Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 – 29 января 2006 г.)

03 февраля 2006
В.П. Юрченко

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в районе палестино-израильского конфликта и вокруг проблемы ядерной программы Ирана. Победа экстремистской организации ХАМАС на выборах в палестинское Законодательное собрание (парламент) самым существенным образом повлияла на общую ситуацию на Ближнем Востоке и стала еще одним подтверждением усиления позиций радикальных исламистских сил в регионе.

Иранское руководство продолжало активное политическое маневрирование с целью ослабить международное давление на ИРИ по вопросам, связанным с национальной ядерной программой.

На прошедших 25 января выборах в палестинский парламент ХАМАС завоевал 74 места, а движение ФАТХ – 45. Итоги голосования признаны международным сообществом. Победа ХАМАС не стала полной неожиданностью, хотя столь крупный успех исламистов никто не предполагал, в т. ч. и само их руководство. Можно говорить о двух основных причинах, способствовавших победе хамасовцев. Первая и главная – это раскол движения ФАТХ, неспособность ПНА наладить нормальную жизнь, элементарный порядок и безопасность в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), отсутствие у ФАТХ сильного и авторитетного лидера, поголовная коррумпированность руководства движения.

В то же время ХАМАС сумел мобилизовать свои возможности, продемонстрировать силу движения, убедить значительную часть палестинцев в том, что оно сможет решить их насущные проблемы. К внешним причинам успеха экстремистов следует отнести фактическое замораживание переговоров с Израилем после ухода израильтян из Газы, отсутствие конкретных шагов с израильской стороны в решении вопросов, связанных обеспечением жизнедеятельности палестинских территорий, например, перемещения людей и грузов между Газой и ЗБРИ.

Глава ПНА М. Аббас принял отставку прежнего правительства и, по всей вероятности, поручит формирование нового кабинета ХАМАС. Сам же Аббас пока не собирается покидать занимаемый пост и заявляет о своей приверженности всем заключенным с Израилем соглашениям. М. Аббас также отдал распоряжение о подчинении только ему, как верховному главнокомандующему, всех официальных палестинских силовых структур.

На данный момент сложно говорить как будет действовать ХАМАС после вхождения во власть. Суть же последних высказываний его лидеров сводится к следующему: отказ изменить позицию в отношении Израиля, т. е. признать его, а не ликвидировать; отказ от плана «дорожная карта» и разоружения собственных боевых формирований, хотя одновременно говорится о том, что организация будет считаться с «реальностями «соглашений Осло» и возможно «перемирие с Израилем на 10 лет».

Во внутренней политике предполагается «перестроить палестинскую политическую систему», установить диалог со всеми политическим силами палестинцев, в т. ч. с движением ФАТХ, с целью разделения с ними власти. Можно предположить, что лидеры ХАМАС в первую очередь будут заниматься вопросами укрепления позиций организации на палестинских территориях, постепенным установлением контроля над органами исполнительной власти и силовыми структурами (последнее будет очень трудно сделать, т. к. они укомплектованы сторонниками ФАТХ). И лишь после этого ХАМАС начнет более активную внешнеполитическую деятельность, в. т. ч. попытается начать диалог с Израилем.

Между тем обстановка в секторе Газа и на ЗБРИ резко обострилась Сторонники ФАТХ проводят массовые демонстрации с участием вооруженных лиц, требуя отставки руководства движения. Со своей стороны, активисты ХАМАС заняли позиции у зданий палестинских сил безопасности. Происходят перестрелки между хамасовцами и фатховцами. Не исключено, что напряженность на палестинских территориях может усилиться.

Крайне негативно отреагировал на успех ХАМАС Израиль, заявивший об отказе от переговоров с палестинским правительством, в состав которого войдут представители экстремистов. По заявлению израильского правительства, ХАМАС также должен официально отказаться от планов уничтожения Израиля и признать все подписанные до настоящего времени палестино-израильские договоренности. В то же время министр обороны Ш. Мофаз отметил «ответственное поведение» исламистов после выборов. США потребовали от ХАМАС разоружиться и признать Государство Израиль. В противном случае Вашингтон прекратит финансовую помощь палестинцам. Схожей позиции придерживаются и страны ЕС.

