Ситуация в Турции: январь 2006 года

03 февраля 2006
А.А. Гурьев

Значительное внимание в январе местными и зарубежными политологами, исследовательскими центрами было уделено подведению итогов 2005 года, а также прогнозам развития основных направлений внутренней и внешней политики Турции на 2006 год.

Эксперты указывают, в частности, на существенные успехи в развитии турецкой экономики. В 2005 году правительство Турции продолжало курс на поддержание уровня инфляции ниже 10%. Примечательно, что такого показателя удалось достичь впервые за последние 35 лет. Рост валового национального продукта составил около 9%. Примечательно, что в рамках курируемой МВФ программы планировался рост в объеме 5%.

Впервые после 17 неудачных попыток реализовать рекомендации МВФ Турция в 2005 году успешно осуществила все пункты предложенной фондом программы по выводу турецкой экономики из февральского 2001 года кризиса, когда лира в течение одного дня девальвировалась по отношению к доллару на 28 процентов. Анкара сумела одновременно добиться существенного снижения инфляции и роста валового национального продукта. Эти показатели развития турецкой экономики признаны лучшими с конца 60-х годов прошлого века.

По рекомендации МВФ была проведена реформа банковской системы, парламентом страны принят соответствующий закон. В стране была проведена денежная реформа, введена в оборот (с купюр убрали шесть нулей) новая лира. Анкара, подписав в мае 2005 года Соглашение с МВФ о кредите в 10 млрд долларов, отметила, что «будет и далее развивать взаимодействие с этой организацией, однако в дальнейшем турецкая экономика будет обходиться уже без кредитов фонда».

Эксперты МВФ уже в январе прогнозируют в Турции на 2006 год дальнейший рост доходов на душу населения. По их мнению, этот объем доходов будет оцениваться в 8.393-00 долл. США, что выведет Турцию на седьмое место в мире по темпам роста этого показателя.

В 2005 году парламент Турции, в соответствии с критериями Европейского союза, принял целый ряд законов, которые заложили существенную основу для дальнейших демократических преобразований в стране в наступившем году.

Важнейшим достижением в области заметно активизировавшейся внешней политики Анкары признано начало 3 октября 2005 года переговоров с Европейским союзом о полноправном членстве Турции в этой организации. При этом эксперты указывают также на ключевые зарубежные визиты высших турецких руководителей, среди которых особо выделяют переговоры премьер-министра Р.Т. Эрдогана в США, России и Израиле, а также встречу в Дамаске президента А.Н. Сезера с сирийским лидером Б. Асадом.

Отмечают также торжественное открытие в Самсуне уникального газопровода «Голубой поток», в котором приняли участие президент РФ В.В. Путин, премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган, глава правительства Италии С. Берлускони. Эксперты не без оснований полагают, что это первый реальный и конкретный шаг на пути создания турецкого энергетического моста между Востоком и Западом. Его дальнейшее строительство во многом зависит от скоординированных действий в 2006 году трех участников реализации проекта «Голубой поток».

Наряду с этим, эксперты указывают на ряд основных проблем, которые предстоит решать Анкаре в этом году. В области внешней политики это курдский, армянский и кипрский вопросы, а также дальнейший «ремонт» турецко-американских отношений, начало которому было положено в конце 2005 года. Из проблем внутренней политики следует обратить внимание на отношения правительства ПСР и армии, от которых во многом зависит выполнение Турцией задач, связанных с переговорным процессом с ЕС о полноправном членстве страны в этой организации.

Серьезная проблема, требующая комплексных мер по ее решению, — это снижение уровня безработицы, которая, особенно в юго-восточных районах страны, служит дестабилизирующим фактором в обществе.

Одной из проблем, которая плавно «перетекла» из прошлого года и уже в январе приобрела тревожные масштабы, является птичий грипп. Число людей, зараженных вирусом птичьего гриппа в Турции, возросло до 21 человека. Четверо из них скончались. Одиннадцать вилайетов страны, включая стамбульский и анкарский, объявлены территорией, где точно установлено наличие вируса птичьего гриппа. Еще в тринадцати вилайетах существует опасность его появления.

Правительство Турции принимает экстренные меры по локализации очагов заражения и предупреждению дальнейшего распространения опасного вируса. Создан Национальный координационный центр, который будет координировать работу по реализации этих мер. В его состав вошли члены правительства, руководители заинтересованных служб и ведомств, ведущие представители деловых и финансовых кругов.

