Израиль: к теории и практике публичных политических "взрывов"

13 декабря 2005
Владимир (Зеэв) Ханин

"Одностороннее отделение" Шарона от собственной правящей партии Ликуд стало, пожалуй, одним из наиболее нетривиальных последствий вывода еврейских поселений из Газы и Северной Самарии. Новая "партия шаронистов" - "Кадима" возникла на базе ранее неформальной "партии власти" – лагерей Шарона в Ликуде и Переса в Аводе. Эту партию сразу же стали надувать как шар, перетаскивая туда куски фракций разных партий, политических лагерей, социальных и этнических лобби и групп интересов, в результате чего она тут же взмыла в опросах общественного мнения до 35-40 потенциальных мандатов.

Появление такой невиданной ранее "партии центра" на первый взгляд настолько не вписывается в устоявшиеся политические стандарты и представления, что заставляет многих аналитиков всерьез рассуждать о коренной перекройке израильской политической карты и перспективах исчезновения самого института "домашних партий", за которые израильтяне привычно голосуют целыми поколениями.

"Вот что такое партия..."

Политические движения и партии современного Израиля традиционно делятся на две группы. Первую образуют т.н. "исторические" партии, которые в массе своей являются потомками политических движений, созданных около 100 лет назад в черте еврейской оседлости Российской империи и восходят к идеологическим течениям раннего сионистского движения: социалистическому рабочему, ревизионистскому (национально-интегристскому), национально-религиозному, и национально-либеральному (т.н. "общие сионисты").

К этой же группе относятся движения, находящиеся вне сионистского консенсуса: исторически двунациональная, но сегодня почти исключительно арабская Компартия ("Хадаш") и партия ашкеназских евреев-ультраортодоксов Агудат Исраэль (Союз Израиля). Последняя образует сегодня вместе с бывшим своим "рабочим" крылом "Поалей Агудат Исраэль" ("Трудящиеся Союза Израиля") и партией ультраортодоксов литовского направления Дегель ха-Тора ("Знамя Торы") блок Яхадут ха-Тора ("Еврейство Торы" - ЕТ).

Вторую группу образуют партии "нового поколения", возникшие как ответ на усложнившуюся структуру современного израильского общества. Это в первую очередь общинные движения евреев-выходцев из различных стран и их потомков, политически оформленные группы профессионально-статусных, субкультурных и прочих секторальных интересов, а также партии, представляющие различные этнические и религиозные сегменты арабского сектора страны.

Значение израильских партий, по мнению многих спецалистов существенно превосходящих вес аналогичных институтов в большинстве демократических стран, во многом объясняется их исторической ролью в становлении страны и израильской государственности. Еврейские партии ишува (организованного еврейского поселения в Палестине/Эрец Исраэль) в условиях еще отсутствующего национального государства брали на себя целый ряд обычно несвойственных партиям функций.

Так, помимо собственно политической деятельности, партии занимались культурно-массовой работой и создавали системы школьного образования, спорта и досуга; принадлежавшие партиям организации создавали сельскохозяйственные поселения и застраивали городские кварталы; партии через контролируемые ими профсоюзные объединения создавали и руководили промышленными предприятиями и больничными кассами, равно как и театральными коллективами, вооруженными организациями, и т.д.

Партийно-политическая деятельность и после провозглашения независимости государства продолжала оставаться одной из наиболее динамичных сфер общественной жизни. Более того, в каком-то смысле их влияние даже возросло: партии получили доступ к министерствам и крупным государственным компаниям (в некоторых случаях фактически превратив их в свои "филиалы") и активно распределяли квоты на прием репатриантов, расселяя их в подконтрольных партиям киббуцах (коммунах), мошавах (кооперативных поселках) и городских кварталах. В итоге, партии в Израиле стали своего рода "культурно-идеологическими сообществами", с которыми идентифицируются значительные сегменты израильского населения.

С течением времени большинство израильских партий утратили несвойственние политическим движениям такого рода организационно-хозяйственне функции, приблизившись по типу к партийным объединениям западных стран. Более того, по мнению ряда аналитиков, главный центр принятия решений в последние десятилетия неуклонно перемещается из сферы партийно-политической деятельности в иные структуры.

Тем не менее, общественная и политическая роль партийных институтов в Израиле все еще исключительно высока. Этот вывод подтверждается вовлеченностью населения в партийно-политическую деятельность: примерно 10-12% избирателей последовательно заявляют о своей принадлежности к той или иной партии, что в 2-2,5 раза превышает долю населения, состоящих в политических партиях в большинстве стран Европы.

