Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2 - 8 января 2006 г.)

11 января 2006
Главным событием в регионе на минувшей неделе стало тяжелое заболевание премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. По всей вероятности, он уже не вернется в большую политику. Несомненно, что уход с политической арены крупнейшего израильского государственного деятеля и политика существенно отразится на ситуации как в Израиле, так и во всем ближневосточном регионе.

Да, можно согласиться с теми, кто говорит о том, что израильская политика по урегулированию ближневосточного конфликта, в т. ч. его палестино-израильской составляющей не претерпит принципиальных изменений. Конечно же, курс на достижение политического урегулирования с арабами, в первую очередь с палестинцами будет сохранен. Вместе с тем, решение вопросов, арабо-израильского урегулирования, в связи с необходимостью решения внутриполитических проблем Израиля будет отложено на более поздний срок.

Но главное – ближневосточный политический процесс лишится в лице Шарона мощнейшего локомотива, который упорно, не взирая на многочисленные преграды, двигался по пути укрепления безопасности израильского государства и достижения новых договоренностей с арабской стороной. А. Шарон был единственным израильским политическим деятелем, который мог не только уверенно принимать самые ответственные и не всегда популярные решения, но и с огромной решимостью и целеустремленностью реализовать их.

В этой связи уход Шарона ощутимо отразится на решении всего комплекса проблем, связанных с урегулированием отношений между Израилем и арабами. Здесь же отметим, что любой переговорный процесс является двусторонним, и в нем не все и не всегда зависит от желаний и возможностей только одного участника процесса.

В современном Израиле не имеется политической фигуры, которая по своим масштабам могла бы сравниться с А. Шароном и его уход из политики существенно осложнит внутриполитическую обстановку в стране, самым непосредственным образом отразится на намеченных на март с. г. выборах в кнессет и избрание главы правительства.

На минувшей неделе конгресс США выделил сумму в размере ок. 600 млн долларов на реализацию в 2006 г. совместных американо-израильских военных проектов. Из них 133 млн долларов будут израсходованы на совершенствование израильской системы ПРО «Эрроу».

Общий объем американской безвозмездной военной помощи Израилю в текущем году составит 2,28 млрд долларов.

Сложной остается ситуация в зоне палестино-израильского конфликта. Палестинские экстремисты не прекращают обстрелы израильской территории, а авиация и артиллерия ВС Израиля наносит ответные удары.

Вооруженные боевики продолжали нападения на различные палестинские правительственные учреждения в секторе Газа, постоянно происходили их стычки с полицией. 4 января боевики прорвали границу с Египтом в районе пограничного перехода «Рафах», разрушив часть пограничных заграждений. Несколько египетских пограничников было убито, а сотни палестинцев проникли на территорию АРЕ. 5 января египетские власти объявили о закрытии КПП «Рафах». В целом, как показывает ход событий, власти ПНА в значительной степени утратили контроль над обстановкой в секторе Газа.

3 января на палестинских территориях началась предвыборная кампания по выборам в Законодательное собрание, намеченным на 25 января. В ней участвуют 12 партий и организаций. Тем не менее, нельзя исключать возможности того, что дата выборов будет в очередной раз перенесена. Руководство палестинского избиркома 5 января направило главе ПНА М. Аббасу письмо с просьбой об отставке, мотивируя это шаг давлением со стороны ряда видных деятелей правящего движения ФАТХ, настаивающих на отсрочке голосования.

Активизирует свою политическую деятельность радикальное исламистское движение ХАМАС, открыто заявляющее о намерении занять «доминирующие позиции в палестинской политике» и выступающее с позиций отказа от ведения переговоров с Израилем в случае прихода к власти. Последнее заявление является своего рода ответом на слова израильского министра обороны Ш. Мофаза о том, что Израиль «будет готов вести переговоры с ХАМАС в случае если тот победит на выборах и сложит оружие», а также безусловно признает право Израиля на существование.

По данным последнего опроса, за ФАТХ готовы проголосовать 39,3% респондентов, а за ХАМАС – 31,9%.

Напряженная обстановка сохраняется в Ираке. В начале января в городах Рамади, Кербела, Багдаде и в ряде других мест произошла серия крупных терактов, в результате которых погибли ок. 230 человек.

На этом фоне основные политические силы страны пытаются достичь договоренности по вопросу о составе будущего иракского правительства. По итогам прошедших на минувшей неделе консультаций четыре коалиции, получившие подавляющее большинство мест в новом составе парламента - шиитский исламистский «Объединенный иракский альянс», блок ведущих курдских партий, суннитский «Иракский фронт согласия» и либеральная коалиция во главе с бывшим премьер-министром А. Алауи – выразили поддержку инициативе президента Ирака Дж. Талабани о создании коалиционного правительства на широкой основе. Вместе с тем, по наиболее оптимистическим прогнозам, новый состав кабинета министров будет сформирован не ранее марта с. г.