В настоящее время в Турции работают специалисты из Европейского союза и США. О своей готовности помочь Турции заявила и Россия. По словам одного из руководителей Роспотребнадзора Елены Ежловой, Москва готова направить в Турцию своих специалистов — эпидемиологов, вирусологов, которые уже имеют опыт борьбы с вирусом птичьего гриппа как в России, так и на Украине, в частности, в Крыму. Кроме того, Россия готова поставить в Турцию диагностические препараты для экспресс-диагностики гриппа птиц.

В настоящее время в России уже разработаны и утверждены две тест-системы для быстрого выявления опасного вируса, которые могут эффективно использоваться и в Турции. В результате принятых мер ситуация с птичьим гриппом в стране взята под контроль. Главный координатор ООН по птичьему и человеческому гриппу Давид Набарро заявил, что ВОЗ не видит необходимости в таких мерах, как запрет на поездки в Турцию.

Уже в январе Анкара активно приступила к решению одной из указанных основных проблем, а именно — кипрской. 23 января заместитель премьер-министра Турции, министр иностранных дел страны Абдуллах Гюль обнародовал план действий по отмене ограничений на Кипре. Как известно, процесс кипрского урегулирования серьезно застопорился после того, как греческая община на референдуме 24 апреля 2004 года сказала «нет» объединению острова на условиях, предложенных генсеком ООН Кофи Аннаном.

Нынешняя инициатива Анкары призвана сдвинуть с «мертвой точки» переговорный процесс по кипрской проблеме. Ее поддержали генсек ООН Кофи Аннан, с которым турецкий премьер встречался после обнародования плана в Давосе в рамках работы Всемирного экономического форума, в США, а также в Великобритании и ряде других стран ЕС.

Следует отметить, что это вторая попытка Турции реанимировать переговоры по Кипру. Как известно, Абдуллах Гюль 30 мая 2005 года предложил для этого пакет мер, предусматривающих одновременную отмену обеими сторонами всех ограничений, связанных с товарами, людьми и услугами, находящимися в свободном обращении на острове. Эти предложения не были приняты греческой стороной.

Нынешний предложенный Анкарой план действий по отмене ограничений на Кипре предполагает открытие Турцией своих портов для судов Республики Кипр и предоставление греческим кипрским авиакомпаниям с учетом международных правил возможности использовать турецкое воздушное пространство и аэропорты, принадлежащие Турции.

В ответ на это порты Северного Кипра должны быть открыты для международного движения товаров, людей и услуг, а аэропорт Эрджан — для прямых рейсов под контролем администрации турецкой части Кипра. Анкара также предложила обеспечить беспрепятственную торговлю между двумя общинами на острове и этими общинами с другими странами, что обеспечит вхождение Северного Кипра в качестве экономического субъекта в Таможенный союз с ЕС. Кроме того, план предусматривает обеспечение турецкой общине острова свободного участия в международных спортивных, культурных и социальных мероприятиях.

Важным моментом плана, по мнению экспертов, является то, что он предусматривает проведение до июня с.г. под эгидой генсека ООН встречи на высшем уровне с участием Турции, Греции и обеих общин Кипра. Анализ новой инициативы Анкары по Кипру позволяет сделать вывод, что план по отмене ограничений на острове является конструктивным документом и его реализация может обеспечить прогресс в процессе урегулирования кипрской проблемы. Ведь этот документ позволяет организовать конкретную совместную работу в четырехстороннем формате под эгидой ООН.

Кстати, президент РФ В.В. Путин в июле прошлого года в ходе рабочей встречи в Сочи с премьером Р.Т. Эрдоганом высказался за прекращение изоляции Северного Кипра.

По мнению экспертов, в 2006 году Анкара и Вашингтон продолжат процесс решения ряда вопросов, омрачавших двусторонние отношения в прошлом году. О серьезности намерений двух стран на этом направлении говорит тот факт, что в декабре прошлого года к исполнению своих обязанностей в Турции приступил новый посол США Росс Вильсон. А спустя месяц, в начале этого года, посольство Турции в Вашингтоне возглавил новый посол Наби Шенсой. Примечательно то, что оба посла имеют опыт дипломатической работы в России.

