объясняют этот факт негативным отношением стран-доноров к началу второй интифады на палестинских территориях, а также к отсутствию прогресса в палестино-израильских мирных переговорах в этот период.

В последующие годы палестинская экономика получила в виде финансовой помощи около 1,2 млрд амер. долл. (532 млн амер. долл. в 2001 финансовом году, 467 млн амер. долл. в 2002 и 216 млн амер. долл. в 2003 гг.). В 2002 году страны и организации, оказывающие спонсорскую помощь, учредили Специальную группу по палестинской реформе. Эта группа была создана с целью оказания помощи, контроля над продвижением реформ, а также определения основных препятствий, с которыми приходится сталкиваться палестинскому руководству в этом процессе.

Следует также отметить, что некоторые “финансовые доноры”, оказывающие помощь Палестинской национальной администрации, на протяжении долгого времени имели свой “фронт работ”. К примеру, Норвегия оказывала помощь Палестинской национальной администрации в строительстве зданий правительственных учреждений и организаций, а Германия — в области очистки воды.

С началом второй интифады в сентябре 2000 года на палестинских территориях изменилось направление оказания помощи населению этого региона. Ввиду развивающегося по нарастающей палестино-израильского противостояния вместо вложения средств в долгосрочные программы реформирования экономики Западного берега реки Иордан и сектора Газы страны и организации – доноры стали оказывать целевую гуманитарную помощь жителям Палестины, а также беженцам с этих территорий.

Чаще всего помощь выражалась в виде поставок населению Палестины потребительских товаров. Несмотря на изменение основного направления страны ЕС и другие спонсоры по-прежнему оказывают помощь Палестинской национальной администрации с целью содействия построению независимого палестинского государства, а также реформирования существующих структур (в частности, в области здравоохранения, образования и т.д.).

Однако после объявления о победе на выборах ХАМАСа некоторые представители властных структур США и ЕС заявили о необходимости полного прекращения оказания финансовой помощи руководству Палестины. Признав выборы на палестинских территориях “демократическими”, американское руководство выразило крайнюю обеспокоенность в связи с победой организации ХАМАС, которая причислена, в частности, Госдепартаментом США к числу террористических организаций.

Основным аргументов в выступлениях глав стран ЕС и США является невозможность поддерживать дипломатические отношения с организацией, которая не отказывается от вооруженной борьбы с Израилем, при том что последний — один из главных союзников стран Запада на Ближнем Востоке.

Представители ХАМАСа заявили о том, что они не прекратят борьбу с Израилем до тех пор, пока последний не освободит оккупированные им арабские земли. Вместе с тем ими же было предложено продлить существующее перемирие между руководством ПНА и Израиля сроком еще на один год. Ответом западных государств на позицию ХАМАСа стало заявление о приостановке оказания финансовой помощи организациям, расположенным на палестинских территориях и относящимся к руководящим структурам автономии.

27 января 2006 года генеральный консул США в Израиле Якоб Уэлс заявил, что США приостановят выделение помощи правительству, которое будет сформировано из представителей организации ХАМАС. Уэлс обратил внимание на тот факт, что в 2005 году руководство ПНА получило 400 млн долл. в виде прямой помощи от стран-доноров и несколько миллионов долларов от различных благотворительных организаций, в том числе входящих в состав Организации Объединенных Наций.

В конце января 2006 года на заседании конгресса США американский сенатор Джон Тьюн выступил с предложением прекратить оказание финансовой помощи до тех пор, пока правящее большинство палестинского Законодательного совета не откажется от освобождения палестинских территорий вооруженным путем.

На данный момент отношения между властями ПНА и Израилем обострились не только в политическом и военном аспектах, но и в экономическом. 13 сентября 1993 года в Осло было подписано палестино-израильское соглашение, в соответствии с которым НДС и таможенные сборы должны передаваться в палестинское министерство финансов, а нефтяные акцизы должны перечисляться на специальный счет в израильском банке.

Это соглашение между представителями Израиля и Организации освобождения Палестины было документально оформлено в 1994 году в Париже. В рамках данного документа Израиль должен возвращать ПНА налоги (подоходный и на здравоохранение), выплачиваемые работающими в Израиле палестинцами, а также пошлину, которая взимается с товаров, переправляемых на палестинские территории.