Значительная часть суннитских политических сил продолжает настаивать на проведении повторных выборов в ряде избирательных округов, где, по их оценке, власти допустили массовые случаи подтасовок и фальсификации. 2 января в Ираке начала работу специальная международная комиссия, которая должна проверить жалобы на нарушения, допущенные во время голосования 15 декабря 2005 г. По заявлению иракского Центризбиркома, не исключено проведение повторных выборов в тех местах, где имелось больше всего нарушений. В частности, речь идет о двух районах Багдада, городах Эрбиль, Киркук, Басра, Бабиль, а также провинциях Найнава и Дияла.

Администрация США заявила, что не намерена просить у конгресса новые средства на восстановление и реконструкцию Ирака. В 2004-2005 гг. на эти цели американцы выделили 18,4 млрд долларов. Около половины этой суммы было израсходовано на решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности на вновь возводимых или восстанавливаемых объектах и т. д., оказание помощи иракским властям в деле создания новых силовых структур, а также на расходы, связанные с судебным процессом над С. Хусейном и его приближенными. В настоящее время в Вашингтоне считают, что помощь Ираку в деле восстановления его экономики и инфраструктуры должны оказывать международные спонсоры.

На минувшей неделе президент США Дж. Буш впервые открыто заявил о возможном сокращении уже в ближайшем будущем численности американских войск в Ираке «на несколько тысяч меньше» «стандартного» уровня в 138 тыс. человек.

3 января Иран официально известил МАГАТЭ о намерении возобновить исследования в области технологии получения ядерного топлива. При этом подчеркивается, что «исследования и производство ядерного топлива – это разные вещи». Кроме того, «исследования в ядерной сфере не являются предметом переговоров», которые Тегеран будет вести в «евротройкой» (Великобритания, Германия, Франция). Иранцы не раскрывают детали предстоящих исследований, уточняя, однако, что в перспективе не исключено возобновление работ по обогащению урана.

5 января иранская делегация не появилась на заседании МАГАТЭ в Вене, на котором иранцы должны были объяснить цели возобновления работ в области атомной энергетики. 7 января в Иран по его требованию прибыли инспекторы этой организации для того, чтобы снять пломбы с оборудования в ядерных исследовательских центрах. Вполне вероятно, что уже в ближайшее время исследовательские работы, прерванные два года назад, будут возобновлены.

Евросоюз, со своей стороны, выразил серьезную озабоченность иранскими намерениями начать исследовательские работы по обогащению урана. Иранскую сторону в очередной раз призвали не идти на подобный шаг, т. к. это поставит под угрозу возможность проведения нового раунда переговоров с группой ЕС-3.

По всей видимости, руководство Исламской республики твердо решило проводить работы по обогащению урана именно на национальной территории, что может привести к дальнейшему осложнению ситуации вокруг ИРИ. В этой связи упомянем о заявлении, сделанном на минувшей неделе начальником генштаба ВС Израиля генералом Д. Халуцем о том, что «существует принципиальная возможность уничтожения ядерной программы Ирана». В то же время бывший израильский премьер-министр, а ранее начальник генштаба Э. Барак считает, что это практически невозможно осуществить.

Сирия ответила отказом на запрос ООН о возможности проведения встречи членов международной комиссии по расследованию убийства ливанского экс-премьера Р. Харири с президентом страны Б Асадом. В Дамаске считают, что подобное действие нарушает суверенитет САР. Сам Асад категорически отвергает все обвинения в какой-либо причастности к этому преступлению, подчеркивая, что как глава государства он обладает иммунитетом от каких-либо запросов следователей ООН. Одновременно Б. Асад повторил сирийское предложение о выработке правовой базы сотрудничества Дамаска с ооновской комиссией.

6 января следователи ООН имели встречу в Париже с бывшим вице-президентом САР А. Х. Хаддамом. По неофициальной информации, Хаддам вновь возложил вину за организацию теракта против Р. Харири на высшее сирийское руководство.

США считают, что Б. Асад обязан дать показания спецкомиссии ООН, угрожая в противном случае принять в отношении Сирии «дополнительные меры». В Вашингтоне полагают, что сирийская сторона продолжает «препятствовать следствию» по делу Харири.

Бывший начальник сирийской разведслужбы в Ливане генерал Р. Газзаля сообщил о готовности предстать перед международными следователями, чтобы доказать свою непричастность к гибели ливанского политика. Сирийский генерал также готов предоставить комиссии все имеющиеся у него материалы по данному делу, включая финансовые.