В Анкаре и Вашингтоне надеются, что они сумеют наладить такой межгосударственный диалог, уровень которого будет соответствовать заявленному турецко-американскому стратегическому партнерству. Сделать это будет непросто. Ведь с 2003 по 2005 годы отношения между Турцией и США переживали, пожалуй, самые сложные времена за всю свою историю. Основная причина разногласий кроется в различной оценке ситуации вокруг Ирака и путей ее урегулирования, а также в пассивной, по мнению Анкары, позиции Вашингтона по отношению к боевикам Рабочей партии Курдистана (РПК).

В связи с поисками Вашингтоном и Анкарой путей сближения позиций по спорным вопросам политологи указывают на мнение одного из ведущих американских экспертов по вопросам исламского мира Грехема Фуллера, который приступил к написанию новой книги под названием «Будущее Турции на Ближнем Востоке». По мнению Фуллера, «Турция в состоянии реально не поддерживать отношения с США и проводить независимую политику по тем вопросам, в которых между этими странами существуют принципиальные расхождения.

Благодаря этому к Турции будут больше прислушиваться, у нее появится больше последователей в регионе. Она станет открытой для Запада и готовой к различным процессам в регионе». Следует отметить, что американский эксперт, в частности, призывает Анкару проводить независимую от США линию по вопросам ее отношений с Ираном и Сирией, называет нынешнюю политику Турции в отношении этих стран «более умной, чем позиция Вашингтона».

Решению задачи сблизить позиции Турции и США по основным спорным вопросам был посвящен рабочий визит в Вашингтон генерального секретаря Совета национальной безопасности (СНБ) Турции Йигита Альпогана. Визит продолжался с 23 по 27 января и был насыщен рядом встреч на высоком уровне в Госдепартаменте, включая его главу К. Райс, и в министерстве обороны с «третьим номером» Пентагона Э. Эдельманом, который до ноября прошлого года являлся послом США в Турции.

В ходе переговоров турецкая сторона вновь потребовала от Вашингтона конкретных мер по нейтрализации деятельности боевиков РПК в Северном Ираке. Среди них наблюдатели указывают на требование Анкары арестовать основных функционеров РПК, о местонахождении которых турецкие спецслужбы проинформируют американское командование в Северном Ираке, и передать их Турции. Кроме того, генсек СНБ Турции заручился поддержкой Вашингтоном выдвинутого Анкарой плана по отмене ограничений на Кипре, а также попытался убедить Госдеп и Пентагон в нецелесообразности изоляции Сирии с точки зрения региональной безопасности.

При этом Й. Альпоган в качестве примера результативной политики в отношении Дамаска привел действия Анкары, которые, по его мнению, «во многом смягчили» позицию Сирии и сделали ее более открытой для мирового сообщества.

Одним из основных вопросов повестки дня турецко-американских переговоров была иранская ядерная программа. Генсек СНБ, являясь одной из ключевых фигур в военно-политическом руководстве Турции, отметил, что «ядерный Иран беспокоит Анкару».

«Турция признает право каждого на использование ядерной энергии в мирных целях, однако когда ее применение выходит за эти рамки, это беспокоит всех наших руководителей». Была достигнута договоренность о более тесной координации действий Анкары и Вашингтона на этом направлении, а также о регулярных консультациях по ситуации на Южном Кавказе.

Думается, что все обозначенные вопросы будут более детально проговорены в ходе предстоящего в феврале визита в Турцию главы Госдепартамента К. Райс и согласованы конкретные пути по их решению. Так что рабочую поездку Й. Альпогана в этом плане следует рассматривать как этап подготовки к визиту в Турцию главы внешнеполитического ведомства США.

Тема иранской ядерной программы прозвучала 27 января и в рамках работы Всемирного экономического форума в Давосе, в котором участвовала турецкая делегация, возглавляемая главой правительства Р.Т. Эрдоганом. Турецкий премьер сделал в Давосе ряд важных заявлений.

Касаясь ядерной программы Ирана, он подчеркнул:

«Распространение оружия массового поражения очень беспокоит Турцию. Однако ни у кого нет права вмешиваться в процесс прозрачного использования какой-либо страной ядерной энергии в мирных целях. Анкару беспокоит прекращение переговоров Германии, Франции и Англии с Ираном по этому вопросу. У Турции также есть необходимость в использовании ядерной энергии в мирных целях, и мы ведем переговоры с рядом стран по этому вопросу».

