Проект бюджета Ирана на новый 1385 год (март 2006–март 2007 гг.)

11 января 2006
А.А. Розов

Утвержденный президентом М. Ахмадинежадом проект подготовленного Организацией управления и планирования ИРИ государственного бюджета страны на предстоящий 1385 иранский год (начинается в марте 2006 года) на следующей неделе будет передан на одобрение в меджлис.

Сначала он будет рассмотрен в рамках комиссии парламента по планированию и бюджету, а затем выставлен на первое чтение на пленарном заседании меджлиса. Эксперты отмечают, что проект бюджета вполне сбалансирован и разработан с учетом текущих потребностей государства и стратегических задач в области развития, обозначенных президентом и правительством.

Принятие первого в карьере нового иранского президента ежегодного бюджета имеет для молодого неоконсерватора принципиальное значение: этот процесс станет своеобразным экзаменационным тестом на компетентность президента и его экспертной команды в вопросе выбора социально-экономических ориентиров развития государства.

На кон поставлено многое: уже первый квартал исполнения статей нового бюджета (март–июнь) способен принести конкретные результаты и позволит продемонстрировать профессионализм амбициозных неоконсерваторов либо его отсутствие.

Тот факт, что президентская команда самым тщательным и внимательным образом подошла к разработке проекта бюджета, не вызывает сомнения. Еще задолго до того как проект был скомпонован, президент проводил детальные консультации с экспертами Организации управления и планирования, членами парламентской комиссии по планированию и бюджету, представителями министерства экономики и финансов, Центрального банка, целого ряда заинтересованных структур и министерств. Другой вопрос, насколько эффективными смогут стать внедренные в проект инновации и идеи неоконсерваторов, как органично они впишутся в существующие реалии.

Главную задачу разработанного правительством проекта бюджета озвучил недавно президент М. Ахмадинежад. Это создание условий для эффективного труда и созидательного благоустройства Ирана, повышения социального благополучия его граждан. Новый бюджет должен прежде всего служить народу, помогать в устранении его проблем и трудностей. В унисон ему выступил руководитель президентской администрации Г.А. Эльхам, который заявил, что проект бюджета составлен на основе приоритетных задач кабинета министров, главная из которых — обеспечение справедливости.

Кроме того, бюджет построен на принципах прозрачности, эффективности, увеличения занятости, роста экспорта и централизации в различных сферах.

Во главу угла бюджетной политики ИРИ, по словам Г.А. Эльхама, положено постепенное снижение зависимости от нефтяных доходов, изменение структуры потребления топлива за счет внедрения энергосберегающих технологий и перехода на газ (плюс важность экологического аспекта).

Для успешной реализации заложенных в проект перспективных планов бюджет страны будет увеличен. В соответствии с проектом предполагается, что расходная часть бюджета будет увеличена по сравнению с прошлогодней более чем на 10% — со 151 трлн. (184 млрд. долл.) до 175 трлн. (214 млрд. долл.) иранских туманов ("туман" – условная единица, применяемая для упрощения расчетов и равная 10 иранским риалам; "риал" – национальная валютная единица Ирана).

Как отмечает председатель Торгово-промышленной палаты Тегерана, в стоимостном выражении новый бюджет составит порядка 86% от ВВП страны. Наряду с этим делается все возможное, чтобы избежать привлечения в расходную часть бюджета дополнительных средств из валютного резерва страны: для этого, как полагают эксперты парламентской комиссии по планированию и бюджету, необходимо привлечь дополнительно 4,6 трлн. туманов (5,6 млрд. долл.) для компенсации возможного бюджетного дефицита, который составит более 8 трлн. туманов (10 млрд. долл.).

Оставшуюся часть ожидаемого дефицита предполагается компенсировать за счет экономии и/или перераспределения средств. В то же время, по словам руководителя Организации по вопросам активов ИРИ, претерпит изменения и доходная часть бюджета. Прямые поступления, получаемые за счет нефтяных доходов государственных компаний, прямых и непрямых доходов таможни, возрастут значительно — на 20–25%. Кроме того, будет ужесточен контроль за передачей в доходную часть бюджета получаемых компаниями сверхприбылей, а долговые обязательства за предыдущий год компании обяжут выплатить в течение двух первых месяцев 1385 иранского года (март–май 2006 г.).

После подведения в конце года итогов банковской деятельности определенная доля прибылей банков будет передана государству и включена в расходную часть бюджета — это новшество станет одной из особенностей формирования будущего бюджета.

Дополнительной мерой повышения эффективности бюджетной политики станет значительное сокращение государственных расходов на собственные нужды. Провозглашенная президентом ИРИ государственная экономия предполагает, что в будущем году вводится запрет на приобретение государством для себя любых зданий и собственности, кроме как под цели школ среднего образования и иных образовательных учреждений.