Египет и Саудовская Аравия предпринимают интенсивные усилия по смягчению международного давления на Сирию для того, чтобы избежать введения в отношении Дамаска экономических и политических санкций, а также добиться улучшения сирийско-ливанских отношений. По оценке западных экспертов, Каир и Эр-Рияд опасаются повторения иракского сценария эскалации напряженности в отношении САР.

Саудовская Аравия намерена ускорить развитие национальной военной промышленности с целью уменьшения зависимости от иностранных поставщиков вооружения и военной техники (В и ВТ). В частности, министерство обороны королевства разработало план мероприятий по налаживанию собственного производства запасных частей к различным образцам В и ВТ, состоящих на вооружении ВС страны. Значительное место при этом отводится предприятиям частного сектора. По мнению саудовского военного ведомства, реализация плана позволит существенно сократить расходы на военный импорт.

Командующий Центральным командованием ВС США генерал Дж. Абизайд заявил, что вывод американских военных объектов из Саудовской Аравии летом 2003 г. не означал полного прекращения американского военного присутствия в этой стране. Военнослужащие ВС США продолжают оказывать большую помощь саудовцам в обучении личного состава армии и сил безопасности. В настоящее время в королевстве работают ок. 500 американских военных советников и специалистов. По словам Абизайда, его командование в своих планах продолжает уделять Саудовской Аравии большое внимание.

Приложение

Ближний Восток и Северная Африка: некоторые итоги 2005 года


Обстановка в регионе БВ и СА в 2005 г. характеризовалась наличием серьезных элементов напряженности и нестабильности. Неурегулированными оставались многочисленные конфликты: арабо-израильский, Ирак, Судан, проблема ядерной программы Ирана, Афганистан, Кипр, Западная Сахара, Эфиопия- Эритрея и др. В ряде стран (Ирак, Судан, Афганистан) продолжались вооруженные конфликты.

Кроме того, стала обостряться ситуация вокруг Сирии, ухудшились сирийско-ливанские отношения. Не снижалась активность экстремистских и террористических сил, главным образом исламистской ориентации. Сложной оставалась внутриполитическая ситуация во многих странах. События в государствах региона демонстрировали растущую силу и влияние исламских фундаменталистов.

Арабо-израильский конфликт. Несмотря на известный успех, связанный с реализацией израильского плана размежевания и уходом Израиля из сектора Газа, других позитивных изменений в ближневосточном урегулировании (БВУ) в минувшем году не произошло. Особо отметим, что реализация плана эвакуации из Газы значительно укрепила международные и региональные позиции Израиля. В то же время план «Дорожная карта» пробуксовывал.

Сложной остается ситуация в зоне палестино-израильского конфликта. Усиливается напряженность на территориях, контролируемых ПНА. В целом серьезные подвижки в арабо-израильском урегулировании, в т. ч. на палестинском направлении пока отчетливо не просматриваются. Более того, в связи с уходом с политической арены премьер-министра А. Шарона и связанным с этим осложнением внутренней ситуации в Израиле, решение вопросов БВУ будет, скорее всего, отложено на более поздний срок.

На всем протяжении 2005 г. обстановка в Ираке оставалась нестабильной и напряженной. На высоком уровне сохранялась террористическая и боевая активность сил местной вооруженной оппозиции и иностранных боевиков. Страна превратилась в один из главных полигонов по подготовке террористов. И все же в Ираке, хотя и со значительными трудностями, шел политический процесс, который в целом укладывался в намеченные временные рамки.

В октябре на референдуме была утверждена постоянная конституция страны, а в декабре избран полноправный состав парламента. Однако говорить о скорой стабилизации обстановки в Ираке не приходиться. Очень сильными остаются противоречия между ведущими политическими и религиозными силами страны, усиливается противоборство между арабской суннитской и шиитской общинами, все более отчетливо проявляются сепаратистские тенденции в Курдистане и на юге республики. Нынешние власти Ирака не в состоянии самостоятельно контролировать ситуацию в стране и в значительной степени опираются на помощь многочисленной группировки американских войск.

В предстоящие месяцы следует ожидать усиления политической борьбы в Ираке, что связано с формированием нового правительства, неоднозначной оценкой итогов парламентских выборов различными политическими силами, а также возможными шагами по внесению изменений в конституцию страны.

Заметную напряженность в регионе создавала проблема ядерной программы Ирана. По сути, действия Тегерана в этом вопросе демонстрировали стремление руководства ИРИ добиться от мирового сообщества легализации проведения всего комплекса работ, связанных с обогащением урана, что, фактически, открыло бы путь к созданию иранцами собственного ядерного оружия.