Р.Т. Эрдоган отметил также, что Турция обязана думать о своих национальных интересах. «Сегодня у Турции серьезные экономические отношения с Ираном. С Сирией подписан ряд важных соглашений, направленных на углубление двусторонних связей в политической, экономической и культурной областях. Мы не окажемся в ситуации страны, которая должна «порвать» эти отношения со своими соседями», — констатировал турецкий премьер. Наряду с этим, он особо выделил приверженность Турции как члена ООН всем решениям, которые принимаются и будут приняты в рамках этой международной организации.

Касаясь важных внутриполитических вопросов, премьер-министр в жесткой форме отреагировал на требования оппозиции, в частности лидера основной оппозиционной Народно-республиканской партии Д. Байкала, о проведении в стране досрочных парламентских выборов.

Цель оппозиции — не допустить предстоящих выборов президента страны нынешним составом парламента. Как известно, сегодня в высшем законодательном органе страны подавляющее большинство депутатских мест у правящей Партии справедливости и развития. Глава правительства вновь подтвердил свою позицию относительно проведения парламентских выборов и выборов президента в оговоренные конституцией сроки.

В январе имел место ряд событий в российско-турецких отношениях, которые подтвердили вывод, сделанный нашими экспертами в прошлом году о высоком уровне политического диалога между двумя странами. 23 января по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор президента РФ В.В. Путина и главы турецкого правительства Р.Т. Эрдогана. В ходе беседы были обсуждены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в свете реализации договоренностей, достигнутых во время переговоров, которые состоялись в ноябре прошлого года в Турции в рамках торжественных мероприятий, посвященных торжественному открытию «Голубого потока».

Обе стороны выразили удовлетворение высокой динамикой российско-турецкого взаимодействия. Оба руководителя обсудили также представляющие взаимный интерес международные вопросы и планы контактов Москвы и Анкары на различных уровнях в 2006 году.

В ходе телефонного разговора была достигнута договоренность об увеличении поставок российского «голубого топлива» в Турцию на 3 млн куб. метров ежедневно. Как известно, из-за резкого похолодания Иран сократил поставки своего газа в Турцию на 80%. Наряду с этим снизилась подача газа в Турцию по Трансбалканскому газопроводу из-за несанкционированного отбора газа Украиной.

Ситуация с энергоснабжением некоторых объектов турецкой экономики и жилых зданий обострилась. В министерстве энергетики и природных ресурсов Турции создан кризисный штаб, который разработал план действий по выходу из сложной ситуации.

Тем не менее Москва, несмотря на сложные в связи с погодой условия на российском рынке газа, приняла решение об увеличении его поставок в Турцию по газопроводу «Голубой поток», который обеспечивает транспортировку «голубого топлива» турецким потребителям без посредников. Таким образом, полагают турецкие эксперты, в очередной раз продемонстрирована стратегическую важность этого уникального объекта и надежность России как поставщика газа своим партнерам.

Тем не менее турецкую сторону, по заявлению министра энергетики и природных ресурсов Х. Гюлера, беспокоит такая зависимость страны от российских поставок газа. Напомним, что сегодня Россия на 65% удовлетворяет потребности Турции в газе. 11,6 млрд куб. метров российского «голубого топлива» Турция получает по Трансбалканскому газопроводу и 4,5 млрд куб. метров — по «Голубому потоку».

Иран по этому показателю находится на втором месте — 3,8 млрд куб. метров.

В январе стало известно об участии Рособоронэкспорта еще в одном крупном турецком тендере на поставку Турции системы ПВО С-300 ПМ2 «Фаворит». В настоящее время российская сторона готовит необходимые документы для участия в тендере, участниками которого будут также американская и израильская фирмы. По оценке зарубежных специалистов, ЗРС «Фаворит» по большинству своих параметров превосходит зарубежные аналоги, в том числе и американскую систему «Пэтриот».

Необходимо отметить, что это уже второй крупный турецкий тендер, в котором принимает участие компания российской оборонной промышленности. В ноябре прошлого года было объявлено о вторичном участии России в тендере на поставку в Турцию боевых вертолетов.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04965 sec