О необходимости признания ХАМАСом Израиля заявил и генсек ЛАГ А. Муса. Иран и Сирия приветствовали победу палестинских исламистов.

Отметим, что в настоящее время для ХАМАС самое главное – это получить широкое международное признание. В этих условиях организация вряд ли станет прибегать к насильственным актам против Израиля. В перспективе (причем достаточно близкой), если ХАМАС реально не откажется от своей программной цели – ликвидации Израиля путем вооруженной борьбы, а также пойдет на усиление исламизации общественной и повседневной жизни палестинцев, то это неминуемо приблизит его политический провал.

США, страны Евросоюза и Китай позитивно оценивают предложение России об обогащении иранского урана на территории РФ, настаивают на его скорейшем принятии Тегераном, считая, что реализация этой инициативы будет способствовать скорейшему урегулированию конфликта вокруг ядерной программы ИРИ.

Иранское руководство пока весьма уклончиво и двусмысленно реагирует на российский проект, считая, что инициатива Москвы «не отвечает полностью потребностям нашей страны в ядерной технологии, она должна приобрести комплексность и быть дополнена».

Одновременно отмечаются позитивные стороны российской инициативы. Глава внешнеполитического ведомства Ирана М. Моттаки утверждает, что между РФ и ИРИ достигнуто соглашение по некоторым аспектам российского предложения о создании совместного предприятия по обогащению урана. В частности, стороны договорились о расширении числа стран-участниц проекта.

В создавшихся условиях страны Запада продолжают подчеркивать, что в случае неуступчивости Тегерана они инициируют обсуждение иранской ядерной проблемы в Совете Безопасности ООН. США считают, что «нельзя допускать, чтобы закрытые режимы, угрожающие безопасности всего мира, имели доступ к технологиям, необходимым для производства ядерного оружия». При этом указывается на необходимость урегулирования конфликта с Ираном политическими методами.

В этой связи диссонансом прозвучало заявление командующего Корпуса стражей исламской революции (КСИР) ИРИ генерала Я. Р. Сафави о том, что в случае внешней агрессии против Ирана ВВС КСИР «решительно ответят нападавшим всей мощью, предоставленной им Исламской республикой». В данном случае речь идет, прежде всего, о применении ракетного оружия, в т. ч. баллистических ракет с большой дальностью пуска.

По последним сообщениям, 30 января в Брюсселе должны возобновится переговоры по иранской ядерной проблематике между ИРИ и «евротройкой» (Великобритания, Германия, Франция).

Очень сложной остается обстановка в Ираке. В стране не прекращается активные террористические и боевые акции сил местной вооруженной оппозиции и иностранных боевиков. Вместе с тем, как уже отмечалось, в последнее время все явственнее обозначается усиление открытой вражды между суннитскими повстанцами, арабским суннитским населением в целом и террористами из группировки А. М. аз-Заркауи. Все чаще отмечаются прямые вооруженные столкновения между иракскими партизанами и иностранными террористами.

На минувшей неделе американские войска при содействии иракских правительственных сил завершили боевую операцию против боевиков на западе страны в долине реки Евфрат. Судя по сообщениям, ее главным итогом стало обнаружение и уничтожение опорных баз, складов с оружием и боеприпасами противника.

На этом фоне в Ираке продолжаются консультации между ведущими политическими силами страны по вопросу о формировании нового правительства. Арабские суннитские политические партии и блок во главе с бывшим премьер-министром А. Алауи достигли соглашения о едином участии в этих консультациях. Напомним, что эта новая коалиция имеет в парламенте 80 мест.