Жесткость позиции Ирана на переговорах по ядерной проблеме заметно усилилась после победы на президентских выборах летом 2005 г. радикальных исламистских сил в лице президента М. Ахмадинежада. По всей вероятности, иранское руководство намерено твердо придерживаться линии на реализацию своей ядерной программы в полном объеме вне зависимости от возможной негативной международной реакции. При этом ситуация вокруг Ирана будет обостряться по мере продвижения работ в ядерной сфере. Отдельно отметим, что неоднократные резкие антиизраильские высказывания М. Ахмадинежада негативно отражаются на имидже современного Ирана, осложняют его внешнеполитическое положение.

Убийство в феврале 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири значительно обострило ситуацию вокруг Сирии и существенным образом изменило обстановку в самом Ливане. В апреле Сирия под давлением главным образом США и Франции вывела свои войск с ливанской территории. На состоявшихся вслед за этим в стране парламентских выборах победу одержали откровенно антисирийские силы.

Однако противоречия между ведущими ливанскими политическими силами по основополагающим проблемам внутренней и внешней политики привели к новому обострению обстановки в стране. В целом ситуация в Ливане не имеет перспектив быстрого урегулирования, но в то же время угроза развязывания в республике новой гражданской маловероятна.

Расследование убийства Р. Харири, обвинения высокопоставленных сирийских официальных лиц в причастности к этому преступлению, недостаточно полное сотрудничество САР с международной комиссией по расследованию дела Харири, постоянное давление Вашингтона на Дамаск с целью вынудить сирийское руководство изменить свою внешнюю и внутреннюю политику создают повышенную напряженность вокруг Сирии. По всей вероятности, конфликтная ситуация вокруг САР может еще больше обостриться.

Важные события произошли в минувшем году в Египте. Их значимость выходит далеко за пределы этой страны. Прошедшие в АРЕ президентские, а особенно парламентские выборы, на которых исламская фундаменталистская «Ассоциация братьев-мусульман» завоевала ок. 20% мест, со всей очевидностью продемонстрировали, что силовые, запретительные методы воздействия на оппозицию, в первую очередь исламистскую, в значительной степени исчерпали себя и в ближайшей перспективе уже не смогут приводить к желаемым властью результатам. В то же время процесс ускорения демократизации общественно-политической жизни, за что так сильно ратуют в Вашингтоне, в условиях сильной слабости либеральных и левых сил в арабском мире будет лишь способствовать приходу к власти исламистов, причем не только «умеренных». Руководители исламистов это четко понимают и поэтому всемерно поддерживают расширение демократических свобод. Это мы наблюдаем не только в Египте, но и в Алжире, Марокко, Сирии, Судане, Ливии, Тунисе, некоторых аравийских монархиях.

Очень сложной и противоречивой остается обстановка в Афганистане. В стране в 2005 г. продолжался политический процесс, главным событием которого стали парламентские выборы. В то же время персональный состав нового депутатского корпуса говорит о том, что правительству президента Х. Карзая придется приложить немало усилий для налаживания работы с парламентом. В стране не прекращаются, причем в минувшем году они даже активизировались, террористические и боевые акции сил вооруженной оппозиции, прежде всего сторонников движения «Талибан». В целом нельзя ожидать скорого разрешения сложного узла афганских проблем.

В январе 2005 г. правительство Судана и повстанцы-южане заключили соглашение о мире, которое в целом соблюдается и практически реализуется. В то же время обстановка на западе страны – в Дарфуре остается нестабильной и напряженной. Во многом ситуация в этом регионе вышла из-под контроля как центрального правительства, так и основных местных повстанческих группировок. Переговоры между Хартумом и повстанцами о политическом урегулировании конфликта фактически зашли в тупик и практического выхода из создавшейся в Дарфуре ситуации пока не просматривается.

Турция в 2005 г. сделала первые шаги по вступлению в Евросоюз, однако процесс ее интеграции в европейское сообщество будет, по всей видимости, долгим и трудным. На юго-востоке страны продолжают действовать курдские вооруженные группировки, периодические совершающие теракты и нападения на представителей власти и военных.

Не произошло в минувшем году конкретных сдвигов в решении проблемы Кипра. Позиции Никосии и руководства северной турецкой части острова по-прежнему очень сильно различаются.

Продолжается милитаризация региона, реализуются ранее заключенные соглашения о поставках крупных партий вооружения и военной техники, подписываются и согласовываются новые. Наибольшие усилия по наращиванию своей военной мощи прилагали такие страны как Турция, Пакистан, Израиль, Иран, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Алжир. Значительную активность в деле расширения военных и военно-технических связей с различными странами БВ и СА проявляли США, Франция, Великобритания.

В целом в ближайшей перспективе существенных изменений в обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке не предвидится. Имеющиеся в регионе конфликты в 2006 г. полностью урегулированы не будут, хотя отдельные позитивные подвижки в разрешении некоторых из них вполне возможны.

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.02929 sec