Соотношения влияния партий и их место на политической карте страны связано с их подходом к четырем основным группам противоречий, которыми являются:

1. "левые" (принцип "мир в обмен на территории") или "правые" ("мир в обмен на мир") взгляды на арабо-израильский конфликт и проблемы безопасности, являющиеся основным водорозделом израильской политики;

2. взаимоотношения государства и религии (проблема "еврейского демократического государства");

3. отношения между этническими (евреи, арабы, другие национальные группы) и субэтническими (общины выходцев из разных стран) общностями;

4. различия социальных и классовых интересов.

В соответствии с позицией, занимаемой той или иной партией по этим проблемам, а также исходя из ее происхождения, состава и заявленных целей, израильские партии принято относить к одному из 5 лагерей: "левому", "правому", центристскому, религиозному и арабскому.

В более широком контексте главного вопроса израильской политики, которым является: безопасность, границы, идентичность государства и взаимоотношения с арабским миром - "секторальные" арабские и еврейские религиозные партии традиционно тяготеют соответственно к "левому" и "правому" лагерям израильского политического спектра. Что касается "центристского" лагеря, он исторически возник как ниша для партий, которые пытаются предложить обществу либеральную в социально-экономическом и в гражданском смысле альтернативу "лево-социалистическим" и "право-консервативным" блокам одновременно.

Однако, подобно возникшим еще на заре сионистского движения "Общим сионистам", постоянно, как феникс из пепла возникающие либеральные партии, столь же постоянно "ломались" о все то же главное и извечное право-левое противостояние в израильской политики.

Более того, со временем позиции главных политических сил "левого" и "правого" лагерей – левоцентристской Аводы и правоцентристского Ликуда, конкурирующих за "умеренного" избирателя и голоса среднего класса (а это сегодня около 70% населения) сблизились как по внешнеполитическим, так и по социально-экономическим вопросам. В итоге "центристский промежуток" между ними сузился до узкого пятачка, способного вместить не более 12-15 (в исключительных случаях, чуть больше, но, как правило, меньше) мандатов.

Именно эти "плавающие" мандаты и пытаются получить "центристские" партии, которые время от времени появляются на израильской арене. За неимением других возможностей эти партии пытаются, часто небесуспешно, собрать голоса либо под конкретную тему (Голаны, права репатриантов, "борьба с религиозным засильем и т.п.), либо под популярного лидера (либо целое "созвездие таких лидеров), одновременно старательно "выводя за скобки" тему арабо-израильского конфликта.

Понятно, что не будучи укорененными ни в одном из культурно-идеологических сообществ, центристские партии переживают, в лучшем случае, одну-две каденции, и исчезают как только уходят их лидеры, деактуализируется поднятая ими тема, или новый виток арабо-израильского противостояния разводит их избиратерей по привычным "право-левым" квартирам.

Это "железное правило", впрочем, не удерживает очередные группы политиков от искушения заполнить собой соблазнительно пустую "центристскую" партийную нишу – с вполне предсказуемой перспективой.

Сломалась ли система?

Работает ли описанный механизм сегодня? Иными словами, не произошли ли в израильской политике и израильском обществе такие подвижки, которые приводят к слому существующих партийно-политических лагерей и делают возможным появление перспективного центристского проекта? На первый взгляд, итоги выборов 2003 г. дают основания для такого вывода. Ликуд получил на выборах 38 (а после присоединения ИБА – 40) мандатов, вдвое больше чем ближайший соперник – Партия труда. "Неидеологический центр", насчитывавший после выборов 1999 г. 14 мандатов (6- Партия Центра, 6 – ИБА, и 2 - Ам Эхад) при этом сократился до 5, вскоре после выборов присоединившиеся, по закону жанра, к правоцентристскому Ликуду и левоцентристской Аводе.

Показательно, что на 9 мандатов – ровно настолько, насколько уменьшился центр - "поправился" левоцентристский Шинуй, заявивший не вполне обоснованные претензии на роль новой партии центра. (Речь, в данном случае, скорее шла о более сложном перераспределении мандатов в рамках левого лагеря, откуда Шинуй получил как минимум пять из своих 9 новых мест в Кнессете)

Ликуд, в свою очередь, сумел не только "вернуть домой" многие из уплывших в другие правые партии в эпоху "партийного полиморфизма" 1996-2001 гг. мандатов, но и привлек немалую часть центристских и умеренно-левых избирателей, сильно "перекосив" тем самым сложившуюся в Израиле двублоковую систему. Сама партия при этом превратилась в весьма аморфный "политический супермаркет", под крышей которого до поры уживались разнородные, если не противоположные по взглядам идеологические лагеря и группы политических, социальных, экономических и секторальных интересов.