В комментариях М. Ахмадинежада к проекту бюджета особо отмечается, что главные расходные статьи будут направлены в социальную сферу: более 80% средств нового бюджета предполагается расходовать на цели благоустройства и строительства. Это позволит, по мнению президента, завершить в предстоящем году реализацию многих неоконченных проектов (по оценкам Организации управления и планирования, из-за бюджетного дефицита в прошлом иранском году, то есть с марта 2004 по март 2005 гг., проекты в сфере благоустройства были выполнены лишь на 57%, а в текущем году, то есть с марта 2005 по март 2006 гг., могут быть реализованы не более чем на 80%).

Бюджетной и топливной политике в транспортной сфере будет уделено приоритетное внимание. Для решения транспортной проблемы в крупных городах и прежде всего в Тегеранском мегаполисе решено отказаться от такой меры, как повышение цен на бензин. По мнению президента ИРИ, эта мера не приведет к качественному улучшению ситуации на дорогах, поскольку не будет способствовать сокращению уровня потребления топлива.

В то же время для удержания цен на бензин на прежнем уровне в новом году потребуются субсидии в размере 5 трлн туманов (около 6 млрд долл.). Транспортную проблему же будут решать за счет дополнительного инвестирования этой сферы. Исходя из этого, основные бюджетные средства будут направлены на расширение и качественное совершенствования работы общественного транспорта, включая автобусный парк, подземное и легкое метро, что, по словам М. Ахмадинежада, "сделает бесполезным использование личных транспортных средств".

Тем не менее следует отметить, что процесс разработки проекта бюджета на новый год в рамках Организации управления и планирования ИРИ протекал далеко не гладко. Одним из узлов противоречий стал чувствительный вопрос, связанный с закладкой в новом бюджете цены на нефть (основной источник доходной части бюджета) и курса национальной валюты (риала) по отношению к доллару США. По этому вопросу среди экспертов разгорелись основные споры.

Председатель Торгово-промышленной палаты Тегерана, выступающий за формирование "более сбалансированного и транспарентного бюджета", высказался за пересмотр двух этих показателей (цены на нефть и курса риала к доллару), предлагая провести тщательную экспертизу по данному вопросу. По его мнению, нестабильная экономическая ситуация, вызванная внешними факторами, способна в будущем году привести к высоким темпам инфляции и, как следствие, — к бюджетному дефициту. (Как пример: сегодня Иран обладает самым высоким на Ближнем Востоке показателем инфляции — до 30% в год.
При этом экономический рост в стране составляет лишь порядка 4–5%).

Что касается заложенных в бюджете цен на нефть, то здесь нет однозначного мнения. Заложенная изначально цена 40 долларов за баррель нефти, считают некоторые эксперты, должна быть изменена в сторону понижения. Скорее всего, она должна быть равняться 35 долларам, что "в большей степени соответствует экономическим реалиям". Так, глава комитета по промышленности комиссии меджлиса по промышленности и рудникам полагает, что 40 долларов за баррель нефти — это крайне опасно. Его аргументы сводятся к тому, что в условиях серьезных колебаний нефтяных показателей в мире планка (40 долл. за баррель) не должна быть так близко подпущена к продажной цене иранской нефти на мировых рынках (47 долл. за баррель), что сможет даже при минимальных колебаниях полностью обрушить структуру иранского бюджета.

Другие эксперты предлагают, наоборот, поднять планку до 50 долларов за баррель, что позволит решить проблему бюджетного дефицита. Но здесь имеется колоссальный риск, так как в случае обвала нефтяных цен последствия для иранской экономики станут более тяжелыми. Тем не менее разработчики проекта бюджета, предлагая 40 долларов за баррель, исходят из того, что цены на нефть в новом иранском году, по прогнозам, не опустятся ниже этого уровня.

Другим спорным моментом стала закладка в проект бюджета соотношения риал–доллар. В итоге было решено ненамного завысить курс доллара (с учетом инфляции) и обозначить это соотношение как 8950 риалов за один доллар (в текущем году курс риала колеблется от 8400 до 8900 риалов за доллар, в будущем году эксперты предрекают его падение до 8000 риалов). В то же время в бюджете текущего года было заложено соотношение 9005–9004 риала за доллар, что привело к образованию бюджетного дефицита.

Чтобы избежать этого, считают представители комиссии парламента по планированию и бюджету, необходимо закладывать в бюджет менее 9000 риалов за доллар. Таким образом, данное соотношение (8950:1), по мнению парламентских экспертов, в сочетании с планкой 40 долларов за баррель иранской нефти отражает объективные тенденции и позволяет держать ситуацию под контролем даже в случае неожиданностей.

В целом, как считают в президентской администрации и Организации управления и планирования — головном органе, отвечающем за разработку проекта бюджета, этот документ подготовлен достаточно профессионально и не должен встретить серьезных возражений в меджлисе. В любом случае, его обсуждение парламентариями и возможные поправки помогут выявить, насколько близки и в чем разнятся представления правительства и парламента по вопросам дальнейшего социально-экономического развития иранского государства.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.04175 sec