Отношение арабских государств залива к иранской ядерной программе

16 января 2006
Е.С. Мелкумян

В последнее время в прессе арабских стран Залива появилось немало материалов, посвященных проблеме ядерного досье Ирана. 2 января 2006 г. в издающейся в Лондоне газете «Аль-Хайят» была напечата статья саудовского исследователя Мансура Аль-Юсефа под названием «Иранский ядерный реактор и нарушение баланса сил в Заливе».

Она подписана следующим образом: представитель научных кругов Саудовской Аравии. Тем самым было подчеркнуто, что, с одной стороны, это неофициальная позиция государства, а, с другой, что это мнение получило распространение среди саудовских ученых. В статье поставлены вопросы, которые в официальных изданиях умалчиваются.

Само название свидетельствует о том, что автор статьи обеспокоен возможностью производства Ираном ядерного оружия, так как это может привести к нарушению сложившегося статус-кво в регионе Залива. Он пишет, что соседние арабские страны не обладают ядерным оружием и не имеют планов по его разработке. Они не могут угрожать национальной безопасности Ирана, потому что отсутствуют какие-либо политические предпосылки для возникновения враждебных отношений между обеими сторонами.

Кроме того, арабские страны Залива не обладают для этого достаточными людскими ресурсами, военными и другими возможностями. Саудовский исследователь подчеркивает, что разработка Ираном ядерного оружия будет иметь особое значение для Ирака, который в прошлом был его традиционным противником, а сегодня не в состоянии защитить себя. Кроме того, он подчеркивает, что обладание Ираном ядерным оружием, вне всякого сомнения, окажет негативное воздействие на обстановку в регионе Залива, так как будет нарушен сложившийся стратегический баланс сил, начнется гонка вооружений, которая отразится на снижении темпов социально-экономического развития.

Саудовский исследователь также указывает на то отрицательное влияние, которое оказывает атомная станция в Бушере на экологическую обстановку в регионе и на здоровье проживающих там людей, вспоминает печальный опыт Чернобыля, где в 1986 г. произошла авария на атомной станции, приведшая к огромным человеческим жертвам и материальным потерям.

Автор статьи ставит вопрос о том, что проблема иранского ядерного реактора в Бушере прямо связана с решением территориального спора между Ираном и ОАЭ о принадлежности трех островов в Персидском заливе — Большого и Малого Томба и Абу-Муса. Эти небольшие острова стратегически важны в силу того, что они расположены на стыке морских путей. Официальная точка зрения ОАЭ состоит в том, что Большой и Малый Томб исторически принадлежали входящим в федерацию ОАЭ эмирату Рас-аль-Хейма, а Абу-Муса — эмирату Шарджа.

Иран же заявляет о собственных правах на эти острова, считая, что Великобритания в одностороннем порядке отторгла их у него и передала двум эмиратам Договорного Омана, составившим затем ОАЭ.

Под давлением Ирана Великобритания предприняла меры, направленные на подписание меморандума между Ираном и Шарджей, в котором определялась юрисдикция острова Абу-Муса. В соответствии с этим меморандумом Шарджа согласилась на признание юрисдикции Ирана над севером острова при условии, что остальная часть его территории останется под юрисдикцией этого эмирата. Обе стороны признали 12-мильную зону территориальных вод, окружающих остров. Однако Ирану не удалось достичь подобного же соглашения с эмиратом Рас-аль-Хейма в отношении островов Большой и Малый Томб. 30 ноября 1971 г. туда были направлены иранские войска, оккупировавшие оба острова. ОАЭ стремились не осложнять отношений с Ираном, надеясь, что в дальнейшем удастся разрешить проблему островов путем переговоров.

Однако с начала 1980-х гг. Иран начал проводить политику захвата всего острова Абу-Муса. На нем был возведен аэропорт и построены другие военные объекты.

На совещании в верхах руководителей стран Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), состоявшемся в декабре 2004 г., члены этой региональной организации вновь призвали Иран признать суверенитет ОАЭ над этими островами, над его воздушным и морским пространством и прилегающей к ним экономической зоной.

Они считают необходимым получить согласие Ирана на разрешение этой проблемы мирным путем на основе двусторонних переговоров.

Этот территориальный спор существует давно, однако в настоящий момент арабские страны — члены Совета сотрудничества настойчиво поднимают этот вопрос и вновь призывают Иран решить его путем переговоров.

Неслучайно ОАЭ занимает наиболее непримиримую позицию по отношению не только к разработке Ираном своей ядерной программы, но и по отношению к строительству атомных станций на территории Ирана.

На совещании министров иностранных дел, на котором была подготовлена повестка дня последнего саммита ССАГЗ, состоявшегося в Абу-Даби в январе 2005 г., потенциальная угроза со стороны Ирана была подвергнута его участниками детальному обсуждению. По проблеме иранского ядерного досье мнения участников совещания разделились.