На саммите Африканского союза (АС) в Хартуме Судан под давлением многих африканских стран отказался от намерения возглавить эту организацию. Председателем АС стал президент Республики Конго Д. Сассу-Нгуессу. По достигнутой договоренности, Судан станет председательствовать в АС через год.

Две ведущие повстанческие группировки, действующие в Дарфуре, - «Суданское освободительное движение» и «Движение за справедливость и равенство» – объявили о намерении «объединить и координировать все свои политические, военные и общественные силы, внешние сношения» и в дальнейшем действовать под названием «Альянс революционных сил Западного Судана». Между тем обстановка в Дарфуре вновь заметно обострилась. Повстанческие отряды усилили нападения на гарнизоны правительственных войск в различных городах региона. В этих условиях сотрудники международных гуманитарных организаций вынуждены покидать районы боевых действий.

По оценке западных экспертов, война с боевиками в Афганистане продлится в течение долгого времени, а их усиливающаяся активность вызывает растущую озабоченность у командования НАТО в этой стране. Особую опасность представляют участившиеся акции террористов-смертников (20 случаев за последние четыре месяца). По мнению натовских военных, единственный способ добиться стабильности в Афганистане – это ускорение процесса создания национальных политических и общественных институтов, формирование боеспособной афганской армии и дееспособной полиции. Подчеркнем, что в настоящее время процесс создания правительственной армии и сил безопасности идет очень трудно и медленными темпами.

Великобритания решила направить в ближайшее время в Афганистан дополнительно 3300 военнослужащих. После усиления численность британского контингента достигнет 5700 человек.

29 января новым эмиром Кувейта официально провозглашен премьер-министр страны шейх Сабах аль-Ахмад ас-Сабах. Прежний глава государства шейх Саад аль-Абдулла аль-Сабах отстранен от власти по состоянию здоровья. Шейх Сабах аль-Ахмад фактически управлял Кувейтом на протяжении последних лет.

Совет Безопасности ООН призвал власти Ливана «достигнуть большего прогресса» в деле установления контроля над всей территорией страны и разоружения местных и зарубежных военизированных формирований. СБ ООН также призвал Сирию содействовать этим усилиям и принять меры по прекращению поставок оружия и проникновению вооруженных лиц на территорию соседней страны.

Король Саудовской Аравии Абдалла впервые посетил с официальными визитами Китай и Индию. Одной из важнейших тем его переговоров в Пекине и Дели стали вопросы обеспечения крупнейших азиатских государств энергоресурсами на долговременной основе.

По итогам переговоров в Пекине стороны подписали соглашение о взаимодействии КНР и КСА в разработке нефтяных и газовых месторождений, других минеральных ресурсов. Саудовцы также реализуют ряд проектов по развитию населенного преимущественно мусульманами китайского региона Синьцзян.

В Дели король Абдалла заявил о готовности Саудовской Аравии к «стратегическому партнерству» с Индией с целью обеспечения ее энергоресурсами на длительный период. На переговорах с индийским руководством также затрагивались вопросы военно-технического сотрудничества между двумя государствами.

Приложение

О военно-техническом сотрудничестве арабских стран в 2005 году


На сегодняшний день регион Ближнего Востока и Северной Африки остается одним из главных мировых импортеров продукции военного назначения. В 2001-2004 гг. в арабские страны было поставлено вооружения и военной техники на общую сумму в 37,21 млрд долларов. За этот же период арабские государства заключили новые соглашения на военные поставки на общую сумму 17,18 млрд долларов.

В 2005 г. ВТС арабских стран развивалось по следующим основным направлениям: поставки из-за рубежа вооружения и военной техники, проведение совместных учений с ВС стран Запада, оказание содействия иностранными государствами в деле подготовки местных военных кадров и создании объектов военной инфраструктуры, оказание помощи в освоении, эксплуатации и ремонте импортируемой техники. В данной статье говорится в основном о предварительных итогах минувшего года в сфере поставок оружия.

