Авиакатастрофа с пятой попытки: При крушении военного транспортника в Иране погибли по меньшей мере 105 человек

07 декабря 2005
Андрей Ломкин

В среду в Тегеране были завершены спасательные работы на месте падения военно-транспортного самолета американского производства Lockheed C-130 Hercules.

Даже спустя сутки после авиакатастрофы непонятно, сколько всего человек погибло. Зато стали известны любопытные подробности - оказывается, еще до взлета экипаж знал, что машина не дотянет до места назначения.

Самолет иранских ВВС направлялся из тегеранского аэропорта Мехрабад в город Бендер-Аббас на юге страны. На его борту находились 94 человека – 84 пассажира и 10 членов экипажа. Большинство пассажиров – 68 человек – составляли журналисты. Корреспонденты ведущих иранских информагентств, в том числе IRNA, ISNA, Fars, а также съемочные группы государственных телеканалов направлялись освещать военные учения иранских вооруженных сил в районе Персидского залива. Кроме журналистов, на борту самолета находилось несколько высокопоставленных офицеров, например глава управления пропаганды вооруженных сил Ирана бригадный генерал Аббас Ваизи.

Как пишет в среду иранская пресса, первоначально взлет был запланирован на 7 утра. Однако борт не смог взлететь вовремя - барахлили двигатели. "Мой муж позвонил мне в восемь и сказал, что возникли технические проблемы, - говорит жена фотографа, который находился на борту разбившегося лайнера. - Я перезвонила ему в 10 часов, но самолет был еще на земле. Муж сказал, что пилот отказывается лететь, объясняя свое решение серьезными проблемами с авиационным оборудованием". Как передает BBC News, экипаж четыре раза пытался запустить двигатели, но каждый раз глушил их - техника работала нестабильно. Лишь пятая попытка дала удовлетворительный результат и C-130 смог взлететь.

Однако неприятности преследовали самолет и в небе.

Через восемь минут после взлета пилот сообщил на землю о проблемах с двигателями и запросил разрешение на экстренную посадку. По некоторым данным, разрешение дали не сразу - была занята взлетная полоса. Как бы то ни было, но до аэропорта самолет недотянул. Разворачиваясь над жилыми кварталами Тегерана, "Геркулес" стал быстро терять высоту.

По свидетельству очевидцев, одно из крыльев лайнера было в огне. В 14:10 по местному времени самолет врезался в десятиэтажный многоквартирный дом. Крупнейшей в истории Ирана авиакатастрофой считается крушение Ил-76 ВВС Ирана на юго-востоке страны в феврале 2003 года. Тогда погибли 302 человека.

"Это было похоже на землетрясение, - говорит 25-летняя Реза Садеки, которая работает в магазинчике неподалеку. - Взрывной волной меня отбросило метра на три. Я почувствовала жар... это было похоже на ад". В здании, в котором, по данным городской администрации, проживало около 250 человек, в основном военнослужащие и члены их семей, тут же начался пожар. "Я была дома, когда неожиданно раздался грохот, в окнах вылетели все стекла, затем я увидела пламя... больше ничего не помню", - говорит одна из пострадавших.

Пожарные приехали уже через несколько минут, довольно быстро они израсходовали весь имеющийся запас воды, но с огнем так и не справились. Перед взлетом "Геркулесу" залили полные баки, и, чтобы их потушить, нескольких пожарных расчетов было явно недостаточно. "Пытаясь спастись от жара, люди стали выпрыгивать из окон. На это было страшно смотреть", - говорит один из очевидцев трагедии. "Я видел, как выбросилась маленькая девочка", - сокрушается полицейский. По его словам, самолет упал в середине дня, когда в доме находились в основном женщины и дети.

Lockheed C-130 Hercules выпускается американской авиастроительной компаний Lockheed Martin с 1954 года. Она произвела 2041 самолет С-130. Нынешний инцидент стал 281-м крушением самолета такого типа. Самой крупной катастрофой C-130 до сих пор считается произошедшая в сентябре 1992 года в Нигерии. Тогда у C-130 сразу после взлета отказали двигатели, и он рухнул на землю. Погибло не менее 158 человек.

Источник: "Коммерсант"

Позднее к дому, который после столкновения с самолетом превратился в развалины, были присланы дополнительные пожарные расчеты. Всего в тушении огня, а также поиске пострадавших были задействованы сотни пожарных, спасателей и военнослужащих. Чтобы справиться с огнем, им потребовалось несколько часов.

Погибли все, кто находился на борту самолета, а также несколько десятков человек на земле - в основном жители дома. По официальным данным, в авиакатастрофе погибли 105 человек, еще три человека позднее скончались в больнице. Еще 50 человек получили ранения различной степени тяжести, при этом 28 были позднее доставлены в больницы. В то же время Reuters, AP, а также некоторые иранские СМИ настаивают на том, что авиакатастрофа унесла жизни по крайней мере 115 человек, а до ста человек получили ранения.

В среду утром были завершены спасательные работы и уборочная техника приступила к расчистке завалов. Началось опознание тел погибших, пока идентифицированы только 29 трупов. Процедуру затрудняет то, что многие тела сильно изуродованы - специалисты говорят, что в некоторых случаях не обойтись без ДНК-экспертизы. Ожидается, что первые похороны состоятся уже в среду.

Журналисты Ирана оплакивают погибших коллег. "Это черный день в истории журналистики, погибло беспрецедентное количество наших коллег", - говорит министр культуры Ирана Мухаммад Хуссейн Саффар-Харанди. Свои глубокие соболезнования родственникам и близким погибших выразил и иранский президент Махмуд Ахмадинежад, который во вторник прилетел в Саудовскую Аравию для участия в заседании внеочередного саммита Организации Исламская конференция.

Еще во вторник для расследования причин катастрофы была создана госкомиссия. Сегодня стали известны первые итоги ее работы. Уже установлено, что причиной катастрофы самолета С-130 в Иране стал отказ двигателей.

Подобных результатов следовало ожидать с самого начала. Самолет С-130 поставлялся в Иран до исламской революции 1979 года. После расторжения отношений с США Тегеран не закупал ни самих машин, ни запчастей к ним. Заменить или хотя бы капитально отремонтировать выработавшие за тридцать лет свой ресурс "Геркулесы" - а их в строю остается около пятнадцати - иранские ВВС не могут.

Lenta.Ru

Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Постоянный адрес новости:

Поиск

Подписка


Главный редактор Иран.ру
Пишите в
редакцию ИА «Иран.ру»

info@iran.ru

Page load: 0.03126 sec