Ядерная Индия: Ядерная сделка – что на уме у Индии?

04 февраля 2006
Хариндер Сехон

В прошлом месяце индо-американская рабочая группа встретилась в Дели, чтобы обсудить пути выполнения двустороннего ядерного соглашения от 18 июля 2005 года, в частности, чтобы рассмотреть индийский ответ на требование США представить всеобъемлющий план разделения ядерной программы Индии на военную и гражданскую составляющие.

А буквально накануне начала работы группы, появились сообщения о старте массивной лоббистской кампании в конгрессе Соединённых Штатов в поддержку ядерной сделки, начатой индо-американским деловым советом при торговой палате США.

Американский бизнес видит множество возможностей для себя, способных принести миллиардные контракты в случае успешного выполнения ядерной сделки. Кроме того, большинство индоамериканцев рассматривают ядерное соглашение как лакмусовую бумажку для испытания серьёзности намерений администрации Джорджа Буша по заключению с Индией стратегического альянса.

Как считает Роберт Блэквилл, бывший посол США в Дели, любой провал со стороны Вашингтона при реализации сделки с Дели станет «весьма разрушительным» для жизненных интересов Америки, а его последствия могут сказываться на протяжении десятилетий.

Индия и Соединённые Штаты заключили важное ядерное соглашение 18 июля 2005 года. Это соглашение стало результатов нескольких раундов напряжённых переговоров и продемонстрировало принципиальный сдвиг в американской политике по отношению к Индии. Ядерная сделка – наилучшее доказательство растущего доверия между Дели и Вашингтоном, что позволяет расчистить путь к стратегическому партнёрству двух государств.

Администрация Буша продолжает придерживаться линии на оказание помощи Индии по превращению последней в мировую державу – как противовес быстро развивающемуся и крепнущему Китаю. Новый подход Вашингтона – это признание Индии в качестве ответственной страны с передовыми атомными технологиями, способной получать такие же выгоды и преимущества, как и другие подобные государства. Иными словами, новый подход означает отказ от идеологии времён Холодной войны по отношению к Индии.

Совместное заявление Буша-Сингха от 18 июля 2005 года показывает, что глобальное партнёрство между Индией и США вышло на зрелый уровень. Вашингтон отказывается сейчас от своей старой политики, увязывавшей индо-американские отношения с пакистано-американскими.

Тем не менее, с самого первого дня заключённое соглашение стало предметом бурных дискуссий и разнообразных интерпретаций для всех заинтересованных групп в обеих странах, что привело к сомнениям по поводу возможности его своевременной и успешной реализации.

Американские нераспространенцы рассматривают соглашение с позиций ястребов. Их основные претензии можно свести к трём пунктам:

Возможный ущерб системе нераспространения в случае принятия «исключительных правил» для Индии;

Проблема разделения индийской ядерной программы на составляющие, которое, по требованию нераспространенцев, должно стать «внушающим доверие, выдерживающим критику и транспарентным», причём разделение должно предшествовать любым шагам со стороны США во исполнение соглашения;

Наконец, план-график реализации ядерной сделки с чётким указанием последовательности предпринимаемых сторонами шагов.

В настоящее время на Индию оказывается большое давление с целью побудить страну к исполнению своих обязательств по сделке, особенно, в части разделения ядерной программы, так как перевод гражданских ядерных объектов Индии под гарантии МАГАТЭ должен убедить конгресс США в серьёзности намерений Дели.

Между тем, хотя Индия и согласна с тем, что ей необходимо сделать, стране требуется время для разделения ядерной отрасли без нанесения ущерба своей стратегической атомной программе. Кроме того, текст соглашения увязывает действия Индии с адекватными ответными шагами со стороны США. Премьер-министр Манмохан Сингх говорит, что «обоюдность станет ключом к исполнению всех шагов, перечисленных в совместном заявлении… До того, как добровольно поместить наши гражданские ядерные объекты под гарантии МАГАТЭ, мы должны убедиться в снятии всех ограничений против Индии».