Однако тот факт, что данное соглашение было заключено с Организацией освобождения Палестины, позволяет некоторым представителям руководства Израиля заявлять о возможности прекращения всех выплат “хамасовскому” руководству ПНА на современном этапе. В интервью израильской газете “Гаарец” гендиректор министерства финансов Израиля Йоси Башар отметил, что для того чтобы получить деньги, руководству Палестинской национальной администрации придется найти приемлемые для обеих сторон пути для постоянного общения.

Джеймс Вульфенсон, бывший глава Всемирного банка, выступил с обращением, в котором предостерег мировое сообщество от поспешных шагов в проявлении собственной негативной реакции в отношении победы ХАМАСа на выборах в Палестине. По его мнению, резкое прекращение оказания помощи может привести палестинскую экономику к полному хаосу. “Палестинцы, по сути дела, — банкроты, — заявил он. — У Палестинской национальной администрации нет собственных источников средств для выплаты заработной платы государственным служащим.
Если у вас нет денег для того, чтобы выплатить зарплату 135 тысячам палестинцев, то вы на грани хаоса».

Важно отметить, что проблемы с финансами (в том числе и с получением помощи от стран-доноров) у палестинского руководства начались задолго до январских выборов 2006 года. В 2004 году под эгидой Всемирного банка был создан специальный фонд с целью распределения иностранной финансовой помощи. Уставной капитал фонда составил 250 млн долл. В декабре 2005 года Всемирный банк заморозил очередные выплаты средств в связи с невыполнением палестинскими властями требований, касающихся прозрачности в распределении данных средств.

Вместе с тем наблюдатели отмечают, что благодаря прозрачности своих административных и финансовых связей ХАМАС может лучше справиться с экономическими трудностями и последствиями ожидающегося экономического бойкота со стороны стран и организаций – спонсоров, чем предыдущее правительство.

28 января 2006 года один из лидеров ХАМАСа заявил о готовности своей организации заняться реорганизацией палестинской экономики, однако отказался сообщить детали. Махмуд аз-Захар, также являющийся одним из лидеров ХАМАСа, сообщил, что его организация после прихода к власти намерена способствовать установлению прозрачности своих экономических связей.

Аналитик израильской газеты “Гаарец” Гидеон Леви также обращает внимание на то, что, возможно, именно сейчас есть перспектива стабилизации политики Палестины. По его мнению, именно правительство ХАМАСа сможет остановить террор, поскольку его представители имеют опыт “силовых” решений и исчерпывающие данные о положении на палестинских территориях. В той же газете “Гаарец” приводятся слова одного из ведущих израильских бизнесменов: “Хуже, чем при ФАТХе не станет. Они тоже были террористами. Они признали Израиль, а потом сделали все за нашей спиной. Это перемены, и, возможно, они к лучшему”.

Избежать коллапса экономики Палестины пришедшему к власти руководству могут помочь следующие меры: установление жесткого контроля за распределением финансовых средств; создание прозрачности в отношении денежных потоков; установление договоренностей с Израилем, касающихся границ между государствами, перемещения рабочей силы и транспортировки товаров, и ряда других.

Договоренности с Израилем являются необходимыми для предупреждения “застоя” в экономике Палестины и предотвращения экономического коллапса, который может последовать вслед за отказом стран-спонсоров продолжать оказывать финансовую помощь новому руководству Палестинской автономии.

Многие аналитики обращают внимание на то, что резкое “наказание” Палестинской национальной администрации за нахождение в его рядах членов организации ХАМАС не принесет пользы странам Запада.

30 января 2006 года в Лондоне состоялось совещание “квартета” международных посредников в деле ближневосточного урегулирования (Россия, США, ЕС и ООН) на уровне глав внешнеполитических ведомств. На совещании обсуждался вопрос финансовой помощи сменившемуся палестинскому руководству. Госсекретарь США Кондолиза Райс недвусмысленно заявила о невозможности спонсирования террористической организации, которой, по ее мнению, является ХАМАС, и призвала другие страны к прекращению финансирования нового руководства ПНА.

Однако очевидно, что, разорвав экономические отношения с Палестиной, администрация Буша все равно рано или поздно будет вынуждена устанавливать их вновь с тем, чтобы вернуть утерянное влияние на Палестинскую национальную администрацию и положение в регионе в целом. И в этом случае незыблемость позиций американской администрации и руководителей других западных государств вряд ли будет столь очевидной.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04347 sec