Справедливости ради отметим, что и победивший на прямых выборах Премьер-министра в 1999 г. лидер Аводы Эхуд Барак пытался превратить в нечто подобное возглавляемый им блок "Единый Израиль", расширяя его аморфную структуру и укрепляя в ее рамках институты своей личной власти за счет формальных структур Партии труда.

Сложившуюся в последние десятилетия, но уже "накренившуюся" после выборов 2003 г. израильскую партийно-политическую систему, казалось, окончательно добил ноябрьский 2005 г. "большой взрыв": реванш "новых левых" в Аводе, выход оттуда Шимона Переса и его сторонников, и их присоединение к Ариэлю Шарону, покинувшему в это же время Ликуд в сопровождении еще 13 депутатов от этой партии.

Возникшую в итоге партию "Кадима" Шарон формирует как нестандартно широкую, идеологически аморфную и жестко контролируемую им лично организацю в центре политического спектра Израиля – т.е., как политическое движение, в которое Шарон пытался, но не смог превратить Ликуд.

Однако по прошествии почти месяца, когда дым от этого "взрыва" начал рассеиваиться и "осколки" уже разлетелись, так ли уж непривычно выглядит израильский общественно-политический ландшафт? Какие подвижки произошли (если произошли) в обществе, покажут выборы, но в Кнессете, пока суд да дело, парадоксальным образом, воспроизвелось распределение веса партийно-политических лагерей конца 90-х гг. (см. таблицу 1).

Предварительные выводы

Итак, "Большой взрыв" не столько усугубил, сколько ликвидировал последствия драматического передела зон влияния в ходе выборов 2003 г., вернув расстановку партийных сил в Кнессете к более естественному для израильской политики состоянию. Не будем спешить ставить в этой истории точку. Выборы – почти через четыре месяца, это большой для Израиля срок, и только по его истечении станет понятно, какой из трех возможных сценариев реализуется:

Возвращение израильская политическая системы к "полуконкурентной" ситуации 50-х - начала 60-х гг., с той разницей, что функция доминантного центра власти, которую тогда выполняла "партия бен-гурионистов" Мапай/Авода, на это раз займет "партия шаронистов" Кадима.

Примерно равный "передел" средней части израильского политического спектра (примерно 70% избирателей) между левоцентристской (Авода?) центристской (Кадима?) и правоцентристской (Ликуд?) партиями и трансформация израильской политической системы из двублоковой в стабильно-трехпартийную

Становление "Кадимы" как классической партии центра, имеющей все шансы, вне зависимости от того, какой урожай голосов она соберет на ближайших выборах, повторить судьбу всех израильских "центристских партий" – развалиться на куски и исчезнуть уже через 1-2 каденции

Ответ на вопрос, куда пойдет партийно-политический Израиль, мы пока не знаем, но получим довольно скоро...

Таблица 1.

Партийные лагеря

Периоды
Пост-сионистские и несионистские (арабские) националистические Лево-центристские "Неидео-логический центр" Право-центристские Ультра-сионистские и несионистские (еврейские) националистические

Выборы 1999 г.

Мерец – 10 Арабы – 10 Авода -26
Шинуй- 6 Центра - 6 ИБА - 6
Ам Эхад- 2 Ликуд -19
ШАС – 17 НДИ – 4
Нац. единство - 4
Мафдал – 5 ЕТ - 5
Итого

20 32 14 36 18

Выборы 2003 г.

Мерец – 6 Арабы – 8 Авода -19 Шинуй-15 (+ 2 АЭ)
ИБА – 2 (вступили в Ликуд)
Ам Эхад -3 (вступили в Аводу и Ликуд) Ликуд -38
ШАС – 11 (+ 2 ИБА и 1 АЭ) НДИ – 3 Нац.ед-во - 4
Мафдал – 6 ЕТ - 5

Итого

14 36 Исчез 53 18

Перегруппировка сил в 17-ом Кнессете
Мерец – 6 Арабы – 8 Авода – 18 Шинуй – 15
Кадима (14- Ликуд 3 - Авода 1 – АЭ
1 - НДИ Ликуд -26 ШАС – 11 НДИ – 2
Нац.ед-во - 6 Мафдал – 4 ЕТ – 5

Итого
14 33 19 37 17

Институт Ближнего Востока

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03626 sec