Представители некоторых стран считали необходимым включить эту проблему в повестку дня саммита, другие же предлагали заключить соглашение между всеми государствами региона Персидского залива, включая Иран и Йемен, о превращении его в зону, свободную от оружия массового поражения. Однако это предложение не было поддержано большинством участников совещания в верхах. В заключительном коммюнике саммита содержался традиционный призыв к объявлению всего Ближнего Востока зоной, свободной от оружия массового поражения, что означало прежде всего требование к Израилю присоединиться к договору о нераспространении ядерного оружия.

В текст заключительного коммюнике также не было включено предложение ОАЭ, заключавшееся в том, чтобы потребовать от Ирана гарантий, с помощью которых была бы обеспечена безопасность соседних стран в связи с введением в эксплуатацию ядерных реакторов в Бушере.

В то же время эта проблема не снята окончательно с повестки дня. Так, Генеральный секретарь ССАГЗ Абдель Рахман Аль-Атыйя подтвердил в своем заявлении от 27 декабря 2005 г., которое было на следующий день опубликовано в газете «Аль-Хайят», что «региону Залива угрожают потенциальные вызовы, связанные с тем, что можно назвать “иранским ядерным упорством”, тем более что источник этого “упорства” находится в нескольких километрах от наших границ».

Лидеры государств, входящих в ССАГЗ, всегда с большой осторожностью относились к проблеме ядерной программы Ирана. Они прямо не обвиняли Иран в том, что он прилагает усилия к созданию ядерного оружия. Однако на протяжении ряда лет в документах Совета сотрудничества осуждались государства, которые стремятся к получению ядерного оружия. Так, в ходе подведения итогов совещания в верхах, которое проходило в Кувейте в декабре 1997 г., говорилось о том, что в регионе продолжают разрабатываться программы по созданию оружия массового поражения, что явно содержало намек на Иран. В этой связи члены ССАГЗ неоднократно призывали превратить Ближний Восток, включая и регион Персидского залива, в зону, свободную от всех видов оружия массового поражения, в том числе и ядерного.

Причин того, что на декабрьском 2005 г. совещании в верхах в Абу-Даби вопрос о заключении соглашения о превращении региона Залива в зону, свободную от оружия массового поражения, не получил поддержки большинства участников саммита, было несколько. Прежде всего, государства — члены ССАГЗ не хотели бы стать мишенью для критики со стороны других арабских и мусульманских стран, которые в условиях давления со стороны Запада на Иран могли бы обвинить их в поддержке тех, кто выступает против суверенного права мусульманского Ирана на защиту.

Кроме того, страны Совета сотрудничества опасаются негативной реакции со стороны других арабских государств, которые могут расценить их стремление к созданию в регионе Залива зоны, свободной от оружия массового поражения, как предательство общеарабских интересов. Такая постановка вопроса вполне реальна в свете того, как рассматривалась эта проблема в ЛАГ.

29 июня 2005 г. Генеральный секретарь ЛАГ Амру Муса направил Генеральному секретарю ССАГЗ Абдель Рахману Аль-Атыйе письмо, в котором он выступил против идеи объявления региона Залива зоной, свободной от оружия массового поражения. Он подчеркнул, что безопасность региона Залива непосредственным образом связана с безопасностью всего Ближнего Востока, которую невозможно обеспечить, пока Израиль обладает ядерным оружием. Реакция на это послание была различной.

С резкой критикой точки зрения ЛАГ выступил Кувейт. На саммите в Абу-Даби кувейтская делегация распространила записку министерства иностранных дел Кувейта, в которой послание Генерального секретаря ЛАГ квалифицировалось, как посягательство на суверенитет государств Совета сотрудничества и игнорирование их интересов. Было выражено также негодование в отношении того, что в письме Генерального секретаря ЛАГ поставлена под сомнение солидарность государств ССАГЗ с арабскими государствами в их борьбе с Израилем.

Кувейтские представители заявили о том, что они осознают, что государства Совета сотрудничества являются неотъемлемой частью арабского мира и что превращение региона Персидского залива в зону, свободную от оружия массового поражения, лишь первый шаг на пути к освобождению от него всего региона Ближнего Востока.

Кувейтское министерство иностранных дел составило еще одну записку, в которой более подробно изложило свою позицию по данному вопросу. В ней было подчеркнуто, что ликвидация оружия массового поражения на территории государств Залива крайне актуальна, хотя ядерная программа Ирана и не была упомянута.

Саудовская Аравия заняла умеренную и взвешенную позицию. Она также распространила документ, составленный ее министреством иностранных дел. В нем подчеркивалась необходимость увязки проблемы оружия массового поражения в регионе Залива и Ближнего Востока в целом, так как в этом случае не только вне закона ставятся планы Ирана по созданию ядерного оружия, но и Израиль лишается возможности на законных основаниях обладать подобным оружием.

В условиях обострения ситуации с ядерной программой Ирана позиция соседних с ним арабских государств приобретает особое значение. Хотя их позиция пока еще четко не обозначена, сам факт вынесения ядерной иранской проблемы на обсуждение свидетельствует о том, что она вызывает беспокойство в регионе Залива. Иными словами, Иран не сможет найти союзников в этом регионе, способных оказать ему поддержку в условиях ужесточения позиций США и европейских государств по вопросу иранского ядерного досье.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02913 sec