Правительство Индии сформулировало план по разделению ядерной программы. Но до сих пор, нам не удалось убедить «аятолл от нераспространения», окопавшихся в Вашингтоне, в том, что репутация Дели в деле борьбы с незаконным оборотом ядерных материалов и технологий безупречна.

Индия является ответственной ядерной державой. Обсуждаемые гарантии для её ядерных объектов могут снять все имеющиеся в США опасения, а сама ядерная сделка может стать частью широкого стратегического соглашения. Её следует рассматривать именно с таких позиций, но не исключительно с точки зрения системы нераспространения.

Индийский атомный истеблишмент и всё научное сообщество страны едины во мнении – Индия не может жертвовать своей технологической независимостью или своими научно-исследовательскими программами в обмен на ядерное соглашение с США. Наши достижения в сфере технологий исключительны и признаны во всём мире.

В связи с этим, Индия должна настаивать на своей особой позиции и требовать предварительного обсуждения категоризации своих ядерных объектов, прежде чем приступать к собственно разделению. Более того, наши возможности в сфере НИОКР должны быть соответствующим образом защищены – ведь в будущем Индии потребуется переход на ториевую энергетику вследствие роста цен на уран.

Стране также необходимо придерживаться курса на интегральные подходы для проведения эффективной энергетической политики. Так, один быстрый бридер может приходиться на четыре тяжёловодных реактора. У Индии уже есть впечатляющие достижения на опытном быстром реакторе FBTR. Так, атомщики уже переработали смешанное (уран-плутониевое) карбидное топливо, достигшего в FBTR глубины выгорания в 100000 МВт-сут/т. Это направление должно развиваться и в будущем.

У Индии сегодня имеется преимущество и с точки зрения человеческого фактора в атомной сфере. В США, как известно, новые атомные энергоблоки не строятся с конца 70-ых годов. Это означает, что в Америке образовался разрыв в, как минимум, два поколения с точки зрения практического опыта по запуску новых реакторов.

В мире 80% реакторов используют технологии реакторов на лёгкой воде – но в Индии успешно реализуют тяжёловодную программу, являющуюся не столь дорогостоящей. Более того, у Индии есть определённый задел и в сфере легководных реакторов.

В частности, индийские атомщики могут поставлять в США оборудование для американских АЭС, что приведёт на практике к росту американской зависимости от Индии.

Будущие переговоры с США должны сфокусироваться на потенциальных выгодах для Индии. Сегодня мы становимся свидетелями растущей взаимозависимости двух стран, и данная тенденция не может пасть жертвой одной сделки. Нам следует систематически подчёркивать потребности Индии в атомной энергии и отмечать, как увеличивающиеся индийские энергетические потребности скажутся на мировых рынках – в частности, объяснить американцам, что индийские АЭС сведут к минимуму зависимость страны от государств Персидского залива. Не стоит забывать и о экологических преимуществах мирного атома.

Наконец, Индии необходимо эффективно противостоять пропагандистской кампании нераспространенческого лобби, пытающегося обвинить индо-американское соглашение в большом перекосе в сторону Индии как якобы дающее Дели слишком большие выгоды в обмен на минимальные обязательства.

Не поступаясь своими национальными интересами, Индия, в то же время, не должна забывать, что ядерная сделка с США имеет огромное стратегическое значение, и мы должны использовать её с максимальной выгодой для себя. Если в краткосрочной перспективе сделка не столь важна для нашей энергетики, то в более отдалённом будущем индийский мирный атом потребует для своего развития импортное топливо и сотрудничество с другими странами. Таким образом, нам нужно эффективно пролоббировать прохождение сделки через конгресс США. Если это произойдёт, то обсуждение индийского вопроса в Группе ядерных поставщиков должно пройти практически безболезненно.

[Доктор Хариндер Сехон работает в настоящее время в аналитическом центре «Observer Research Foundation» (Дели). Ранее она занимала должность в секретариате Национального совета безопасности при правительстве Индии]

«Rediff»

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03087 sec