Египет. Продолжались поставки новой партии американских 155-мм самоходных гаубиц М109А2/А3. Из США поступили тренажеры для обучения пилотов вертолетов и специалистов ПВО. С Соединенными Штатами достигнута договоренность о дополнительных поставках 25 ПУ ЗРК «Авенджер». На этой базе планируется сформировать две зрбр по 12 ПУ в каждой, а одна ПУ будет использоваться для учебных целей.

Из Украины получен первый транспортный самолет Ан-74Т-200А. Всего закуплено 18 самолетов этого типа.

С Францией подписан протокол о военном сотрудничестве, предусматривающий участие французской стороны в разработке и производстве оружия в АРЕ.

Египет вел предварительные переговоры с Германией о приобретении двух неатомных подводных лодок пр. 206А. Не исключено, что в дальнейшем для ВМС АРЕ могут быть закуплены еще четыре лодки этого типа.

Сирия. В ходе визита в Москву в январе 2005 г. президента САР Б. Асада Россия согласилась на продажу сирийцам ЗРК ближнего действия типа «Стрелец». Однако эти договоренности до настоящего времени не реализованы. По итогам визитам в РФ в сентябре 2005 г. начальника генштаба ВС САР генерала А. Хабиба достигнута договоренность о поставках в Сирию боеприпасов для стрелкового оружия, ремонте на российских предприятиях сирийской техники и увеличении с 30 до 50 человек числа обучающихся в военно-учебных заведениях МО РФ сирийских военнослужащих.

Ирак. Продолжались поставки вооружения и военной техники для новой национальной армии. Из США было получено три военно-транспортных самолета С-130. Из Венгрии поступили 77 танков Т-72, прошедших ремонт и модернизацию, 36 БМП и 4 БРЭМ. Польша начала поставки бронированных автомобилей «Дзик-2» (всего закуплено 600 таких машин). Кроме того, польская фирма Бумер» продаст Ираку 118 БТР-80 и партию вертолетов Ми8/Ми-17. Великобритания поставила 72 бронемашины, стрелковое оружие, снаряжение; Латвия – стрелковое оружие и 20 120-мм минометов; Чехия – стрелковое оружие и снаряжение; ОАЭ и Иордания – легкую бронетехнику. С Украиной подписан меморандум на поставку и ремонт бронетехники, другого вооружения, а с Болгарией – на поставку стрелкового оружия. Ирак заявил о готовности закупать вооружение в России.

Иордания. В России закуплены два военно-транспортных самолета Ил-76МФ (поставка намечена в 2007 г.).

ОАЭ. Эмираты начали получать американские истребители F-16 Блок 60 (всего заказано 80 машин). Завершение поставок этих истребителей намечено в 2007 г. С Германией подписан контракт на поставку 32 машин радиационной химической и биологической разведки «Фукс» и оборудования, необходимого для их эксплуатации и применения. В Германии также будут приобретены трайлеры для транспортировки танков.

МО Кувейта подписало контракт с норвежской фирмой на обслуживание сетей связи вооруженных сил в течение двух лет.

Йемен. Из России в 2004-2005 гг. получено 180 БМП-2 в модернизированном варианте Д. В РФ также закуплено стрелковое оружие и различные виды боеприпасов. Прорабатывается вопрос о закупке ПТРК «Корнет-Э» и контракт о модернизации истребителей МиГ-21. Изучается возможность о закупки партии боевых вертолетов фирмы «Камов». Из Австралии поступили 10 патрульных катеров. Йемен подписал с Францией соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, которое, в частности, предполагает поставки Францией оружия и снаряжения.

Алжир. В 2005 г. завершены поставки 22 бомбардировщиков Су-24. Рассматривается вопрос о модернизации с помощью специалистов АВПК «Сухой» бомбардировщиков Су-24 и истребителей-бомбардировщиков Су-22. Подготовлен пакет соглашений на сумму ок. 4 млрд долларов на поставку из РФ 36 многофункциональных истребителей МиГ-29СМ, 28 истребителей Су-30, 8 дивизионов ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит», а также партии танков Т-90С. Кроме того, Россия собирается модернизировать танки Т-72, две подводные лодки пр. 877ЭКМ и два корвета. В будущем планируется поставить в Алжир более 50 учебно-боевых самолетов Як-130 и около 30 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска-М1».

Тунис. В 2005 г. из Германии получены шесть бывших ракетных катеров типа «Альбатрос» (пр.143В). Они поставлены без штатных ПКР «Экзосет», хотя пусковые контейнеры и не демонтированы. Катера будут использоваться в качестве патрульных.

Ливия. С Францией подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в военной области, которое предусматривает сотрудничество в области вооружений. Сообщалось о готовности Франции провести модернизацию самолетов типа «Мираж» ливийских ВВС. М. Каддафи проявил интерес к новейшему французскому истребителю «Рафаль» и европейскому боевому вертолету «Тигр». Кроме того, речь шла о закупке быстроходных патрульных катеров, ЗРК, легких многоцелевых вертолетов, РЛС для войск ПВО и пограничной охраны. По заявлению французских официальных лиц, Париж не намеревается продавать Ливии истребители «Рафаль» и вертолеты «Тигр», но может предоставить Джамахирии оборонительное вооружение.

Российская сторона предложила Ливии истребители Су-30МКИ и Су-35, бомбардировщики Су-34. В Украине намечено приобрести еще семь военно-транспортных самолетов Ан-32. Руководство ливийских ВВС заявило также о необходимости замены и модернизации парка учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов.

Саудовская Аравия и Франция подписали меморандум о взаимопонимании о продаже королевству 48 истребителей «Рафаль». Вместе с тем, сроки подписания и конкретные условия возможного контракта пока не определены. Стороны также договорились о завершении переговоров о продаже Саудовской Аравии систем пограничного наблюдения на сумму в семь миллиардов евро. При этом Франция должна поставить саудовским погранвойскам 225 РЛС и оборудование для 400 пограничных постов. Кроме того, речь шла о продаже Францией вертолетов и разведывательных самолетов.

Великобритания подписала с Саудовской Аравией меморандум о взаимопонимании об оказании содействия в модернизации вооруженных сил этой страны. Англия поставит Саудовской Аравии различное вооружение, включая истребители «Еврофайтер Тайфун», а также будет осуществлять подготовку местных военнослужащих. Эти истребители заменят самолеты «Торнадо», находящиеся на вооружении саудовских ВВС. По некоторым данным, Саудовская Аравия может закупить 48 самолетов, причем контракт предусматривает возможность увеличения партии до 72 единиц. Общая сумма контракта, включая дополнительные опции (обслуживание, обучение персонала, поставки запчастей и вооружения), может составить ок. 10,6 млрд долларов.

Из США поступили 150 ракет «воздух-воздух АIM-9М/9Х «Сайдвиндер».

Оман и Индия подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам ВТС. Документ предусматривает, в частности, поставки султанату вооружения и военного снаряжения.

По оценкам зарубежных экспертов, на ближайшую перспективу на арабском рынке вооружений будут востребованы современные танки, другие боевые бронированные машины; дальнобойная артиллерия, в т. ч. РСЗО с боеприпасами поражающими не только личный состав, но и бронетехнику; современные системы управления артиллерийским огнем и артиллерийской разведки; беспилотные летательные аппараты различного назначения; боевые самолеты различных типов; транспортные и боевые вертолеты; авиационные боеприпасы, главным образом ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля»; зенитные ракетные комплексы; комплексы ПРО; подводные лодки, минно-тральные корабли; противокорабельные ракеты, торпеды; береговые ракетные комплексы; технические средства разведки; средства борьбы с терроризмом; оружие для спецназа.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04182 sec